Новый подъем Баакульского царства при К'инич-Акуль-Мо'-Наб'е III
Портрет К'инич-Акуль-Мо'-Наб'а III из «Храма XIX» (фотография Хорхе Переса де Лары)
В день 9.14.10.4.2, 9 Ик' 5 К'айаб (3 января 722 года) на баакульский трон взошел 42-летний племянник К'инич-К'ан-Хой-Читама II Чулук-Тохлоок, который при коронации принял имя К'инич-Акуль-Мо'-Наб'а III. Порядок наследования престола в данном случае порождает определенные вопросы, на которые в источниках нет однозначного ответа. Почему царем был провозглашен не сын предыдущего владыки, а его племянник? Возможно, это объясняется тем, что у К'инич-К'ан-Хой-Читама II просто не было сыновей мужского пола. Но стоит отметить, что в дальнейшем К'инич-Акуль-Мо'-Наб' III прилагал очень много усилий для обоснования легитимности своей власти, а это может означать, что по поводу его права занимать трон существовали сомнения.
Чулук-Тохлоок родился в день 9.12.6.5.8, 3 Ламат 6 Сак (16 сентября 678 года). Его отцом был младший брат К'инич-Кан-Б'алама II и К'инич-К'ан-Хой-Читама II Тивооль-Чан-Мат, который никогда не царствовал, но дал К'инич-Акуль-Мо'-Наб'у III основания подчеркивать свое близкое родство с К'инич-Ханааб'-Пакалем I. Мать будущего правителя, Иш-Кинув-Мат, происходила из уже знакомого нам царства Хуште'к'ух.
Правление К'инич-Акуль-Мо'-Наб'а III, кажется, было временем возрождения могущества Баакульского царства, восстановления его независимости от Попо' и Йокиба. В Лакамхе разворачивается активное строительство, создаются многочисленные монументы. Напротив холма, на котором возвышалась «Группа Креста», К'инич-Акуль-Мо'-Наб' III построил «Храм XVIII», под которым, вероятно, располагалось погребение Тивооль-Чан-Мата. Это скромное сооружение первоначально было украшено красивой панелью из штука с изображением уже упоминавшейся сцены «установления порядка престолонаследия» и длинной надписью, состоявшей из более чем 130 иероглифов, большая часть которых на сегодняшний день утеряна. Насколько мы можем судить по сохранившимся фрагментам, в надписи излагалась биография Тивооль-Чан-Мата, при этом особое внимание уделялось его смерти и погребению в 680 году, а также воцарению его сына более чем сорок лет спустя. Основная идея «Храма XVIII», по-видимому, заключалась в том, чтобы подчеркнуть значение Тивооль-Чан-Мата как сына К'инич-Ханааб'-Пакаля I и тем самым обосновать законность власти К'инич-Акуль-Мо'-Наб'а III.[cv]
«Палетка Рабов» (прорисовка Линды Шиле). Сцена коронации К'инич-Акуль-Мо'-Наб'а III
В середине 720-х годов Баакуль возобновляет экспансию на Левобережье Усумасинты. К тому времени Попо' утратило контроль над этой областью и произошло усиление Сакц'и. Военная кампания, организованная К'инич-Акуль-Мо'-Наб'ом III, была направлена против Йокиба и, возможно, также против бывшего союзника Сакц'и. Ход войны довольно детально описан на так называемой «Палетке рабов» - каменной плите, обнаруженной в 1950 году при раскопках «Группы IV». Очевидным прообразом для этого памятника послужила «Дворцовая палетка». Изображение на «Палетке рабов» в целом воспроизводит сцену «Дворцовой палетки», хотя и отличается деталями: К'инич-Акуль-Мо'-Наб' III восседает на троне и принимает от своих родителей шлем «ко'хав» и «фигурный кремень». При этом большая часть иероглифической надписи на монументе посвящена событиям из жизни некоего Чак-Сууц'а, имевшего высокие титулы «сахаля» (областного правителя), «главного владыки» и «йахавк'ак'а» («владыки огня», то есть военачальника). Александр Токовинин пишет по этому поводу следующее: «Складывается впечатление, что текст на палетке только использует царский канон для достижения иных целей. С одной стороны, надпись и изображение посвящены правящему монарху, с другой - большая часть текста повествует о событиях из жизни «сахаля», его заслугах перед царем и о том высоком статусе, которым этот «сахаль» обладает. Кроме того, текст как-то мимоходом возводит Чак-Сууц'а в ранг «первого из владык», предполагая его принадлежность к царскому дому… Поражает упорство, с которым автор текста пытается не выйти за рамки канона, выстраивая «ассоциативные ряды» между биографиями царя и «сахаля».[cvi]
Чак-Сууц' родился в день 9.11.18.9.17, 7 Кабан 15 К'айаб (25 января 671 года) и был возведен в ранг «йахавк'ак'а» в 9.14.11.12.14, 8 Иш 7 Йашк'ин (19 июня 723 года). Положение Чак-Сууц'а - вершина влияния и могущества, которого когда-либо удавалось достичь «сахалю» на службе у своего царя. Помимо «Палетки рабов» ему посвящены палетки Писца и Оратора. Некоторые исследователи даже считали Чак-Сууц'а соправителем царя, но в дальнейшем эта точка зрения была опровергнута. В целом правление К'инич-Акуль-Мо'-Наб'а III характеризуется заметным усилением знати. Возможно, этот владыка чувствовал себя на троне не слишком уверенно, поэтому ему постоянно требовалась поддержка со стороны областных правителей и влиятельных столичных сановников.
Уже через три месяца после назначения на должность «йахавк'ак'а» в день 9.14.11.17.6, 9 Кими 19 Сак (19 сентября 723 года) Чак-Сууц' одержал свою первую военную победу и захватил в плен некоего Таах-Чиха, владыку К'ак'аля (ранее это название читалось как Лаль) – небольшой политии, расположенной, вероятно, вблизи территории К'ина (левобережной части царства Йокиба-К'ина).[cvii] Затем в день 9.14.13.11.2, 7 Ик' 5 Сек (7 мая 725 года) Чак-Сууц' нанес решающий удар по Йокибу и разорил уже саму область К'ина. Всего через несколько дней после этой победы 10 или 11 мая 725 года Чак-Сууц' принес в жертву Ни'-Сак-Майя, «сахаля» йокибского царя К'инич-Йо'наль-Ака II. В результате этих войн некоторые области Левобережья Усумасинты, ранее подконтрольные Йокибу, отошли к Баакулю.[cviii]
Как полагают Саймон Мартин и Николай Грюбе, вскоре после войны между Йокибом и Баакулем был заключен мир, который в день 9.14.17.14.17, 1 Кабан 0 Моль (30 июня 729 года) скрепили браком престарелого К'инич-Йо'наль-Ака II с баакульской царевной.[cix] Если это действительно так, то новая серия походов Чак-Сууц'а в 729 году, очевидно, была направлена уже не против Йокиба. В день 9.14.17.12.19, 2 Кавак 2 Шуль (23 мая 729 года) Чак-Сууц' опустошил Коколь (неизвестную область в Левобережье), а в 9.14.18.1.1, 7 Имиш 4 Кех (22 сентября 729 года) его «ахк'ухууны» Пициль-Чан-Ахав и Вак-Тиль(?)-Ахав совершили поход в Атуун (область в составе царства Ак'е). Таким образом, к началу 730-х годов в сферу влияния Баакуля вошли некоторые области Левобережья Усумасинты. На так называемой «Панели Дани» из Паленке изображено получение К'инич-Акуль-Мо'-Наб'ом III большой дани в день 9.14.19.10.17, 4 Кабан 10 Сип (1 апреля 731 года), возможно, от завоеванных территорий в Левобережье.[cx]
Приток ресурсов в виде военной добычи и дани позволил К'инич-Акуль-Мо'-Наб'у III развернуть в Лакамхе бурное строительство. Так, в его правление был в очередной раз перестроен Дворец, в том числе тронный зал «Корпуса Е», а также, вероятно, было начато строительство Башни Дворца. Надписи с именем К'инич-Акуль-Мо'-Наб'а III обнаружены в Храмах III, IV, XI, XXII.[cxi] Но среди всех сооружений, построенных этим правителем, особо следует выделить «Храм XIX», посвященный богу «GI» в день 9.15.2.7.16, 9 Киб 19 К'айаб (14 января 734 года) и «Храм XXI», посвященный в день 9.15.4.15.17, 6 Кабан 5 Йашк'ин (13 июня 736 года).
Сцена коронации К'инич-Акуль-Мо'-Наб'а III на южной стороне платформы из «Храма XIX» (фотография Хорхе Переса де Лары)
Оба храма оказались в поле внимания исследователей сравнительно недавно. «Храм XIX» был раскопан совместной мексикано-американской командой археологов в конце 1990-х годов, а раскопки «Храма XXI» осуществлялись в 2002 году в рамках проекта INAH. В обоих храмах были найдены иероглифические тексты и изящные скульптуры, наглядно демонстрирующие, каким образом в политической идеологии древних майя тесно сплетались представления о живущих царях и богах или героях из легендарного прошлого. На рельефе, украшавшем южную сторону платформы «Храма XIX», показана коронация К'инич-Акуль-Мо'-Наб'а III. Новый владыка изображен принимающим священную головную повязку из рук своего двоюродного брата Ханааб'-Ахава, того самого, который в 718 году был назначен «К'ан-Токским» владыкой. Еще пять влиятельных при дворе персонажей наблюдают за церемонией, все они названы по именам.[cxii] К'инич-Акуль-Мо'-Наб' III и Ханааб'-Ахав имеют необычные головные уборы, в которых заложен скрытый смысл. Царь носит небольшую цаплю, держащую в своем клюве рыбу, а над ней драгоценный медальон. Такие особые эмблемы были связаны с «GI», главным божеством «Паленкской Триады». Ханааб'-Ахав, со своей стороны, носит головной убор, украшенный птичьим воплощением могущественного бога-творца Ицамнааха. В иероглифических именных подписях К'инич-Акуль-Мо'-Наб' III и Ханааб'-Ахав прямо названы «воплощениями» этих богов.[cxiii]
Смысл такого ритуала становится понятен при чтении сопровождающего сцену иероглифического текста. Повествование на южной стороне платформы начинается с сообщения о том, что в 3309 году до нашей эры «GI» воцарился в небесах, и его воцарение происходило в присутствии Йаш-Наах-Ицамнааха. Затем в надписи излагается хорошо известный рассказ о «сотворении» богов Триады в Матвиле и особое внимание уделяется коронации Аканаль-Ишим-…-Муваан-Мата как «первого владыки» в 2325 году до нашей эры. Надпись завершается сообщением о воцарении К'инич-Акуль-Мо'-Наб'а III в 722 году, которому соответствует сцена коронации на панели. Таким образом, в сцене из «Храма XIX» историческое воцарение К'инич-Акуль-Мо'-Наб'а III явно представлено как воспроизведение инаугурации «GI» - события, символизировавшего установление царской власти, а также власти главного божественного покровителя баакульской династии.
Связь между мифом и историей была, однако, не только внешней. Внимательное изучение дат этих отдаленных друг от друга событий свидетельствует о существовании между ними особых числовых параллелей, дающих основания полагать, что майя стремились подчеркнуть связь событий и использовали для этого календарные и астрономические средства. Например, коронация «GI» состоялась в день 9 Ик' по Календарному кругу. В тот же день 9 Ик' произошли возрождение «GI» в Матвиле и воцарение К'инич-Акуль-Мо'-Наб'а III. Вероятно, дата инаугурации владыки была сознательно подобрана с целью создания космической связи между всеми этими событиями и обоснования притязаний К'инич-Акуль-Мо'-Наб'а III на то, чтобы считаться перевоплощением самого «GI».[cxiv]
Панель из «Храма XXI»: в центре изображен К'инич-Ханааб'-Пакаль I, а по сторонам его потомки (К'инич-Акуль-Мо'-Наб' III слева и Упакаль-К'инич справа) (фотография Хорхе Переса де Лары)
Сюжет резьбы из «Храма XXI» несколько отличается от сцены из «Храма XIX», но в то же время тесно связан с ней. В центре композиции представлен восседающий на троне К'инич-Ханааб'-Пакаль I, который держит в правой руке покрытый перьями инструмент для кровопускания, передаваемый К'инич-Акуль-Мо'-Наб'у III. Внук отвернул лицо от деда и смотрит на фантастическое грызуноподобное существо, которое держит в своих лапах любопытный перевязанный «букет», сложно сказать, что это за предмет. На противоположной стороне панели, слева от К'инич-Ханааб'-Пакаля I, представлена сходная композиция с участием большого грызуна и Упакаль-К'инича, вероятно, брата К'инич-Акуль-Мо'-Наб'а III. Хотя детали сцены истолковать трудно, ее основная идея вполне ясна: вручая своему внуку инструмент для кровопускания, К'инич-Ханааб'-Пакаль I тем самым передавал ему одну из главных обязанностей царя. Таким способом подчеркивалось происхождение К'инич-Акуль-Мо'-Наб'а III от великого деда и подтверждалось его право на царский сан.[cxv]
Дата смерти К'инич-Акуль-Мо'-Наб'а III неизвестна. В иероглифических текстах он в последний раз упоминается как царь в связи с празднованием окончания пятилетия 9.15.5.0.0, 10 Ахав 8 Ч'ен (26 июля 736 года), а уже в 742 году в Баакуле правил его брат Упакаль-К'инич. Следовательно, К'инич-Акуль-Мо'-Наб' III умер где-то между 736 и 742 годами.
Примечания:
[cv] Stuart D., Stuart G. Palenque… Р. 221
[cvi] Токовинин А.А. Царь и его сахали: областные правители в западных царствах майя (VII-VIII вв. н.э.) // Древний Восток и античный мир: Труды кафедры истории Древнего мира исторического факультета МГУ. Вып.
[cvii] Beliaev D. Piedras Negras y Palenque en el Clásico Tardío. Paper presented at Mesa Redonda de Palenque, 2008.
[cviii] Сафронов А.В. Государства… страница 132; Хроники… страницы 39-40
[cix] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 147
[cx] Сафронов А.В. Государства… страницы 132-133; Хроники… страница 40
[cxi] Stuart D., Stuart G. Palenque… Р. 230; Stuart D. The Inscriptions… Р. 156
[cxii] Подробнее о каждом из участников церемонии смотрите Stuart D. The Inscriptions… Рр. 113-129
[cxiii] Stuart D., Stuart G. Palenque… Р. 226
[cxiv] Stuart D., Stuart G. Palenque… Р. 227
[cxv] Stuart D., Stuart G. Palenque… Рр. 229-230