Йокиб в царствование К'инич-Йо'наль-Ака II и Ицам-К'ан-Ака IV
Через несколько недель после смерти Ицам-К'ан-Ака III в день 9.12.14.13.1, 7 Имиш 19 Паш (5 января 687 года) состоялась официальная коронация Ч'ок-Коха, который во время церемонии принял имя своего деда и остался в истории Йокиба как К'инич-Йо'наль-Ак II. В его правление значительную власть в своих руках сосредоточила жена владыки Иш-Винакхааб'-Ахав. В Пьедрас-Неграс ей посвящено четыре монумента. На трех из них (Стелы 1, 2 и 3) Иш-Винакхааб'-Ахав изображена вместе с мужем. Это исключительный случай в майяской истории, когда при живом царе в честь царицы устанавливаются монументы. [xlii]
Жадеитовый портрет К'инич-Йо'наль-Ака II. Был поднят со дна священного сенота Чичен-Ицы, расположенного в 483 километрах к северу от Пьедрас-Неграс.
При К'инич-Йо'наль-Аке II центр ритуальной активности окончательно перемещается из южной в северо-западную часть Пьедрас-Неграс. Все восемь стел этого правителя были установлены в ряд ниже Здания J-4, царского дворца в Западном Акрополе. На них отмечены окончания пятилетий в промежутке между 687 и 726 годами.[xliii]
Западный Акрополь Пьедрас-Неграс. Реконструкция Татьяны Проскуряковой. В поздний классический период Акрополь служил резиденцией для йокибского царского двора. Справа видно «Здание J-4» с рядом стел, воздвигнутых К'инич-Йо'наль-Аком II.
К началу правления К'инич-Йо'наль-Ака II осложняется внешнее положение его царства. После смерти в 686 году Йукноом-Ч'еена ІІ уменьшается влияние в Западном регионе Канульской державы, на союз с которой опирался Йокиб. С конца VII века ранее зависимые от Кануля государства бассейна Усумасинты получили возможность осуществлять независимую политику, вследствие чего на рубеже VII—VIII веков происходит постепенная перегруппировка сил в регионе. На основании косвенных данных можно предположить, что в начале 690-х годов Йокиб утратил контроль над своими владениями в Левобережье Усумасинты. На монументах из Тонины упоминаются царь Пе'тууна Чан-Маас и царь Анайте' Йаш-Ак, вассалы баакульского владыки. Ранее Пе'туун и Анайте' входили в сферу влияния Йокиба. Вероятно, приблизительно между 690-692 годами Баакуль совершил успешный поход на Левобережье, в результате которого его вассалами стали Пе'туун, Анайте' и другие, не идентифицированные царства.[xliv] Впрочем, уже в 692-693 годах Баакуль потерпел ряд поражений в войне с Попо' (Тониной) и был вынужден уйти с Левобережья Усумасинты.
В начале VIII века К'инич-Йо'наль-Аку II, видимо, удалось одержать победу над Пакбулем (Помоной). На лицевой стороне Стелы 4 из Пьедрас-Неграс помещено изображение К'инич-Йо'наль-Ака II с двумя пленниками, под одним них сохранилась подпись: «юный Йо…н, царевич Пакбуля». К сожалению, дата пленения неизвестна, но сама стела была установлена по случаю окончания периода 9.13.10.0.0, 7 Ахав 3 Кумк'у (26 января 702 года).[xlv]
Стела 8, установленная в 726 году. Один из самых крупных монументов Пьедрас-Неграс. К'инич-Йо'наль-Ак II изображен в полном воинском облачении и с двумя связанными пленниками. Из подробной надписи следует, что жертвой под правой рукой является Сак-…, «сахаль» па'чанского царя Ицамнаах-Б'алама III.
Йокиб смог укрепиться к северу от своих границ. Благодаря браку с Иш-Винакхааб'-Ахав К'инич-Йо'наль-Ак II получил надежного союзника в лице Намана. Расположенный восточнее Намана Хиш-Виц платил Йокибу дань. По мнению Александра Сафронова, Йокиб сохранил влияние и на Вабе'. На Стеле 8 из Пьедрас-Неграс сообщается о некоем действии, совершенном в день 9.13.14.13.4, 8 К'ан 2 Кех (26 сентября 706 года) царевной К'ина, супругой …-Лакам-Чаака, возможно, царевича Вабе'. Можно предположить, что имел место династический брак между царскими домами Йокиба-К'ина и Вабе'. Таким образом, к началу VIII века Йокиб был не так слаб, как считалось ранее. Действительно, в начале 690-х годов он потерпел крупное поражение от Баакуля, но смог сохранить свое положение и влияние в Западном регионе, по крайней мере, до 20-х годов VIII века.[xlvi]
Стела 3 из Пьедрас-Неграс, установленная в 711 году. На монументе изображена трехлетняя дочь К'инич-Йо'наль-Ака II Иш-Хуунтан-Ак, облокотившаяся на колено своей матери, Иш-Винакхааб'-Ахав.
В день 9.13.16.4.6, 4 Кими 14 Во' (21 марта 708 года) у К'инич-Йо'наль-Ака II и Иш-Винакхааб'-Ахав родилась дочь Иш-Хуунтан-Ак («Госпожа Заботливая Черепаха»). Как и в случае с ее матерью, внимание, оказанное Иш-Хуунтан-Ак в иероглифических надписях, не имеет аналогов в истории майя. О ее рождении сообщается на Стеле 3 из Пьедрас-Неграс, на которой она показана как трехлетний ребенок, опирающийся на колено своей матери. Следует ли видеть здесь свидетельство того, что К'инич-Йо'наль-Ак II, которому тогда было уже 43 года, не имел наследников мужского пола? Мы не имеем доказательств того, что у К'инич-Йо'наль-Ака II когда-либо родился желанный сын, соответственно, происхождение его преемника остается туманным. Рождение Ицам-К'ан-Ака IV в день 9.13.9.14.15, 7 Мен 18 К'анк'ин (22 ноября 701 года) упоминается в трех текстах, но ни в одном из них не названы родители владыки.[xlvii]
На Стеле 8 из Пьедрас-Неграс сообщается, что в день 9.14.2.11.9, 6 Мулук 7 Моль (11 июля 714 года) царь Баакуля К'инич-К'ан-Хой-Читам совершил неизвестное действие пред ликом К'инич-Йо'наль-Ака II. Поскольку глагол события не сохранился, смысл сообщения неясен.
К началу 720-х годов существенно меняется расстановка сил на Левобережье Усумасинты. Дружественное Йокибу царство Попо' теряет контроль над этим регионом, происходит усиление Сакц'и. Эти перемены отрицательно сказались на положении Йокиба. В заключительном фрагменте текста на Стеле 8 из Пьедрас-Неграс говорится о некоем действии, которое К'инич-Йо'наль-Ак II совершил в день 9.14.11.12.12, 6 Эб 5 Йашк'ин (17 июня 723 года) под эгидой другого лица. Александр Сафронов полагает, что этим лицом мог быть царь Сакц'и. Начиная со второй четверти VIII века вплоть до начала IX века нет никаких свидетельств, в том числе косвенных, о противостоянии Сакц'и и Йокиба, в то время как в текстах впервые появляются косвенные упоминания о конфликтах между Сакц'и и давним противником Йокиба Па'чаном, чего не было ранее.[xlviii]
В надписи на так называемой «Палетке рабов» из Паленке повествуется о победоносных войнах Чак-Сууц'а, «сахаля» и «йахавк'ак'а»[xlix] баакульского царя К’инич-Акуль-Мо'-Наб'а III. В день 9.14.11.17.6, 9 Кими 19 Сак (19 сентября 723 года) Чак-Сууц' захватил в плен некоего Таах-Чиха, владыку Лаля – небольшой политии, вероятно, расположенной вблизи территории К'ина. Затем в день 9.14.13.11.2, 7 Ик' 5 Сек (7 мая 725 года) он нанес решающий удар по левобережной части царства Йокиба-К'ина и опустошил область К'ина.[l] Всего через несколько дней после этой победы 10 или 11 мая 725 года Чак-Сууц' принес в жертву Ни'-Сак-Майя, «сахаля» К'инич-Йо'наль-Ака II. В результате этих поражений некоторые области Левобережья Усумасинты, ранее подконтрольные Йокибу, отошли к Баакулю.
К концу правления К'инич-Йо'наль-Ака II вновь обостряются отношения Йокиба с Па'чаном. На Стеле 8 из Пьедрас-Неграс сообщается, что в день 9.14.14.9.18, 5 Эц'наб 16 Сип (8 апреля 726 года) йокибский владыка захватил в плен Сак-…, одного из «сахалей» па'чанского царя Ицамнаах-Б'алама III. Очевидно, Па'чан вмешался в войну Йокиба с Баакулем на стороне последнего, но потерпел поражение.
Последняя дата времен царствования К'инич-Йо'наль-Ака II соответствует дню 9.14.17.14.17, 1 Кабан 0 Моль (30 июня 729 года) и, кажется, была связана с браком. Как полагают Саймон Мартин и Николай Грюбе, невеста происходила из Баакуля. Вероятно, между Йокибом и Баакулем был заключен мир, скрепленный брачными узами. Дата смерти К'инич-Йо'наль-Ака II неизвестна, но он должен был умереть вскоре после брачной церемонии, так как в ноябре того же года на трон Йокиба взошел Ицам-К'ан-Ак IV. Есть все основания полагать, что царь был похоронен в «Погребении 5» - богатой гробнице, обнаруженной во дворе перед «Зданием J-5», которое является частью Западного Акрополя. Внутри этой гробницы археологи обнаружили тела зрелого мужчины и двух подростков. Среди погребальных подношений было найдено большое количество жадеита, в том числе искусно выполненные бусинки и статуэтки, положенные в рот покойного. В углу было найдено гематитовое зеркало, призванное отражать облик царя после смерти таким, каким он был при жизни. Среди 213 разрезанных и просверленных раковин (когда-то пришитых к некой одежде) на четырех содержался одинаковый текст, в котором повторялось повествование о предсвадебных ритуалах с участием Иш-Винакхааб'-Ахав и ее браке с К'инич-Йо'наль-Аком II. Этот царь упоминается на каждом из четырех найденных в гробнице шипов ската, и нет особых оснований сомневаться в том, что «Погребение 5» являлось его гробницей.[li]
Стела 11 из Пьедрас-Неграс, установленная в 731 году. На монументе изображено воцарение Ицам-К'ан-Ака IV в 729 году.
27-летний Ицам-К'ан-Ак IV воцарился в день 9.14.18.3.13, 7 Бен 16 К'анк'ин (13 ноября 729 года). Как уже отмечалось, происхождение этого правителя остается предметом споров. Иш-Винакхааб'-Ахав, очевидно, не оставила наследников мужского пола, поэтому Ицам-К'ан-Ак IV мог быть либо мужем Иш-Хуунтан-Ак, либо сыном К'инич-Йо'наль-Ака II от другой неизвестной нам жены или наложницы, либо представителем какой-то боковой ветви царского рода. С приходом к власти Ицам-К'ан-Ака IV значительно возрастает роль местных элит в политической жизни Йокиба-К'ина. Вероятно, новый владыка не был уверен в прочности своего положения, поэтому стремился заручиться поддержкой «сахалей». Сразу после воцарения Ицам-К'ан-Ак IV укрепляется на троне, возводя во власть на местах новых «сахалей». В надписи на Панели 1 из коллекции Думбартон Оакс, происходящей из неизвестного локального центра в составе царства Йокиба-К'ина, сообщается, что через месяц после восшествия на престол в день 9.14.18.5.7, 2 Маник 10 Паш (17 декабря 729 года) Ицам-К'ан-Ак IV сместил «сахаля» Чак-Тоок'-Туун-Ак-Чамая и передал власть, по всей видимости, его сыну К'ак-…н-…-Аку. Чак-Тоок'-Туун-Ак-Чамай умер три года спустя в декабре 732 года. Панель, хранящаяся в Новоорлеанском музее искусств, сообщает об утверждении в еще одной области Йокиба нового «сахаля» в день 9.14.18.15.1, 1 Имиш 19 Йашк'ин (29 июня 730 года).[lii] В день 9.15.0.0.0, 4 Ахав 13 Йаш (22 августа 731 года) «сахаль» Йашнииля (Эль-Кайо) Ах-Чак-Вайиб'-К'утиим отпраздновал окончание к'атуна. Эта церемония представлена на великолепном каменном алтаре. Ах-Чак-Вайаб'-К'утиим показан сидящим со скрещенными ногами и разбрасывающим комочки благовоний. Алтарь изготовили резчики Сийах-Чан-Ак, происходящий из царского рода К'ина, и Ах-Йаш-Кокте'-К'утиим. Участие представителя царского дома в изготовлении монумента свидетельствует о значимости Ах-Чак-Вайиб'-К'утиима в политической жизни царства.[liii]
Алтарь 1 из Эль-Кайо, установленный в 731 году. На монументе изображен 67-летний «сахаль» Йашнииля Ах-Чак-Вайиб'-К'утиим, сидящий со скрещенными ногами и бросающий комочки копала на алтарь, на котором стоит полная пожертвований курильница.
В июне 735 года Йокиб, возможно, одержал победу над неким противником, плохое состояние надписи на Стеле 10 из Пьедрас-Неграс препятствует получению более полной информации.[liv] В целом у нас практически нет сведений о войнах в Западном регионе в 730-е годы. Видимо, здесь на время установился «status quo», вызванный тем, что Йокиб и Сакц'и были еще слишком слабы после поражений предыдущего десятилетия.
Стела 40 из Пьедрас-Неграс, установленная в 746 году. В этой необычной сцене Ицам-К'ан-Ак IV общается с женским предком, вероятно, со своей матерью.
Следуя местной традиции, Ицам-К'ан-Ак IV устанавливал стелы по случаю окончания каждого пятилетия. Все они, кроме одной, располагались в Западном Акрополе на платформе под пирамидой J-3. Весьма необычна установленная по случаю пятилетия 9.15.15.0.0, 9 Ахав 18 Шуль (4 июня 746 года) Стела 40. На ней Ицам-К'ан-Ак IV показан бросающим капли крови или благовония в «канал для души» - отверстие, связанное с расположенной к югу от площади гробницей. Подобные каналы были обнаружены археологами в нескольких городах. Майя представляли связь между живыми и мертвыми в виде «веревки дыхания», которая опускалась вниз в нос умершего. Из надписи, кажется, следует, что похороненная в гробнице особа была матерью царя. Если Ицам-К'ан-Ак IV не был сыном К'инич-Йо'наль-Ака II, то происхождение по материнской линии могло быть для него особо важным. Описанная на Стеле 40 церемония состоялась ровно через 83 цолькина (около 59 лет) после смерти Ицам-К'ан-Ака III, кажется, Ицам-К'ан-Ак IV сознательно стремился связать себя с этим почитаемым предшественником.[lv]
Между тем, в соседнем Па'чане в 742 году скончался Ицамнаах-Б'алам III и наступил так называемый период «междуцарствия». Как сообщается на ступени Иероглифической лестницы 3 из Дос-Пиласа, в день 9.15.13.15.15, 7 Мен 18 Соц' (25 апреля 745 года) царь Южного Кукуля К'авииль-Чан-К'инич захватил в плен па'чанского «ахава» …б'-Шоока. Александр Сафронов считает, что поход царя Южного Кукуля на Усумасинту был осуществлен в интересах Йокиба, после этого на трон Па'чана был возведен йокибский ставленник Йо'паат-Б'алам II.[lvi]
Панель 3 из Пьедрас-Неграс, установленная в 795 году. Шедевр искусства майя. На монументе запечатлен ретроспективный рассказ о праздновании Ицам-К'ан-Аком IV окончания двадцатилетия со дня его инаугурации в 749 году, хотя сам шедевр был создан в правление К'инич-Йат-Ака II.
Одним из самых торжественных событий в царствование Ицам-К'ан-Ака IV было празднование в день 9.15.18.3.13, 5 Бен 16 Ч'ен (31 июля 749 года) окончания двадцатилетия со дня его инаугурации. Оно ретроспективно описано на Панели 3 из Пьедрас-Неграс, которая по праву признана одним из лучших произведений искусства майя. Однако в толкованиях изображения и надписей этого монумента нет никакого согласия, даже простые вопросы о том, где и когда происходила описанная на Панели 3 сцена, остаются предметом споров. На Панели 3 показан тронный зал, царь восседает на огромном троне в окружении многочисленной местной знати и почетных гостей. Местная знать представлена рядом «сахалей», некоторые из них упоминаются в других текстах (например, «главный сахаль» К'ан-Мо'-Те' служил еще К'инич-Йо'наль-Аку II). Среди прочих в церемонии участвовал и бывший тогда еще ребенком царевич Т'уль-Чиик, который спустя десять лет попадет в плен к Йашун-Б'аламу IV. В числе гостей из других царств на юбилее присутствовал владыка Па'чана Йо'паат-Б'алам II. Ицам-К'ан-Ак IV обратился к нему с речью, в которой, кажется, изложил историю подчинения Йокибом Па'чана, хотя датировка событий остается проблематичной. Через два дня торжества были продолжены, Ицам-К'ан-Ак IV совершил ритуальный танец, а затем ночью выпил приготовленный из бобов какао напиток «какав».[lvii]
О последних годах жизни Ицам-К'ан-Ака IV кроме традиционных празднований окончания пятилетий практически ничего неизвестно. На основании текстов из Йашчилана можно заключить, что в 750-х годах существенно ухудшилось внешнее положение Йокиба. В 752 году царем Па'чана стал Йашун-Б'алам IV, при котором Па'чан не только восстановил свою независимость от Йокиба, но и начал наступление на позиции последнего в регионе Верхней Усумасинты. Еще до своей коронации будущий царь Йашун-Б'алам IV захватил в плен Йаш-Киб'-Тоок'а, «сахаля» Пай-Лакам-Чаака, владыки Вак'ааб'а (возможно, область в составе Вабе'). Затем в день 9.16.4.1.1, 7 Имиш 14 Сек (9 мая 755 года) па'чанский царь разгромил пограничную с Шукальнахом область …-Хук'(ай) и пленил некоего Ухоль-Мо', а его «главный сахаль» К'ан-Тоок'-Вайаб' пленил владыку некой местности Кокте'. Царство Вабе' и область …-Хук'(ай) являлись союзниками Йокиба, поэтому их разгром, несомненно, был направлен на ослабление позиций Ицам-К'ан-Ака IV на Верхней Усумасинте.[lviii]
Небольшой пиритовый диск. Был найден в «Погребении 13» (предположительно гробница Ицам-К'ан-Ака IV), расположенном перед пирамидой О-13. На диске изображена отрезанная голова владыки Хиш-Вица.
На Панели 3 сообщается о смерти Ицам-К'ан-Ака IV в день 9.16.6.11.17, 7 Кабан 0 Паш (30 ноября 757 года) и его погребении три дня спустя. В 1997 году Эктор Эскобедо провел раскопки у подножия передней лестницы самой впечатляющей в Пьедрас-Неграс пирамиды О-13 (в святилище на вершине этого сооружения и была установлена Панель 3) и обнаружил «Погребение 13». Внутри него находились останки взрослого мужчины и двух подростков, расположение которых было идентично «Погребению 5». Среди погребальных подношений археологи обнаружили более ста кусочков жадеита, которые когда-то являлись частью прекрасного воротника, а также небольшой пиритовый диск с вырезанным текстом и изображением обезглавленного владыки Хиш-Вица. В гробнице выявлены явные признаки осквернения в древности. Многие кости исчезли, остальные обгорели и спустя долгое время после разложения были очищены от плоти. Этот обряд уничтожения, возможно, описывается в заключительном фрагменте текста на Панели 3, в котором сказано, что К'инич-Йат-Ак II совершил в 782 году «освящение огнем дома погребения» Ицам-К'ан-Ака IV.[lix]
Примечания:
[xlii] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 145
[xliii] Martin S., Grube N. Chronicle… Рр. 145-146
[xliv] Сафронов А.В. Государства… страница 117
[xlv] Сафронов А.В. Государства… страницы 123-124
[xlvi] Сафронов А.В. Государства… страница 126
[xlvii] Martin S., Grube N. Chronicle… Рр. 146-147
[xlviii] Сафронов А.В. Государства… страница 132
[xlix] Йахавк'ак' – буквально «его владыка огня», вероятно, некая военная должность.
[l] Перевод текста «Палетки рабов» на русский язык смотрите в Хроники баакульских владык // перевод, вступление и комментарии Виктора Талаха. Электронный текст, 2009, страницы 39-41 http://kuprienko.info/las-cronicas-de-los-senores-de-baakul/
[li] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 147
[lii] Сафронов А.В. Государства… страница 136
[liii] Токовинин А.А. Царь и его сахали: областные правители в западных царствах майя (VII-VIII вв. н.э.) // Древний Восток и античный мир: Труды кафедры истории Древнего мира исторического факультета МГУ. Вып.
[liv] Teufel S. Die Monumentalskulpturen… Р. 178
[lv] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 148
[lvi] Сафронов А.В. Государства… страница 138
[lvii] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 149
[lviii] Сафронов А.В. Государства… страницы 138-139
[lix] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 150