Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

От мифа к истории. Становление династической линии Токтана-Лакамхи

Стюфляев Максим ::: История царств майя

Вопрос о времени появления царской династии Баакуля остается весьма дискуссионным. Это объясняется несколькими причинами. Во-первых, раннеклассический археологический материал из области Паленке крайне скуден. Несмотря на долгую историю исследований и раскопок в Паленке, основное внимание археологов до сих пор было сосредоточено на центральной части великого города, где, как это часто бывает, археологические свидетельства более ранних эпох оказались погребены под массивом поздних сооружений. В отдаленных областях городища, где, несомненно, располагались ранние постройки и поселения, еще только предстоит провести раскопки. Во-вторых, в Паленке пока не обнаружено ранних династических текстов. Все, что мы знаем о династической истории Баакуля до правления К'инич-Ханааб'-Пакаля I (Великого) (615-683), основано на ретроспективных сообщениях в текстах, которые были созданы не ранее второй половины VII века. Нашим главным источником о первых правителях Баакуля является уже упоминавшийся текст на центральной панели из «Храма Креста», приблизительно датируемый 692 годом. Через содержащийся в надписи рассказ такие ключевые для «мифологии творения» события, как начало текущего космического цикла или создание Триады, связываются с династической историей Баакуля. Большая часть надписи состоит из дат рождения и воцарения первых семи баакульских владык, что дает нам общее представление о ключевых особах ранней истории царства. Еще один важный источник – тексты из «Храма Надписей», в которых излагается история Баакуля вплоть до воцарения К'инич-Кан-Б'алама II в 684 году. К сожалению, из этих надписей можно получить лишь некоторые общие сведения о первых правителях. Вплоть до конца VI века мы практически ничего не знаем о внешнеполитических связях Баакуля, его контактах с другими царствами майя.[xxiii]

Портрет К'ук'-Б'алама на подставке для курильницы из «Группы IV»
Портрет К'ук'-Б'алама на подставке для курильницы из «Группы IV»

Согласно тексту на центральной панели из «Храма Креста», основателем баакульской династии был К'ук'-Б'алам I, царствование которого началось в 419 году. Следует, однако, отметить, что К'ук'-Б'алам I носил титул «Священный Владыка Токтана». Первым представителем династии, который именовался собственно «Священным Владыкой Баакуля», был Акуль-Мо'-Наб' I (501-524), и именно с него начинается список ранних баакульских царей, зафиксированный на саркофаге и стенах гробницы К'инич-Ханааб'-Пакаля I. По мнению ряда исследователей, Лакамха (область вокруг «Дворца» Паленке) не была самой древней столицей Баакуля. На Стеле 6 из Эль-Тортугеро в связи с днем 8.15.16.0.5, 11 Чикчан 13 Муваан (1 марта 353 года) упоминается некое событие, произошедшее в Танха'б'аакале («Средь Воды Место Костей»). Именно это место должно было являться первой столицей, давшей название царству, как это было в случае с Па'чаном, столицей которого был город Танха'па'чан. Пока мы не можем отождествить топоним Танха'б'аакаль с каким-либо из известных археологических городищ. Дмитрий Беляев предположил, что это древнее название Эль-Тортугеро, хотя там до сих пор не обнаружено раннеклассических слоев. Упоминание первоначальной столицы царства под 353 годом показывает что, Баакуль должен был существовать уже в середине IV века. К'ук'-Б'алам I, вероятно, принадлежал к царской династии Баакуля и стал основателем ее ветви, которая утвердилась в Токтане. Локализация этого топонима до сих пор неясна, но есть точка зрения, что это наиболее ранний архитектурный комплекс Паленке - группа Пикота, в западной части городища, хотя Александр Сафронов полагает, что Токтан следует отождествлять с группами Науйака, Лемон или Пьедрас-Болас. На рубеже V-VI веков преемники К'ук'-Б'алама I перенесли свою столицу в Лакамху, которая сохраняла функции административного центра вплоть до начала IX века. Династия, основанная К'ук'-Б'аламом I, условно именуется линией Токтана-Лакамхи. По всей вероятности, уже с V века параллельно существовали две династические линии: Эль-Тортугеро, и Токтана-Лакамхи. Как свидетельствуют поздние источники, по крайней мере, с начала VI века цари Токтана-Лакамхи претендуют на титул «Священных Владык Баакуля». В то же время, позднейший правитель Эль-Тортугеро Б'алам-Ахав возводил свой род к некоему Акуль-К'ук'у, который царствовал там около 510 года. Таким образом, основание царской династии Баакуля, скорее всего, относится к первой половине IV века, но известная нам ветвь, правившая в Лакамхе, появилась только в первой половине V века.[xxiv]

О личности ее основателя известно мало. К'ук'-Б'алам I («Кецаль-Ягуар») родился в день 8.18.0.13.6, 5 Kими 14 K'aйaб (31 марта 397 года) и воцарился как «Священный Владыка Токтана» в день 8.19.3.1.0, 5 Ахав 18 K'aйaб (30 марта 419 года).[xxv] Таким образом, время его правления примерно совпадает с основанием других царских династий классических майя.[xxvi] Например, К'инич-Йаш-К'ук'-Мо' основал династию Шукуупа (Копана) в 426 году, всего через несколько лет после К'ук'-Б'алама I. В отличие от правителей Кукуля (Тикаля) или Шукуупа, баакульские цари редко упоминали основателя своей династии в искусстве и надписях. Помимо панели из «Храма Креста», К'ук'-Б'алам I упоминается также в тексте на панели из «Храма Лиственного Креста», где сказано, что К'инич-Кан-Б'алам II «возродил сооружение К'ук'-Б'алама». Вероятно, это метафорическая декларация непрерывности династии или буквальное описание обновления построенного предком храма.[xxvii]

На «Простенке В» «Храма Надписей» сохранился сделанный из штука портрет одного из ранних баакульских царей. В течение долгого времени считалось, что этот владыка носит головной убор из перьев кецали и с пастью ягуара, соответственно, его отождествляли с К'ук'-Б'аламом I. Однако Дэвид Стюарт тщательно изучил фотографии Моудсли, сделанные в начале 1890 года, и пришел к выводу, что в головном уборе показан не кецаль, а голова пекари со знаком «к'ан» в ее глазу. Поэтому на «Простенке В», скорее всего, изображен не К'ук'-Б'алам I, а один из его потомков, К'ан-Хой-Читам I.[xxviii]

Еще один портрет, ассоциируемый с К'ук'-Б'аламом I, содержится на обнаруженной в «Группе IV» подставке для курильницы. В этом случае имя К'ук'-Б'алама явно опознается по головному убору с кецалем и ухом ягуара. Дэвид Стюарт, Мэри Миллер и Саймон Мартин, принимая во внимание особую роль объекта в почитании предка, предположили, что на нем изображен не позднеклассический царь К'инич-К'ук'-Б'алам II, а основатель династии К'ук'-Б'алам I. Дэвид Стюарт отметил, что в головном уборе портрета кроме записей K'UK' и BAHLAM содержатся символы, читаемые K'INICH. Следовательно, основатель династии, как и его потомок, возможно, имел полное имя К'инич-К'ук'-Б'алам.[xxix]

Дата смерти К'ук'-Б'алама I неизвестна. Видимо, он умер в 435 году, незадолго до коронации своего преемника. Второй известный нам токтанский владыка, Ч'а… (тезка легендарного правителя, упоминавшегося на панели из «Храма XXI»), родился в день 8.19.6.8.8, 11 Ламат 6 Шуль (9 августа 422 года) и воцарился в день 8.19.19.11.17, 2 Кабан 10 Шуль (10 августа 435 года). Вероятно, он был сыном К'ук'-Б'алама I, хотя прямых указаний на это в источниках нет. Ч'а… взошел на престол в тринадцать лет и правил более пятидесяти. В день 9.0.0.0.0, 8 Ахав 13 Кех (11 декабря 435 года), всего через четыре месяца после воцарения, Ч'а… отпраздновал окончание девяти бак'тунов – одно из важнейших ритуальных событий в календарном цикле майя. В надписи на центральной панели из «Храма Креста» прямо сказано, что торжества по случаю нового бак'туна происходили в Токтане.[xxx]

О двух исторических событиях, произошедших в правление Ч'а…, мы знаем из надписи на так называемой «Панели К'ан-Токов». Этот монумент был обнаружен в 1993 году во время раскопок в «Храме XVI». На панели сообщается о восшествии на должность или владычество под покровительством царей Токтана-Лакамхи неких «К'ан-Токских владык» - вероятно, влиятельных сановников или правителей какой-то зависимой территории. Одно из таких восшествий произошло в дату, которую Питер Мэтьюз и Гильермо Берналь Ромеро восстанавливают как 9.0.9.5.9, 3 Мулук 17 Муваан (10 февраля 445 года). Имя утвержденного на должности лица Стэнли Гюнтер восстанавливает как К'ак'-Чаак. Церемония происходила под эгидой «Священного Владыки Токтана», имя которого не сохранилось, но по дате понятно, что это Ч'а… В день 9.1.5.5.11, 6 Чувен 19 Сак (20 ноября 460 года) другой «К'ан-Токский владыка» по имени Ак («Черепаха») вступил на должность под покровительством Ч'а… Гильермо Берналь Ромеро на основании своего чтения блока В10 «Панели К'ан-Токов» выдвинул гипотезу, что еще один «К'ан-Токский владыка» был младшим братом Ч'а…[xxxi]

Надпись и фигура на травертиновом сосуде из Дамбартонской коллекции (прорисовка Линды Шиле)
Надпись и фигура на травертиновом сосуде из Дамбартонской коллекции (прорисовка Линды Шиле)

Имя Ч'а… присутствует на раннеклассической травертиновой вазе, которая ныне хранится в коллекции Дамбартон-Окс (Вашингтон). Много десятилетий назад этот сосуд, видимо, был похищен черными археологами, и обстоятельства его обнаружения неизвестны. На вазе сохранилась надпись: «Это чаша для питья юного Ч'а…, священного владыки Баакуля». Чаша из Дамбартонской коллекции – первый и пока единственный раннеклассический предмет, на котором упоминаются баакульские владыки. Как уже было сказано, все наши сведения о первых царях Токтана-Лакамхи происходят из поздних ретроспективных источников. На этом основании Линда Шиле даже полагала, что ранние цари являлись не более чем «старейшинами деревни», и были безосновательно возвеличены их потомками. Поэтому Дамбартонская чаша важна не только для подтверждения факта исторического существования Ч'а… Художественная тонкость, с которой она была изготовлена, свидетельствует о том, что уже в V веке баакульские цари стояли во главе полноценного государственного образования. Интересно, что в надписи на чаше Ч'а… назван «Священным Владыкой Баакуля», хотя в других текстах он имеет только токтанский титул.[xxxii]

На Дамбартонской чаше изображен в сидящей позе некий персонаж с бородой. В иконографии классических майя борода – это нетипичная варварская черта, признак чужеземцев. Если чаша действительно принадлежала Ч'а…, то логично предположить, что изображение на ней является его портретом. Дэвид Стюарт полагает, что Ч'а… изображен с бородой, поскольку достиг преклонного возраста.[xxxiii] Однако в надписи на сосуде Ч'а… имеет эпитет «ч'ок», что означает «юный» или «царевич». Сомнительно, что владыку назвали бы «юным», если бы хотели подчеркнуть его почтенный возраст. Поэтому более убедительным кажется предположение Дмитрия Беляева, по мнению которого борода указывает на чужеземное происхождение династии Токтана-Лакамхи.[xxxiv] Головной убор «персонажа с бородой» также не характерен для майя и напоминает «мозаичные шлемы» Теотиуакана.

Как и в случае с К'ук'-Б'аламом I, дата смерти Ч'а… неизвестна. Его преемник «воссел на владычество» в 487 году. Если исходить из этой даты, то правление Ч'а… продолжалось более пятидесяти лет, и было одним из самых долгих в истории классических майя.

Панель из Храма 17 (фотография Джоела Скидмора). В надписи на этом монументе под 490 годом впервые упоминается Лакамха
Панель из Храма 17 (фотография Джоела Скидмора). В надписи на этом монументе под 490 годом впервые упоминается Лакамха

Следующего известного нам владыку из династической линии Токтана-Лакамхи звали Б'уц'ах-Сак-Чиик («Дымящаяся Белая Носуха»).[xxxv] Во всем корпусе иероглифических текстов Паленке на сегодняшний день обнаружены только два ретроспективных упоминания об этом правителе. Б'уц'ах-Сак-Чиик родился в день 9.1.4.5.0, 12 Ахав 13 Сак (15 ноября 459 года) и воцарился в день 9.2.12.6.18, 3 Эц'наб 11 Шуль (29 июля 487 года). Интересно, что воцарение Б'уц'ах-Сак-Чиика произошло всего через день после полного 52-летнего календарного круга от даты инаугурации его предшественника. Возможно, дата была специально избрана таким образом, или же позднейшие баакульские писцы не знали точной даты воцарения и исходили из представлений о 52-летнем цикле как идеальном сроке царствования правителя (такие представления известны в Центральной Мексике). Этим ограничиваются сведения, сообщаемые о третьем представителе династии на панели из «Храма Креста». Но в 1993 году, в ходе раскопок на вершине расположенного неподалеку от «Группы Креста» «Храма XVII», были обнаружены фрагменты хорошо сохранившейся расписной настенной панели, которая изначально украшала заднюю стену внутри храма. На этом замечательном позднеклассическом монументе вырезана военная сцена с правителем, который показан над стоящим на коленях пленником. Панель была создана в честь победы баакульского царя К'инич-Кан-Б'алама II над царством Попо' (Тонина) в 687 году, но надпись на монументе начинается с сообщения о том, что в день 9.2.15.9.2, 9 Ик' 0 Моль (26 августа 490 года) Б'уц'ах-Сак-Чиик вместе со своим преемником Акуль-Мо'-Наб'ом I совершил некое действие в Лакамхе. Точное чтение глагола не до конца ясно, хотя весьма вероятно, что он означает «поселился». Лакамхой, как уже было сказано, называлась в древности область вокруг Дворца Паленке, столица могущественных позднеклассических баакульских царей. Дэвид Стюарт считает, что в тексте говорится об «основании» Лакамхи Б'уц'ах-Сак-Чииком в 490 году. Как мы видели, до 490 года местом пребывания династии был таинственный Токтан, что подкрепляет интерпретацию, согласно которой на панели из «Храма XVII» описан перенос царской резиденции в Лакамху.[xxxvi]

На панели из «Храма XVII» в связи с событиями 490 года вместе с Б'уц'ах-Сак-Чииком упоминается его преемник Акуль-Мо'-Наб' I («Черепаха – Озерный Ара»?). Этот представитель династии Токтана-Лакамхи родился в день 9.1.10.0.0, 5 Ахав 3 Сек (6 июля 465 года), то есть, всего через шесть лет после рождения Б'уц'ах-Сак-Чиика. Такая незначительная разница в возрасте свидетельствует о том, что Б'уц'ах-Сак-Чиик и Акуль-Мо'-Наб' I, вероятно, были братьями. Надпись из «Храма XVII» свидетельствует о том, что еще при жизни старшего брата Акуль-Мо'-Наб' I обладал значительным влиянием при дворе, возможно, даже считался соправителем. После смерти Б'уц'ах-Сак-Чиика трон перешел не к его сыну, а к брату. Вероятно, это объясняется тем, что правитель не оставил после себя прямых наследников мужского пола. Акуль-Мо'-Наб' I воцарился в день 9.3.6.7.17, 5 Кабан 0 Соц' (5 июня 501 года). По неким до сих пор не установленным причинам, подробное историческое повествование на восточной панели «Храма Надписей», главной темой которого является участие баакульских царей в важных календарных церемониях, начинается именно с Акуль-Мо'-Наб'а I, а не с основателя династии К'ук'-Б'алама I. В надписях из «Храма XVII» и «Храма Надписей» Акуль-Мо'-Наб' I именуется «Священным Владыкой Баакуля». Этот титул будет использоваться всеми последующими представителями династии. Конкретных фактов из биографии четвертого царя известно мало. В день 9.3.13.15.7, 10 Маник' 15 Ч'ен (26 сентября 508 года) под его руководством прошла церемония утверждения на должность очередного «К'ан-Токского владыки». В день 9.4.0.0.0, 13 Ахав 18 Йаш (18 октября 514 года) по случаю окончания к'атуна Акуль-Мо'-Наб' I «пожертвовал облачения» богам «Паленкской Триады».[xxxvii]

Портрет Акуль-Мо'-Наб'а I на саркофаге К'инич-Ханааб'-Пакаля I в «Храме Надписей»
Портрет Акуль-Мо'-Наб'а I на саркофаге К'инич-Ханааб'-Пакаля I в «Храме Надписей»

Из надписи на саркофаге К'инич-Ханааб'-Пакаля I известно, что Акуль-Мо'-Наб' I умер в день 9.4.10.4.17, 5 Кабан 5 Мак (1 декабря 524 года) в возрасте 59 лет. Портрет этого владыки сохранился на восточной стенке саркофага К'инич-Ханааб'-Пакаля I и может быть опознан среди фигур прочих предков по клюву ары в головном уборе.[xxxviii]

После смерти Акуль-Мо'-Наб'а I для Баакуля, кажется, настали неспокойные времена. По крайней мере, следующий известный представитель династии К'ан-Хой-Читам I («Желтый Кружащий Пекари») вступил на престол в день 9.4.14.10.4, 5 К'ан 12 К'айаб (25 февраля 529 года), то есть через четыре с половиной года после смерти предшественника, хотя к тому времени уже давно достиг совершеннолетия: новый царь родился в день 9.2.15.3.8, 12 Ламат 6 Во' (4 мая 490 года). Такое междуцарствие является слишком долгим – обычно между смертью одного царя и коронацией следующего проходит несколько месяцев. В источниках не указано, кто был отцом К'ан-Хой-Читама I, но далее в надписи на панели из «Храма Креста» говорится о следующем баакульском владыке Акуль-Мо'-Наб'е II, который назван «внуком» Акуль-Мо'-Наб'а I. Поэтому логично предположить, что трон передавался по прямой линии от отца к сыну. В надписи из «Храма Солнца» говорится, что в день 9.3.1.15.0, 12 Ахав 8 Кех (20 ноября 496 года) К'ан-Хой-Читам, которому тогда было около шести с половиной лет, принял участие в некоем событии или церемонии. Характер события неясен. Линда Шиле полагала, что речь шла о церемонии назначения наследника престола, но эта интерпретация остается спорной. В надписи говорится, что событие происходило в Токтане, следовательно, в 496 году дворцовые функции по-прежнему осуществлялись в ранней царской резиденции.[xxxix]

К'ан-Хой-Читам I был очень почитаем своими потомками. Он неоднократно упоминается в надписях К'инич-Ханааб'-Пакаля I, К'инич-Кан-Б'алама II и К'инич-Акуль-Мо'-Наб'а III. В течение его правления, которое продолжалось более 35 лет, в Лакамхе, кажется, развернулось активное архитектурное строительство, и весьма вероятно, что в ходе дальнейших раскопок в «Группе Креста» и других районах Паленке будут обнаружены какие-то сооружения К'ан-Хой-Читама I.[xl]

К'ан-Хой-Читам I, вероятно, участвовал в некоем неизвестном событии в день 9.5.17.17.3, 13 Ак'баль 16 Кумк'у (15 марта 552 года) (соответствующий фрагмент восточной панели «Храма Надписей» сильно разрушен, поэтому характер события определить трудно) и отпраздновал окончание к'атуна в 9.6.0.0.0, 9 Ахав 3 Вайеб (22 марта 554 года).

На западной панели платформы «Храма ХІХ» сообщается, что в день 9.6.7.0.0, 7 Ахав 8 К'айаб (13 февраля 561 года) К'ан-Хой-Читам I освятил «окиб'» некоего Йаш-Ицам-Аата, «Владыки Тууна». Дэвид Стюарт полагает, что нерасшифрованное слово «окиб'» могло относиться к самой платформе «Храма ХІХ», первый вариант которой мог быть построен во времена К'ан-Хой-Читама I. Неясно, кто такой Йаш-Ицам-Аат. На панели северного косяка «часовни» «Храма Солнца», где излагается родословная К'инич-Кан-Б'алама II, упоминается «Владыка Тууна» Йаш-Ицам-…т, который приходился этому баакульскому царю предком по материнской линии. Не исключено, что в обеих надписях речь идет об одном и том же лице. «Эмблемный иероглиф» «Владыка Тууна» в других надписях не встречается, это могла быть одна из зависимых от Баакуля областей.[xli]

Портрет К'ан-Хой-Читама I на саркофаге К'инич-Ханааб'-Пакаля I в «Храме Надписей»
Портрет К'ан-Хой-Читама I на саркофаге К'инич-Ханааб'-Пакаля I в «Храме Надписей»

На саркофаге К'инич-Ханааб'-Пакаля I указано, что К'ан-Хой-Читам I умер в день 9.6.11.0.16, 7 Киб 4 К'айаб (8 февраля 565 года), почти достигнув почтенного семидесятипятилетнего возраста. Портрет К'ан-Хой-Читама I на западной стенке того же саркофага может быть опознан по головному убору в форме пекари («читам») с крестом («к'ан») в глазу.

После смерти К'ан-Хой-Читама I баакульским царем стал «соименный своему деду» Акуль-Мо'-Наб'у I Акуль-Мо'-Наб' II. Этот владыка родился в день 9.4.9.0.4, 7 К'ан 17 Моль (5 сентября 523 года), воцарился в 9.6.11.5.1, 1 Имиш 4 Сип (4 мая 565 года) в возрасте 41 года и правил лишь около пяти лет. За это время он успел отпраздновать окончание тринадцатилетия в день 9.6.13.0.0, 9 Ахав 18 Муваан (13 января 567 года). Акуль-Мо'-Наб' II умер в день 9.6.16.10.7, 9 Маник' 5 Йашк'ин (23 июля 570 года). Он не изображен на стенке саркофага К'инич-Ханааб'-Пакаля I, как два его предшественника. Возможно, это связано с тем, что Акуль-Мо'-Наб' II не оставил после себя прямого наследника.[xlii]

Портрет Кан-Б'алама I на саркофаге К'инич-Ханааб'-Пакаля I в «Храме Надписей»
Портрет Кан-Б'алама I на саркофаге К'инич-Ханааб'-Пакаля I в «Храме Надписей»

Акуль-Мо'-Наб'а II на баакульском троне сменил Кан-Б'алам I («Змей-Ягуар»). Он родился в день 9.4.10.1.5, 11 Чикчан 13 Ч'ен (20 сентября 524 года) и воцарился в 9.6.18.5.12, 10 Эб 0 Во' (8 апреля 572 года), почти через два года после смерти предыдущего правителя. Акуль-Мо'-Наб' II и Кан-Б'алам I родились с разницей всего в один год, вероятно, они были братьями. Кан-Б'алам I является последним предком, упомянутым в надписи на центральной панели из «Храма Креста» - монументе, установленном его тезкой К'инич-Кан-Б'аламом II. В день 9.7.0.0.0, 7 Ахав 3 К'анк'ин (7 декабря 573 года) Кан-Б'алам I отпраздновал окончание к'атуна и «пожертвовал облачения» богам Триады, а спустя пять лет отпраздновал окончание пятилетия. Он умер в день 9.7.9.5.5, 11 Чикчан 3 К'айаб (3 февраля 583 года) в возрасте 58 лет. Кан-Б'алам I изображен на западной стенке саркофага К'инич-Ханааб'-Пакаля I. Интересно, что под его портретом присутствует подпись, в которой этот владыка назван К'инич-Кан-Б'аламом. Таким образом, Кан-Б'алам, возможно, был первым представителем династии, включившим в свою именную фразу имя Бога Солнца. Начиная с К'инич-Ханааб'-Пакаля I, владыки Баакуля неизменно использовали эпитет К'инич («Солнечный» или «Сияющий») как часть собственного имени.[xliii]


Примечания:

[xxiii] Stuart D., Stuart G. Palenque… Рр. 106-109

[xxiv] Сафронов А.В. Государства… страницы 73-74

[xxv] Дата воцарения К'ук'-Б'алама I уже долгое время остается предметом споров. В иероглифическом тексте на центральной панели из «Храма Креста» после даты рождения этого правителя 8.18.0.13.6, 5 Kими 14 K'aйaб (31 марта 397 года) следует интервальное число 1.2.5.14, которое ведет к дате 8.19.3.1.0, 5 Ахав 18 K'aйaб (30 марта 419 года). Однако затем после стандартной инаугурационной формулы «повязана белая головная повязка на его чело» записана дата Календарного круга 1 К'ан 2 K'aйaб, которая, вероятно, соответствует дню 8.19.15.3.4 (11 марта 431 года). Предлагались разные интерпретации этого очевидного противоречия. Общепринятым стало мнение Саймона Мартина и Николая Грюбе, согласно которому в надписи приведено ошибочное интервальное число и вместо 1.2.5.14 должно было быть 1.14.7.18, а К'ук'-Б'алам I стал царем в 431 году (смотрите Martin S., Grube N. Chronicle of the Maya Kings and Queens: Deciphering the Dynasties of the Ancient Maya. Second edition. – L.; N.Y., 2008, Р. 156). Но в таком случае писцы должны были допустить ошибку в трех из четырех цифр интервала, что крайне маловероятно. По мнению Виктора Талаха, интервальное число на монументе записано верно, К'ук'-Б'алам I воцарился в 419 году, дата же Календарного круга 1 К'ан 2 K'aйaб связана не с его коронацией, а с неким другим событием, которое сокращенно записано словами «Священный Владыка Токтана» (Хроники… страница 12).

[xxvi] Царствование К'ук'-Б'алама I приходится на время, когда низменности майя оказались в сфере влияния могущественного Теотиуакана. На штуковом рельефе Простенка 6 «Корпуса D» «Дворца» Паленке сохранилась фраза «сийах к'ак'», «рожден огонь», вызывающая ассоциации с именем известного теотиуаканского военачальника Сийах-К'ак'а. На этом основании Саймон Мартин и Николай Грюбе высказывали предположение, что Теотиуакан, возможно, был вовлечен в становление династии в Токтане так же, как это имело место при утверждении новой династии в Кукуле, Но, поскольку большая часть надписи утрачена (из восемнадцати иероглифов сохранились только три), общий смысл сообщения неясен. Дэвид Стюарт отмечает, что в этой надписи упоминается также создатель Триады Аканаль-Ишим-…-Муваан-Мат.

[xxvii] Skidmore J. The Rulers… Рр. 6-12; Stuart D., Stuart G. Palenque… Рр. 111-113

[xxviii] Stuart D. The Stucco Portraits on the Temple of Inscriptions (Part I) (May 17, 2007) http://decipherment.wordpress.com/2007/05/17/the-stucco-portraits-on-the-temple-of-the-inscriptions-part-i/

[xxix] Skidmore J. The Rulers… Note 2

[xxx] Хроники… страница 12

[xxxi] Skidmore J. The Rulers… Рр. 15-16

[xxxii] Данное обстоятельство дало Дэвиду Стюарту основания сомневаться в том, что чаша действительно была изготовлена в V веке. Но этот же автор отмечает, что стиль сосуда соответствует раннему классическому периоду.

[xxxiii] Stuart D., Stuart G. Palenque… Р. 114

[xxxiv] Правители Паленке http://www.mezoamerica.ru/indians/maya/lord-palenque.html

[xxxv] Альтернативный перевод имени Б'уц'ах-Сак-Чиика предложил эпиграфист Эрик Бут, который на основании анализа источников по языку юкатанских майя пришел к выводу, что словосочетание «сак чиик» в данном случае является обозначением птицы сенсотль и перевел имя владыки как «Дымный Сенсотль». Boot E. B'utz'aj Sak Chi'ik, "Smoking Lark/Calandria Humeante", the Third Palenque Ruler. http://www.mesoweb.com/palenque/features/boot/media/SmokingLark.pdf

[xxxvi] Stuart D., Stuart G. Palenque… Рр. 115-116

[xxxvii] Хроники… страница 16

[xxxviii] Skidmore J. The Rulers… Р. 25

[xxxix] Skidmore J. The Rulers… Р. 26

[xl] Stuart D., Stuart G. Palenque… Р. 138

[xli] Stuart D. The Inscriptions… Рр. 91-96

[xlii] Skidmore J. The Rulers… Р. 33

[xliii] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 159