Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

ДЕТИ СОЛНЦА

Том 4. VII-XVI века ::: История человечества. Америка

Ни одно из высокогорных царств, возникших после падения Уари, не могло соперничать с главенством прибрежного царства Чиму, контролировавшего северное побережье и угрожавшего народам близлежащих гор. В Чиму существовала компактная система управления и идеология, распространявшаяся за пределы самого государства, а технология его не знала себе равных. Однако маятник власти вновь отклонился в сторону гор, и правители Куско распространили свое влияние на всю территорию Анд, оказывая особое внимание своим северным соседям.

Исследователям еще предстоит составить разумный объем знаний об инках. Частично это объясняется тем, что Куско заселялось непрерывно, а современная территория города располагается над старым колониальным и доиспанским городищем. В результате этого возникают материально-технические проблемы и разгораются страсти, которые осложняют проведение раскопок на этой территории. Похожие проблемы появляются и при изучении документов, которые, как и все письменные источники, сохранившиеся в архивах на территории Анд, имеют низкое качество и ограниченное число изданий. Эти документы во многом уступают, например, мексиканским. Только в последние десятилетия стали появляться критические издания, а также труды по этнографии и фольклору, хотя эти области привлекали значительное внимание еще в 1940-1950-х гг.

Если соединить фрагменты имеющейся информации, то станет ясно, что около 1200 г, н.э. долина Куско разделилась на несколько образований феодального типа, возглавляемых кураками и постоянно воевавших друг с другом, хотя ни одно из них не смогло захватить власть во всем регионе. Индейское племя инков, появившееся позднее, ненамного отличалось от индийских племен санью, алькависа или аямарка, которые считаются коренными жителями этих территорий. Все они имеют общую историю войн и довольно ненадежных союзов, где пакты, направленные против третьих сторон, столь же часты, сколь и браки по династическим причинам. Такая ситуация, видимо, изменилась, когда по инициативе группы инков началась работа по осушению болотистой почвы долины.

Нельзя утверждать, что вышесказанное автоматически опровергает информацию о происхождении «первой династии», так как часть ее, несомненно, описывает ситуации, сопутствующие развитию зачатков государственности. Так, согласно легенде, в первые дни Верховный Инка и боги проживали вместе в Интиканче - своеобразном дворце с церемониальным центром, причем считалось, что Инка творит чудеса с помощью талисманов и заклинаний, и т.п. Это может свидетельствовать о том, что тогда гражданская и религиозная власти, сегодня известные нам по отдельности, были тесно связаны.

Однако по мере развития государства Тауантинсуйу эта картина значительно изменилась, в частности потому, что расширение правящего класса требовало увеличения объема дани и приводило к расхождению интересов. Более того, возникала необходимость в специализации ремесленных производств. Для этого требовался качественный и количественный скачок, преобразующий более или менее свободный союз феодальных владений кураков в единое государство. Легендарный язык хроник того времени объясняет этот процесс через «войну с чанка», о которой уже упоминалось.

В археологическом отношении гончарные изделия, производство которых развилось в пору расцвета империи инков (1300-1500 гг.), видимо, базировалась на традициях местной керамики, названной кильке и встречающейся в основном в бассейне р. Уатанай, одной из ближайших к монументальной столице. Аналогично, в долине р. Лукре, которая тоже протекает недалеко от Куско, были обнаружены артефакты, напоминающие об Уари. Руины зданий здесь напоминают остатки г. Пикильякта, к тому времени уже заброшенного. Керамика, найденная в районе Лукре и относящаяся к культуре котакальи, свидетельствует о том, что этот регион смог пережить присутствие народа из Аякучо и что кильке и котакальи - это две из групп, появившихся здесь, когда исчезло правление уариев.

В социальном отношении, учитывая всех и каждого жителя города и обеспечивая элитный статус членов семей-основателей, правители Куско были двойной иерархической группой правящих чиновников на службе у государства Тауантинсуйу.

Хорошо известно, что их первые военные походы проводились по высокогорному пути, и победив чанка на севере, они должны были повернуть на юг, чтобы взять под контроль озерные царства. Затем, покорив народы северо-западных перуанских гор, они продолжили свое довольно вялое продвижение к Кито. Центральное побережье было территорией, к которой они стремились, продвигаясь в этом направлении медленно, но верно. То же можно сказать и об их продвижении к святилищу Пачака-мак. Как указывалось выше, несложно увидеть, как инки застраивали места, оставленные для некогда могущественного бога землетрясений уариев. Иногда эту связь сложно объяснить, как в случае с созданием государственного образования «феодального типа» у чинча. Судя по всему, оно было политическим объединением с центральным правительством и бартерной системой хозяйствования, а сами чинча плавали практически вдоль всего перуанского побережья на больших плотах. Когда в 1532 г. в засаду, устроенную Ф. Писарро, попал правитель инков Атауальш, многие испанцы считали, что этот человек - правитель чинча из-за его одеяния и числа слуг, его сопровождавших.

Это контрастирует с деструктивным отношением более поздних инков к северному побережью, где город-государство Чан-Чан был в руинах, когда его впервые увидели европейцы. Существовали разные мнения в отношении того, подчинить ли огромную территорию, в конечном счете находившуюся под властью инков, или заключить союз с живущим там народом. Империя инков, протянувшаяся от г. Пасто в Колумбии до р. Мауле в Чили и захватившая горы с притоками Амазонки на восточной границе, была крупнейшей политической организацией, когда-либо существовавшей в Новом Свете.

Любопытно, что упоминания о завоевании восточного склона Анд носят своего рода «извинительный» характер: согласно официальным источникам, «чунчос», или дикари не стоили и попытки завоевания. Вместе с тем есть доказательства, что именно такие попытки инки делали не раз. Как ни странно, эти попытки не начинались по естественному течению рек Апуримак и Урубамба, охватывающих регион Куско с двух сторон, а затем севернее образующих р. Укаяли. Упорно, но тщетно инки предпочитали двигаться по территории, занятой джунглями вокруг самого Куско, начиная с долины Юкай и основав поселение Вилькабамбо, которое впоследствии стало их последней стоянкой. Другие, более поздние, попытки начинались с Мадре-де-Диоса в направлении на северо-восток от Куско, но их результаты были столь же тщетны.

Вероятно, механизм общественного контроля лучше всего работал в группах населения, живших по хорошо известным производственным циклам, прежде всего - связанным с сельскохозяйственным производством; в такой системе ярмарки и различные календарные события (например собрания) могли проводиться под эгидой щедрого патрона (Верховного Инки или его чиновников). Цель постройки или реставрации монументальных комплексов (таких как Уанакопампа) заключалась в превращении фактического подчинения местных групп в празднование, чтобы эти группы считали строения и чиновников Куско (или чиновников, подготовленных в Куско) устроителями своей жизни.

Подобно правителям Уари, инки превратили свою архитектуру в символ своего политического присутствия. Некоторые здания, такие как усно, можно встретить почти в каждом уголке Тауантинсуйу. В некоторых случаях в их сосудах, простых и функциональных, например в керос, сохранялись предшествующие традиции, и декор, в основном геометрического характера, тоже был перенят у предшествовавших культур. Однако нельзя делать поспешные заключения на основании лишь имеющихся письменных отчетов, а не из систематических раскопок Куско, которые еще не начались. Здания, которые можно увидеть в столице, постоянно были заняты с 1532 г. вплоть до наших дней, что осложняет проведение археологических работ, которые должны были быть предприняты уже давно. Но даже в этом случае руины недавнего прошлого (в городах Писак, Оллантаитамбу или Саксаиуаман) дают нам некоторое представление о том, каким мог быть город городов доколумбовой Америки (илл. 320-322).

БИБЛИОГРАФИЯ

BONAVTA, D. 1991. Peril hombre e historia. De los origenes al sigio XV Ediciones Edubanco, Lima.

CASAEVITZ, R; SAIGNES, Т.; TAYLOR, A. C. 1988. A este de los Andes. I Relaciones entre las sociedades amazonicas у andinas entre los siglos XV & XVII. Ediciones Abya-Yala-IFEA, Lima and Quito.

COOK, A G. 1994. Wari у Tiwanaku,- entre el estilo у la imagen. Pontifida Universidad Catolica, Lima.

GONZALEZ CARRE, E. 1992. Los Senorios Chankas. Indea, Lima.

HUERTAS, L 1990 Los chances у el proceso distributive en los Andes, to Historia у Cultura, No 20. Lima.

ISBELL, W. H. 1985. El origin del estado en el valle de Ayacucho. In: Revista Andina, No. I, pp. 57-106.

MANZANILLA, L. 1992. Akapana: Una piramide en el centra del mundo, Instituto de Investigaciones, Mexico City.

MATOS, R. 1994. Pumpu. Centro Administra tivo Inka de la Puna dejunin. Editorial Horizonte, Lima.

MILLONES, L 1987. Historia у poder en los Andes centrals (desde los origenes al siglo XVII). Alianza Universitaria, Madrid. — 1997. El rostro de la fe. Doce ensayos sobre religiosidad andina. Pablo de Olavide. El Monte, Seville.

MORRIS, C; THOMPSON, D. E. 1985. Huanuco Pampa. An Inca City and its Hinterland. Thames & Hadson, London, Madrid. MORRIS, C; VON HAGEN, A. 199-3. The Inca Empire and its Andean Origins. American Museum of Natural History, New York.

PARSONS, J.; HASTINGS, С 1992. Late Intermediate Period. In:

KEATING, R. W. (ed.) Peruvian Prehistory. Cambridge University Press, Cambridge.

RAYMOND, S. 1992. A View from the Tropical Forest. In:

KEATING, R. W. (ed.) Peruvian Prehistory. Cambridge University Press, Cambridge.

RICHARDSON, J. 1994. People of the Andes. St. Remy Press and Smithsonian Institution, Montreal.

ROSTOROWSKI, M. 1997. Costa Peruana Prehispanica. Instituto de Estudios Peruanos, Lima.

SHIMADA, I. 1995. Cultura Sican. Edubanco, Lima.

TOPIC, J. R. 1985. Huari and Huanachuco. Paper prepared for Huari Round Table. Dumbarton Oaks (16-19 May 1985), Washington, DC.

TOPIC, T. L. 1990. Territorial expansion and the kingdom of Chimor. In: MOSELEY, M. E. and CORDY, A. C. (eds) The Northern Dynasties, Kingship and Statecraft in Chimor. Dumbarton Oaks, Washington, DC. UCEDA, S,; MUJICA, E. (eds) Moche, propuestas у perspectives. Universidad Nacional de Trujillo and IFEA, Lima.

ZARZAR, A 1989. Apo Capac Huaina, Jesus Sacramentado. Mito, Utopia у milenarismo en el pensamiento de Juan Santos Atahualpa. Ediciones CAAAP. Lima.


Источник - История человечества. В 8 томах. Том 4. VII-XVI века. Под редакцией М. А. Аль-Бахита, Л. Базена и С. М. Сиссоко