Диктатура на вершине
Вступление Лимантура в правительство отмечает начало возвышения новой группы — «людей науки» (сиентификос). Сиентификос представляли поколение, выросшее после Реформы. Мечта о свободе и равенстве, вдохновлявшая Хуареса и Окампо, казалась им наивной утопией. Общественный организм, который, подобно мексиканскому, находится в зачаточном состоянии, говорили они, так же неспособен воспринять свободу, как губка не в состоянии впитать в себя бифштекс. Но, высмеивая иллюзии революционного либерализма, они сами были апостолами новой иллюзии — иллюзии прогресса благодаря одной лишь науке. Их учителями были Огюст Конт и Герберт Спенсер. Превыше всего они ценили материальное развитие, измеряемое продукцией рудников и заводов и длиной железных дорог и телеграфных линий, — такое развитие, какого достигла Мексика при Диасе. Они считали мексиканцев отсталым и варварским народом, который нуждается в том, чтобы его силой повели по пути цивилизации. Мексикой должны править белые люди. Ее должен цивилизовать иностранный капитал.
Организатором группы сиентификос был Росенда Пинеда, помощник министра внутренних дел Ромеро Рубио. Пинеда хотел разжечь политическое честолюбие своего начальника, собрав вокруг него самых способных из молодых адвокатов и интеллигентов, таких людей, как Лимантур, Пабло и Мигель Маседо, Хоакин Касасус, Рафаэль Рейес Спиндола и Франсиско Бульнес. Все эти люди одобряли диктатуру. Впоследствии некоторые из них превратились в банкиров, промышленников и адвокатов корпораций, а другие стали губернаторами штатов или заняли должности в правительственном аппарате. Диаса окружали способные экономисты и умелые интриганы, определявшие политику правительства и служившие главными посредниками в навязывании Мексике англо-саксонского капитала. Некоторые из них стали миллионерами и по мере того, как возрастали их богатство и власть, начали стремиться к полному политическому и экономическому господству над страной. Они всегда были скорее кликой, чем политической партией, ибо не имели поддержки в населении. Напротив, большинство мексиканского народа от всего сердца ненавидело их. Внутренний кружок сиентификос состоял из 15—16 человек. Руководителем его после смерти Ромеро Рубио, последовавшей в 1895 г., стал Лимантур.
Несмотря на то, что сиентификос только идеологически обосновывали программу Диаса и извлекали из нее выгоды для себя самих, их возвышение означало новую тенденцию. Правительство Диаса было первоначально метисским. Сам Диас и большинство членов его правительства и губернаторов штатов были метисами. Политическим идеалом сиентификос было не правление военного героя, а креольская олигархия. Они высказывались за конституционное правительство при условии, чтобы его можно было приспособить к господству креолов. В течение последнего десятилетия диктатуры диасовская администрация все в большей степени становилась креольской, и хотя некоторые новые чиновники были потомками старых выходцев из Испании, многие, подобно самому Лимантуру — незаконному сыну французского авантюриста, искавшего золото в Калифорнии, а затем нашедшего более легкий источник наживы в приобретении мексиканских церковных имуществ во время Реформы, — принадлежали к тому слою новых креолов, которые поселились в стране после достижения независимости. С возвышением сиентификос правительство Диаса лишилось своих корней в мексиканской нации и постепенно превращалось просто в агента иностранного капитала.
Под надзором сиентификос администрация стала более энергичной. Но осуждая бесстыдный грабеж, которым отличались прежние правительства, сиентификос умели направлять в свои карманы значительную долю растущего богатства страны. Если они проповедывали честность, то отчасти потому, что были достаточно умны, чтобы наживать состояния, не нарушая законов. Вместо того чтобы присваивать взятки и асиенды грубыми способами военных главарей, они позаимствовали с Уолл-стрит более джентльменские формы подкупа. Мексиканский банк, находившийся теперь в значительной степени под контролем сиентификос, получил возможность наживать непомерные прибыли путем продажи государственных ценных бумаг. Когда Лимантур задумал национализировать железные дороги, скупив для мексиканского правительства 51% их акций, банкирский дом Шерер — Лимантур, одним из владельцев которого был брат министра финансов, приобрел эти акции, чтобы продать их казначейству по повышенной цене. Заключение юридических сделок между правительством и иностранным капиталом было монополизировано адвокатами сиентификос, бравшими за каждую сделку огромную плату.
Под контролем Лимантура благосостояние Мексики — по крайней мере в отражении статистических данных — продолжало стремительно расти. Лимантур отменил алькабалу, этот пережиток колониального периода, мешавший росту внутренней торговли. Он консолидировал внутренний и внешний долг из 5%, и мексиканское правительство стало пользоваться таким доверием за границей, что государственные ценные бумаги вскоре начали продаваться выше паритета. Лимантур разрешил открывать банки во всех мексиканских штатах и позволял им выпускать банкноты на сумму, в три раза превышающую их наличные резервы.
Он облегчил развитие внешней торговли, установив единый золотой стандарт и уничтожив биметаллическую основу мексиканской валюты. Национализировав железные дороги, он предотвратил их концентрацию в руках одной из крупных железнодорожных компаний США. Тем временем строились новые сооружения — гавани, правительственные здания, театры, телеграфные и телефонные линии. В Мехико появились широкие улицы, дворцы и трандиозные общественные здания. На запад, к парку и замку Чапультепек, служившему теперь официальной резиденцией диктатора, шел широкий бульвар, о котором мечтал еще Максимилиан, называвшийся Пасео де ла Реформа, а в новых предместьях, рядом с Пасео, выросли дома сиентификос и иностранных капиталистов. Мехико Диаса гордо именовал себя американским Парижем. И хотя к востоку и северу от площади, в полуразрушенных домах колониального периода и вновь построенных многоквартирных домах-трущобах, в тесноте ютились нищие и пролетарии, деловая часть города и его западные предместья отличались всеми красотами мировой столицы.
Длительный мир и рост буржуазии привели, несмотря на отсутствие свободы, к некоторому культурному развитию. Ничто не нарушало феодального загнивания сельской Мексики, но в городах диктатура продолжала строить школы, и количество неграмотных уменьшалось[1]. Колоссально возрос тираж газет. По мере того как вымирало старое якобинское поколение, поколение Прието и Альтимирано, литература стала утрачивать сознание своей общественной роли и свой мексиканский национализм, но достигла больших успехов в области формы. Во всей Латинской Америке это был век модернистской поэзии того стиля, величайшим мастером которого был никарагуанец Рубен Дарио и который в Мексике был представлен Гутьерресом Нахерой и Амадо Нерво. Среди прозаиков только Хусто Сьерра, романист и историк, непревзойденный в мексиканской литературе мастер испанского языка, остался верен либеральным и националистическим традициям реформы. Сьерра поддерживал Диаса, хотя понимал сущность его диктатуры. Любя свободу, он убеждал себя, что «свобода, подруга львов, — достояние сильных» и что Мексика при Диасе набирает силы. Один из его учеников описывает, как Сьерра по утрам читал студентам Национальной подготовительной школы лекции о прекрасной свободе периклсвых Афин, а днем в качестве члена диасовского верховного суда оформлял продиктованные диктатором решения. Но лучше всего представлял дух эпохи историк — сиентифико Франсиско Бульнес, который поставил своей задачей высмеивание национальной гордости Мексики и ее национальных героев.
Если поэзия находила убежище в эмпиреях, то в других видах искусства ярко проявлялось то смешение великолепия и продажности, та мишурная пышность, которая характеризовала диктатуру Диаса. Эти искусства утратили связь с народными традициями и подражали эклектическим стилям, развивавшимся в международном обществе финансового капитала. В Мехико прекрасное здание, копия дворца в стиле итальянского возрождения, служило новым центральным почтамтом, а через улицу, близ того угла Аламеды, где когда-то инквизиция сжигала свои жертвы, возвышалась огромная куча белого мрамора вообще без всякого стиля — новый национальный театр. Живопись была скучным подражанием французскому салонному стилю и в академической манере изображала славные сцены войны за независимость и сражение за Пуэблу, а на площадях всех городов возвышались статуи, представлявшие собой самые скверные образцы викторианского стиля. Национальным героем был теперь Хуарес. Аламеда была украшена большой статуей сидящего Хуареса; еще большая статуя была воздвигнута в Оахаке, где он родился. Типичен для режима Диаса тот факт, что эта статуя была привезена из Италии и сделана итальянским скульптором, который никогда не видал Хуареса и не бывал в Мексике.
Американские дельцы, ценившие милости, щедро раздававшиеся им мексиканским правительством, стали даже поговаривать, что в Вашингтоне нужен свой Диас. У Диаса, говорили они, награждая его высшей из имевшихся в их распоряжении похвал, кожа коричневая, но душа белого человека.
Но под поверхностью накапливались силы, о которых не имели представления Диас и Лимантур. По мере угасания своих способностей Диас все более утрачивал понимание происходящего. Он еще управлял, но источники его информации были в руках Кармелиты и сиентификос. Добиться беседы с Диасом стоило 3 тыс. песо. Что касается Лимантура, то при всех своих хваленых административных талантах он был не государственным человеком, а финансистом, и если бы не основы, заложенные его предшественниками, он не мог бы добиться и финансового успеха. Лимантур был одним из тех банкиров-экономистов, для которых процветание страны измеряется цифрами, а государственная мудрость состоит в манипуляции бюджетом по всем правилам финансовой игры. В то же время большая часть мексиканского народа была теперь во имя прогресса осуждена на страшную нищету.
Мексиканский капитализм был надстроен над системой асиенд, при которой почти половина сельского населения была связана долговым рабством. Задача разрушения асиенд и спасения индейцев от пеонажа так и не была разрешена. Об ее осуществлении мечтали самые выдающиеся из руководителй Реформы, но алчность их приверженцев и закон Лердо не дали ей возможности воплотиться в жизнь. Вместо того чтобы разделить церковные асиенды между мелкими собственниками, Реформа только передала их метисам и иностранцам. При Диасе система асиенд фактически укрепилась. Официальная политика правительства попрежнему предусматривала увеличение числа земельных собственников, но оно достигалось не путем раздела крупных поместий, а путем захвата, в соответствии с законом Лердо, индейских общинных земель, а с 1894 г. путем раздачи общественных земель без всякого ограничения размеров участка, присваивавшегося одним покупателем. Количество ранчерос увеличилось на несколько десятков тысяч человек. Но наиболее заметным результатом правительственной политики была концентрация землевладения в невиданных дотоле масштабах. Старым креольским семьям было разрешено расширять свои владения за счет индейских деревень, а в северных штатах фантастическое количество общественных земель было распределено между лицами, пользовавшимися милостью правительства. В Нижней Калифорнии почти 30 млн. акров было роздано четырем лицам. Один человек получил 17 млн. акров в Чигуагуа, другой — 12 млн. акров на северо-востоке. Семнадцати лицам было роздано 96 млн. акров, т. е. почти одна пятая всей площади республики. Значительная часть распределенной таким образом земли не была пригодна для обработки. Ее владельцы намеревались устроить животноводческие фермы или надеялись найти богатства в недрах. Но общий результат был достаточно серьезен. К 1910 г. почти половина Мексики принадлежала менее чем трем тысячам семей, а из 10 млн. мексиканцев, занятых в сельском хозяйстве, более 9,5 млн. фактически земли не имели. 5 млн. индейцев — жителей свободных деревень, сохранивших независимость еще со времен до испанского завоевания, — были теперь едва ли счастливее тех 4,5 млн. индейцев, которые жили на асиендах. Некоторым из них, особенно в Оахаке, удалось сохранить часть своих общинных земель — эхидос, либо передав права на них своему касику, либо заручившись покровительством диктатора. Но даже они едва ли имели достаточно земли для удовлетворения своих нужд, а большинство индейцев было вынуждено, стать батраками на асиендах.
Многие из новых землевладельцев — скотоводческие бароны на севере, владельцы плантаций сахарного тростника в Морелосе, производители кофе и каучука в Чиапасе и пеньки на Юкатане — обрабатывали земли методами капиталистического рационального производства; но снабжение Мексики главными продовольственными продуктами все еще зависело от старых креольских помещичьих семей центрального плоскогорья, презиравших деловые методы. Они по-прежнему обрабатывали только незначительную часть своих земель, причем почти теми же способами, как и 300 лет назад. Почва непрерывно истощалась, и процесс этот продолжался уже тысячу лет. Прогрессировала эрозия. Диктатура ничего не делала для развития ирригации и даже раздавала права на воду частным лицам, лишая многих мелких землевладельцев доступа к воде. Она не строила шоссейных путей, а железные дороги прокладывались только там, где это соответствовало интересам экономического проникновения американцев. Таким образом, Мексика, три четверти населения которой занималось сельским хозяйством, не могла себя прокормить. В последние годы диктатуры, несмотря на то, что покровительственные пошлины на сельскохозяйственные продукты равнялись 100%, страна ввозила продовольствие из-за границы.
Помещики — асендадос жили в Мехико или еще чаще в Париже, извлекая доходы из земель, завоеванных или украденных их предками у индейцев, и оставляя эти земли в ведении наемных управляющих. Они посылали сыновей учиться в иезуитский коллеж Стоунихерст в Англии, а дочерей — во французские монастыри. Когда один-два раза в год они навещали свои поместья, для пеонов устраивался праздник, а помещик и его жена раздавали им подарки. О действительной жизни пеонов, о том, как управляющие избивают и пытают их и заявляют феодальные права на их жен и дочерей, помещики оставались в блаженном неведении. Быть может, ни в одной другой стране положение пролетариата не было столь тяжелым, как в Мексике. Мексиканские сельскохозяйственные рабочие жили при режиме Диаса в нищенских условиях, почти на положении рабочего скота. Их пища состояла почти исключительно из кукурузы, перца и бобов (фрихолес). Они спали в маленьких деревянных или каменных хижинах, постелив соломенные цыновки (петатес) на голой земле. Заболеваемость желудочными болезнями — вследствие загрязненности пищи и питьевой воды, воспалением легких — вследствие крайней скученности, и венерическими болезнями была выше, чем где бы то ни было в мире. Пеоны находились во власти полу языческих, полукатолических суеверий; они пытались лечить болезни магическими обрядами и тратили значительную часть своих жалких заработков на плату священникам и на церковные свечи[2]. Водка и фиесты были единственным утешением их нищенского существования, и когда деревня церемониальными плясками и взрывами хлопушек отмечала какой-нибудь религиозный праздник, население ее, начиная с малых детей, напивалось до беспамятства. Такова была жизнь пеонов начиная с колониального периода; но при Диасе система асиенд распространилась на всю страну, и положение ее жертв стало еще тяжелее. Дневной заработок пеона составлял, как и двести лет назад, от 25 до 40 сентавос в день[3] Но тем временем банки Лимантура накачивали финансовую систему бумажными деньгами, и цены неуклонно повышались. С 1890 по 1910 г. цены почти на все важные продовольственные продукты возросли более чем вдвое. В 1910 г. реальная заработная плата пеона, в ценах на кукурузу, составляла одну четверть заработной платы, которую он получал в 1800 г. При вице-королях пеоны могли, по крайней мере, жить на свои заработки. При Диасе они медленно умирали с голоду.
В Мексике появился новый пролетариат, подвергавшийся почти такому же угнетению, как и пеоны. Развивался промышленный рабочий класс. На постройке железных дорог, в рудниках и на заводах нужна была рабочая сила, которую прежде владельцы этих предприятий получали, покупая пеонов на асиендах. Лучше оплачиваемый, чем сельскохозяйственный рабочий (городские рабочие получали 4—6 песо в неделю за 12—14-часовой рабочий день), избавленный от изолированного деревенского существования, городской пролетарий усваивал новые идеи. Испанские иммигранты принесли с собой в Мексику учение анархосиндикализма. Предприимчивые мексиканцы уезжали на поиски высоких заработков в Соединенные Штаты и там вступали в организацию Индустриальных рабочих мира. Несколько мексиканских интеллигентов — Рикардо и Энрике Флорес Магон, Антонио Вильяреаль, Диас Сото-и-Гама — начали проповедывать социализм. В течение последнего десятилетия диктатуры появились профессиональные союзы и устраивались стачки. Правительство свирепо подавляло эти первые выступления за права рабочего класса. В Кананеа (Сонора), где находились принадлежащие американцам медные рудники, и на текстильных фабриках Рио-Бланко в Вера Крус, плативших самые высокие дивиденды среди всех хлопчатобумажных фабрик мира, войска стреляли в бастующих и убивали сотни безоружных рабочих, осмеливавшихся выступать против своих хозяев.
Мексиканских патриотов приводили в негодование привилегии иностранного капитала. Туземным капиталистам было трудно конкурировать с иностранцами. Мексика, говорили тогда, стала матерью для иностранцев и мачехой для своих собственных детей. Американские фирмы — Херстов, Гуггенхеймов, Маккормиков, Дохини, «Юнайтед Стейтс стил корпорейшн», «Анаконда корпорейшн», «Стандард ойл» — владели тремя четвертями мексиканских рудников и более чем половиной нефтяных промыслов Мексики. Им принадлежали плантации сахарного тростника, кофе, хлопка, каучука и маги, а близ американской границы — огромные скотоводческие фермы. Американские капиталовложения в Мексике, которые в 1910 г. превышали миллиард долларов, превосходили весь капитал, принадлежавший мексиканцам. Англичане были заинтересованы в нефти, драгоценных металлах, предприятиях общественного пользования, сахаре и кофе. Текстильные фабрики гфйнадлежали главным образом французам. Испанцы, которых еще ненавидели как гачупинов, почти монополизировали розничную торговлю, приобретали крупные асиенды и владели знаменитыми табачными полями в Национальной долине, где находили смерть тысячи заключенных. Мало кто из иммигрантов приобретал мексиканское гражданство. Иностранцы жили в изоляции, предоставляя все наиболее ответственные и высоко оплачиваемые должности на своих предприятиях соплеменникам, накапливая богатства, которые намеревались в будущем увезти на родину, и открыто выражая презрение к эксплоатируемой ими нации.
Мексиканцы всегда отличались ненавистью к иностранцам. Именно эта ненависть и служила Диасу излюбленным предлогом для оправдания его диктатуры. Свободная печать и свободный суд, говорил он своим друзьям, немедленно сделают положение иностранных капиталистов невыносимым. Мексика же нуждается в иностранных капиталовложениях. Еще более того она нуждается в сноровке иностранцев. Только иностранцы могут построить железные дороги, разработать рудники, ввести новую промышленную технику. Но Диас не защищал мексиканские интересы и не обеспечивал суверенитет Мексики. Он не требовал, чтобы мексиканцы осваивали новую технику. Иностранцы монополизировали все ответственные должности на новых предприятиях, а мексиканцев использовали только в качестве неквалифицированных рабочих. Диас не защитил мексиканских рабочих от эксллоатации. Иностранному капиталу была предоставлена возможность получать чудовищные прибыли, а мексиканцев, устраивавших забастовки с требованием повышения заработной платы, расстреливали. Мексиканское правительство не следило за строительством железных дорог, прославлявшимся как величайшее достижение диктатуры, и американцы, строившие эти дороги, выбирали маршруты по собственному усмотрению; в результате несколько линий соединяло Мехико с Соединенными Штатами, а по всей остальной территории страны единственным средством сообщения были караваны мулов. Еще более гибельной была политика Диаса в горнозаводском деле. Железные дороги, заводы и предприятия общественного пользования, по крайней мере, оставались в Мексике, но по горному кодексу 1884 г. ее можно было без всякой компенсации лишить нефти. Развитие мексиканской нефтяной промышленности было главным образом делом Эдуарда Л. Дохини, который в 1900 г. по баснословно низкой цене — около доллара за акр — приобрел огромные нефтяные поля в окрестностях Тампико. Другие поля были впоследствии приобретены фирмой Рокфеллера и английской фирмой «Пирсон и сын», главой которой был лорд Каудрей. Некоторые скважины на этих полях могли, без давления и насосов, давать до 50 тыс. барелей в день. Если не считать ничтожного гербового сбора, владельцы мексиканской нефти не платили налогов и могли свободно вывозить свою добычу. Мексика не пользовалась даже преимуществом более низких цен, ибо, несмотря на большие налоги, цены на нефть в Соединенных Штатах были не выше, чем в Мексике.
Эти плоды «политики примирения» — ограбление крестьян, эксплоатация промышленных рабочих и раздача привилегий иностранцам — вскоре вызвали еще более грандиозное потрясение, чем война за независимость и война за Реформу.
[1] К 1910 г. имелось около 12 тыс. школ, в которых, по крайней мере, по официальным данным, училось около 900 тыс. чел. Но польза, приносимая школами, была незначительна — отчасти потому, что учителям платили ничтожное жалованье, отчасти потому, что дети нередко бывали полуголодными.
[2] Эти деньги часто уплачивались священнику непосредственно помещиком или его управляющим, а затем вычитались из заработка пеонов
[3] До 1931 г. песо равнялся 1/2 доллара. В песо— 100 сентавос