Божество в гробу
До сих пор мы видели носителей культуры Мочика на рисунках и сосудах-скульптурах, найденных в погребениях. А между тем в могильниках североперуанских индейцев ученые порой находят и сохранившиеся телесные останки высокородных мочикских мужей. Ведь получил же некогда такой экземпляр в подарок испанский король Карл III.
Археологи Уильям Дункан Стронг и Клиффорд Эванс нашли в долине реки Виру, близ Уака-де-ла-Крус, мочикскую могилу, которую не успели обнаружить и ограбить перуанские «уакерос».
В могиле в Уака-де-ла-Крус (собственно, в небольшом гробу из тростника) находилось прекрасное, но уже не керамическое, а деревянное изображение великого мочикского божества. Вместе с изображением в тростниковом гробу лежал и человек, явно умерший глубоким стариком. Высокородного покойника, как обычно, сопровождало в последний путь множество керамических предметов, ткани из хлопка и изделия из перьев, а также принесенные в жертву богам люди, убитые, согласно ритуалу, после кончины благородного старца.
Рядом с умершим лежал мальчик лет десяти. Что могло его связывать с покойным? В жертву был принесен и раб, очевидно, телохранитель усопшего, исключительно рослый мужчина. В могиле были обнаружены и две скромно одетые женщины, судя по всему, жены алаэка. Сам алаэк был разодет со всей пышностью. Его лицо покрывала медная маска, а голову тюрбан, украшенный лисьей мордой, которая, вероятно, символизировала нечто священное. На поясе умершего мы видим священные змеиные головы. На тело высокородного покойника и тело находящегося рядом с ним ребенка были возложены прекрасные деревянные жезлы с резными инкрустированными навершиями. (Ныне они принадлежат к числу ценнейших экспонатов Национального музея в Лиме.) Один из жезлов представляет собой изображение старика с грозными ягуарьими клыками, очевидно, главного или одного из главных мочикских божеств. Р. Ларко Ойле видит в нем верховное божество мочикцев. Верховное божество, судя по не совсем ясным сведениям, почерпнутым у индейцев Чиму, называли Аи Апэк, то есть «тот, кто творит», или Творец.
Аи Апэка Р. Ларко Ойле обнаруживает и на ряде сосудов, относящихся к различным периодам культуры Мочика. На более древнем верховное божество изображено в виде человека с головой животного из семейства кошачьих — чавинского ягуара. Позднее от ягуара остается лишь самый характерный его признак — устрашающие клыки. Символом Аи Апэка всегда был пояс, украшенный двуглавым змеем.
Аи Апэк, или Творец, — это уже бог-человек. Он лечит больных, охраняет на море рыбаков, покровительствует земледельцам. Он умеет делать то, что не под силу простым людям. На крыльях птицы Аи Апэк может вознестись к небесам, сопровождаемый своей верной служанкой — ящерицей, очевидно, его «личной целительницей». Ко двору Аи Апэка принадлежат сокол, который носит гербы божества, и морской орел, выступающий в роли гонца. Верным проводником Творцу всегда служит собака, ему помогают и птицы — баклан и колибри. Он умеет превращаться в любимые растения мочикцев — кукурузу, маниок и т. д. Некоторые рисунки изображают бога-человека в жестокой схватке со злыми демонами, которые принимают облик краба, рыбы или какой-то летучей мыши.
Разумеется, в этих фантастических битвах побеждал всегда Творец, вооруженный чем-то вроде ножа или секиры (мочикское туми). За совершенные победы его прославляют и превозносят. Аи Апэк выполняет еще одну очень трудную роль. Подобно античному Атланту, он держит на своих высоко поднятых руках небеса, которые мочикцы представляли себе в виде гигантской двуглавой змеи.
Таким образом, Стронг и Эванс нашли в тростниковом гробу в Уака-де-ла-Крус изображение этого носителя небес и победителя всех демонов, изображение не рисованное, а трехмерное, исполненное в дереве и перламутре.
Образ-божество в гробу чрезвычайно важен для знакомства с развитием древнеперуанских религиозных представлений. Известный немецкий перу-анист Герд Кучер, посвятивший культуре Мочика одну из своих работ, различает на разрисованных сосудах мочикцев ряд божеств и демонов. Большинство из них — это антропоморфные божества в головном уборе со звериной или птичьей головой. По своему внешнему виду они напоминают человека. Изображенные фигуры этих божеств на мочикской керамике настолько реалистичны, будто и в самом деле некогда существовали. Свидетельством их всемогущества служат символы священных предметов, в особенности змеиные головы, зубы хищников или ритуальные секирообразные ножи с круглыми остриями.
На деревянном жезле из Уака-де-ла-Крус верховное божество с оскаленной звериной пастью имеет совсем иной вид, чем демоны — птицы, рыбы или крабы. Оно во всем проявляет себя как бог-человек, созданный человеком по собственному образу и подобию. От всего предшествующего развития у верховного божества остались только ягуарьи клыки. В конце концов единственным богом индейцев культуры Мочика становится Аи Ап эк, или Творец. Этому богу, очевидно, была посвящена и самая большая религиозная постройка на всем побережье Перу — прославленная Пирамида Солнца в долине Моче.