Предисловие
Как мало мы знаем о древних культурах, как мало сохранилось памятников древних цивилизаций. Но современная наука предпринимает многочисленные попытки найти, узнать и частично восстановить мир преданных забвению культур.
Из всего мирового наследия, сложившегося за многие тысячелетия, наибольший интерес представляют племена индейцев Северной и Южной Америки. Их традиции, религиозные верования, искусство давно стали объектом пристального изучения. Достижения индейской культуры стали своего рода неисчерпаемыми источниками вдохновения не только для археологов, математиков, астрономов, но и для художников.
Свое название — индейцы — племена обоих континентов получили, когда Колумб в поисках нового морского пути в Индию достиг берегов Америки и, увидев туземцев, ошибочно принял их за жителей полуострова Индостан. Вернувшись в родную Геную, Колумб подробно описал открытые им земли. На неизведанную землю хлынул поток европейских колонизаторов. Жажда золота стала причиной разорения большинства городов Центральной и Южной Америки. Многие племена индейцев были полностью уничтожены.
Европейские колонизаторы не обошли своим вниманием и Северную Америку. Английские и французские поселения постепенно, уверенно, вытеснили племена Ацтеков (касательно ацтеков автор ошибается – прим. Sam), Чероки, Семинолов, Дакота и многих других. От некогда великих культур северо- и южно-американских индейцев сохранились лишь легенды, которые продолжают существовать в устной традиции индейцев.
Однако, о влиянии индейских традиций свидетельствует большое количество употребляемых в современном языке географических, ботанических и зоологических названий, заимствованных из языка местных племен. Благодаря индейской культуре в обиход всего человечества прочно вошло употребление картофеля, табака, бобов, томатов, кукурузы, какао, а также каучука и хинина. Нельзя не восхищаться и обширными познаниями, казалось бы, первобытных племен, в области математики, астрономии, агротехнике. До сих пор многих поражает умение индейцев создавать прекрасные в своей художественной простоте предметы обихода, религиозного культа, которые неизменно сопровождаются орнаментальными мотивами. Орнамент индейских племен — это не условные образы, а конкретные, несущие символический смысл, образы, которые образуют логическую канву повествования. Безусловно, орнаментальное искусство индейцев раскрывает перед нами всю сложность мировоззрения племен, которое выражается в знаках и аллегориях.
ИНДЕЙЦЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ
Территория, на которой обитали североамериканские индейцы, охватывает большое пространство. Было выяснено, что племена заселяли территории от Аляски до границ современной Мексики. Каждое племя обладало своими религиозными верованиями, своей неповторимой культурой, поэтому учеными было принято решение классифицировать племена на несколько основных групп. Деление было проведено в соответствии с ареалом распространения единой лингвистической группой.
На севере обитали индейцы-эскимосы и так называемые индейцы северо-западного побережья, восточнее находилась территория индейцев Великих озер, рядом с ними находились поселения индейцев юго-восточного побережья Атлантики. На калифорнийском побережье и немного западнее простирались обширные владения индейцев пуэбло. В центральной части Северной Америки проживало большое количество племен, которые образовывали единую лингвистическую группу. Их принято называть индейцами Великих равнин и Скалистых гор.
До нас дошли немногочисленные памятники быта и культа. В основном это культовые маски, тотемы, детские игрушки, керамические изделия. Они были небольшого размера, чаще всего выполненные из кости, глины или дерева. Изделия почти полностью покрывались орнаментальными узорами, которые не только подчеркивали пластические особенности изделия, но и отображали космогонические представления об окружающем мире североамериканских индейцев.
Как и у других племен, орнамент североамериканских племен являлся неким повествованием, описанием событий, окружающей природы. Корзины, керамическая посуда, ковры украшались изображениями рыб, оленей и другими животными, составляющими основу хозяйственной жизни индейцев, Наиболее ярко проявилось умение северо-западных индейцев гармонично сочетать форму и орнамент в украшении тотемов и масок. Тотемные маски, скульптурки и столбы занимали центральное место в религиозных обрядах индейцев Аляски.
Тотемные столбы изготовлялись из многовековых деревьев и имели около девяти или двенадцати метров в высоту. Они тщательно покрывались рельефными изображениями богов, животных, исполнявших роль духов-защитников, затем красились несколькими основными цветами. Как правило, были белый, черный, красный, желтый, синий цвета. Размещение рельефных масок вплотную друг к другу создавало причудливую орнаментальную композицию.
К тотемам относились не только как к магическому или ритуальному символу но и как к знаку, олицетворяющему «дух» одной из семей племени. Тотемы повествовали об истории семьи, указывали на социальную принадлежность семьи и являлись материальным воплощением животного, которое покровительствует семье.
Племена, населяющие территорию штата Орегон, Юта и Невада были знамениты своим мастерством декорирования корзин. Корзины любых форм - конические, сферические, - украшались стилизованными изображениями цветов и животных, геометрическими узорами. Каждая деталь выражала любовь и уважение к земле, к ее дарам, что было особенно важно для индейцев. Недаром среди индейских богов самой знаменитой была богиня кукуруза-мать, которая считалась источником всей жизни на земле.
Так же трепетно относились к земле и индейцы пуэбло. Они украшались свои керамические сосуды абстрактными орнаментальными мотивами, напоминающими растения, животных, фигуры людей. Орнамент индейцев пуэбло был более красочным и прекрасно передавал эмоциональное состояние художника. Так, например, самыми излюбленными цветами были черный (символ демонического начала и севера страны), белый (символ восточного региона страны), красный (символ солнечного света), желтый (западное направление), синий (символ женского начала и южных территорий).
Самые ранние из сохранившихся композитных орнаментов, которые, как правило, были живописными, размещались на внутренних стенах вигвамов. Эти композиции специально писались для ритуальных торжеств. Найти такие росписи для археологов считается большой удачей, так как живопись по окончании ритуала уничтожалась. При подготовке к ритуальным действиям индейцы также раскрашивали маски и культовые сосуды.
Совершенно по-другому выглядят орнаменты индейцев Великих равнин и Скалистых гор. Ведя постоянную охоту на стада диких бизонов, индейцы, тем не менее, относились к ним с должным почтением и уважением. Выражая свое почтение, художники помещали на изделия образы этих животных, что являлось своего рода «восхвалением».
С момента начала колонизации североамериканских штатов тематика орнаментов изменилась. Все чаще стали встречаться изображения-повествования о сражениях с «белыми» людьми или с соседними племенами.
Надо сказать, что индейская одежда, в том числе и военная, также была примером мастерского владения орнаментальным искусством. Одежда индейских племен была разной формы, крой одежды мог меняться, украшаться совершенно разными геометрическими, абстрактными или условно-символическими рисунками, По узору на одежде можно было безошибочно «прочитать» к какому племени принадлежал владелец данного платья, какое социальное положение он занимал в племени. Даже кожаная обувь — мокасины — шилась разной формы, с разными рисунками по кромке. На одежде изображались геометрические фигурки, пиктографические символы, олицетворяющие боевые заслуги хозяина, чаще всего встречались изображения больших птиц с бело-красным оперением. Возможно, это был символ власти, смелости или материальное воплощение бойцовских качеств воина. Для придания своей одежде более устрашающего вида индейцами использовались иглы дикобраза, перья диких птиц, которые нашивались на одежду.
Среди племен, населявших территорию Северной Америки, было распространено и ношение массивных нагрудных украшений. Фигурки животных, людей, при всей условности и абстрактности их интерпретации, отличались особой выразительностью художественного образа.
ИНДЕЙЦЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ЮЖНОЙ АМЕРИКИ
История развития искусства Центральной и Южной Америки представляет собой сложное взаимовлияние многочисленных индейских племен. В разные времена между племенами существовали политические и культурные связи, поэтому судить об особенностях одного из племен представляется довольно сложным делом. Ученые, которые [проводили] исследования наследия южноамериканских индейцев, объединили племена в единые конгломераты, где наблюдались аналогичные религиозные представления, бытовой уклад и похожие художественные критерии.
Культурное наследие Мезоамерики, территория которой простиралась от Мексики до Гондураса, было признано учеными наиболее крупным в истории доколумбовой Америки. Другим не менее значимым очагом мировой культуры была признана перуанская цивилизация. Между этими двумя большими регионами существовали небольшие, но самостоятельные независимые племена индейцев Коста-Рики, Панамы и Колумбии.
Культура Мезоамерики представляет собой сложную картину взаимоотношений племен майя и ацтеков, сменявших друг друга на исторической арене (здесь автор ошибается – прим. Sam). В своих творениях художники майя выражали эзотерические, космогонические представления о жизни. Эти представления о жизни являлись основой всего искусства племени. Тщательно прорисовывая каждую деталь изображения, художники достигали невероятной экспрессии образа. Они украшали стены храмов, глиняные сосуды, одежду орнаментами, сценами из жизни богов и государственных правителей.
Для орнаментального искусства племени майя было характерно использование иероглифических знаков, что значительно обогащало художественный образ предмета. В качестве основных элементов иероглифического письма майя использовали изображения животных, птиц, растений, человека. Небо рассматривалось как четыре дерева, поддерживающих небесный свод, земля изображалась как спина большого крокодила. Из геометрических мотивов наиболее распространенными были зигзаг, крест, многогранник, лесенка, т-образный мотив.
За несколько столетий до испанского завоевания на территории майя (здесь автор ошибается – прим. Sam) появилось воинствующее племя ацтеков. Согласно легенде, они построили свои дома на озере Тескоко и там же основали свою столицу — Теночтитлан, где стали возводить огромные дворцы и храмы.
В основу ацтекского искусства были заложены художественные принципы майя (здесь автор ошибается – прим. Sam). Композиционные схемы оставались прежними, но было изменено их смысловое содержание. Воинственный дух ацтеков внес в иконографию искусства новые художественные образы. Если у племени майя образы животных воспринимались как символы силы и красоты, то у ацтеков они ассоциировались с подземным миром и предвещали людям всевозможные беды. В рельефах, украшавших стены храмов и дворцов, появились сцены битв, военных триумфов, кровавых жертвенных сцен, которые считались неотъемлемой частью общественной жизни ацтеков.
Искусство племен Перу справедливо считается одним из самых известных в Южной Америке. Достаточно вспомнить яркие самобытные керамические сосуды индейцев чавин, живших на севере и в центральной части Перу. Но самой загадочной культурой Южной Америки считается культура инков,
В искусстве инков была достигнута вся мощь выразительности орнаментального языка доколумбовой Америки. Империя инков считалась одной из самых великих среди перуанских племен. По сути, под властью инков — правящего класса, находилось много соседних племен. Инки возводили огромные дворцы, которые декорировались невысоким рельефом и круглой скульптурой. Стены дворцов украшались изображениями птиц, рыб, хищников, валютами, меандрами, расположенными вертикальными и диагональными лентами. Столь странное расположение изображений можно объяснить религиозным представлением инков о мире. Мир был создан Верховным Творцом, который при сотворении мира использовал три основополагающих элемента: воду, землю и воду. Связь между небом и землей осуществлялась через сына Солнца — Инки. Все земные блага были подчинены ему. В повседневной жизни индейцев инка окружали бесплотные духи, которым обязательно должны были приноситься жертвы, чтобы умилостивить их и получить благословение. Духи обитали в горах, на холмах, в пещерах, а также в простых вещах, которые люди носили на себе.
Искусство «промежуточной зоны», расположенной между территорией Мезоамерики и Перу до сих пор остается малоизученной. В этой области Центральной Америки религиозные представление основаны на вере в то, что человек есть единое целое с природой. Человек мог превращаться в ягуара, хищную птицу, крокодила и т.д. По местным поверьям Колумбии, Коста-Рики и Панамы человеку при его рождении богами давались ловкость, хитрость или ум животного, которое покровительствовало человеку. Достигнув совершеннолетия молодые воины получали нагрудные металлические подвески с изображениями лягушек, раков, ягуаров, хищных птиц, крокодилов. Художники умело использовали и геометрические узоры, стилизовали образы животных и людей и создавали орнаментальный язык, который отличался своей особой декоративностью и пластической выразительностью.
Орнаментальное искусство индейцев доколумбовой Америки, основанное на сочетании стилизованных мотивов природы, символических изображений человека и мифологических персонажей, раскрывает перед нами удивительный мир единения человека с природой. Украшая свои изделия, художники доколумбовой Америки стремились запечатлеть космогонические представления о мире, фиксировали важные исторические события. В руках опытных художников изделие приобретало законченный художественный образ, который был наполнен религиозным смыслом, смыслом всего мироздания. Основываясь на немногочисленных сохранившихся памятниках культуры, мы можем представить красоту и целостность искусства индейцев доколумбовой Америки.
В. Ивановская