Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Ранняя история К'анту'

Стюфляев Максим ::: История царств майя

Обратимся теперь к восстановленной по письменным источникам политической истории царства К'анту'. Об истории царства в ранний классический период сохранились только отрывочные сведения. Первый известный нам царь К'анту' имел имя Те'-К'аб'-Чаак и упомянут ретроспективно в двух позднеклассических каракольских текстах. Так, на Маркере 3, который датируется 798 годом, сказано, что этот правитель принимал участие в каком-то событии в день 8.14.13.10.4, 3 К'ан 2 Мак (15 января 331 года)[v], но текст недостаточно понятен, чтобы можно было с уверенностью говорить о характере происходившего. В другой позднеклассической надписи Те'-К'аб'-Чаак упомянут под 349 годом, однако большая часть этого текста разрушена. Важность этих коротких сообщений подтверждается тем, что поздние цари К'анту' считали Те'-К'аб'-Чаака своим родоначальником.[vi]

О непосредственных преемниках Те'-К'аб'-Чаака мы располагаем скудной информацией. На сильно поврежденной Стеле 23 из Караколя записана дата, которая может приходиться на промежуток между 361 и 420 годами. Текст на стеле включает словосочетание «йахав те'», «владыка дерева», которое, весьма вероятно, было частью имени Йахав-Те''инич, одного из нескольких царских имен, распространенных среди представителей династии К'анту'.

Недавно археологи обнаружили в Караколе недостающий фрагмент Стелы 20, и теперь полная дата на этом монументе может быть восстановлена как 8.18.4.4.12, 10 Эб' 0 Моль (17 сентября 400 года). Наиболее вероятно, что это дата воцарения, но имя царя, о котором идет речь, не сохранилось. Две гробницы с Южного Акрополя могут быть датированы временем до («Здание D7») и после («Здание D16») 400 года.[vii]

В родословной, которая представлена на установленной в VI веке Стеле 16, а также на позднеклассической Стеле 6 упоминается правитель К'ак'-Ухоль-К'инич I, однако точное время его правления по-прежнему неясно. В соответствии с самой распространенной точкой зрения, К'ак'-Ухоль-К'инич I был отцом следующего известного царя К'анту' Йахав-Те''инича I, который родился от его брака с царицей из Ток'вица (Шультуна) и взошел на трон в день 9.2.9.0.16, 10 Киб 4 Поп (13 апреля 484 года). С воцарением этого владыки династическая история К'анту' становится более ясной. По случаю празднования окончания к'атуна 9.4.0.0.0, 13 Ахав 18 Йаш (18 октября 514 года) Йахав-Те'-К'инич I установил Стелу 13. Вырезанный на стеле текст сохранился плохо, но первоначально на ней была представлена родословная, которая включала имена родителей Йахав-Те'-К'инича I и, возможно, также его бабки и деда.[viii]

Стела 16, установленная в 534 году. На монументе изображен …н-О'ль-К'инич I, который держит в руках скипетр с двумя змеиными головами. При помощи такого царского скипетра вызывались духи предков.
Стела 16, установленная в 534 году. На монументе изображен …н-О'ль-К'инич I, который держит в руках скипетр с двумя змеиными головами. При помощи такого царского скипетра вызывались духи предков.

 

Дата смерти Йахав-Те'-К'инича I неизвестна. Его сын …н-О'ль-К'инич I,[ix] вероятно, воцарился в день 9.4.16.13.3, 4 Ак'баль 16 Поп (15 апреля 531 года). Два монумента, на которых подробно описывается его правление, были найдены «погребенными» в специальном хранилище в «Храме А-6». Длинная надпись на одном из них, Стеле 15, теперь может быть прочтена лишь частично. Из текста следует, что предполагаемое воцарение  …н-О'ль-К'инича I происходило при участии какого-то другого лица, однако имя покровителя в надписи не сохранилось, и неясно даже, было ли это божественное существо или один из доминировавших в регионе царей. Надпись продолжается описанием не упоминаемого в других источниках нападения на Хушвицу, при этом упомянуты владыки Кукуля и Кануля. Принимая во внимание ретроспективный характер многих текстов из Караколя, трудно с уверенностью определить, когда и в чье царствование произошли эти события.[x] По случаю празднования окончания к'атуна 9.5.0.0.0, 11 Ахав 18 Сек (5 июля 534 года) …н-О'ль-К'инич I установил Стелу 16. Ее текст по большей части состоит из перечисления лиц, связанных с династией К'анту', включая родителей …н-О'ль-К'инича I, его деда К'ак'-Ухоль-К'инича I и его бабку Иш-Йо'ль-Ч'еен-Ак, царицу из Ток'вица (Шультуна). Сложнее объяснить упоминание в этой надписи о «преемнике божественного мудреца … Б'алам-Не'на, царя Шукуупа». Б'алам-Не'н - это 7-й правитель Шукуупа (Копана) (524 - 532), современник …н-О'ль-К'инича I. Остается неясным, к кому в этом контексте относится термин «преемник», а также, что связывало правителей столь отдаленных друг от друга царств, как Шукууп и К'анту'? В 2007 году Дэвид Стюарт на основании анализа текста на Стеле 63 из Копана высказал предположение, что основатель династии Шукуупа К'инич-Йаш-К'ук'-Мо', который в 426 году «прибыл» в Хушвинтик (древнее название городища Копан, столицы царства Шукууп) из неизвестного места, происходил из Хушвицы и принадлежал к местному правящему роду.[xi] Если эта гипотеза верна, то Б'алам-Не'н мог быть упомянут на Стеле 16 из Караколя как родственник …н-О'ль-К'инича I.

В день 9.5.19.1.2, 9 Ик' 5 Во' (18 апреля 553 года) правителем К'анту' стал сын …н-О'ль-К'инича I Йахав-Те''инич II. С этого момента мы получаем более полное представление о месте К'анту' в политической системе майя раннего классического периода. Воцарение Йахав-Те'-К'инича II описывается на двух установленных его сыновьями монументах – Стеле 6 и Алтаре 21. В обоих случаях после традиционного выражения «воссел на владычество» следуют имя Йахав-Те'-К'инича II и титул «К'ухуль К'антумаак». Последний представляет собой особую форму «эмблемного иероглифа». В отличие от правителей большинства других царств классических майя, цари К'анту' не использовали обычных «эмблемных иероглифов» - титулов, основанных на формуле «К'ухуль Ахав», «Священный Владыка». Вместо них мы находим титул «К'ухуль К'антумаак», который включал термин «маак», «человек» и, по-видимому, обозначал более широкую группу правящих лиц, чем общепринятые эмблемы. В позднеклассическое время встречается еще один вариант этого титула, также специфически каракольский: «К'ухуль К'анту' К'инич», «Священное Великое Солнце К'анту'»).[xii] После титула Йахав-Те'-К'инича II следуют глагол «укаб'хиий», «он принимал участие в этом» и затем имя кукульского царя Вук-Чапаат-Цикиин-Йаш-Эб'-Шоок-К'инич-Ахава, который в других надписях фигурирует также как Вак-Чаналь-К'авииль. Такое выражение означает, что в начале правления Йахав-Те'-К'инича II К'анту' находилось в вассальной зависимости от Кукуля. Показательно, что сам Йахав-Те'-К'инич II не упоминает об этом факте на своих монументах. О его подчиненном статусе мы знаем лишь благодаря тому, что более поздние цари стремились объяснить бурное развитие событий и резкий переход К'анту' на противоположную сторону.[xiii]

Стела 6, установленная в 603 году. На монументе изображен Йахав-Те'-К'инич II. Сама стела была воздвигнута его сыном, …Ти'-Хууном.
Стела 6, установленная в 603 году. На монументе изображен Йахав-Те'-К'инич II. Сама стела была воздвигнута его сыном, …Ти'-Хууном.

 

Менее чем через год после воцарения в честь окончания к'атуна 9.6.0.0.0, 9 Ахав 3 Вайеб (22 марта 554 года) Йахав-Те'-К'инич II установил свой первый монумент – Стелу 14. Но основным источником по истории его правления является Алтарь 21 – искусно сделанный гигантский камень, изготовленный в 633 году по приказу …н-О'ль-К'инича II. Текст на алтаре состоит из 128 иероглифических блоков – это самая длинная надпись из тех, которые до сих пор обнаруживали в Белизе. К сожалению, в настоящее время надпись потрескалась, покрылась вмятинами и стерлась, вследствие чего можно разобрать не более половины текста. Тем не менее, в сохранившейся части содержится много важных сведений по политической истории майя.

Из текста на Алтаре 21 следует, что всего через три года после воцарения Йахав-Те'-К'инича II союз К'анту' с Кукулем внезапно распался, кукульский царь предпринял поход против своего бывшего вассала и в день 9.6.2.1.11, 6 Чувен 19 Поп (11 апреля 556 года) разорил царство К'анту'.[xiv] Однако торжество Кукуля было недолгим. Спустя шесть лет, в день 9.6.8.4.2, 7 Ик' 0 Сип (1 мая 562 года), Вак-Чаналь-К'авииль терпит сокрушительное поражение в новой войне. Некогда на Алтаре 21 содержалось подробное описание этого конфликта, но теперь важнейшие участки текста разрушены. Даже от имени победителя сохранились лишь отдельные элементы. В литературе широко распространена предложенная в свое время Стивеном Хаустоном версия о второй войне между Кукулем и К'анту', которая закончилась победой последнего.[xv] Эта гипотеза, несмотря на ее популярность, не имеет под собой достаточных эпиграфических оснований. Сохранившиеся контуры имени и «эмблемного иероглифа» победителя не соответствуют имени и титулу Йахав-Те'-К'инича II. От кого же Кукуль  потерпел поражение в 562 году? Этот вопрос еще не решен окончательно, но наиболее вероятным претендентом на роль триумфатора в этой войне выступает царь Кануля Ут-Чаналь, известный также под прозвищем «Небесный Свидетель». Его имя и «эмблемный иероглиф» соответствуют контурам на Алтаре 21. Создатель Алтаря 21, …н-О'ль-К'инич II, выступал союзником Кануля в войне с Саалем и упоминает это царство на других своих монументах. Кроме того, именно Кануль извлек наибольшую выгоду из поражения Кукуля в войне 562 года и на какое-то время стал доминирующей силой в мире майя.[xvi]

Война 562 года изменила ход истории майя. После поражения Вак-Чаналь-К'авииля Кукуль утратил главенствующую роль в низменностях, а в Тикале вскоре начался долгий период «Паузы». К'анту', напротив, вступает в эпоху расцвета. В Хушвице во 2-й половине VI века начинается настоящий строительный бум. Многие ранее пустовавшие районы были заселены. Между 560 и 700 годами была сооружена обширная сеть дорог, связывающая центр города с его периферией. Уровень жизни даже у простых общинников существенно повысился, о чем свидетельствует широкое распространение по всему городу сводчатых гробниц с богатым инвентарем.[xvii]

После войны 562 года Йахав-Те'-К'инич II продолжил налаживание тесных связей с Канулем. На Стеле 4 из Караколя, которую этот правитель, вероятно, установил в 583 году, говорится, что канульский царь Ук'ай-Каан (преемник Ут-Чаналя) принимал участие в некоем событии, но глагол события до настоящего времени не сохранился. В 584 году Йахав-Те'-К'инич II женился на Иш-Б'ац'-Эк', происходившей из царства Йаш. Точное местоположение последнего неизвестного, но оно упоминается в надписи на Стеле 52 из Калакмуля. Этот брак еще сильнее укрепил союз К'анту' с Канулем.[xviii] Дата смерти Йахав-Те'-К'инича II неизвестна. Его самые поздние известные монументы, Стела 1 и Алтарь 1, были установлены в ознаменование окончания к'атуна 9.8.0.0.0, 5 Ахав 3 Ч'ен (24 августа 593 года). Преемником Йахав-Те'-К'инича II стал его 23-летний сын …Ти'-Хуун, который воцарился в день 9.8.5.16.12, 5 Эб' 5 Шуль (26 июня 599 года). Сообщение о воцарении …Ти'-Хууна интересно тем, что в нем «хуун ахав», «царская головная повязка» упоминается вскоре после выражения «ти' йуне'», «его ребенок». На Стеле 6 из Караколя в связи с окончанием периода 9.8.10.0.0, 4 Ахав 13 Шуль (4 июля 603 года) сказано, что «видели» Йахав-Те'-К'инича II. Это выражение редко употребляется по отношению к умершим. Поэтому Саймон Мартин и Николай Грюбе полагают, что в 599 году престарелый Йахав-Те'-К'инич II взял своего сына себе в соправители и был жив, по крайней мере, до 603 года.[xix]


Примечания:

[v] По другой версии, более ранняя из двух дат на Маркере 3 восстанавливается как 8.14.13.12.9, 9 Мулук 7 Муваан (1 марта 331 года).

[vi] Martin S., Grube N. Chronicle of the Maya Kings and Queens: Deciphering the Dynasties of the Ancient Maya. Second edition. – L.; N.Y., 2008, Р. 86

[vii] Chase A., Chase D. The Early Classic… Рр. 30-32

[viii] Martin S., Grube N. Chronicle… Рр. 86-87

[ix] Имя этого правителя первоначально читали как Тум-Оль-К'инич, однако находки текстов, в которых первый знак имеет фонетическое подтверждение –na, опровергли данное чтение.

[x] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 87

[xi] Stuart D. The Origin of Copan’s Founder http://decipherment.wordpress.com/2007/06/25/the-origin-of-copans-founder/

[xii] Еще один царский титул «Хуш Виц Ахав», «Владыка Трех Холмов», который пользовался особой популярностью в раннеклассические времена, был образован от Хушвица - древнего названия столицы царства К'анту'.

[xiii] Martin S. Caracol Altar 21 Revisited: More data on Double Bird and Tikal`s War of the Mid Sixth Century // The PARI Journal. (2005). 6(1).Pp. 2-3 http://www.mesoweb.com/pari/publications/journal/601/Altar21e.pdf

[xiv] Иероглифический блок P2а на Алтаре 21, в котором названа жертва нападения 556 года, теперь почти полностью разрушен. Сохранился только слоговый знак ma, который, согласно общепринятой среди эпиграфистов точке зрения, является частью титула «К'ухуль К'антумаак». Если это предположение верно, то всю фразу следует читать как «ч'ак уч'еен К'ухуль К'антумаак», «разорена земля Священного Человека К'анту'». Подробнее смотрите Martin S. Caracol Altar… Р. 3    

[xv] Houston S. Appendix: Caracol Altar 21 // Sixth Palenque Round Table, 1986. Norman, 1991. P. 40 http://www.caracol.org/include/files/chase/cyclesoftime.pdf

[xvi] Martin S. Caracol Altar… Рр. 3-5    

[xvii] Chase A., Chase D. The investigation of Classic Maya warfare at Caracol, Belize // Mayab. 1989. № 5. Рр. 5-18 http://dialnet.unirioja.es/servlet/articulo?codigo=2774959

[xviii] Беляев Д.Д. История майя в классический период: общий очерк. Преобладание Канальского царства (562 - около 700 гг.) http://www.mezoamerica.ru/indians/maya/maya-hist5.html

[xix] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 90