История доинкского населения Перу
К моменту первых контактов с европейцами в XVI в. население того района мира, который занимает ныне республика Перу, прошло долгий путь исторического развития от первобытных охотников эпохи позднего плейстоцена до раннеклассовых государств и империй.
Своеобразие развития и тесные связи между народами, населявшими этот район, позволяют выделять его в особую культурно-историческую область - Центральные Анды. Наряду с Мезоамерикой и Промежуточной областью он входил в обширную зону древних цивилизаций Нового Света, протянувшуюся от Центральной Мексики до Боливийского Альтиплано.
Территория Перу распадается на три большие природно-географические зоны. Это коста - узкая прибрежная полоса каменистой пустыни, прорезанная долинами небольших речек, сбегающих с Анд в Тихий океан; сьерра - горные хребты и плоскогорья, разделенные глубокими долинами больших и малых рек, и монтанья - восточные склоны Анд, покрытые тропической растительностью и переходящие в Амазонскую низменность.
Разнообразие природных условий и ресурсов во все эпохи древнейшей истории Перу определяло специфику экономики и культуры различных районов и в то же время способствовало развитию обмена между зонами, шедшего по речным долинам и горным перевалам. При огромном (более 4000 м) перепаде высот большую роль в жизни древнего человека играла также вертикальная зональность.
Изучение древностей Центральных Анд началось практически сразу после испанского завоевания в 30-е годы XVI в. Много сведений о государстве инков, с которым столкнулись конкистадоры, содержится в хрониках и прочих письменных источниках вплоть до XVIII в. В них есть также информация, связанная с другими народами и с эпохами, предшествующими установлению инкского господства.
После достижения независимости в 1826 г. Перу становится объектом пристального внимания европейской науки. В первой половине и середине XIX в. эти места посещают известные путешественники и ученые - А. Гумбольдт, И.Я. Чуди, А. д'Орбиньи, Э.Дж. Скуайер, Э. Миддендорф и др. Оставленные ими подробные описания наиболее ярких археологических памятников сохраняют свое значение до сих пор. В то время для музеев Европы были собраны первые крупные коллекции перуанских древностей. Их, как правило, связывали с инками, поскольку именно они были хорошо известны по письменным источникам.
Систематическое изучение археологических памятников Перу началось с конца XIX в. и уже к рубежу XX столетия стало ясно, что инкской державе предшествовал долгий и сложный путь исторического развития. Первую схему древней истории по археологическим данным создал "отец перуанской археологии" М. Уле, который показал, что задолго до инков по всей территории страны распространилось
влияние боливийской культуры Гиауанако. В результате работ М. Уле доинкская история Центральных Анд приобрела значительную хронологическую глубину.
В 1919 г. Х.С. Тельо открыл культуру Чавин, которую он считал праматерью всех перуанских цивилизаций, связывая их происхождение с Амазонией. Тем не менее в 20-30-е годы многие исследователи (П. Риве, М. Уле, X. Хихон-и-Кааманьо и др.). рассматривая эту проблему, выводили древние цивилизации из Мезоамерики или других областей. В то же время А.Л. Кребер высказал мнение об их складывании на местном архаическом субстрате.
К концу 40-х годов были получены большие археологические материалы. Особенно обогатились знания о древностях северной части побережья, где Р. Ларко Ойле и другие ученые исследовали яркие памятники цивилизации Мочика и выделили ряд новых культур. Все это позволило выстроить сложную схему древнейшей истории Перу, в которой периоды регионального развития перемежались тремя раннеперуанскими культурными горизонтами - Чавина, Тиауанако и инков.
Па основе этой схемы У.К. Беннет выдвинул концепцию "перуанской общей традиции", рассматривая древнее Перу как синхронно развивающееся единство, характеризуемое рядом черт, общих для всей территории. В этой концепции недостаточно учитывались неравномерность и специфика развития отдельных районов I Митральных Анд на различных этапах их истории. Она носила излишне обобщенный и статичный характер.
В 50-60-е годы группа археологов Калифорнийского университета во главе с Дж.Х. Роу создали дробную относительную хронологию ряда районов Перу, заложив основу для детальных сопоставлений древних культур во времени. Тогда же в практику перуанской археологии был широко внедрен метод радиоуглеродного датирования.
Наряду с исследованиями традиционного плана, посвященными установлению хронологических соотношений и характеристике древних культур, в перуанской археологии возникает ряд новых тенденций. Г.Р. Уилли, изучая памятники долины Пиру, сформулировал основные принципы "поселенческой археологии'' - направления, которое позже нашло широкое использование при изучении древностей многих районов мира. Г.Р. Уилли придавал большое значение вопросам палеоэкономики, системе расселения, появлению городских центров, т.е. историческому осмыслению археологических материалов. Перуанской археологии посвящена большая глава в южноамериканском томе его "Введения в американскую археологию" (1971 г.).
В 50-е годы складывается и национальная школа перуанских археологов.
Начиная с раскопок поселения Уака-Приета в 40-е годы XX в. внимание археологов привлекают древности докерамического периода, связанные с формированием земледелия, которое послужило одной из предпосылок складывания древнеперуанских цивилизаций. Исследования, проведенные в 1969-1970 гг. экспедицией Р.С. Мак-Нейша в долине Аякучо, сделали возможной детальную реконструкцию этого процесса в горном Перу. В то же время изучение докерамических памятников побережья привело исследователей к мысли о прогрессивном развитии населения на базе присваивающей экономики, основанной на рыболовстве, морском собирательстве и охоте. Накопленные материалы позволили М.Э. Мосли в середине 70-х годов сформулировать гипотезу о приморской основе андской цивилизации. Сходная точка зрения независимо возникла и в нашей науке.
Исследования последних десятилетий заставили пересмотреть сложившуюся картину возникновения древнеперуанских цивилизаций. На северном и центральном участках побережья были открыты храмовые центры раннекерамического периода (Уака-де-лос-Рейес, Гарагай и др.) с монументальной архитектурой и скульптурой чавиноидного облика. В то же время радиоуглеродное датирование показало, они древнее, чем сама культура Мании. Таким образом было разрушено представление о древнейшем культурном горизонте, связанном именно с этой горной культурой.
К настоящему времени накоплен значительный материал по культовым центрам докерамической и раннекерамической эпох севера горного Перу (Котош, Уарикото, Уакалома и др.). В результате всех этих открытий стало возможно реконструировать, хотя бы в первом приближении, процесс становления древних цивилизаций на севере Перу. Южная часть страны остается, к сожалению, недостаточно изученной в этом отношении.
В последнее время открытие новых мочикских памятников, исследование произведений тиауанакоидной империи Уари, раскопки Чан-Чана - столицы государства (археологическая культура Чиму) - дали специалистам возможность анализировать пути развития государственности в древнем Перу. Одновременно начали появляться некоторые различия в путях исторического процесса между разными регионами Центральных Анд, в частности между севером и югом. В значительной мере они были обусловлены разнообразием физико-географических условий и природных ресурсов. Выявление таких различий создает конкретную и динамичную картину древней истории Перу.
Данное изучение дает огромный материал для сравнения с путями развития древних цивилизаций в других районах мира, что в свою очередь позволяет ставить вопрос об общих закономерностях исторического процесса. Из трех основных ступеней и процесса в Новом Свете только освоение человеком огромных пространств, континентов имело значительную специфику по сравнению со Старым Светом. Его экстенсивный характер обусловил заметную задержку исходного пункта следующей ступени - производящего хозяйства. Сама же «неолитическая революция» в Центральных Андах аналогична процессу, проходившему в Мезоамерике, на Востоке и в других мировых центрах древнего земледелия. Последовавшее за ней складывание и развитие древних цивилизаций полностью сопоставимо с соответствующими процессами в указанных центрах.