Человек верхом на ящере?
С. КУРЗАНОВ, научный сотрудник Палеонтологического института АН СССР.
Древние изображения ныне вымерших животных - источник, очень ценный для палеонтолога. Проанализируем три камня из Ики, которые были помещены на страницах журнала "Латинская Америка" (№1, 1976). Пожалуй, самое удивительное и оригинальное - это сцена охоты на какого-то доисторического гиганта - ящера. Такие звери уже вымерли, когда на Земле только-только появились первые примитивные млекопитающие. Несмотря на условность рисунка, это животное похоже на бронтозавра или, точнее, на кого-нибудь из его ближайших родственников - зауропод. Окаменевшие кости зауропод (группы самых крупных рептилий, в которую входит и бронтозавр) находят в юрских и меловых отложениях Аргентины, Бразилии, Колумбии, в породах, чей возраст 190-70 миллионов лет. Как же мог человек охотиться на этих зверей, если он появился десятки миллионов лет спустя? Это несоответствие отмечено и антропологами.
Неандертальцы на ящере. Рисунок на камне из Ики. Бронтозавр. Реконструкция 3. Буриана.
Обычно, когда видишь перед собой невероятное, поневоле начинаешь присматриваться к деталям. И тут есть свои нелепости. У нашего "бронтозавра" непропорционально велика голова (в действительности она была значительно меньше). Впрочем, можно возразить: рисунок стилизован. На спине, шее, хвосте "бронтозавра" нарисованы странные треугольные пластины. Их никогда не было у настоящих зауропод. Такие костные пластины носили стегозавры - другая группа динозавров, совершенно непохожих на экспонаты "камнетеки" Ики. Они неизвестны в Южной Америке. Вот эта последняя деталь - самая важная с нашей точки зрения - и заставляет полагать, что мы имеем дело с фантазией художника, не очень внимательно прочитавшего учебник палеонтологии.
Стегозавр. С рис. 3. Буриана.
На другом камне - человек на слоне. Очень интересен этот зверь. Судя по всему, некрупный, со слабо развитыми верхними бивнями, хорошо обособленной головой, он напоминает мастодонтов - современников доисторического человека Южной Америки. На территории Эквадора, Бразилии, Аргентины находят в верхнеплейстоценовых отложениях остатки мастодонтов нескольких родов. По утверждению некоторых ученых, их находят даже в голоценовых (современных) отложениях. Кости этих животных обнаружены вместе с каменными орудиями на стоянках, в так называемых "кухонных отбросах". И потому нет ничего невероятного в том, что такое животное изображено вместе с древним человеком.
Неандерталец на слоне (Ики) и вероятностный аналог ископаемого слона Южной Америки того времени.
Примерно то же самое можно сказать о другом сюжете - всадник на лошади. Известно, что южноамериканские лошади не встречаются в ископаемом состоянии в отложениях, возраст которых моложе десяти тысяч лет.
Где-то на рубеже XV-XVI веков на американский континент испанские конкистадоры завезли европейских лошадей. Различия между этими двумя видами очень незначительны, и на рисунках их заметить практически невозможно. Поэтому и нельзя ничего сказать определенного, ни когда появилось это изображение на камне, ни тем более, полагаясь на существование южноамериканской лошади 100-150 тысяч лет назад, датировать ею всю цивилизацию "неандертальца разумного" из Ики.
Неандерталец на коне (Ики).
Как видно, получившиеся выводы весьма противоречивы. Изображение "бронтозавра", безусловно, было сделано не с натуры, другие два вполне можно причислить и к работам древнего художника. Но представим, что рисунки на камнях - это подлинная работа человека исчезнувшей цивилизации. Почему же в таком случае изображена охота на никогда не существовавшего зверя? Тогда нужно допустить, что человек обладал какими-то знаниями о вымерших животных, да еще никогда не живших в Южной Америке. Это сделать трудновато. Поневоле рождаются сомнения и в подлинности всего увиденного.