Правление Уитсилиуитля
Хотя со времен Акамапичтли правила прихода к власти очередного правителя предполагали процедуру выбора его, до определенного периода не все в этом вопросе было вполне четким и определенным. Показателем нестабильности и неясности ситуации может служить сообщение, согласно которому, после того как Акамапичтли умер, не назвав наследника, в течение четырех лет в Теночтитлане не было правителя [219, с. 52 — 53]. Впрочем, в официальной древнеацтекской версии этот факт не зафиксирован: по ней сразу после смерти Акамапичтли собрались старейшины четырех районов Теночтитлана для выборов тлатоани, так как особый совет, имевший такое право, оформится позднее. Показательна информация одного из источников: его выбирали старейшины, а простые люди стояли в стороне и терпеливо ждали результатов [173, с. 48]. Было предложено избрать Уитсилиуитля (ацт. «перо колибри»), сына покойного (см. рис. 13), что и случилось, хотя имелись и другие претенденты32.
При Уитсилиуитле (1396 — 1416) ацтеки по-прежнему находились под властью и контролем Аскапотсалько. Между тем неутомимый и воинственный Тесосомок покорил Шалтокан, совершенно истощенный борьбой с Куаутитланом, происходившей в 1396 -1400гг. На оставшейся непокоренной части территории Шалтокана позднее образовалось раннее государство Метцтитлан. В 1410 г. Тесосомок сломил сопротивление Чалько-Атенко, а Амекамекан (чичимекская «сеньория», основанная еще в 1269 г.) сохранила свою формальную независимость, лишь вступив с ним в союз. Как и прежде, ацтеки принимали участие в походах Аскапотсалько, выполняя свои военные повинности и набираясь, таким образом, военного опыта и искусства [231, с. 113; 232, с. 133]. В источниках сообщается, что Уитсилиуитль завоевал 8 «провинций» и «городов» [137, т. 1, с. 28; 267, с. 128; 288, с. 149], но фактически он был младшим партнером правителя Аскапотсалько, да и некоторые из этих походов были просто карательными экспедициями. При Уитсилиуитле ацтеки в 1400 г. принимали участие в разрушении Шалтокана, боролись против Куаутитлана [231, с. 120; 298, с. 241]. В ходе подобного рода военных акций в 1399 г. разрушению был подвергнут г. Колуакан (см. рис. 11).
Участие в военных действиях начало приносить ацтекам ощутимую материальную выгоду. Так, после захвата в 1400 г. Шалтокана они получили по указанию Тесосомока свою долю добычи в виде части урожая с определенных земель, принадлежавших этому городу. Что касается тлателольков, то они уже в то время отдавали предпочтение не военной, а торговой деятельности, что сделает их город в свое время крупнейшей экономической силой доиспанской Мексики. Они даже участие в военных действиях ставили в зависимость от возможной торговой выгоды. Так, около 1398 г. был захвачен г. Куаутинчан, располагавшийся недалеко от Чолулы, древнего торгового центра, вследствие чего тлателолькские торговцы существенно расширили сферу своей деятельности. Считается, что именно и главным образом поэтому тлателольки были вовлечены тепанеками в данный поход [162, с. 51].
Для дальнейшего утверждения своего положения в Мексиканской долине ацтеки, как и окружающие их народы, старались укреплять и расширять династические связи. Так, надеясь на снижение дани, выплачиваемой Аскапотсалько, они попросили для своего тлатоани Уитсилиуитля в жены одну из дочерей Тесосомока. Тот согласился, и Айауисиуатль стала женой второго ацтекского тлатоани. Есть версия, что это произошло после смерти его первой жены, родом из Такубы, и уже после того, как он якобы обязался взять в супруги дочь правителя Куэрнаваки. В любом случае это был дальновидный шаг. Как сообщают отдельные источники, Тесосомок, уступая просьбам дочери, значительно сократил дань, которую должен был выплачивать Теночтитлан, и свел ее к поставкам рыбы и лягушек (они использовались в пищу) [31, с. 335; 212, т. 4, с. 111; 385, с. 138 — 139]. От этого брака родились два сына, одного из которых по желанию деда, Тесосомока, назвали Чимальпопока, а второго — Илуикамин. Уитсилиуитль пошел на установление династических связей и с другими районами, тем более что принцип полигамии это позволял. В 1396 г. он женился на Миауашиуитль, дочери правителя Куэрнаваки. У них родился сын, названный Мотекусомой. Все трое его сыновей займут свое место в древнеацтекской истории и соответственно в нашем повествовании.
Таким образом, в потомках ацтекских правителей кроме собственно ацтекской и колуаканской (а значит, тольтекской) текла теперь и кровь тепанекских тлатоани. По последнему признаку Теночтитлан встал в один ряд с Тлателолько, городом, уже имевшим династические связи с Аскапотсалько. Так Теночтитлан и Тлателолько, первоначально бывшие сравнительно незначительными среди подчиненных Аскапотсалько городов, после описанных событий начали постепенно получать важные привилегии.
Уитсилиуитль продолжил политику своего предшественника, большое внимание уделяя и внутренним проблемам, которых было достаточно. В 1382г. сильное наводнение разрушило чинампы островного города. И в данном случае помогло родство с правителем Аскапотсалько: Теночтитлан получил помощь, необходимую для восстановления, в том числе и строительными материалами. С именем тлатоани Уитсилиуитля связаны и первые попытки внедрения официальной общегосударственной идеологии. Насколько можно судить по документам, укрепление ацтекского государства он полагал необходимым начать с усиления культа племенных богов. С этой целью Уитсилиуитль всячески способствовал умножению числа храмов, развитию и упорядочиванию ритуала. Он всемерно содействовал распространению культа племенного бога Уитсилопочтли, пронизывавшего позднее все сферы жизни этого общества [173, с. 44]. Только одним из примеров его является использованный выше миф о переселении и роли в нем этого божества.
Уитсилиуитль правил 21 год [267, с. 128] либо 22 года [219, с. 54; 269, с. 16]. Его любили, говорит источник, как «благородные», так и «простолюдины» [173, с. 44]. Умер он сравнительно молодым. Его правление — время затишья перед бурными историческими событиями, назревавшими в Мексиканской долине.