Список иллюстраций 1
(76,6 Kb) (170,1 Kb) |
Рис.1. Чикомосток («Семь пещер») — мифическая пещера, связанная с прародиной ацтеков. Среди сцен повседневной жизни, изображенных на рисунке, обращает не себя внимание фигурка мужчины в шкуре дикого животного, добывающего огонь (верхний правый угол). Богатая одежда воинов, украшенная перьями, оружие в их руках (в нижней части рисунка) соответствуют доиспанской традиции. (МS. Mexicains de la Bibliotheque Nationale). |
(108,5 Kb) (60,0 Kb) |
Рис. 2. Жизнь в Ацтлане. На рисунке в соответствии с представлениями о прародине изображен остров с высокой горой. Среди разбросанных по нему домов выделяется ступенчатая пирамида с храмом наверху. Достоверно представлен внешний облик ацтеков, их традиционная одежда, оружие доиспанского периода. (Codice Azcatitlan). |
(31,3 Kb) (34,1 Kb) (31,4 Kb) |
Рис. 3. Исход из Ацтлана и путь в Колуакан в год «1. текпатль» («1. кремень») по древнеацтекскому календарю (дата указана в квадратной рамке). В левой части рисунка представлен Ацтлан (название передано пиктограммой в виде соединенных вместе знаков «стрела» и «вода», на вершине ступенчатой пирамиды). Переправу предков ацтеков с острова на сушу символизирует гребец на лодке. В гроте Колуакана («Гора с загнутой вершиной») показан алтарь племенного бога ацтеков Уитсилопочтли (голова в маске колибри); он дает наставления своему народу, что переда но с помощью «завитков» (так называемые «знаки речи»). В правой части 1 рисунка изображены иероглифы — пиктограммы названий 8 племен (в связке с фигурами вождей), сопровождавших (в соответствии с легендарно-мифологической традицией) древних ацтеков в начальный период их переселения (сверху вниз): матлатцинка, тепанека, чичимека, малиналька, Куитлауака, шочимилька, чалька, уэшотцинка. (Codex Boturini). |
(91,2 Kb) |
Рис. 4. Вариант изображения исхода из прародины (ср. рис. 3). Кроме названий восьми племен, горы, даты «1. текпатль» в верхнем ряду слева изображен храм, символизирующий ацтекское племя, а в нижнем показаны вожди и другие персонажи, связанные с этой религиозно-мифологической традицией. (Codice Azcatitlan). |
(108,9 Kb) (34,5 Kb) (33,3 Kb) |
Рис.5. Фотокопия фрагмента пиктографической рукописи (ср. рис. 6). Четыре фигурки справа («носильщики бога») символизируют отделение ацтеков от остальных мигрирующих племен: отныне, согласно рeлигиозно-мифологической традиции, ацтеков ждет судьба избранного богом Уитсилопочтли народа. (Codex Boturini). |
(36,1 Kb) (153,9 Kb) |
Рис. 6. Фрагмент рукописи. На рисунке — отдельные сцены, связанные с отделением ацтеков от других племен в период переселения. Во время остановки на ночлег (знак «звездное небо» в самом верху рисунка) и трапезы (см. центральную сцену) неожиданно сломалось большое дерево, под которым находился временный алтарь Уитсилопочтли, что было расценено как дурной знак. В правом нижнем углу показано, как бог Уитсилопочтли отдает приказание ацтекским жрецам вместе с народом отделиться от остальных племен. На верхнем рисунке в правой части фрагмента изображен момент, когда ацтекский вождь (слева) сообщает это приказание бога одному из представителей восьми племен (вождю куитлауака); последний огорчен настолько, что плачет. (Codex Boturini). |
(69,6 Kb) |
Рис. 7. Повседневная жизнь индейцев-охотников периода легендарного переселения. Рисунок отличается высокой точностью деталей; он позволяет познакомиться с характерными представителями флоры и фауны, экипировкой воинов-охотников (круглые щиты, острые копья, сандалии, одеяния); достоверно изображены и женские персонажи (длинные одежды, специфические прически с двумя «рожками» на лбу). (Codice Azcatitlan). |
(21,9 Kb) |
Рис. 8. Фрагмент пиктографической рукописи. На рисунке — повседневные занятия переселенцев во время короткой остановки: одна женщина растирает семена на метате (зернотерке) с помощью метлапилли (скалки), другая, изображенная со спины (рисунок не завершен), строит жилище; мужчина направляется к реке за водой. (Codice Azcatitlan). |
(39,2 Kb) (29,0 Kb) (30,3 Kb) |
Рис. 9. Фрагмент пиктографической рукописи: изображение странствий ацтеков на пути из прародины Ацтлана в Мексиканскую долину. (Codex Boturini). |
(86,9 Kb) (83,4 Kb) |
Рис. 10. Два фрагмента пиктографической рукописи, отражающей отдельные моменты истории г. Колуакана (в период примерно 1344-1374 гг.), соперника г. Аскапотсалько. (Mapa de Tepechpan). |
(186,1 Kb) |
Рис. 11. Фрагмент пиктографической рукописи: события в Мексиканской долине периода 1385-1399 гг. (годы «10. дом» — «11. тростник»), когда в Теночтитлане у власти находились тлатоани Акамапичтли и Уитсилиуитль, а в г. Аскапотсалько, которому они подчинялись, — Тесосомок. На рисунке показано разрушение г. Колуакана по приказу Тесосомока. (Codex Telleriano-Remensis). |
(231,4 Kb) |
Рис. 12. Страница пиктографической рукописи, иллюстрирующая политическую историю г. Тескоко в конце XIV в. Этим документом пользовался историк Ф. А. Иштлильшочитль, описывая прошлое своих далеких предков, представителей правящей династии Тескоко. (Codex Xolotl). |
(102,0 Kb) |
Рис. 13. Традиционное изображение древнеацтекских тлатоани с пиктограммами их имен; верхний ряд (слева направо): 1) Акамапичтли, 2) Уитсилиуитль, 3) Чимальпопока, 4) Итцкоатль; средний ряд (слева направо): 5) Ашайакатль, 6) Мотекусома I (в действительности Ашайакатль был шестым по счету правителем и правил позже Мотекусомы I). 7) Тисок; нижний ряд (слева направо): 8) Ауитсотль, 9) Мотекусома II Младший, 10) Куитлауак, 11) Куаутемок. Даже по иконографии можно проследить различную роль тлатоани в начальный (первые три правителя) и в следующий периоды истории, когда Теночтитлан становится независимым: начиная с Итцкоатля они изображены сидящими на троне с диадемой на голове и особым носовым украшением — атрибутами власти и могущества. |
(15,1 Kb) |
Рис. 14. Разрушенный храм с языками пламени, выбивающимися из-под крыши, — традиционное изображение в пиктографических рукописях взятия вражеских поселений. В данном случае отражен захват г. Теочиапана (пиктограмма слева). (Codex Mendoza). |
(15,2 Kb) |
Рис. 15. Обозначение в пиктографических рукописях с помощью особого знака «движение» (внизу) землетрясения, случившегося в год «2. кремень» (1468 г.) в период правления Мотекусомы I Старшего. (Codex Telleriano-Remensis). |