Афро-бразильский эксперимент
ЖИЛЬБЕРТУ ФРЕЙРИ (Бразилия) — известный ученый-социолог, специалист в области социально-культурной антропологии. Консультант ООН и ЮНЕСКО по вопросам социальных отношений и борьбы с расовыми предрассудками. Преподавал в ряде университетов Америки и Европы. Автор многих научных трудов.
Тот факт, что Бразилия первоначально была «пред-Бразилией», историческим и культурным аванпостом Европы, и в первую очередь Португалии, является неопровержимой исторической истиной. Но этого недостаточно, чтобы объяснить возникновение Бразилии как нового социального и культурного явления в современном мире, а также ее эволюцию как культурной и общественной системы, основанной на сосуществовании.
Культурная «консолидация» Бразилии была сложным и всеобъемлющим процессом, вызванным смешением как европейских, так и неевропейских элементов. Причем американоиндейские народы и культуры играли при этом важную и неослабную роль. Но впоследствии еще одному неевропейскому элементу предстояло включиться в этот процесс: чернокожим африканцам.
На протяжении всей четырехвековой истории Бразилии культура этой страны испытывала воздействие не только местного, индейского начала и культуры европейских колонистов, но и сильнейшее влияние африканских культур, чьи носители, представители различных негритянских племен и народностей, сыграли огромную роль в развитии нового, самобытного типа цивилизации — не европейской и не африканской, а сугубо бразильской. Внизу: афро-бразильская семья на прогулке в бразильском городе Салвадор-де-Баия. На стенах, на втором плане, — фреска, изображающая сцены завоевания и колонизации Бразилии.
Фото – Р. Бурри. Магнум, Париж.
С XVI века народы Черной Африки и их культуры участвовали в формировании этнически смешанного типа человека и донационального типа культуры.
Их вклад был настолько динамичным и их африканизирующее влияние настолько сильным, что, хотя они и попали в Бразилию в качестве рабов, черные африканцы в основном заселили эту часть Америки. Так же как и влияние европейских основателей новой культуры, их влияние оказалось более сильным, чем влияние бразильских индейцев.
Вот уже четыре столетия присутствие черных африканцев дает о себе знать как с биологической, так и с культурной точек зрения. Смешение привело к возникновению новых типов людей и новых видов женской красоты.
Культурное смешение способствовало возникновению смешанных форм культуры, которые оставили свой след не только на американских индейцах, но также на культурных ценностях, занесенных сюда из некоторых регионов Африки и с Иберийского полуострова, основного исходного пункта колонизации Бразилии, который уже испытывал на себе влияние Черной Африки.
К этим этническим и культурным вкладам надо добавить и экологический фактор — тропики. Тропики неизбежно оказывали влияние на бразильцев, воспитывая в них готовность к смелым экспериментам. Это прослеживается сегодня в некоторых особенностях экономических и правительственных учреждений, многие из которых до сих пор находятся на экспериментальной стадии развития.
В ритмах и мифологической символике бразильских танцев маракату (внизу слева) и макумба (цветной снимок на стр. 35) даже в наши дни чувствуется влияние африканских религиозных верований. Танец был одной из немногих форм самовыражения, доступных африканским рабам. И именно благодаря танцам, столь популярным у обитателей сенсалас (жилища черных рабов), традиции африканской культуры распространились со временем по всей Бразилии. Внизу: сенсала в городе Олинде, сейчас превращенная в антикварный магазин.
Фото – Абриль Пресс, Бразилия.
Фото – Д. Дюбер, Париж.
Но, когда Бразилия берется за такие эксперименты, это не отражает антиевропейских настроений; это, скорее, указывает на то, что Бразилия осознает тот факт, что во многих социальных и культурных сферах она должна быть неевропейской. Этот факт был подчеркнут более 50 лет назад бразильскими мыслителями и социологами, начертавшими социологические и антропологические критерии, которые, хотя и универсально применимы, были тем не менее бразильскими и «евро-тропическими» по своему масштабу и перспективам.
Четыре, века бразильского опыта донационального и национального развития и более ста лет независимости могут оказаться полезными для молодых государств в Африке,
Азии или других частях света; в настоящее время Бразилия переживает период становления как цивилизации, ищущей формы выражения, соответствующие тропическим условиям. Однако эта цивилизация не отвергает европейские ценности, столь важные для национального наследия Бразилии.
Теперь Бразилия может гордиться своей собственной архитектурой, музыкой, живописью, христианством, общественной жизнью, отношением к здоровью и гигиене, кухней, а также футболом — бразильский футбол носит скорее стихийно-эмоциональный характер в отличие от английского, рассудочно-упорядоченного футбола. Все это отражает новый тип цивилизации, новизна которой проистекает как из расового смешения, так и из смешения культур.
Черные африканцы были интегрированы не только биологически, но и социологически. В качестве примера можно привести бразильский католицизм, являющийся в значительной степени африканизированной религией; официальные римско-католические — поначалу европейского происхождения — обряды и символика трансформировались при смешении с чисто африканскими религиозными верованиями и обычаями.
Поклонение Деве Марии является одним из таких примеров: были восприняты элементы культа Йеманжа (женский двойник ориши, второстепенного божества африканского культа джедже — наго). В Бразилии поклоняются черным святым девам, например Деве Розарио, и святым девам-метискам, например Деве Гвадалупанской; верующие, поклоняясь им, делают подношения в виде вотивных — деревянных и глиняных статуэток, экспрессия и цветовая символика которых скорее африканская, нежели европейская.
Африканское влияние чувствуется также и в маракату, танце, более глубокое значение которого вскрывает многостороннее проникновение африканских элементов в религиозный дух бразильцев. Другие примеры этого проникновения встречаются в культах многих святых, характерных для бразильского католицизма, таких, как святой Георгий, святая Варвара или святой Дамиан.
Бразильцы не чувствуют себя в меньшей степени католиками от того, что в их религиозные верования включены элементы африканских обрядов и культов. Хотя их католицизм — более тропический и менее европейский, верующие не ощущают, что от этого он деградировал или дехристианизировался.
Это справедливо и в отношении бразильской музыки, скульптуры или живописи европейского происхождения, кухни: африканское проникновение означает не обесценивание ценностей, а их обогащение.
Разумеется, верно, что европейская колонизация дала этому новому типу общества и культуры средство коммуникации — португальский язык, являющийся наследником благородной и почитаемой латыни Древнего Рима. Однако не подлежит сомнению и тот факт, что ни один из европейских языков, занесенных в Америку, не подвергается такой интенсивной «тропикализации», как португальский язык в Бразилии.
Этот процесс, отчасти обусловленный некоторой деевропеизацией, первоначально восходит к африканскому влиянию, а американоиндейское влияние сыграло в нем лишь второстепенную роль. Как литературный язык он больше не считается неполноценным по сравнению с академическим языком пуристов.
Становясь все менее и менее академическим, «бразильский язык» ежедневно приобретает все новые интонации и выражения, музыкальность и сила которых несет на себе глубокий след африканского происхождения. Однако еще совсем недавно эти выражения употреблялись лишь в разговорном языке, в простонародье и считались плебейским, вульгарным, «жаргоном чернокожих или рабов».
Какие же можно сделать из этих наблюдений заключения о важности Черных, или африканских, элементов в обществе, культуре и языке Бразилии? Одним из них является то, что люди все в большей степени, хотя и не поголовно, приобретают более смуглый цвет кожи и что Бразилия свидетельствует о формировании во все большей степени неевропейской культуры.
Сегрегационистским настроениям, таким, как исключительно арийская позиция или исключительно «негритюд», в Бразилии противостоит общая тенденция к синтезу, будь то биологически — посредством расового смешения, или социологически — посредством слияния культур, некоторые из которых явно скорее неевропейского характера, нежели европейского.
Сегодня Бразилия склонна рассматривать собственную независимость (особенно политическую и экономическую независимость, но также и социально-культурную независимость) как результат не резкой деколонизации, а, скорее, быстрого процесса «самоколонизации» (еще один социологический неологизм, рожденный в Бразилии).
Нет сомнения, что эта самоколонизация развивалась в силу того, что Бразилия противостояла Португалии, которая в свою очередь оказалась менее хваткой и менее активным интервентом, нежели другие колониальные державы, и, таким образом, менее способной противиться воле колонии. В результате Португалия оказалась более склонной к компромиссу и к тому, чтобы дать возможность населению колонии осуществлять самоколонизацию, позволяя при этом африканцам стать партнерами в данном процессе.
При осуществлении колонизации страны американоиндейские метисы объединили свои усилия с португальцами и даже превзошли их в этой деятельности, как явствует из той огромной роли, которую играли бандейрас (группы, создававшиеся для поимки рабов-индейцев и для разведки шахт) в становлении Бразилии.
Но наиболее важную роль играли черные ладинос — рабы, говорившие по-португальски и имевшие некоторое представление о христианской религии, опыт в ведении хозяйства и в земледелии. Они трудились бок о бок с португальцами и даже перегнали их во многих областях благодаря той легкости, с которой они приспособлялись к условиям бразильских тропиков. Они переносили сложные условия труда на затопленных и болотистых бразильских землях лучше, чем поселенцы чисто европейского происхождения.
Тот факт, что Бразилия могла проявлять свои творческие способности в неевропейской форме, еще будучи официально португальской колонией, объясняет некоторые особенности, которые отличают Бразилию от других деколонизованных стран.
Возьмем, например, работы скульптора Антониу Франсиску Лисбоа, более известного как Алейжадинью (1730—1814): такое впечатление, будто они — прямо из «тропиков». Его работы не копируют европейский стиль, а, скорее, это смелое и оригинальное бразильское творчество.
В Бразилии католический обряд несет немало элементов африканских религиозных верований и ритуалов. Например, в культе Девы Марии здесь отчетливо прослеживаются влияния культа Йеманжи, нигерийской богини. Внизу слева: церемония, связанная с культом Йеманжи. Афро-бразильская легенда, посвященная африканскому божеству Окоссе, стала темой балета, поставленного хореографом Клайдом Морганом. Внизу: сцена из этого балета в исполнении артистов труппы «Современный танец», созданной при Федеральном университете Байи. Внизу слева: любопытный образец народного искусства Бразилии — одна из знаменитых фигур, которые украшают лодки на реке Сан-Франциско.
Безусловно, в области эстетики бразильцы имеют особые связи с Африкой, что отличает их от других латиноамериканцев, даже живущих в тех тропических областях Америки, где сильно африканское влияние.
В Нигерии, например, в архитектуре и оформлении интерьеров бытует бразильский стиль; в оформлении даже используется изображение типично бразильских животных и растений. Особая бразильская окраска проникла также в танцы, развлечения, религиозные обряды, фольклор и в нигерийскую кухню.
Некоторые искусствоведы усматривают связь между работами испанского художника Хоана Миро и молодого нигерийского скульптора Джейкоба Афолаби. Одно доброе начинание ведет за собой другое: разве не великий испанский художник Пикассо развил формы африканского искусства и донес их до художников Европы и других частей света?
Творчество Джейкоба Афолаби и других африканских художников сродни не только работам Пикассо, но также и бразильских художников. Вполне очевидно, что сегодня нигерийские художники находят нечто знакомое в истинно бразильском искусстве, нечто родственное тому, что они сами считают искусством.
Бразильское наследие объясняет, почему такие африканские художники, как Афолаби, более тесно связаны с бразильскими художниками, такими, как Сисерус дус Сантус Диас, Эмилиану ди Кавальканти и Лулас Кардозу Айрес, нежели с художниками, подобными Миро. Оно также объясняет, почему работы нигерийских умельцев, таких, как Адебизи, сознательно культивирующего в своем творчестве так называемый бразильско-нигерийский стиль, имеют сходство с расписными керамическими изделиями таких бразильских художников, как Франсиску Бреннанд.
Не отражает ли восприимчивость бразильских художников к своим африканским корням исключительную привязанность к «негритюду»? Если это так, то бразильцы африканского происхождения должны были бы чуждаться бразильцев иного происхождения. Справедливо ли это для «черного бразильца» в той же степени, что и для черного Северной Америки? Вовсе нет, ибо бразильцы осознают тот факт, что они являются народом со «смуглой» кожей, причем понятие «смуглый» включает в себя оттенки вплоть до абсолютно черного. Отсюда и происходит бразильское понятие «мета-расы», или «надрасовости», в силу которого бразильцам совершенно безразлично этническое происхождение: оно не влияет на статус гражданина.
Такие концепции имеют огромное значение для антропологов и социологов, так как они доказывают, что не цвет кожи или раса делают чело века таким, каков он есть, а, скорее, его личные вкусы, побуждения и взгляды, включая и отношение к искусству.
В бразильском фольклоре нет недостатка в идеализированных и романтизированных африканских образах. Они органически вписались в по существу патриархальное общество Бразилии. Среди них — mае preta (черная мать), bа (няня), negro velho (черный старик) и negrinho do pastoreio (разновидность доброго ангела пампасов).
Бразильские писатели черпали вдохновение из образов «Изауры-раба» (Бернарду Гимараенс), «мулата» (Алуизиу ди Азеведу), «доброго креола» (Изайас Каминья), «маленького черного Рикарду» (Жозе Лине ду Регу), «Балдуину» (Жоржи Амаду), «Фалу — черной девушки» (Жоржи ди Лима). Не следует забывать и о мулатах художника Эмилиану ди Кавальканти, имеющих иногда совершенно черный цвет кожи, встречающийся теперь в Бразилии, в годы, последовавшие за расовым смешением, крайне редко.
Об африканском влиянии на музыку Бразилии написано больше, чем о его влиянии на какую-либо другую форму бразильского искусства. Оно ощущается не только в народной музыке, но и в некоторых самых серьезных музыкальных произведениях страны. На композитора Эйтора Вилла Лобоса (1887—1959) оказали влияние африканские и еще в большей степени американоиндейские музыкальные темы, которые он считал в своей основе бразильскими.
Культурное сходство между Бразилией и Африкой, как мы убедились, сильно. Однако, помимо исторического, не следует забывать еще один фактор, способствовавший формированию этого сходства: общую тропическую среду, которая приобретает все более современный характер. Но важно, чтобы этот процесс осовременивания не обратил эти народы против среды их обитания и не отрезал их от источников их национальных культур. Это поставило бы их национальные формы искусства и культуры под угрозу низведения до уровня пародий на современные формы искусства, преобладающие в экономически и технически развитых районах земного шара, которые теперь порой доминируют над культурами развивающихся стран.
Не может быть и речи о том, чтобы отвергать элементы европейской культуры или даже североамериканской, ибо они могут быть адаптированы для неевропейских условий. Но не может быть и речи также о том, чтобы превратить бразильцев в неполноценную разновидность европейцев или североамериканцев. То, что пытается осуществить Бразилия, может оказаться поучительным примером для молодых африканских наций, считающих, что они способны воспользоваться этим применительно к своему новому социальному и культурному положению.