Ослабление и распад Канульского царства
После смерти Йукноом-Ч'еена II трон Кануля перешел к Йукноом-Йич'аак-К'ак'у, который, вероятнее всего, был сыном великого правителя. Этот царь родился в день 9.10.16.16.19, 3 Кавак 2 Кех (9 октября 649 года). К сожалению, фактических данных о Йукноом-Йич'аак-К'ак'е сохранилось немного. Есть признаки того, что он начал играть ведущую роль в царстве задолго до своего официального прихода к власти. На Стеле 9 из Калакмуля, которая была установлена Йукноом-Ч'ееном II в 662 году, содержится подробное сообщение о рождении Йукноом-Йич'аак-К'ак'а и дается его полный царский титул. Поэтому Саймон Мартин и Николай Грюбе полагают, что достигший преклонного возраста Йукноом-Ч'еен II уже не мог эффективно управлять государством и разделил власть со своим сыном. Если это так, то Йукноом-Йич'аак-К'ак' сыграл главную роль в последних военных и дипломатических успехах Кануля.[lxxxi]
Панель для игры в мяч 1 из Ла-Короны. В сцене игры с мячом справа показан Чак-Ак'ач-Йук из вассального Канулю царства Сак-Никте' (Ла-Корона). Как следует из сопровождающей изображение надписи, событие, наиболее вероятно, датируется днем 9.12.15.0.0, 2 Ахав 13 Сип (14 апреля 687 года) и произошло в Чиикнааб'е, то есть, собственно в Калакмуле. Подобные записи проливают свет на таинственные собрания владык, когда вассальные цари и представители провинциальной знати специально совершали путешествие в столицу, чтобы принять участие в священных ритуалах, пышных празднествах и публичных церемониях.
Официальное восхождение Йукноом-Йич'аак-К'ак'а на трон состоялось в день 9.12.13.17.7 6 Маник' 5 Сип (6 апреля 686 года). О его воцарении сообщается на монументах из Эль-Перу и Дос-Пиласа, а Б'аахлах-Чан-К'авииль лично посетил церемонию инаугурации, тем самым подтверждая, что он остается верным союзником и вассалом Кануля даже после смерти Йукноом-Ч'еена ІІ. При Йукноом-Йич'аак-К'ак'е Кануль сохранил контроль и над Сак-Никте'. В день 9.12.15.0.0, 2 Ахав 13 Сип (14 апреля 687 года) младший брат К'инич-Йоок-Акана и будущий царь Сак-Никте' Чак-Ак'ач-Йук играл в мяч в Чиикнааб'е. Позднее, уже в статусе царя, он отмечал окончание к'атуна 9.13.0.0.0, 8 Ахав 8 Во' (18 марта 692 года) вместе с Йукноом-Йич'аак-К'ак'ом.[lxxxii] В вассальной зависимости от Кануля находился и Сааль.
Таким образом, складывается впечатление, что, по крайней мере, в начале своего правления Йукноом-Йич'аак-К'ак' сохранял контроль над унаследованным от отца обширным политическим объединением. Однако вскоре Канульское царство начинает утрачивать свои позиции. Кукуль, где в то время правил сын Нуун-Ухоль-Чаака Хасав-Чан-К'авииль I, постепенно восстанавливал силы после поражения в 679 году. В датированной 691 годом сцене на расписной цилиндрической вазе, которая предположительно происходит из Кукуля, показан посланец Йукноом-Йич'аак-К'ак'а, стоящий на коленях и подносящий дары к трону кукульского царя. В 692 году по случаю окончания периода 9.13.0.0.0 Хасав-Чан-К'авииль І впервые после 135-летней «паузы» устанавливает в Тикале стелу и алтарь перед ней. С самого начала правления он принимает титул «калоомте'», оспаривая тем самым гегемонию Кануля. Новая война между давними противниками в таких условиях была вопросом времени.[lxxxiii]
Престарелый Б'ахлах-Чан-К'авииль и его преемник на троне Дос-Пиласа Ицамнаах-Б'алам (после 692 - 698) отказались от активного участия в делах Петена. Новой опорой Кануля стал Сааль, где с 682 года правили дочь Б'ахлах-Чан-К'авииля Иш-Вак-Чан-…-Ахав и ее малолетний сын К'ак'-Тилив-Чан-Чаак. В течение 693 года Иш-Вак-Чан-…-Ахав совершила успешные походы против ряда союзных Кукулю мелких восточнопетенских царей, а в январе 695 года войском Сааля в местности К'ан-Т'уль был разгромлен и попал в плен «человек из Кукуля» Сийах-К'авииль, видимо, один из полководцев Хасав-Чан-К'авииля I.[lxxxiv]
Одно из самых живых изображений пленника (владыки города Хишил) в искусстве майя. Он назван «внуком» или «дедом» не упоминаемого в других источниках «Священного Владыки Кануля» по имени Чохот или Хинаахат. В тексте справа описывается сражение, произошедшее в ноябре 695 года, в котором Чохот (Хинаахат) назван победителем.
Как и другие крупные конфликты VI-VII вв., война Сааля с Кукулем была частью военной кампании под главенством повелителя Кануля. Плохая сохранность текстов не позволяет восстановить подробности хода войны. В день 9.13.3.7.18, 11 Эц'наб 11 Ч'еен (8 августа 695 года) произошла решающая битва, в которой Хасав-Чан-К'авииль І «поверг оружие» Йукноом-Йич'аак-К'ак'а. Поражение было столь сокрушительным, что в руки победителей попал «йахавман» - священный паланкин царей Кануля, олицетворяющий бога-покровителя правящей династии. Это было одно из важнейших сражений классической эпохи. Оно ознаменовало окончание «золотого века» Кануля. У классических майя доминирующее царство опиралось на свой военный престиж, и поражение могло быстро подорвать его власть над вассалами и присоединенными территориями. В последующие годы внешние связи Кануля резко сократились, хотя сфера его политического влияния уменьшалась отнюдь не одномоментно.
Дальнейшая судьба Йукноом-Йич'аак-К'ак'а неясна. На фасаде «Здания 5D-57», расположенного в центре Тикаля, сохранился живописный штуковый рельеф, на котором представлен Хасав-Чан-К'авииль І, удерживающий связанного пленника спустя 13 дней после сражения (очевидно, подготовка жертвы к жертвоприношению). В сопровождающей это изображение надписи присутствует имя Йукноом-Йич'аак-К'ак'а, но неясно, относится ли оно к самой жертве или к ее повелителю. Монументы из Калакмуля, установленные в правление Йукноом-Йич'аак-К'ак'а, также не позволяют определить, когда оно завершилось. Например, Стела 105 была установлена по случаю окончания к'атуна в 692 году, то есть еще до войны с Кукулем.
В 1997 году в ходе раскопок в пределах «Здания 2» в Калакмуле был обнаружен погребальный храм, под полом которого археологи нашли «Погребение 4» с щедрыми подношениями. Тело человека было завернуто в ткани и шкуру ягуара, на них отчасти сохранилась пропитывавшая погребальный покров смола. Среди подношений были: мозаичная маска из жадеита; пара раннеклассических ушных вставок с орнаментом; бусинки, изготовленные из кости, жемчуга и раковин спондилуса; фигурки из обсидиана и сохранившиеся фрагменты покрытых лаком деревянных предметов. Среди многочисленных красивых сосудов один, изготовленный в «стиле кодексов», первоначально был завернут в неплотную ткань. Самым незаурядным из найденных предметов стало блюдо с изображением Хууналя, так называемого «Бога-Шута», - божественного покровителя царей. В надписи на нем хозяином вещи назван Йукноом-Йич'аак-К'ак', поэтому впечатляющее погребение, вероятно, принадлежало ему. Предположение о принадлежности гробницы Йукноом-Йич'аак-К'ак'у подтверждается еще и тем, что с «Погребением 4», возможно, были связаны установленные этим правителем и захороненные позднее в тайнике Стелы 115 и 116.[lxxxv]
Если «Погребение 4» действительно являлось гробницей Йукноом-Йич'аак-К'ак'а, то это означает, что он остался жив после войны 695 года и успешно вернулся в Чиикнааб'. Некоторую путаницу в наши представления о последующих событиях вносит загадочная надпись на двух костях, найденных в гробнице Хасав-Чан-К'авииля І. На них записано имя канульского царя (оно может читаться как Чохот или Хинаахат), который, кажется, находился у власти в ноябре 695 года. Пока неясно, был ли это законный царь или просто некий претендент, поддержанный Кукулем.[lxxxvi]
Мозаичная маска из жадеита. Была найдена в гробнице на вершине «Здания 7», храмовой пирамиды, расположенной в северной части центральной площади. Это определённо царское захоронение позднего классического периода, однако текстовых записей, позволяющих идентифицировать её владельца, найдено не было.
Следующим зафиксированным в источниках правителем Кануля является Йукноом-Ток'-К'авииль.[lxxxvii] Дата его воцарения неизвестна, но окончание десятилетия 9.13.10.0.0, 7 Ахав 3 Кумк'у (26 января 702 года) он отметил установлением не менее семи стел. На Стеле 8 из Дос-Пиласа Йукноом-Ток'-К'авииль упоминается в связи с неизвестным событием, которое произошло 15 сентября 702 года. В этом можно увидеть признак того, что Кануль продолжал поддерживать тесные отношения с изгнанной кукульской династией. Кануль сохранял контроль и над Вака', где Йукноом-Ток'-К'авииль в неизвестную дату руководил воцарением нового правителя. Кажется, сохранились и связи с Саалем: К'ак'-Тилив-Чан-Чаак еще в 711 году ставил себе в заслугу былую преданность Йукноом-Йич'аак-К'ак'у. Верным союзником Кануля оставалось царство Сак-Никте': в 721 году дочь Йукноом-Ток'-К'авииля была выдана замуж за местного правителя. Таким образом, сфера политического влияния Кануля в это время демонстрирует некоторую устойчивость.[lxxxviii]
Стела 51, датированная 731 годом. Портрет Йукноом-Ток'-К'авииля с необычной гривой вьющихся волос. Это наиболее хорошо сохранившаяся стела из найденных в Калакмуле. (Фото Юрия Полюховича)
Кажется, именно Йукноом-Ток'-К'авииль по случаю окончания к'атуна 9.15.0.0.0, 4 Ахав 13 Йаш (22 августа 731 года) установил великолепный набор из семи стел, на которых присутствуют последние известные примеры «эмблемного иероглифа» Кануля в Калакмуле. Большинство из них были размещены у основания «Здания 1», очень большой пирамиды, расположенной к востоку от центрального ядра Калакмуля. Изготовленные из плотного, прочного известняка, предположительно доставленного из какой-то отдаленной местности, они прежде были наиболее хорошо сохранившимися в городище, однако в 1960-е годы грабители разрушили большую часть их надписей еще до того, как их удалось надлежащим образом зафиксировать. Эти монументы, несомненно, впечатляют, но не свидетельствуют о восстановлении мощи царства. На алтаре из Тикаля, посвященном, вероятно, между 733 и 736 годами, показан связанный господин из Кануля, что свидетельствует о его новом поражении от старого врага. Сопровождающая изображение надпись повреждена, и трудно понять, относится ли упоминаемый в ней царский титул к жертве или к ее повелителю, произошла ли смена канульского владыки именно в этот момент.[lxxxix]
Стела 54 из Калакмуля, датированная 731 годом. Изображение одной из жён Йукноом-Ток'-К'авииля. Её имя не известно.
Поздняя история Кануля и Чиикнааб'а известна нам очень плохо. Проблема эрозии калакмульских монументов усугубляется тем, что царей Кануля практически перестают упоминать в надписях из других городов. О следующем владыке Кануля Вамаав-К'авииле мы знаем лишь из двух текстов. Во-первых, он упоминается на Стеле I из далекого Киригуа. Этот монумент был установлен в 800 году, но в надписи на нем повествуется о мятеже, поднятом правителем Цу' (Киригуа) К'ак'-Тилив-Чан-Йо'паатом против своего сюзерена, царя Шукуупа (Копана) Вашаклахуун-Уб'ах-К'авииля. В частности, сообщается о праздновании К'ак'-Тилив-Чан-Йо'паатом окончания пятилетия 9.15.5.0.0, 10 Ахав 8 Ч'ен (26 июля 736 года), в связи с чем упоминается Вамаав-К'авииль, «Священный Владыка Чиикнааб'а». Хотя политический смысл данного сообщения неясен, высказывалось предположение, что «Священный Владыка Чиикнааб'а» выступает здесь как активный участник конфликта, возможно, даже спровоцировавший войну Цу' против Шукуупа.[xc] Поскольку на монументе из Киригуа Вамаав-К'авииль не имеет «эмблемного иероглифа» Кануля, Саймон Мартин сомневался в его принадлежности к династии «царей-змеев».[xci] Однако уже после выхода статьи Мартина Рафаэль Тунеси обнаружил еще одно упоминание о Вамаав-К'авииле на панели неизвестного происхождения, которая ныне хранится в частной коллекции. На этом монументе показаны играющие в мяч Вамаав-К'авииль и царь Хиш-Вица Ханааб'-Ти'-О'. Вамаав-К'авииль гордо назван «Священным Владыкой Кануля» и «калоомте'». Дата события, к сожалению, не сохранилась. Монумент, обнаруженный Тунеси, подтверждает, что Вамаав-К'авииль был именно канульским царем, а также свидетельствует о том, что в то время Хиш-Виц, как и при Йукноом-Ч'еене ІІ, оставался вассалом или союзником Кануля.[xcii]
По случаю окончания десятилетия 9.15.10.0.0, 3 Ахав 3 Моль (30 июня 741 года) в Калакмуле были установлены пять массивных стел. К сожалению, имя царя, приказавшего их возвести, во всех случаях разрушено. На одном из этих монументов, Стеле 59, Саймон Мартин опознал «эмблемный иероглиф» с головой летучей мыши. Как уже было сказано, эта эмблема также присутствует на монументах из Ошпемуля и на ранней Стеле 114 из Калакмуля. В то же время, традиционный «эмблемный иероглиф» Кануля на калакмульских монументах после 731 года не фиксируется. На основании этого наблюдения Мартин предположил, что упадок Канульского царства не ограничился потерей внешних владений, но сказался и на судьбе его столицы. Возможно, поражение от Кукуля оказалось настолько тяжелым, что канульская династия в конечном итоге была вытеснена из Чиикнааб'а или даже уничтожена, и это позволило изгнанной или находящейся долгое время в тени династии с «эмблемным иероглифом» летучей мыши вернуться на свое место.[xciii]
Но независимо от того, сохранили ли канульские владыки контроль над Чиикнааб'ом, их политическое влияние на соседние царства продолжало ослабевать. В середине VIII века Кукуль одержал решающие победы над двумя сильнейшими вассалами Кануля: Вака' в 743 году и Саалем в 744 году, что свидетельствует о бессилии «царей-змеев» перед лицом новой экспансии противника.
Окончание к'атуна 9.16.0.0.0, 2 Ахав 13 Сек (9 мая 751 года) было отмечено в Калакмуле возведением незавершенной Стелы 62. Надпись на монументе повреждена, но, кажется, содержит имя нового правителя Йаш-Чит…Наах-Каана, который также использует «эмблемный иероглиф» с головой летучей мыши. Стела 62, возможно, когда-то стояла в паре с имеющей ту же дату Стелой 88, на которой представлен портрет царицы. Ее имя не сохранилось, но в тексте, кажется, упоминается другой персонаж по имени Б'олон-К'авииль. Это имя присутствует на недавно обнаруженном блоке иероглифической лестницы, связанном с датой вскоре после 751 года. Вероятно, речь идет о том же самом Б'олон-К'авииле, который находился у власти в 771 году и по случаю окончания к'атуна 9.17.0.0.0, 13 Ахав 18 Кумк'у (24 января 771 года) установил две высокие стелы 57 и 58, расположенные к востоку от «Здания 13».[xciv]
Один монумент был установлен в Калакмуле в 790 году, два в 800 и три в 810 году, хотя ни на одном не сохранилось имени лица, приказавшего их установить. Как и в Тикале, в Калакмуле не было отмечено такое ключевое для майя событие, как окончание бак'туна 10.0.0.0.0 в 830 году. Видимо, центральная власть к тому времени окончательно пришла в упадок. Калакмуль сближает с Тикалем еще одна особенность: их ближайшие вассалы, которые во время пика могущества этих городов установили лишь несколько монументов, теперь проявляют большую активность. В Ошпемуле, где во времена расцвета Канульского царства монументы не устанавливались, теперь возводятся массивные стелы, на которых записаны имена, по меньшей мере, трех поколений царей, использовавших «эмблемный иероглиф» с головой летучей мыши и титул «Хуште'туун калоомте'», ранее употреблявшийся только по отношению к царям Кануля. В Ла-Муньеке датированные стелы устанавливались, по крайней мере, до 889 года, но в некоторых городищах этой области, несомненно, имелись даже более поздние резные монументы.
Последнее упоминание о Канульском царстве за пределами Калакмуля датируется 849 годом, когда «Священный Владыка Кануля» Чан-Пет «засвидетельствовал» окончание к'атуна 10.1.0.0.0, 5 Ахав 3 К'айаб (30 ноября 849 года) в Сейбале. Хотя это имя, возможно, было вырезано на найденном в Калакмуле разбитом горшке, отсутствие монументов того времени оставляет открытыми вопросы о том, существовало ли еще в какой-либо форме стоящее за «эмблемным иероглифом» Кануля царство, и если да, то где к тому времени находилась его столица? Отвечая на этот вопрос, уместно вернуться к уже упоминавшейся Стеле 1 из Киригуа. Как полагает Рафаэль Тунеси, в надписи на этом монументе канульский царь Вамаав-К'авииль не случайно назван «Священным Владыкой Чиикнааб'а», а не «Священным Владыкой Кануля». Возможно, к 800 году, когда создавалась Стела 1 из Киригуа, столица Кануля уже переместилась в какой-то другой город, поэтому, во избежание недоразумений, писцы сознательно назвали Вамаав-К'авииля «Священным Владыкой Чиикнааб'а», чтобы у читателей текста не возникало сомнений по поводу того, где именно он правил.[xcv]
Стела 50. Ярким свидетельством заката Калакмуля являются последние грубо обработанные резные монументы из этого городища.
В Калакмуле, однако, известна еще одна последняя попытка возрождения, проявившаяся в установлении Стелы 61. Портрет на ней по большей части разрушен, но сохранились имя Ах-Тоок' («Человек-Кремень»). Дата на монументе записана одним днем, опознаваемым как 12 или 13 Ахав, что характерно для этого позднего времени. Далее следует упоминание о важной календарной церемонии «разбрасывания», которая, скорее всего, имела место в 899 или 909 году (вторая дата, совпадающая с окончанием периода 10.4.0.0.0, более вероятна). Если судить по стилю, то несколько монументов являются еще более поздними и олицетворяют отчаянные, хотя и довольно жалкие, попытки оставшегося населения продолжать классические традиции. Ко времени Стел 84 и 91 надписи сократились до последовательностей знаков, которые выглядят подобно датам, но лишь создают иллюзию письменности, а Стела 50 создана так грубо и неумело, что создает впечатление пародии на былое величие.[xcvi]
Впрочем, падение Канульского царства не означало полного исчезновения Кануля как особой этнической единицы: неких живших еще в первой половине XVII века на севере Петена канулей упоминает испанский колониальный историк Диего Лопес де Когольюдо.
Примечания:
[lxxxi] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 110
[lxxxii] Talakh V. The Biography… Р. 22
[lxxxiii] См. главу «Возрождение могущества Кукуля в VIII веке» в очерке «Кукульское царство».
[lxxxiv] См. главу «Регентство Иш-Вак-Чан-...-Ахав и правление К'ак'-Тилив-Чан-Чаака. Рост влияния Сааля в Петене» в очерке «Царство Сааль».
[lxxxv] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 111
[lxxxvi] Там же
[lxxxvii] Полное имя этого правителя включает еще один или, вероятнее, два компонента, но их чтение и порядок расположения остаются спорными. Проблема еще больше усугубляется тем, что за пределами Калакмуля он упоминается под совершенно другим именем.
[lxxxviii] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 112
[lxxxix] Martin S., Grube N. Chronicle… Рр. 112-113
[xc] Looper M. Lightning Warrior. Maya Art and Kingship at Quirigua.
[xci] Martin S. Of Snakes… Рр. 9-13
[xcii] Tunesi R. A New Monument Mentioning Wamaaw K'awiil of Calakmul // The PARI Journal. (2007). 8(2). Pp. 13-19
[xciii] Martin S. Of Snakes… Р. 12
[xciv] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 115
[xcv] Tunesi R. A New Monument… Р. 16
[xcvi] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 115