КУЛЬТУРЫ СЕВЕРНОГО ПОБЕРЕЖЬЯ
Период, известный археологам под названием Раннего промежуточного периода, или периода мастеров-ремесленников, достиг на побережье Перу наивысшего уровня развития около
Последние исследования, судя по всему, указывают на то, что здесь влияние культур высокогорья было нерегулярным как по времени, так и по степени контроля или торговым связям с народами мочика и наска. Очевидно, что наиболее остро влияние этих народов проявлялось на южном побережье. В некоторой степени культура Уари возникла в результате связей между местными культурами Аякучо, например уарпой, и более поздними фазами культуры наска.
На севере высокий профиль города Чан-Чан и великолепные памятники долин Моче, Чикама и Као уменьшили важность археологических находок в районе г. Ламбаеке. Более того, открытие в
В рассматриваемый период на протяжении короткого времени (700-800 гг.) уарии начали оказывать влияние на оба культурных центра севера. В результате этого присутствия высокогорий северные долины стали сильнее, и с полным основанием можно говорить о царстве Сикан в
Батан-Гранде и царстве Чиму в долине Моче. Наконец, около
Археологи решили использовать название Чиму для обозначения ряда культурных характеристик, а название Чимор оставить для доколумбова государства, просуществовавшего до XV или XVI в., когда оно боролось с инками. Колониальные документы свидетельствуют о том, что коренные жители называли себя мочика по меньшей мере до XVIII в.
Типичным северным памятником этого периода является г. Чан-Чан (рис. 36), расположенный в долине Чикама вблизи Тихого океана, в нескольких километрах от современного г. Трухильо. Центральное ядро города занимало площадь порядка 6 кв. км, но остатки стен и связанных с ними построек расположены в радиусе
Рис. 36. Архитектурный орнамент Чиму, вылепленный из глины в Чан-Чане (Перу), 1000-1466 гг. (no Hagen. Realm of the Incas, NY 1957, p. 30)
До
Живя в долинах, образованных извилистыми реками, народ Чиму тщательно разработал систему каналов, которые давали ему возможность постоянно заниматься земледелием. Аллювиальные террасы, расположенные на возвышенных местах, высыхали естественным путем, но на берегах рек из-за постоянного орошения происходило засоление почв. Сам Чан-Чан получал воду из 140 источников, расположенных в пределах цитаделей и прочих внутренних зданий, известных как «дворцы», а также строений, где, предположительно, обитали слуги и люди более низкого ранга. На южном краю города использовалась система «затопленных садов». Она заключалась в раскапывании земли до грунтовых вод и высевании там сельскохозяйственных культур. Самыми важными из них были хлопок, маис и бобы.
Если принять во внимание физическое строение перуанской береговой линии, то становится ясно, что с древних времен была незаменимой система дорог, связывающих долины. Народ Чимора пользовался дорогой, следы которой до сих пор сохранились между Мотупе и Чао и между Хекетепеке и Моче.
Около
Специалисты немало размышляли об упадке гончарного дела у народа мочика в это время. Высказанные в этом направлении соображения необходимо подвергнуть ревизии ввиду того, что политическое образование типа Чиму требовало значительного количества простых утилитарных сосудов, и литейные формы стали использовать повсеместно именно для того, чтобы удовлетворить непрекращающийся спрос. Самой распространенной формой здесь был сферический кувшин со слегка уплощенным основанием и шейкой в виде серьги или хомута. В тело сосуда иногда вставляли трубчатую дугу, к которой добавляли небольшую фигурку животного или человека. Также встречаются формы в виде людей, животных, растений и фруктов (илл. 317-319).
Как уже отмечалось выше, около
Источник - История человечества. В 8 томах. Том 4. VII-XVI века. Под редакцией М. А. Аль-Бахита, Л. Базена и С. М. Сиссоко