Ранние цари Йокиба
Как уже неоднократно подчеркивалось, цари майя уделяли много внимания обоснованию своей преемственности от мифологической традиции. Йокиб в этом отношении не являлся исключением из общего правила. В надписи на позднеклассическом Алтаре 1 из Пьедрас-Неграс сообщается, что первый «Священный Владыка Йокиба» правил в 4691 году до нашей эры, в далекую эпоху предыдущего 5200-летнего цикла.[iv] Следующий царь, имя которого предположительно читается Ицам-К'ан-Ак, был связан с завершением предыдущей и началом текущей 5200-летней эпохи в день 13.0.0.0.0, 4 Ахав 8 Кумк'у (13 августа 3114 года до нашей эры). Наконец, в тексте на Алтаре 1 упоминается еще один «Священный Владыка Йокиба», который установил стелу в день 8.13.0.0.0, 9 Ахав 3 Сак (14 декабря 297 года).[v] Последнюю дату уже можно принять в качестве события из реальной истории царства. Если это так, то царская династия Йокиба существовала, по крайней мере, с конца III века и являлась одной из самых древних в регионе.
В текстах из Пьедрас-Неграс история ранних царей Йокиба освящена крайне плохо. На Алтаре 1 сообщается об окончании бак'туна в день 9.0.0.0.0, 8 Ахав 13 Кех (11 декабря 435 года), но имя связанного с этим событием персонажа не сохранилось. Для получения более полной информации мы должны обратиться к текстам из соседнего Йашчилана. В древности Йашчилан был столицей царства Па'чан, соперничавшего с Йокибом за контроль над Верхней Усумасинтой. Противостояние, возможно, началось еще в IV веке, когда некий Вак-Чан-Ак был захвачен в плен основателем па'чанской династии Йо'паат-Б'аламом I. Жертва не имеет «эмблемного иероглифа», однако Саймон Мартин и Николай Грюбе предположили, что Вак-Чан-Ак происходил из Йокиба, так как часть его имени «Ак» («Черепаха») характерна для имен правителей из этого царства.[vi] Первым достоверно известным царем Йокиба был Ицам-К'ан-Ак I, который упоминается на Притолоке 49 из Йашчилана как пленник па'чанского царя Хац'о'м-Холя. Согласно хронологии Вернера Нама, пленение произошло в день 8.19.10.2.11, 8 Чувен 14 К'айаб (24 марта 426 года), Мартин и Грюбе относят эту войну ко времени около 460 года. Второй из известных царей Йокиба Ицам-К'ан-Ак II упоминается на Притолоке 37 из Йашчилана в связи с тем, что человек из его рода Сак-Ха Сак-…-Пат около 478 года также был захвачен па'чанским царем Йашун-Б'аламом II.[vii]
Фактически, в настоящее время мы не имеем убедительных доказательств существования царской династии Йокиба в конце III — начале IV веков. Однако учитывая, что в городище Пьедрас-Неграс монументальное строительство началось довольно рано, а на раннеклассических притолоках из Йашчилана навязчиво подчеркивается превосходство па'чанской династии над йокибской, можно сделать предположение о более-менее синхронном появлении двух царских династий в области Верхней Усумасинты. То есть, вполне возможно, что в 297 году действительно существовали цари Йокиба.[viii]
Сравнительно лучше известна биография правившего в начале VI века йокибского царя Йат-Ака I. Около 505 года один из его сановников был захвачен в плен па'чанским царем Таб'(?)-Б'аламом I. Несмотря на это, начало VI века характеризуется ростом могущества Йокиба. Как сообщается в ретроспективной надписи на Панели 2 из Пьедрас-Неграс, в день 9.3.16.0.5, 8 Чикчан 3 Кех (13 ноября 510 года) Йат-Ак I совершил обряд «взятия ко'хава» (выполненного из кусочков жадеитовой мозаики теотиуаканского головного убора) в присутствии «западного калоомте'» (вероятно, правителя Теотиуакана) Тахоом-Ук'аб'-Тууна. Примечательно, что сам Йат-Ак I назван в этом тексте «Владыкой К'ина». Это первый случай появления в титулатуре царей Йокиба второго «эмблемного иероглифа».[ix]
Панель 12 из Пьедрас-Неграс, установленная в честь посвящения храма в 518 году. На монументе изображены четыре связанных пленника, трое из которых обращены лицом к царю Йокиба и стоят перед ним на коленях. Известны имена и титулы этих трех пленников – это были царь Лакамтууна …Чан-Ак, царь Вабе' (Санта-Елены) и царь Па'чана Таб'-Б'алам I.
Заручившись поддержкой могущественного «западного калоомте'», Йокиб установил свою гегемонию в регионе Верхней Усумасинты. На Панели 12 из Пьедрас-Неграс, установленной в честь посвящения храма в день 9.4.3.10.1, 7 Имиш 19 Поп (21 апреля 518 года) изображены четыре связанных пленника, трое из которых обращены лицом к царю Йокиба и стоят перед ним на коленях. Известны имена и титулы этих трех пленников – это были царь Лакамтууна …Чан-Ак, царь Вабе' (Санта-Елены) и царь Па'чана Таб'-Б'алам I. На том же монументе упоминается окончание к'атуна 9.4.0.0.0, 13 Ахав 18 Йаш (18 октября 514 года), по случаю которого некий «йахав очк'ин калоомте'», то есть вассал «западного калоомте'», совершил обряд «рассеивания». Этот вассал должен был быть собственно царем Йокиба, а его сюзерен – это, вероятно, Тахоом-Ук'аб'-Туун, упоминаемый четырьмя годами ранее.[x] На основании сцены на Панели 12 эпиграфисты делали вывод, что между 514 и 518 годами Йокиб нанес поражение коалиции трех царств, а все три царя союзников попали в плен. Однако в 2007 году Дэвид Стюарт усомнился в обоснованности такого буквального толкования. В частности, Стюарт указал на то, что царь Лакамтууна …Чан-Ак и царь Па'чана Таб'-Б'алам I продолжали править каждый в своем царстве и после 518 года. Поэтому, по его мнению, сцена на Панели 12 из Пьедрас-Неграс является, прежде всего, символической демонстрацией политического доминирования Йокиба над соседями, ее не следует понимать как свидетельство того, что побежденные цари были взяты в плен и доставлены в столицу победителя.[xi] Как бы там ни было, не подлежит сомнению, что в первой четверти VI века Йокиб стал доминирующим царством на Верхней Усумасинте.
Среди исследователей до сих пор нет единого мнения о том, какой из царей Йокиба был героем событий, описанных на Панели 12? Иероглифическая надпись на монументе начинается с некоего неясного события, которое произошло в день 9.3.19.12.12, 9 Эб 10 Сек (2 июля 514 года). Традиционно считается, что речь шла о воцарении нового йокибского владыки, которого условно называют «Правителем С».[xii] Однако Александр Сафронов полагает, что в то время царем Йокиба оставался Йат-Ак I, именно он посвятил храм в 518 году и изображен на Панели 12 в качестве триумфатора.[xiii]
О царях Йокиба 2-й четверти VI века почти ничего неизвестно. В Пьедрас-Неграс были обнаружены лишь две стелы, относящиеся к этому времени. Стела 30, которая располагается перед пирамидой R-4, была воздвигнута по случаю окончания к'атуна 9.5.0.0.0, 11 Ахав 18 Сек (5 июля 534 года), но от имени царя, установившего этот монумент, сохранилась только часть К'инич.[xiv] Стела 29, установленная на вершине соседней пирамиды R-3, повествует об окончании пятилетия 9.5.5.0.0, 4 Ахав 13 Соц' (9 июня 539 года) и могла быть работой того же правителя.[xv]
Западный Акрополь. Реконструкция Татьяны Проскуряковой. 1939 г. (Фото: Penn Mueum image #176732)
В 20-е годы VI века Йокиб, несомненно, доминировал на Верхней Усумасинте. Вероятно, в это время он стал союзником набиравшего силу Канульского царства. Однако во 2-й половине VI века Йокиб терпит поражение и подвергается опустошению, а его господство подходит к концу. Археологические раскопки на Западном акрополе Пьедрас-Неграс показали, что постройки в юго-западной части акрополя, включавшие в себя и дворцовые помещения, носят явные следы разрушения и пожара, которые имели место в середине VI века. Определенные доказательства военного поражения Йокиба можно обнаружить и в письменных источниках. Как отмечается в ретроспективном тексте на установленной в конце VIII века Стеле 12 из Пьедрас-Неграс, между 556 и 559 годами неизвестный царь Йокиба, как сказано, «взошел в Пакбуль» пред лик местного царя …К'ин-Б'алама II. Вероятно, это сообщение следует понимать так, что Йокиб потерпел поражение в войне с Пакбулем (Помоной) и попал в зависимость от последнего. Как полагает Александр Сафронов, вряд ли Пакбуль мог в одиночку разгромить царство, которое тогда доминировало в регионе. По мнению этого исследователя, разгром Йокиба был осуществлен при непосредственном участии кукульского царя Вак-Чаналь-К'авииля. Поражение было настолько серьезным, что после этого о Йокибе ничего не известно вплоть до начала VII века.[xvi]
Примечания:
[iv] На Алтаре 1 сообщается также о событии, которое произошло в 4710 году до нашей эры, но глагол события не расшифрован.
[v] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 140; Сафронов А.В. Государства… страницы 69-70. Транскрипцию и транслитерацию текста на Алтаре 1 смотрите в Teufel S. Die Monumentalskulpturen von Piedras Negras,
[vi] Martin S., Grube N. Chronicle… Рр. 118, 140
[vii] Высказывалось предположение, что правители Ицам-К'ан-Ак I и Ицам-К'ан-Ак II могли быть одним и тем же лицом (смотрите Teufel S. Die Monumentalskulpturen… Р. 80)
[viii] Сафронов А.В. Государства… страница 71
[ix] Сафронов А.В. Государства… страница 82
[x] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 141
[xi] Stuart D. The Captives on Piedras Negras, Panel 12
[xii] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 141
[xiii] Сафронов А.В. Государства… страница 83
[xiv] Teufel S. Die Monumentalskulpturen… Р. 91
[xv] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 141
[xvi] Сафронов А.В. Государства… страница 84