Расцвет Попо' при К'инич-Б'аакналь-Чааке и его ближайших преемниках
В день 9.12.16.3.12, 5 Эб 0 Йашк'ин (19 июня 688 года) на трон Попо' взошел преемник Йукноом-Пуваль(?)-Вайваля К'инич-Б'аакналь-Чаак («Солнечный – Чаак из Места Костей»). На Монументе 134 из Тонины сказано, что этот владыка родился в день 9.11.0.3.13, 7 Бен 1 Паш (26 декабря 652 года). Таким образом, к моменту инаугурации ему уже исполнилось 35 лет. В его правление Попо' быстро оправилось от недавнего поражения в войне и достигло пика своей политической и военной мощи. К'инич-Б'аакналь-Чаак развернул масштабную военную кампанию против Баакуля, целью которой было установление контроля Попо' над политиями Левобережья Усумасинты, входившими в начале 690-х годов в сферу влияния К'инич-Кан-Б'алама II. Свои победы К'инич-Б'аакналь-Чаак увековечил на многочисленных монументах, на которых изображены захваченные во время успешных походов знатные пленники. Благодаря этому сегодня мы можем сравнительно подробно восстановить общий ход событий.
Монумент 172 из Тонины («Панель К'авииль-Мо'»), прорисовка. На этом памятнике изображен раздетый и связанный баакульский военачальник К'авииль-Мо', плененный К'инич-Б'аакналь-Чааком в 692 году.
Первая известная нам победа К'инич-Б'аакналь-Чаака была одержана в день 9.12.19.16.5, 12 Чикчан 18 Кумк'у (12 февраля 692 года) и зафиксирована на так называемой «Лексингтонской панели». К сожалению, имя и титулатура пленника не сохранились. В том же году в день 9.13.0.10.3, 3 Ак'баль 11 Кех (7 октября 692 года) воинственный царь Попо' разгромил войска Баакуля и взял в плен военачальника К'авииль-Мо', который изображен раздетым и связанным на Монументе 172 из Тонины («Панель К'авииль-Мо'»). Судя по надписи на Монументе 145 из Тонины, в тот же день был захвачен еще один пленник — некий Б'ук'-Б'оок(?)[xv], ни титул, ни происхождение которого не указаны, но его пленение, несомненно, было прямо связано с поражением К'авииль-Мо'.[xvi] После этого последовала целая череда поражений вассалов Баакуля в войне против Попо'. Так, не ранее 692 года (более точная дата не сохранилась) был пленен царь Анайте' Йаш-Ак, вассал К'инич-Кан-Б'алама II. Йаш-Ак упоминается в Тонине сразу на нескольких монументах. По предположению Саймона Мартина и Николая Грюбе, топоним Анайте' может соответствовать археологическому городищу Анайте II (расположено к югу от Эль-Кайо, близ озера Санта-Клара), название Анайте в настоящее время также носит группа стремнин на Усумасинте между Йашчиланом и Пьедрас-Неграс.[xvii] В таком случае, это могла быть небольшая полития на Левобережье Усумасинты, неподалеку от Йокиба (Пьедрас-Неграс). Затем в день 9.13.1.0.4, 8 К'ан 7 Во (17 марта 693 года) К'инич-Б'аакналь-Чаак продолжил наступление в регионе и захватил в плен «человека из Пе'тууна» (Ла-Мара) Чан-Мааса, который, по-видимому, также был вассалом К'инич-Кан-Б'алама II. Следует отметить, что это не единственный известный нам конфликт между Попо' и Пе'тууном: на Монументе 91 из Тонины говорится о разгроме войск царя Пе'тууна Никте'-Мо'. К сожалению, дата события не сохранилась. По мнению Александра Сафронова, Никте'-Мо' правил в Пе'тууне приблизительно с 690 по 693 годы и его разгром по времени совпадает с пленением «человека из Пе'тууна» Чан-Мааса.[xviii]
Монумент 155 из Тонины, прорисовка. Изображение плененного К'инич-Б'аакналь-Чааком Йаш-Ака, владыки Анайте', которого подготавливают к принесению в жертву.
Помимо Йаш-Ака и Чан-Мааса, К'инич-Б'аакналь-Чаак пленил также баакульского вассала Сак-Б'алама из неидентифицированной местности К'ало (Монумент 65 из Тонины, дата отсутствует). В начале 695 года царь Баакуля К'инич-Кан-Б'алам II, вероятно, предпринял попытку контрнаступления. В надписи на панели из «Храма XVII» в Паленке сообщается о пленении некоего юноши Б'олон-Ниха из области Чикиль. Датировка этого события остается спорной: если оно связано с первым фрагментом надписи, где говорится об «основании» Лакамхи в 490 году, то это, вероятно, 9.2.11.17.15, 3 Мен 13 К'айаб (8 марта 487 года), если же захват Б'олон-Ниха связан со вторым фрагментом, который посвящен вторжению в Попо' и пленению Йукноом-Пуваль(?)-Вайваля в 687 году, то его следует датировать днем 9.13.2.15.15, 3 Мен 13 К'айаб (17 января 695 года). По мнению Александра Сафронова, Чикиль, — это некая область в Левобережье, подконтрольная Йокибу или Попо', но расположенная неподалеку от Баакуля и попадавшая в сферу его интересов.[xix] Видимо, К'инич-Кан-Б'алам II попытался вернуть под свой контроль Левобережье, но, несмотря на пленение Б'олон-Ниха, это наступление не привело к желаемому результату, поскольку уже в следующем году К'инич-Б'аакналь-Чаак одержал новые военные победы. Так, в день 9.13.4.13.10, 2 Ок 18 К'анк'ин (22 ноября 696 года) царь Попо' пленил некоего человека по имени Хуус, а чуть ранее, вероятно, в начале 696 года, был захвачен Вак-…, владыка Мамиса.[xx] Мамис, по-видимому, был одной из небольших политий, его точное местонахождение неизвестно. О войне Попо' против Мамиса говорится также на Монументе 125 из Тонины. Можно предположить, что эти новые походы К'инич-Б'аакналь-Чаака являлись продолжением борьбы между Попо' и Баакулем за контроль над Левобережьем Усумасинты.
«Стадион 1» из Тонины (фотография Джоела Скидмора).
Таким образом, из имеющихся в нашем распоряжении данных можно сделать вывод, что после долгой и ожесточенной борьбы в 692-696 годах доминирование Баакуля на Левобережье Усумасинты было подорвано, а К'инич-Б'аакналь-Чаак стал верховным владыкой на обширной территории. В честь одержанных побед в Тонине на восточной стороне Большой Площади была посвящена «Площадка Трех Побед» для игры в мяч, обозначаемая сегодня как «Стадион 1». Поскольку хронология Монумента 141 из Тонины, на котором описано это событие, не вполне ясна, среди исследователей нет единого мнения относительно даты посвящения стадиона. По мнению Питера Мэтьюза, «Стадион 1» был посвящен в день 9.13.7.14.7, 7 Маник' 0 Муваан (24 ноября 699 года)[xxi], в то же время Александр Сафронов предлагает дату 9.13.8.6.7, 12 Маник' 15 Шуль (12 июня 700 года).[xxii] На стадионе были установлены рельефные панели с изображениями шести пленников, каждый из которых опознавался по именной подписи.
«Сент-Луисская колонна». Монумент неизвестного происхождения, хранящийся ныне в Музее искусств в Сент-Луисе. Из надписи на нем следует, что «Священный Владыка Ак'е» «Эцнаб'»-Чоой, правивший в начале VIII века, был вассалом К'инич-Б'аакналь-Чаака.
По мнению Александра Сафронова, приблизительно между 700—702 годами произошла война между Попо' и Сакц'и, о которой сохранились лишь косвенные данные. В надписи на «Сент-Луисской колонне» (монумент назван так, поскольку ныне хранится в Музее искусств в Сент-Луисе) сообщается, что в день 9.14.3.8.4, 2 К'ан 17 Соц' (2 мая 715 года) отпраздновал 13-летие своего царствования «Священный Владыка Ак'е «Эцнаб'»-Чоой[xxiii], вассал К'инич-Б'аакналь-Чаака, Священного Владыки Попо'». Отсюда следует, что «Эцнаб'»-Чоой взошел на трон Ак'е в день 9.13.10.8.4, 2 К'ан 2 Моль (9 июля 702 года). Но мы знаем, что примерно в это же время претензии на Ак'е предъявил царь Сакц'и К'аб'-Чан-Те' («Ветвь Небесного Дерева»). В ретроспективной надписи на «Каракасской панели» он под 706 годом назван «Священным Владыкой Ак'е», хотя в реальности там правил «Эцнаб'»-Чоой. Можно предположить, что около 702 года К'инич-Б'аакналь-Чаак совершил новый поход в Левобережье Усумасинты, в результате которого захватил Ак'е, до этого подконтрольное Сакц'и, и утвердил там своего ставленника. Скорее всего, поход состоялся уже после посвящения «Стадиона 1», иначе там могли бы быть установлены монументы и в честь победы над Сакц'и.[xxiv]
Монумент 122 из Тонины. Изображение баакульского царя К'инич-К'ан-Хой-Читама II в позе связанного, раздетого и полулежащего пленника.
О последних годах жизни К'инич-Б'аакналь-Чаака, помимо совершения им «юбилейных» обрядов, известно немного. В день 9.13.14.12.14, 11 Иш 12 Сак (16 сентября 706 года) родился его преемник на троне Попо' К'инич-Чуваах(?)-К'ак'. Точная дата смерти К'инич-Б'аакналь-Чаака неизвестна. Ранее на основании надписи Сент-Луисской колонны считали, что он был еще жив в мае 715 года.[xxv] Однако в августе 2000 года Саймон Мартин посетил музей в Тонине и обнаружил там Монумент 170, из надписи на котором следовало, что К'инич-Чуваах(?)-К'ак' стал царем Попо' в ноябре 708 года. Еще позднее, в 2006 году, археологами в Тонине была раскопана украшенная штуковыми иероглифами стена. На ней прекрасно сохранилась надпись, в которой сообщается о двух обрядах, состоявшихся в 708 году. Сначала в день 9.13.16.4.1, 12 Имиш 9 Во (16 марта 708 года) было освящено некое сооружение, которое называлось «Чалахуун-Уб'аах-Тааб'», «Двенадцать Изображений птицы Тааб'». Затем в день 9.13.16.8.10, 10 Ок 18 Шуль (13 июня 708 года) завершился один из отмечаемых в Попо' календарных циклов. В тот же день «ах к'ухуун» К'инич-Б'аакналь-Чаака «посвятил стену» (возможно, оборонную стену города). Тот факт, что обряд совершил не сам царь, а его сановник может означать, что к тому времени К'инич-Б'аакналь-Чаак уже был мертв или тяжело болел.[xxvi] Таким образом, известные на сегодняшний день тексты позволяют приблизительно датировать конец царствования К'инич-Б'аакналь-Чаака 708 годом. Что же касается «Сент-Луисской колонны», на которой «Эцнаб'»-Чоой назван вассалом К'инич-Б'аакналь-Чаака в мае 715 года, то это не единственный случай в надписях майя, когда подчиненное лицо называет себя вассалом кого-то даже после смерти своего сюзерена.
Монумент 153 из Тонины, прорисовка. На панели изображен «человек из Чиикнааб'а», захваченный царем Попо' К'инич-Чуваах(?)-К'ак'ом. Дата пленения не сохранилась.
Следующий правитель Попо' К'инич-Чуваах(?)-К'ак' взошел на трон в возрасте всего двух лет, вероятно, это самый юный из известных нам сегодня майяских царей. Его коронация состоялась в день 9.13.16.16.18, 9 Эц'наб 6 Муваан (28 ноября 708 года). Нежный возраст нового владыки подчеркивался эпитетом «ч'ок», «юный». Скорее всего, К'инич-Чуваах(?)-К'ак' был сыном К'инич-Б'аакналь-Чаака, хотя прямые указания его происхождения в надписях отсутствуют.[xxvii]
Монумент 161 из Тонины. Один из нескольких «мемориальных алтарей», на которых описаны смерть и погребение видных представителей элиты царства Попо'. В центре алтаря вырезан огромный знак дня 5 Эб, часть даты 9.14.18.14.12, 5 Эб 10 Йашк'ин (20 июня 730 года), когда К'инич-Ич'аак-Чапаат освятил гробницу К'инич-Б'аакналь-Чаака.
Церемонией коронации К'инич-Чуваах(?)-К'ак'а руководили люди из ближайшего окружения его предшественника, «ах к'ухуун» К'елен-Хиш, который начал свое служение еще при Йукноом-Пуваль(?)-Вайвале, и «йахавк'ак'» («владыка огня», то есть военачальник) Ах-Ч'анаах. По-видимому, именно им в правление малолетнего царя принадлежала реальная власть в государстве. Благодаря их усилиям Попо' сохранило свой контроль над Левобережьем Усумасинты и даже одержало новые военные победы. В 711 году, когда К'инич-Чуваах(?)-К'ак'у было всего пять лет, разгорелась новая война между Попо' и Баакулем. Возможно, баакульский царь К'инич-К'ан-Хой-Читам II, младший брат К'инич-Кан-Б'алама II, рассчитывал на ослабление Попо' при малолетнем владыке и надеялся одержать легкую победу, но в итоге война завершилась для него полным поражением. На Монументе 122 из Тонины сохранилось изображение связанного, раздетого и полулежащего пленника. Из сопровождающего сцену иероглифического текста становится понятно, что это сам К'инич-К'ан-Хой-Читам II, и что в день 9.13.19.13.3, 13 Ак'баль 16 Йаш (30 августа 711 года) «пало его селение». До недавнего времени на основании этой надписи делался вывод, что в августе 711 года войска Попо' заняли Лакамху, после чего К'инич-К'ан-Хой-Читам II был пленен, доставлен в столицу победителей и там либо принесен в жертву, либо оставался в плену много лет.[xxviii] Но в 2003 году Дэвид Стюарт опубликовал статью, в которой убедительно доказал, что вскоре после поражения К'инич-К'ан-Хой-Читам II вернулся на баакульский трон.[xxix] В 714 году этот «Священный Владыка Баакуля» совершил некое действие «пред ликом» йокибского царя К'инич-Йо'наль-Ака II. В связи с этим Дэвид Стюарт предположил, что К'инич-К'ан-Хой-Читам II сохранил жизнь и даже власть над своим царством, но попал в политическую зависимость от победителя. В дальнейшем этот же автор, анализируя сцену на Панели 12 из Пьедрас-Неграс, заключил, что такие сцены с изображениями поверженных владык являются, прежде всего, символической демонстрацией политического доминирования над побежденным царством, их не следует понимать как свидетельство того, что побежденные цари были взяты в плен и доставлены в столицу победителя.[xxx] Таким образом, неясно, действительно ли в августе 711 года К'инич-К'ан-Хой-Читам II попал в плен, но можно с уверенностью утверждать, что войска Попо' одержали очередную крупную победу над северным соседом и заняли если не столицу, то некое селение в составе Баакульского царства.
Монумент 171 из Тонины, датированный 727 годом. Сцена игры в мяч между двумя предшественниками К'инич-Ич'аак-Чапаата, К'инич-Б'аакналь-Чааком и Йукноом-Пуваль(?)-Вайвалем.
Помимо возможного пленения К'инич-К'ан-Хой-Читама II, известно еще о двух пленниках, захваченных в правление К'инич-Чуваах(?)-К'ак'а. На Монументе 153 из Тонины изображен пленник К'инич-Чуваах(?)-К'ак'а, обозначенный как «ах Чиикнааб'», «человек из Чиикнааб'а». К сожалению, дата связанного с ним события не сохранилась. Чиикнааб' – это древнее название археологического городища Калакмуль, столицы Канульского царства в поздний классический период. На том же Монументе 153 сохранился также топоним Помой – название царства, которое до сих пор не отождествлено с каким-либо археологическим городищем, но несколько раз воевало против Попо'. На этом основании Саймон Мартин и Николай Грюбе высказали предположение, что Помой заключил союз с Канулем и последний предоставил ему воинов для участия в войне против Попо'.[xxxi] Впрочем, позднее Саймон Мартин не исключал, что аналогичное название Чиикнааб' могла также иметь область, расположенная где-то неподалеку от долины Окосинго.[xxxii]
Наконец, на Монументе 154 из Тонины изображен еще один пленник К'инич-Чуваах(?)-К'ак'а по имени Б'аах-Тоок'-Шоой. Ни дата его пленения, ни местность, из которой происходила жертва, неизвестны.
Самой влиятельной фигурой в Попо' в 710-х годах, по-видимому, оставался К'елен-Хиш. Именно этот «ах к'ухуун» руководил церемонией по случаю окончания пятилетия 9.14.5.0.0, 12 Ахав 8 К'анк'ин (8 ноября 716 году). Вероятно, К'инич-Чуваах(?)-К'ак' был слишком юн для участия в таких важных публичных обрядах. Но в день 9.14.5.8.4, 7 К'ан 7 Соц' (21 апреля 717 года) К'елен-Хиш умер, память о нем была увековечена на замечательном мемориальном алтаре, Монументе 165 из Тонины. После его смерти ведущие позиции в царстве занимал «йахавк'ак'» Ах-Ч'анаах. По случаю середины к'атуна 9.14.10.0.0, 5 Ахав 3 Мак (13 октября 721 года) К'инич-Чуваах(?)-К'ак' установил Монумент 110. Интересная информация содержится на фрагменте еще одного мемориального алтаря, Монументе 144, где говорится о смерти в день 9.14.10.8.14, 10 Иш 12 Сип (5 апреля 722 года) некой «Священной Владычицы Попо'» Иш-К'авииль-Кан. Ее роль в истории царства неясна, но употребление по отношению к ней «эмблемного иероглифа» может быть свидетельством того, что Иш-К'авииль-Чан оказывала в то время значительное влияние на политическую жизнь Попо'.[xxxiii]
Дата и обстоятельства смерти К'инич-Чуваах(?)-К'ак'а неясны. В день 9.14.12.2.7, 5 Маник' 0 Муваан (19 ноября 723 года) его сменил на троне Попо' новый царь, 14-летний К'инич-Ич'аак-Чапаат («Солнечный - Жало Сколопендры»). В своей титулатуре он использует двойной «эмблемный иероглиф» «владыка Попо', владыка Сибикте'». Царство Сибикте’ известно по надписям V века из пещеры Хольха и по надписи из пещеры Йалальцемен (расположена к северо-западу от Тонины), предположительно датируемой VIII веком, то есть оно занимало территорию к северу от долины Окосинго. Видимо, в VIII веке цари Попо' на некоторое время подчинили своему влиянию Сибикте' и претендовали на второй «эмблемный иероглиф».[xxxiv] На монументах, установленных при жизни К'инич-Ич'аак-Чапаата, не указано, кто был его отцом, зато упоминается мать правителя, Иш-Виник-Тиман-К'авииль. Если принять во внимание, что сообщения о родственных связях владык в надписях из Тонины встречаются крайне редко, то становится очевидно, что упоминание матери должно было иметь некое особое значение и служить либо для повышения престижа младшей царицы, либо в качестве намека на отклонение от традиционного порядка наследования престола. К'инич-Ич'аак-Чапаат родился в день 9.13.17.1.6, 5 Кими 14 К'айаб (15 января 709 года). Дмитрий Беляев полагает, что этот царь был вторым сыном К'инич-Б'аакналь-Чаака и появился на свет уже после смерти своего отца.[xxxv]
Эта гипотеза подтверждается тем вниманием, которое К'инич-Ич'аак-Чапаат оказывал своему великому предшественнику. Так, в день 9.14.18.14.12, 5 Эб 10 Йашк'ин (20 июня 730 года) он освятил гробницу К'инич-Б'аакналь-Чаака. Церемония описана на Монументе 161 – большом круглом алтаре, в центре которого размещен огромный знак дня 5 Эб. Дата ритуала была тщательно подобрана с использованием календарных и временных совпадений, ведь церемония состоялась ровно через 42 солнечных года и 59 циклов цолькина после коронации К'инич-Б'аакналь-Чаака в 688 году.[xxxvi]
До нас дошло чуть более десятка монументов, установленных в правление К'инич-Ич'аак-Чапаата, но, как ни странно, на них совершенно отсутствуют привычные изображения пленников и сообщения о военных победах. Вероятно, к началу 720-х годов Попо' утратило контроль над Левобережьем Усумасинты. В феврале 717 года в Шукальнахе, короновался новый владыка К'инич-Чак-Чиих, который назван как «вассал К'аб'-Чан-Те', владыки Сакц'и, владыки Ак'е». Таким образом, К'аб'-Чан-Те' установил контроль над Шукальнахом и присоединил к своей державе Ак'е. Как мы видели выше, по крайней мере, до 715 года Ак'е входило в сферу влияния Попо'. Следовательно, должна была произойти война между Попо' и Сакц'и, в которой К'аб'-Чан-Те' одержал победу. Одновременно в середине 720-х годов экспансию на Левобережье Усумасинты возобновляет и Баакуль. Очевидно, под давлением противников Попо' было вынуждено уйти из региона.[xxxvii]
Основная тема на монументах К'инич-Ич'аак-Чапаата – это совершение различных «юбилейных» обрядов и церемоний. В частности, этот владыка в 728 и 736 годах отпраздновал пятилетний и тринадцатилетний «юбилеи» со дня своей инаугурации, а также уделял особое внимание календарным церемониям по случаю окончания периодов в одну восьмую часть к'атуна (900 дней). Самым интересным памятником К'инич-Ич'аак-Чапаата является датированный днем 9.14.16.2.12, 7 Эб 5 К'анк'ин (3 ноября 727 года) Монумент 171, на котором представлена сцена игры в мяч между двумя предшественниками этого правителя, К'инич-Б'аакналь-Чааком и Йукноом-Пуваль(?)-Вайвалем.[xxxviii] Последнее дошедшее до нас известие о К'инич-Ич'аак-Чапаате связано с празднованием окончания периода 9.15.7.9.0, 13 Ахав 18 К'айаб (12 января 739 года), дата его смерти неизвестна.[xxxix]
Примечания:
[xv] Чтение знака Т533 остается спорным
[xvi] Возможно, пленение Б'ук-Б'оока(?) упоминается также на новом монументе из Тонины, обнаруженном командой Хуана Ядеуна весной 2011 года. Смотрите об этом Stuart D. New Captive Sculptures from Tonina http://decipherment.wordpress.com/2011/07/07/new-captive-sculptures-from-tonina/
[xvii] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 182
[xviii] Сафронов А.В. Государства… страницы 119-121
[xix] Сафронов А.В. Государства… страница 123
[xx] Дата пленения владыки Мамиса на Монументе 141 из Тонины не сохранилась, но запись об этом событии предшествует сообщению о захвате Хууса, следовательно, оно должно было произойти раньше дня 9.13.4.13.10, 2 Ок 18 К'анк'ин (22 ноября 696 года).
[xxi] Mathews P. The Dates of Tonina and a Dark Horse in Its History // The PARI Journal. 2001. N 2(1). Pp. 1—6 http://www.mesoweb.com/pari/publications/journal/201/Tonina.pdf
[xxii] Сафронов А.В. Государства… страница 122
[xxiii] Обозначение «Эцнаб'» для первой части имени является условным, подлинное чтение соответствующего знака пока не установлено.
[xxiv] Сафронов А.В. Государства… страница 124
[xxv] Смотрите, например, Martin S., Grube N. Chronicle of the Maya Kings and
[xxvi] Polyukhovych Y. A short note on new stucco inscription from Tonina, possible syllable ch’e and word op for parrot. Unpublished Manuscript, 2007.
[xxvii] Martin S., Grube N. Chronicle of the Maya Kings and
[xxviii] Martin S., Grube N. Chronicle of the Maya Kings and
[xxix] Stuart D. Longer Live the King: The Questionable Demise of K'inich K'an Joy Chitam of
[xxx] Stuart D. The Captives on Piedras Negras, Panel 12 http://decipherment.wordpress.com/2007/08/18/the-captives-on-piedras-negras-panel-12/
[xxxi] Martin S., Grube N. Chronicle of the Maya Kings and
[xxxii] Сафронов А.В. Государства… страница 128
[xxxiii] Martin S., Grube N. Chronicle of the Maya Kings and
[xxxiv] Сафронов А.В. Государства… страница 153
[xxxv] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 186; Сафронов А.В. Государства… страница 125
[xxxvi] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 186
[xxxvii] Сафронов А.В. Государства… страницы 130-131
[xxxviii] Skidmore J. New Ballplayer Panel from Tonina. http://www.mesoweb.com/reports/Tonina_M172.html Согласно альтернативной точке зрения, которую высказал Дэвид Стюарт, партнером К'инич-Б'аакналь-Чаака по игре в мяч выступает не Йукноом-Пуваль(?)-Вайваль, а канульский царь Йукноом-Ток'-К'авииль.
[xxxix] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 187