Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Сааль после правления К'ак'-Тилив-Чан-Чаака

Стюфляев Максим ::: История царств майя

После смерти К'ак'-Тилив-Чан-Чаака трон Сааля переходит к Йаш-Майуй-Чан-Чааку. Впервые он упоминается в совершенно неясном контексте в связи с событиями августа 716 года. Затем Йаш-Майуй-Чан-Чаак изображен на лицевой стороне Стелы 28 танцующим в день 9.14.8.0.0, 13 Ахав 13 Мак, (24 октября 719 года), при этом он назван «подчиненным владыкой» («йахав») К'ак'-Тилив-Чан-Чаака. Учитывая, что такой титул обычно имели правители подчиненных селений, и что ребенку К'ак'-Тилив-Чан-Чаака в 719 году могло быть максимум 11-12 лет, Виктор Талах полагает, что он был не сыном царя, как принято считать, а, скорее, его младшим братом. Следующее упоминание Йаш-Майуй-Чан-Чаака, опять-таки в неясном контексте, относится к августу 725 года. Упоминание о нем встречается на Стеле 18 из Наранхо, посвященной Иш-Вак-Чан-...-Ахав в день 9.14.15.0.0, 11 Ахав 18 Сак (17 сентября 726 года). Не исключено, что ее тонко выгравированная тыльная сторона (весьма отличная от остальных частей монумента) была добавлена позднее, и Йаш-Майуй-Чан-Чаак пытался таким способом подчеркнуть свою связь с Иш-Вак-Чан-...-Ахав и К'ак'-Тилив-Чан-Чааком.[41] Дата его воцарения неизвестна. В начале его правления сильные позиции в Саале сохраняла царица Иш-Вак-Чан-...-Ахав, по крайней мере, на Стеле 5, поставленной новым правителем в связи с неким событием января 732 года, она упомянута на почетном месте. Иш-Вак-Чан-...-Ахав умерла 9.15.9.11.5/6, 11 Чикчан/12 Кими 8/9 Поп (15 или 16 февраля 741 года). Любопытно, что запись о ее смерти была найдена не в Наранхо, а в Дос-Пиласе, на родине этой царицы.[42]

Стела 28. Портрет Йаш-Майуй-Чан-Чаака
Стела 28. Портрет Йаш-Майуй-Чан-Чаака

 

В 740-х годах Йаш-Майуй-Чан-Чаак втянулся в очередную войну коалиции петенских городов с Кукулем, которая закончилась для Сааля катастрофой. В день 9.15.12.11.13 7 Б'ен 1 Поп (8 февраля 744 года) кукульский царь Йик'ин-Чан-К'авииль напал на Вакчаб'наль и разгромил войска Сааля. В руки победителя попал священный паланкин - персонификация бога-покровителя Сааля К'иниль-Хиша. Сам Йаш-Майуй-Чан-Чаак был взят в плен и, видимо, принесен в жертву в Йашкукуле во время церемонии в день 9.15.13.0.0, 4 Ахав 8 Йашк'ин (14 июня 744 года), через 128 дней после битвы. На Стеле 5 из Тикаля он показан как связанный пленник, который лежит у ног Йик'ин-Чан-К'авииля и готовится встретить свою смерть во время ритуального жертвоприношения.[43]

Это поражение привело к фактическому распаду Сааля и появлению на его территории ряда самостоятельных царств. Борьбу против Кукуля продолжил правитель Хольмуля Вилан-Чак-Ток-Вайиб'. В декабре 748 года он был разгромлен и взят в плен. До нас не дошло ни одной надписи самого Вилан-Чак-Ток-Вайиб'а, поэтому о нем почти ничего не известно. Однако очевидно, что в Кукуле этой победе придавали огромное значение, она упомянута на трех тикальских монументах.

В самом Вакчаб'нале после войны в 744 году два года не было царя. Следующий правитель K'aк'-Йипиий-Чан-Чаак воцарился в день 9.15.15.3.16, 7 Киб' 14 Йаш (19 августа 746 года). [44] Его инаугурационный монумент, Стела 20, был установлен в восточной части центра города. На ней K'aк'-Йипиий-Чан-Чаак показан в традиционной позе царей Сааля, держащим в руках изображение двуглавой змеи и стоящим на скорчившемся пленнике. [45]

Стела 20 из Наранхо. На стеле изображен К'ак'-Йипиий-Чан-Чаак, который, по всей видимости, взошел на трон 19 августа 746 года.
Стела 20 из Наранхо. На стеле изображен К'ак'-Йипиий-Чан-Чаак, который, по всей видимости, взошел на трон 19 августа 746 года.

 

За последующие 35 лет в Наранхо не известно ни одной стелы. Это позволяет предположить, что Сааль долгое время находился под жестким контролем Кукуля, а K'aк'-Йипиий-Чан-Чаак и его преемник являлись кукульскими ставленниками.

Следующим царем Сааля стал сын К'ак'-Тилив-Чан-Чаака и его жены Иш-Унен-Б'алам К'ак'-Укалав-Чан-Чаак, известный также под именем Ах-Тоок' (довольно долго считалось, что это разные лица), который взошел на трон в день 9.16.4.10.18, 9 Эц'наб' 11 Муваан (22 ноября 755 года). В течение последующих 25 лет он не воздвиг ни одного монумента, все пять стел, которые дошли до нас от времени его правления, были установлены вместе в ознаменование окончания периода 9.17.10.0.0, 12 Ахав 8 Паш (2 декабря 780 года). Трудно представить, что активный и независимый правитель так долго не описывал бы свои деяния или позволил бы пройти незафиксированными окончаниям важных периодов. Скорее можно предположить, что ранние монументы были разбиты после какого-то военного поражения, или что власть К'ак'-Укалав-Чан-Чаака долгое время ограничивалась другим могущественным царством, вероятнее всего, Кукулем. [46]

Стела 6 из Наранхо, установленная в 780 г.н.э. На стеле изображен К'ак'-Укалав-Чан-Чаак в день своего воцарения в 755 г. н.э.
Стела 6 из Наранхо, установленная в 780 г.н.э. На стеле изображен К'ак'-Укалав-Чан-Чаак в день своего воцарения в 755 г. н.э.

 

На стелах К'ак'-Укалав-Чан-Чаак показан топчущим пленников, но имена большинства из них теперь трудно прочесть. В марте 775 года была одержана очередная победа над Б'италем. Еще одно военное столкновение, описанное на Стеле 11, вероятно, имело место в 777 году. С Йаша' отношения в то время складывались мирно, царевна из этого города стала женой К'ак'-Укалав-Чан-Чаака, хотя, возможно, этот союз, как и в случае брака К'ак'-Тилив-Чан-Чаака с Иш-Унен-Б'алам, являлся следствием военного завоевания. Главной же темой надписей на стелах К'ак'-Укалав-Чан-Чаака является участие царя в ритуалах: церемонии в честь Чан-Йопаата в 771 году, танце с предметом, который назывался Уб'-Йопаат, 78 дней спустя и в танце во время упомянутой церемонии 2 декабря 780 года. [47]

Стела 13 из Наранхо. На стеле изображен К'ак'-Укалав-Чан-Чаак в 780 г. н.э.
Стела 13 из Наранхо. На стеле изображен К'ак'-Укалав-Чан-Чаак в 780 г. н.э.

 

Дата смерти К'ак'-Укалав-Чан-Чаака неизвестна. На пластине, обнаруженной в расположенном к северу от Наранхо городище Хольмуль, упоминается его сын по имени К'ех-…ль-К'авииль. Полный «эмблемный иероглиф» свидетельствует о том, что он мог недолго править в Саале после смерти отца. Другой сын К'ак'-Укалав-Чан-Чаака от «Госпожи из Йаша'», Ицамнаах-К'авииль, родился в день 9.17.0.2.12, 13 Эб' 5 Сип (17 марта 771 года)[48] и стал царем 9.17.13.4.3, 5 Ак'баль 11 Поп (8 февраля 784 года) в 13-летнем возрасте. В его правление возобновляется регулярное возведение монументов. До нас дошло шесть стел этого царя. К сожалению, на большинстве из них содержится мало исторической информации, говорится главным о происхождении Ицамнаах-К'авииля и стандартных календарных церемониях.

Исключение составляют установленные в 800 году стелы 12, 35 и 8, на которых подробно описывается война Ицамнаах-К'авииля против Йаша'. Данный конфликт представляет собой замечательную иллюстрацию того, сколь мало в действительности мог значить такой традиционный механизм закрепления власти над завоеванной территорией, как брачный союз. Ицамнаах-К'авииль был сыном царевны из Йаша', но это никак не способствовало установлению прочного мира между враждующими соседями. Война началась в феврале 799 года, когда саальские войска разорили три зависимых от Йаша' поселения. В июле и сентябре 799 года последовали нападения на сам город. В рассказе об этих событиях на Стеле 12 дважды упомянут Кукуль, но из сохранившегося текста его роль неясна.[49]

Стела 8 из Наранхо, установленная в 800 г.н.э. При Ицамнаах-К'авииле в Сааль вернулись стабильность и военные успехи.
Стела 8 из Наранхо, установленная в 800 г.н.э. При Ицамнаах-К'авииле в Сааль вернулись стабильность и военные успехи.

 

О решающем событии войны отдельно повествуется на Стеле 35. Текст на ней необычен тем, что начинается с мифологического эпизода, в котором молодой бог «сжигает» полулежащее божество-ягуара. Далее осуществляется переход к современным событиям и говорится о поражении царя Йаша' К'инич-Лакамтууна, выраженном как «казнь» его личного божества. Почему Ицамнаах-К'авииль проводит параллель между этими двумя событиями, которые, на первый взгляд, никак не связаны? Ответ, возможно, дается на Стеле 31 из Йашхи, установленной К'инич-Лакамтууном всего двумя годами ранее, в 797 году. Здесь один из его собственных военных успехов, взятие пленника в 796 году, приписывается тому же самому божеству-ягуару, который, таким образом, выступает в качестве важного военного покровителя царства Йаша'. На лицевой стороне Стелы 35 Ицамнаах-К'авииль показан в победных украшениях молодого бога и держит факел, воспроизводя тем самым миф, связанный с представлением о царе Йаша' как его жертве.[50] После этих событий Йаша' вернулась в сферу влияния Сааля.

На Стеле 8 в связи с событием, имевшим место через несколько лет после сражения, упоминается женщина, титульная фраза которой заканчивается именем K'инич-Лакамтууна. Саймон Мартин и Николай Грюбе полагают, что речь могла идти о женитьбе Ицамнаах-К'авииля на вдове или другой родственнице побежденного царя Йаша'. [51]

Ицамнаах-К'авииль последний раз упоминается под 810 годом. А уже через четыре года в день 9.19.4.1.1, 1 Имиш 19 Моль (28 июня 814 года) царем Сааля стал Вашаклахуун-Уб'аах-К'авииль. Единственный сохранившийся от времени его правления монумент, Стела 32, был установлен в «юбилей» 9.19.10.0.0, 8 Ахав 8 Шуль (6 мая 820 года). На ней показан сидящий на церемониальных носилках царь, окутанный вздымающимся пламенем, появляющимся из факелов на лбу К'aвииля. Описанное на стеле событие имело место в марте 820 года, но, кажется, происходило не в Вакчаб'нале, а в К'анвице (Уканале).

Под конец классического периода происходит резкий упадок большинства крупных городов майя, однако некоторые зависимые центры, наоборот, испытывают рост и подъем. Одним из таких городов был Шунантунич, расположенный недалеко от Наранхо. На фотографии показана 40-метровая пирамида, известная под названием Кастильо. В самом городище недавно проводились археологические раскопки, под руководством Ричарда Левенталя и Венди Эшмор.
Под конец классического периода происходит резкий упадок большинства крупных городов майя, однако некоторые зависимые центры, наоборот, испытывают рост и подъем. Одним из таких городов был Шунантунич, расположенный недалеко от Наранхо. На фотографии показана 40-метровая пирамида, известная под названием Кастильо. В самом городище недавно проводились археологические раскопки, под руководством Ричарда Левенталя и Венди Эшмор.

 

После 820 года о Вашаклахуун-Уб'аах-К'авииле ничего не известно. Об истории Сааля в IX веке сохранились лишь отрывочные свидетельства. Стела 9 из Наранхо по стилю может быть датирована временем после 830 года. О последнем известном правителе Вакчаб'наля К'ак'так-Чан-Чааке сохранилось лишь единичное упоминание на переделанном с какой-то старой стелы алтаре, датируемое 842 годом и связанное с военным ритуалом. Примерно во 2-й половине IX века Вакчаб'наль разделил участь своих соседей и превратился в безлюдные руины. Высказывалось предположение, что саальские цари перенесли свою столицу в расположенный в 13 км к юго-востоку от Наранхо Шунантунич, правители которого использовали «эмблемный иероглиф» Сааля, но более вероятно, что там правила одна из ветвей саальских царей, которая по мере ослабления центральной власти заявила о своих притязаниях на царский сан. [52] Монументы из Шунантунича дошли до нас в очень плохом состоянии, но сохранившиеся на них даты соответствуют времени не позднее 830 года, следовательно, политическая жизнь в этом городе замирает почти одновременно с Вакчаб'налем.


Примечания:

[41] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 78

[42] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 77

[43] Martin S. Tikal’s «Star War» Against Naranjo // Eighth Palenque Round Table, 1993. San Francisco, 1996. Electronic version. Рр. 1-11 http://www.mesoweb.com/pari/publications/RT10/StarWar.pdf

[44] Дата воцарения не бесспорна, так как сохранилось лишь обозначение Календарного круга. 746 год является наиболее вероятным соответствием.

[45] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 79

[46] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 80

[47] Талах В.М. Великий неспокій… Ст. 10

[48] Интересно, что он родился не в Вакчаб'нале, а в Ти'-Паптууне, малоизвестном городе на востоке Петена (см. Талах В.М. Великий неспокій… Ст. 10).

[49] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 82

[50] Там же

[51] Там же

[52] Талах В.М. Великий неспокій… Ст. 12