Чирибайя - Чиму - Инки
Культура Чирибайя
900-1350 годы н.э.
Культура Чирибайя сформировалась на южном побережье Перу, к югу от культуры Наска. Ее очаг находился в долине реки Осморе, сама она распространилась до самого высокогорья и захватила часть территории современного Чили. Раскопки в песках пустыни свидетельствуют, что население занималось земледелием, скотоводством и рыболовством. В гробницах этой культуры было найдено большое количество хорошо сохранившихся мумий. Эту культуру лишь недавно начали подробно изучать.
Культура Чиму
1000-1470 годы н.э.
Как и культура Моче, культура Чиму сформировалась в долине Моче. Она расширила границы своей империи в результате военных действий и разбогатела за счет торговли и собиравшейся с завоеванных территорий дани. Культура Чиму занимала территорию от Тумбеса на севере Перу до долины Чанкай на центральном побережье. Ее столица Чан-Чан был крупнейшим городом Южной Америки, построенным из сырцовых кирпичей. Культура Чиму известна, прежде всего, высоким качеством металлообработки. Там было налажено массовое производство изделий из металла. Широко использовались импортируемые из Эквадора раковины спондилюсов. Очевидно, культура Чиму не смогла полностью вытеснить традиции, унаследованные от предшествующих культур, продолжая обращаться к ним. Керамические изделия изготавливались, как правило, при помощи моделей - это была своего рода ранняя форма массового производства. После завоевания империи Чиму инками примерно в 1470 году эти традиции не были прерваны и сохранялись до периода колонизации.
Культура инков
Середина XII века -1532 год н.э.
Самобытная культура инков, объединявшая в себе элементы стилей предшествовавших культур, просуществовала менее 90 лет. Высокая эффективность административной модели империи инков основывалась на принципе включения вновь завоеванных народов в государственную систему, не лишая их при этом (за некоторым исключением) самобытности, а также на применяемой инками экономической модели.
Инки начали расширять пределы своей империи приблизительно с 1438 года, то есть менее, чем за 90 лет до их завоевания испанцами. Несмотря на непродолжительность своего существования типичные элементы стиля этой культуры получили распространение во многих областях Анд. Культуру инков отличает, с одной стороны, натурализм, а с другой любовь к геометрическим орнаментам, ярким примером чему может служить керамика и текстильные изделия. К сожалению сохранилось крайне мало предметов, сделанных из металла; преимущественно это мелкие памятники, обычно фигуры людей, лам и полевые культуры.
Текст: «Тысяча лет золота инков». Из собрания Музея золота Перу в Лиме ГМИИ им. А.С. Пушкина 18 марта - 26 мая 2013 года (Каталог к выставке).
Использованы фотографии:
- Ирина Дворкина, «Артобъектив»; Блог ЖЖ;
- Александра Сопова, Известия;
- Кирилл Лебедев, «Газета.Ru»;
- Сергей Портер, Ведомости;
- Каталог к выставке.
75. Нагрудное украшение
Культура Чирибайя I. Золото. 28,9 х 69,6 см. Ранний промежуточный период (200 до н.э.-700 н.э.)
Полукруглое украшение изготовлено из листа золота. На концах изображены головы ягуаров.
По краю отчеканен поясок из точек. В центре помещено изображение стоящего человека с поднятыми руками, держащего в руке нож.
Декор украшения сложно оценить, поскольку лист сильно погнут.
76. Головной убор (корона)
Культура Чиму I. Золото. 19,3 х 18,4 см. Поздний промежуточный период (900-1450 н.э.)
Убор цилиндрической формы, зауженный посередине. Выполнен из листа золота, скрепленного металлической лентой. В центральном поле изображены ритуальные сцены - фигуры людей с жезлами и в головных уборах с перьями показаны в профиль. Выше и ниже центрального поля проходят два пояска с зооморфными мотивами, отделенные рядами отчеканенных точек.
77. Пинцет
Культура Чиму I. Золото. 10,9 х 8,7 см. Поздний промежуточный период (900-1450 н.э.)
Пинцет состоит из двух дисков, соединенных золотой петлей. На пинцете изображена птица - традиционный элемент декора культуры Чиму. Известно довольно много предметов с изображениями пеликанов и рыб, что свидетельствует о важной роли, которую играла в этой культуре стихия воды (моря).
78/79. Серьги
Культура Чиму I. Серебро. Диам. 13,2 см. Поздний промежуточный период (900-1450 н.э.)
Серьги круглой формы. Центральная часть выпуклая. Края обрамлены декоративным пояском в виде отчеканенных треугольников с точками.
80. Декоративная пластина
Культура Чиму І. Серебро. Диам. 34,6 см. Поздний промежуточный период (900-1450 н.э.)
Пластина декорирована сложным орнаментом, разделенным на регистры, в которых изображены фигуры стоящих людей, животных и птиц. Возможно, первоначально эта пластина была пришита к тканевой основе.
81. Сосуд в форме головы ламы
Культура инков I. Серебро, золото. 25,9 х 22,0 см. Поздний промежуточный период (900-1450 н.э.)
Сосуд, выполненный в виде головы ламы, является редким примером крупных изделий, созданных культурой инков. Простая симметричная форма является отличительной чертой инкского стиля. Для этой культуры лама была важнейшим жертвенным животным. При этом ее окраска определяла, какому божеству она будет принесена в жертву. Возможно, это объясняет использование серебра для изготовления данного предмета.
82. Бокал
Культура инков I. Серебро. Высота 27,7 см. Поздний промежуточный период (900-1450 н.э.)
Серебряный бокал, также известный как «носатый бокал», украшен изображением мифического существа или божества. Верхняя часть декорирована геометрическим орнаментом. Подобные предметы использовали для возлияний во время ритуальных обрядов; в них наливали ферментированный напиток наподобие пива (чичу).