Древние цивилизации
На рубеже III—II вв. до н.э. культуры Чавин на территории Мору развивались цивилизации следующего поколения. В конце I тысячелетия до н.э. в долинах севера перуанского побережья, от Чикамы до Санты, существовали локальные варианты культуры Салинар. Ее материалы заметно отличаются от микоцик, относящихся к предшествующей эпохе. Своеобразны скульптурная керамика и сосуды, расписанные белой краской по красному фону. Происхождение культуры остается пока неясным.
В долине Моче обнаружено большое поселение Серро-Арена, застроенное жилыми домами, культовыми и общественными постройками, зданиями-хранилищами, структура застройки отражает заметную социальную дифференциацию, которая прослеживается и в погребениях. Ряд укрепленных пунктов и поселений по южному берегу р. Санты обозначает южную границу объединения (возможно, раннегосударственного характера), скрывающегося под археологической культурой Салинар. Ее центр - Серро-Арена - являлся, вероятно, одним из древнейших городских поселений Перу.
В долинах Виру и Санта культура Салинар сменилась в начале I тысячелетия совершенно отличной от нее культурой Гальинасо, на поселениях которой многокомнатные жилые постройки, стоявшие на специальных террасах, соседство-шиш с культовыми сооружениями - пирамидами различной величины. На высотах и горных отрогах находились укрепленные пункты, контролировавшие проходившие рядом ирригационные каналы. В Виру поселения располагаются в низовьях долины, в то время как в Санте наибольшая концентрация памятников приходится на среднюю ее часть, включая узкий каньон, по которому р. Санта вытекает из Кельехон-де-Уайласа.
Материалы Гальинасо имеют много общих черт с древностями этой горной долимы. находя близкие параллели в культуре Рекуай, существовавшей в конце I тысячелетия до н.э. - 1-й половине I тысячелетия н.э. Некоторые исследователи даже объединяли эти культуры. Такая близость позволяет предполагать, что создатели культуры Гальинасо вторглись в преддверии нашей эры из горных районов на побережье и подчинили себе его участок между долинами Санта и Виру.
В ареал культуры Рекуай входит Кальехон-де-Уайлас и долина р. Таблачака. Культура известна главным образом по большому количеству своеобразных сосудов и каменных изваяний из музейных коллекций.
Единственный научно исследованный памятник - городище Пашаш. Здесь на высоком горном отроге обнаружены постройки культового назначения и цитадель. Вокруг на горных склонах, вероятно, располагалась жилая застройки. Среди построек на цитадели находился небольшой храм, воздвигнутый, видимо, в честь знатной персоны, чья могила с незначительными костными останками была обнаружена под алтарной плитой в одном из помещений. Могила сопровождалась ритуальным захоронением многочисленных сосудов. Еще два таких захоронении керамики были найдены поблизости под каменной вымосткой пола храма. Все вместе они включали более сотни сосудов.
Бытовая посуда культуры Рекуай - горшки, чаши и т.п. - украшена росписью, часто негативной, когда краской покрывался фон, а орнамент сохранял цвет обожженной глины. Некоторые сосуды сделаны с применением поворотной площадки - прообраза гончарного круга. Много лепных сосудов сложных форм - со стремевидным горлом, с кольцеобразным туловом, "чайники" с горлом и носиком и др. Многочисленны скульптурные сосуды, где объемные детали дополнены росписью. Часты изображения воина в пышном головном уборе со щитом и палицей, человека с нападающими на него с двух сторон хищниками или фантастическими змеями, погонщика с ламой, а также целые ритуальные сцены с участием жреца и вспомогательных персонажей. Зооморфные сосуды изображают ягуаров, лам, змей и фантастические существа. Одно из таких существ, особенно характерное, - "Зверь Рекуай" с когтистыми лапами, зубастой пастью, круглым глазом, гребнем надо лбом и закрученным хвостом. Часты изображения птиц и антропоморфных личин с отростками.
С мотивами керамической орнаментики перекликаются и каменные изваяния. Они изображают воинов со щитами и отрубленными головами врагов - трофеями и человеческие фигуры с другими атрибутами. Известны скульптурные головы с выступами сзади. Некогда они были, видимо, вмонтированы в каменную кладку стен. Часто встречаются плиты с рельефными изображениями людей и хищников, очень условных личин.
Создатели культуры Рекуай были неплохими металлургами. В ритуальных захоронениях вещей в Пашаше было найдено более 60 металлических предметов. Из них наиболее выразительны медные литые булавки с золотой обкладкой и инкрустированными изображениями на навершиях. Мастерам была известна техника литья по восковой модели, характерная для колумбийской металлургической провинции.
Материалы культуры Рекуай очень однородны. Большая схематизация и стандартизация образов искусства позволяет полагать, что они отражают достаточно разработанную мифологическую систему. Технологические характеристики керамики и металла говорят о существовании значительной ремесленной специализации.
На севере перуанского побережья параллельно с культурой Рекуай развивалась культура Мочика, материалы которой также богато представлены в музейных коллекциях мира. Ее скульптурная и расписная керамика является уникальным источником информации по мифологии и даже социальному устройству индейцев мочика.
Происхождение Мочики остается неясным, но в ее развитии заметную роль сыграли культура Салинар и традиции более ранних древностей типа Куписнике. Появившись в преддверии нашей эры, Мочика просуществовала до VII в., достигнув наивысшего расцвета в III—VI вв. Ее экономической основой было высокоразвитое ирригационное земледелие. Широко применялись естественные удобрения, прежде всего гуано, которое добывали на прибрежных островах. Основным земледельческим орудием была палка-копалка из твердого дерева с длинным лезвием, иногда медным. Земледелие дополнялось разведением лам и морских свинок. Большую роль в экономике традиционно играли рыболовство и морской промысел. Для рыбной ловли и плавания на прибрежные острова и вдоль побережья использовались небольшие тростниковые лодки.
Создатели культуры Мочика были великолепными металлургами и ювелирами. По крайней мере уже во II в. н.э. они плавили медь, сплавляли ее с золотом и серебром. Вероятно, была известна техника литья по потерянной восковой модели и золочение изделий травлением. Металл употреблялся как для изготовления украшений и предметов роскоши, так и в быту (иглы, шилья, пряслица, рыболовные крючки и т.п.). По общему характеру металлургия и металлообработка культуры Мочика близки к колумбийской традиции,
Очень развито было гончарство. Изготавливалась парадная и ритуальная посуда сложных форм, в том числе и скульптурная. Широко известны портретные сосуды Мочика. Распространено сочетание скульптурных изображений с высокохудожественными росписями. Сосуды часто делались путем оттискивания в формах, что позволяло их тиражировать (технический прием, функционально соответствующий гончарному кругу и Старом Свете). На некоторых сосудах встречаются знаки, которые могут рассматриваться как клейма мастеров, что указывает на высокий уровень профессионализации.
Было развито и ткачество. Ткани делались из хлопковых нитей, иногда смешанных с шерстяными. На одном из мочикских сосудов изображена ткацкая мастерская, где женщины ткут на ручных станках, привязанных одним концом к столбу или балке перекрытия, а другим к поясу ткачихи. За работой надзирают персоны более высокого ранга.
Помещения, связанные с ремесленным производством, зафиксированы на огромном (площадью около 6 кв.км) позднемочикском городище Пампа-Гранде в долине Ламбайеке. Вместе с жилой застройкой они кварталами окружают громадную (55 м высотой) ступенчатую пирамиду Уака-Форталеса. Две пирамиды - Уака-дель-Соль (высотой более 40 м) и Уака-де-ла-Луна (высотой более 20 м) - стоят в древнем центре культуры в долине Моче. Кроме центров с монументальной архитектурой известны отдельно стоящие пирамиды, укрепленные пункты, сельские поселения и другие типы памятников.
И огромные пирамиды, и жилища строились из прямоугольных сырцовых кирпичей - адобов. На кирпичах больших пирамид долины Моче обнаружены геометрические отпечатки, которые интерпретируются как знаки общий, несших трудовую повинность по строительству монументальных сооружений столицы мочика. Стены храмовых построек покрывались фресками мифологического содержания. Изображения мифических персонажей и сцен встречаются на предметах из металла и дерева, на текстиле и в огромном количестве на керамике.
Во главе пантеона, иерархическая структура которого, вероятно, в определенной степени отражала устройство мочикского общества, стояла группа антропоморфных божеств. Центральное место среди них, особенно на последних этапах существования культуры, занимал "Бог с лучами". Он соответствовал, видимо, верховному правителю в земной иерархии. Зооморфные, но обычно сильно антропоморфизированные божества занимали более низкое положение в пантеоне. Это воины (бог-лис, бог-морской орел, бог-олень и др.), жрецы (бог-сова, бог-обезьяна, бог-летучая мышь), второстепенные божества (стервятники-урубу, бакланы, ящерицы, мыши и др.). На одной ступени с последними стояли фитоморфные персонажи. Существует и группа фантастических существ - драконы, демоны, лягушки-ягуары и т.п.
Наличие многофигурных композиций позволяет реконструировать некоторые мифы - о "божественных близнецах", "о бунте вещей", о бобах-воинах, а также некоторые религиозные церемонии, например обряд ритуального бега. В целом религиозная система мочика характеризовалась, видимо, развитой мифологией, где мир богов соответствовал миру людей и оба они противопоставлялись миру фантастических существ-демонов.
Существование общественной иерархии у индейцев мочика подтверждается и материалами погребений. Умерших хоронили в узких ямах, с перекрытием из прутьев и адобов. Покойников укладывали на спину завернутыми в циновки. Рядовые погребения содержали несколько сосудов и другие вещи. Наряду с такими захоронениями известны и более богатые, например погребение "воина-жреца" в долине Виру, где был похоронен пожилой человек в медной маске. Его сопровождали останки ребенка, двух женщин и мужчины. В могиле находилось огромное количество сосудов, деревянные жезлы с резными инкрустированными навершиями, изделия из перьев, головные уборы и другие предметы.
На северной окраине мочикской территории, в Сипане (долина Ламбаеке), было найдено погребение правителя, совершенное между серединой II и серединой
III в. В толще сырцовой платформы, на которой некогда стояли храмовые постройки, была обнаружена прямоугольная могила, в которой находился деревянный гроб с останками мужчины, лежавшего на спине. В руках он держал нечто вроде золотого скипетра. Нижняя часть лица была закрыта золотой маской, тело завернуто в ткани. Под ним и над ним находилось огромное количество вещей престижного характера - головные уборы, золотые украшения с инкрустацией, украшения из перьев, драгоценные раковины, золотые и бронзовые пластины, заменявшие панцирь, золотые штандарты и др. Правителя сопровождали две женщины и несколько мужчин. С одним из них была похоронена собака. В гробнице обнаружено бесчисленное множество керамических сосудов.
И той же платформе была найдена еще одна могила, разграбленная профессиональными грабителями могил - уакерос. Из нее происходит ряд великолепных ювелирных изделий. Наличие богатых погребений отмечалось и в пирамидах долины Моче.
Центром, вокруг которого в начале I тысячелетия н.э. сложилось мочикское объединение, были долины Моче и Чикамы, хотя раннемочикские материалы найдены и севернее, в долине Пьюра. Во II-III вв. начинается строительство пирамид в долине Моче. Судя по иконографии и археологическим данным, к середине I тысячелетия у мочика уже сложилось государство. Именно в это время началась его экспансия к югу, сначала в долины Виру и Санта, а в VI в. и далее, в долину Непенья. В следующих долинах - Касма и Кулебрас - материалов культуры Мочика нет, зато они обнаружены еще южнее, в долине Уармей. Примерно в это же время территория культуры расширяется и к северу, вплоть до долины Лече.
В VII в. цивилизация Мочика приходит в упадок. Южные долины выходят из-под ее власти. Не исключено, что в это время существовало два объединения: северное с центром в Пампа-Гранде и южное, столица которого находилась на месте городища Галиндо, в среднем течении р. Моче. В конце VII-начале VIII в. культура Мочика прекратила свое существование.
В гораздо хуже изученном центральном участке перуанского побережья в конце I тысячелетия до н.э. - начале 1 тысячелетия н.э. обитало земледельческое поселение, оставившее нам памятники с керамикой, расписанной белым по красному фону, а позднее покрытой переплетающимся орнаментом, в основе которого лежит сильно геометризованные изображения змей или рыб и чисто геометрические узоры. В долинах рек разбросаны поселения и отдельные жилые постройки этого времени. На поздних памятниках встречаются небольшие ступенчатые пирамиды с плоскими вершинами. Есть и укрепления, служившие, видимо, убежищами для метеного населения в моменты военной опасности. Памятники с керамикой, покрытой переплетающимся орнаментом, относясь к раннему этапу культуры Лима, доходят до середины I тысячелетия.
К этому времени в долинах Центрального побережья, наряду с сельскими поселениями, возникают небольшие города с одной или несколькими храмовыми пирамидами. На сырцовых стенах такой пирамиды в Серро-Кулебрасе обнаружены фрески с "переплетающимися" узорами, совпадающими с характерными мотивами керамической орнаментики.
В IV в. воздвигаются большие пирамиды Уака-Трухильо, Уака-Хулиана, культовые сооружения в Маранге (долина Римак). В это время существуют как ритуальные центры, состоящие из одной или нескольких пирамид с храмовыми постройками, так и крупные города. Таким городом является Кахамаркилья, выросший неподалеку от Уака-Трухильо. Особенно больших размеров он достиг в VI в. В это же время строится "Древний храм" и возникает храмовый центр в Пачакамаке (долина .Пурин), позднее превратившийся в большой город. Кахамаркилья и Пачакамак продолжают существовать и в VII в., в то время как некоторые более ранние центры (Уака-Хулиана, Маранга), вероятно, теряют свое значение.
В середине 1 тысячелетия керамический комплекс культуры Лима заметно изменяется, хотя и сохраняет генетическую преемственность с керамикой предшествующего времени. Появляется ряд новых форм, среди которых уплощенные сосуды с ребром, сосуды с мостовиднои ручкой между двумя горлышками. Одно из них иногда заменяется антропо- или зооморфной скульптурой. Встречаются плоско-выпуклые фляги, разнообразные миски, горшки и кувшины, многие из которых имеют высокое сужающееся горло и круглую ручку.
Изменяется и орнаментация посуды, хотя и здесь наблюдается преемственность с предшествующим этапом. Широкое распространение получает скульптурная орнаментика - изображение зверей, птиц, людей. Она сочетается с геометрической росписью. Не исключено, что все эти изменения связаны с культурным влиянием населения горных районов.
Носители культуры Лима были умелыми ткачами. Для изготовления тканей использовались хлопок и, реже, шерсть. Мотки хлопковых и шерстяных нитей встречаются на крестообразных культовых предметах, которые находят в могилах.
Погребальный обряд культуры Лима прост. Покойников хоронили в вытянутом положении, часто лицом вниз. В рядовых погребениях их сопровождают несколько сосудов, плетенки, початки кукурузы. Известны и более богатые захоронения с большим количеством погребального инвентаря, что говорит об определенной имущественной или социальной дифференциации. При строительстве древнейших культовых сооружений Пачакамака было, видимо, совершено ритуальное массовое захоронение. В раскопанной могиле обнаружено более 100 человеческих костяков и многочисленные сосуды.
Совокупность археологических данных - наличие городов, храмовых комплексов, имущественной дифференциации в погребениях и т.п. - позволяет предполагать, что к середине I тысячелетия население Центрального побережья уже достигло раннегосударственного уровня социально-экономического развития хотя и не в такой степени, как мочика на севере побережья.
На юге побережья, в районе пустынного полуострова Паракас, в долинах Ика и Рио-Гранде-де-Наска, с середины I тысячелетия до н.э. существовала культура Паракас со своеобразной керамикой и погребальными памятниками. Известны и поселения, но они плохо изучены. Захоронения на могильниках располагались в неглубоких ямах или в "кавернах", где круглая входная яма вела сверху, через потолок, в колоколовидную погребальную камеру. Умерших хоронили обычно сидя, с подогнутыми коленями. Тело стягивалось веревками или заворачивалось в циновки. Широко практиковалась искусственная деформация черепа. Найдено погребение ребенка с закрепленными для этой цели дощечками на голове. Встречены также черепа со следами успешной трепанации, что говорит о высоком мастерстве "хирургов" Паракаса. Мужские захоронения сопровождались рыболовными сетями, сетками для переноски грузов, другими вещами. При женских встречаются веретена с пряслицами, куски тканей, мотки волос. В погребениях прослеживается имущественная дифференциация.
Для изготовления орудий труда и мелких бытовых вещей употреблялись дерево, камень, кость и раковины. Найдено лишь два предмета из меди. Видимо, металл только начали осваивать. Многочисленны находки тканей из хлопка и шерсти, прекрасно сохраняющихся в условиях постоянной сухости этой части перуанского побережья. Во времена культуры Паракас уже существовал довольно развитый тип ручного ткацкого станка. Широко применялась также техника плетения и вязания. Тканые полотнища, пояса, ленты, плащи были украшены геометрическими узорами и геометризованными изображениями животных, в том числе и фантастических.
Керамическая посуда разных форм - миски, горшки, бутыли, сосуды с мостовидной ручкой - покрыта нарезными узорами в комбинации с многоцветной росписью. Наряду с геометрическим орнаментом в керамике широко представлены изображения птиц, животных, фантастических существ и антропоморфных личин.
Первые фазы существования культуры синхронны широкому распространению по территории Перу влияния Чавина, что ярко проявилось в искусстве Паракаса. В этом отношении очень показательны изображения на сосудах морды ягуара или фантастического хищника. На начальных этапах она трактуется в явно чавиноидной манере, иногда в виде довольно реалистического барельефа. В дальнейшем изображение все более схематизируется и на сосудах конца I тысячелетия до н.э. прекращается в панель, покрытую резным геометрическим узором, в котором едва угадывается исходный образ.
На рубеже нашей эры на сосудах появляются изображения стоящей фигуры кошачьего хищника, у которого трактовка морды восходит к геометрическим схемам предшествующего времени, но сам образ полностью меняет свое содержание. В это же время в искусстве Паракаса появляется ряд других мифологических образов, а в технологии производства керамики проявляется заметное влияние традиций культуры Топара, существовавшей в более северных долинах Каньете, Чинча и Писко.
В обществе носителей культуры Паракас, по всей вероятности, существовали имущественная дифференциация и ремесленная специализация. Но гораздо ярче они проявились в культуре Наска, относящейся к I тысячелетию н.э. и генетически снизанной с Паракасом.
Памятники культуры Наска известны на полуострове Паракас, в долине Ика и в бассейне Рио-Гранде-де-Наска. Центром культуры, существовавшей почти до конца I тысячелетия, было крупное поселение Кауачи. Здесь располагался так называемый "Большой храм" - ступенчатая пирамида высотой 20 м. На ее платформах обнаружены следы построек и дворов. Вокруг этой пирамиды находились более мелкие. Известны и другие памятники этой культуры, где помимо прямоугольной застройки встречаются круглые сооружения, возможно храмовые.
Культура Наска известна прежде всего своими замечательными тканями и яркий полихромной керамикой с изображениями животных, птиц, рыб и растений. Кроме них на сосудах изображались множество мифологических персонажей, характеризующих религиозную систему индейцев наска. Эта система включает в себя пантеон, в центре которого стояло синкретическое антропоморфное божество с заметными признаками кошачьего хищника. Помимо него изображались второстепенные божества - дикий кот, бог-сокол, бог-касатка, мифическая птица и др.
В середине I тысячелетия в жизни создателей культуры Наска происходят изменения, сказавшиеся и в религии, где появляются два новых божества и сокращается количество старых. В центре пантеона теперь богиня плодородия, которая обычно изображается со скульптурной головой и телом, нарисованным краской на корпусе сосуда. Вторым по значению был, видимо, "летящий бог", связанный, скорее всего, с войной.
Одним из характернейших сюжетов искусства Наска, особенно во 2-й половине I тысячелетия, было изображение голов-трофеев. В сочетании с мумифицированными находками таких голов в могилах это говорит о существовании у наска обычая обезглавливания врагов и соответствующего культа.
С религиозными представлениями связана и часть знаменитых геоглифов - гигантских полос и рисунков на поверхности пустыни к северу от р. Рио-Гранде-де-Наскa. Некоторые из них (например, изображения бога-касатки) аналогичны соответствующим мотивам росписей на сосудах Маска. Существует достаточно обоснованное мнение о том, что геоглифы Наски имели прямую связь с астрономическими наблюдениями и соответствующими ритуалами древних земледельцев. Следы полос обнаружены и в районе Кауачи. Сейчас геоглифы найдены и в других частях перуанского побережья.
Индейцы наска хоронили умерших в грунтовых ямах или специальных камерах из адобов. Вместе с покойником клали сосуды с запасами пищи, оружие, человеческие фигурки из глины или текстиля. Хотя в погребениях наблюдается дифференциация, ее уровень соответствует уровню социальной организации типа вождества. Это подтверждают и исследования X. Сильвермен, показавшие, что поселение Кауачи было лишено жилой застройки и представляло собой храмовый центр.
Храмовым центром являлось, видимо, и синхронное культурам Паракас и Наска поселение Пукара, расположенное высоко в горах, к северо-западу от оз. Титикака. Названная по этому памятнику культура существовала в перуанской части бассейна этого озера в конце I тысячелетия до н.э. - 1-й половине I тысячелетия н.э.
На поселении Пукара было раскопано подковообразное храмовое сооружение со стенами из тесаных каменных блоков. Оно состояло из узких коридоров, идущих по периметру здания и многочисленных помещений с алтарными плитами. Открытой стороной храм был обращен на восток, в сторону р. Пукара. Внутри "подковы" располагался квадратный дворик, углубленный на 2 м ниже поверхности, с которой в него вела каменная лестница. В середине каждой стены дворика находилось по небольшому склепу с останками нескольких погребенных.
С культурой Пукара связываются каменные изваяния различных типов. Прежде всего это стоящие, сидящие или коленопреклоненные фигуры людей. В руках они иногда держат человеческие головы-трофеи. Налобные и набедренные повязки украшены схематическими личинами, головами пум и т.п. На спине некоторых скульптур изображены косы в виде змей с головами пум.
Такие же змеи, фантастические животные и лягушки часто вырезаны барельефом на отдельных камнях. Эти же персонажи, в разной степени стилизации, встречаются на высоких стелах с зональным геометрическим орнаментом из спиралей, ломаных и ступенчатых линий, крестов и т.п.
Некоторые мотивы скульптуры повторяются и в орнаментике посуды, хотя репертуар персонажей здесь более разнообразен. Среди них фигуры животных (прежде всего пумы), птиц (кондора) и фантастических существ, в которых часто сочетаются черты и тех и других. Встречаются также антропоморфные персонажи с жезлами, иногда ведущие на поводу ламу. Очень распространенным мотивом являются головы-трофеи. Изображения обычно наносились нарезкой по контуру и раскрашивались. Переданное таким способом профильное туловище животного (особенно пумы) часто сочеталось со скульптурной головой en face.
Среди сосудов встречаются миски, иногда на поддоне, «керо»-кубки с расходящимися стенками, кувшины и т.п. Очень характерны глиняные трубы, обычно украшенные теми же персонажами, что и остальная керамика. Сходные мотивы встречаются и на текстиле.
Параллельно с культурой Пукара на южном, боливийском, берегу оз. Титикака развивалась культура Тиауанако, просуществовавшая несколько дольше, до конца 1 тысячелетия н.э. По крайней мере во 2-й половине этого тысячелетия ее создатели достигли уровня раннеклассового общества. Территория этой культуры и, вероятно, соответствующего государственного образования простиралась от Сикуани до Оруро. Тиауанакское влияние ощущалось в культурах Северного Чили и Северо-Западной Аргентины.
Центром культуры было городище Тиауанако с пирамидой и другими монументальными постройками. Значительного развития достигла каменная скульптура. Широкую известность получила монолитная Дверь Солнца с фризом, на котором изображено центральное божество в "солнечной" короне и многочисленные второстепенные персонажи. Они повторяются в орнаментике антропоморфных статуй, на керамике и в текстиле. Близость некоторых изображений к образам искусства Пукара, так же как и сходство ряда керамических форм (например, кубка-керо) позволяют предположить родственные связи этих культур.