Долины рек Непенья и Касма
Долины рек Непенья и Касма
Керамика типа Кауакучо
В нижних слоях памятника Сечин Альто в долине Касма Д. Колье обнаружил обломки гладкой толстостенной посуды с залощенной галькой поверхностью [863]. Единственная определимая форма посуда — «большой округлый или яйцевидный горшок с суженным горлом и прямым, сильно утолщенным венчиком с округлым или прямым краем».
Керамика типа Гуаляньо
В том же Сечин Альто, над слоем с керамикой Кауакучо лежал слой с обломками тонкостенной посуды, заполированной с поверхности каким-то твердым инструментом. Они принадлежали горшкам с суженным горлом и прямым, слегка утолщенным венчиком, иногда максимально отогнутым кверху. Изредка посуда украшена нарезкой, наколами и налепами. Д. Колье сопоставляет эту керамику, названную им Гуаляньо, с материалом конца Раннего Гуаньяпе[864]. В этом же слое были найдены обломки чернолощеной и красной керамики различных форм (в основном мисок).
Керамика Гуаляньо встречена и на двух разрушенных постройках типа платформ из прямоугольных и конических адобов. На стенках этих платформ — следы росписи [865].
Культура Сечин
Когда в
Оба эти мнения основывались на обследованиях, подъемном материале и зачистках архитектурных деталей и скульптуры, сделанных Тельо. Только в последние годы Д. Колье и Д. Е. Томпсоном были проведены небольшие раскопки в долине Касма, связавшие воедино архитектурные сооружения и найденную ими своеобразную керамику. Эта своеобразная керамика и самостоятельность в стиле и мотивах скульптуры прибрежных памятников позволяют мне рассматривать их как единый, отличный от Чавина комплекс, хотя он пока и очень мало изучен, а связь между его основными элементами еще не всегда убедительна.
Строительные остатки. Один из наиболее значительных памятников этой культуры, Сечин Альто — громадная пирамида[868]. Ее юго-западная[869] часть ступеньками поднимается на высоту
Фасад Сечин Альто выложен из больших каменных блоков, а кладка боковых стен состоит из рядов крупных камней, промежутки между которыми заложены мелкими. В стенах очень глубокой кладоискательской выемки на вершине пирамиды видны остатки конструкций из конических адобов[870]. По-видимому, в толще сооружения находились какие-то помещения и ходы.
Несколько юго-западнее этого памятника, на северном склоне горы Сечин, у самого ее подножия, Тельо изучал архитектурный комплекс, названный им Серро Сечин. На нескольких невысоких платформах стояло сложенное из конических адобов здание, обращенное фасадом на север. Оно состояло из трех прямоугольных помещений, расположенных буквой «П». Внутренний дворик ограничивался с севера дополнительной стенкой. На полукруглых стенах центрального помещения, «фонарем» выступающего в дворик, Тельо обнаружил остатки росписи, изображавшей кошачьего хищника, скорее всего ягуара[871]. На верхнюю платформу к этому зданию вели лестницы.
Нижняя платформа с фасада имела стену, сложенную из вертикально стоящих высоких каменных монолитов. Их основания были заклинены камнями. В промежутки между ними были вмонтированы друг над другом на глиняном растворе квадратные камни меньшего размера. Все монолиты покрыты резьбой. Сзади они подпирались стенкой из глины и камней. Посредине стены — вход с лестницей, ведущей на первую платформу.
Выше по долине р. Касма находится Мохеке — ступенчатая пирамида, на вершине которой расположены какие-то постройки. В плане это неправильный четырехугольник со скругленными углами. Фасад пирамиды обращен на северо-восток [872]. Отсюда на ее вершину ведут лестницы [873] с длинными площадками между маршами. Толща пирамиды состоит из конических адобов [874], но стены облицованы камнем. Наиболее интересная особенность этой постройки — остатки огромных глиняных скульптур, стоявших в нишах в подпорной стене третьей платформы.
В долине Непенья на памятниках Серро Бланко и Пункури Тельо обнаружил по два горизонта зданий, которые он отнес к культуре Чавин. Здания нижнего горизонта были построены из камня, покрытого глиняной обмазкой с росписью. Во втором горизонте стены построек сложены уже из конических адобов с резными фигурами по глиняной обмазке [875]. Основным мотивом украшения стен была морда хищника из породы кошачьих, стилизованная в манере, близкой к резьбе по камню культуры Чавин.
Культура Сечин
1 — Мохеке. Пирамида; 2—13 — типы сосудов (по Тельо); 16, 18— Мохеке. Глиняные скульптуры; 14, 15 — Серро Сечин. Каменные монолиты; 17 — Серро Сечин. Резное изображение ягуара на стене храма
Не вызывает сомнения, что все описанные сооружения имели религиозное назначение. Они служили нескольким поколениям жителей этих мест и многократно перестраивались.
Вполне вероятно, что к культуре Сечин относятся и многие другие сооружения в долинах Непенья и Касма. Но на них, в частности на Палька [876], не производилось даже разведочных шурфовок. Определять же их культурную принадлежность без документированного раскопочного материала я не считаю возможным.
Скульптура. Статуи и резные изображения культуры Сечин тесно связаны с архитектурой. Для них характерны человеческие изображения и в меньшей степени образ ягуара. Смешения в одном персонаже черт этих двух образов, столь характерного для культуры Чавин, обычно не наблюдается.
На монолитах Серро Сечин встречены только антропоморфные изображения[877]. Среди них воины в полном боевом уборе с палицами или жезлами в руках (монолиты В,В1, Е.Е1, Н.Н1 К, К1) [878], фигуры, как бы разрубленные пополам (монолиты G, G1, J, J1) [879] и колонки голов en face с закрытыми глазами (монолиты D, D1) [880]. На малых монолитах почти всегда выгравированы профильные изображения человеческих голов с закрытыми глазами и длинными волосами [881]. На больших монолитах F и F1 — цепочки значков, в которых Тельо видел изображения глаз [882], а на монолитах С, J, J1 — то, что он считал схематическим рисунком позвоночника [883]. Совершенно непонятны фигуры на двух самых высоких стелах (А и А1), окаймлявших вход на платформу [884].
Все камни расположены так, что их порядок почти точно, но зеркально повторяется на восточном и западном крыле фасада [885], образуя таким образом единую композицию, центром которой был вход. Нельзя согласиться с Тельо, который из-за неправильного положения некоторых малых монолитов считал, что все они находились здесь уже во вторичном использовании [886]°. Против этого говорит цельность всей композиции стены. Скорее всего неправильное положение отдельных камней нужно отнести за счет починок и ремонтов.
Изображения на монолитах стилистически едины. Характерна трактовка лица воинов с трапециевидной шапкой на голове. Глаз изображается в виде перевернутого сегмента с маленьким полукругом зрачка у основания. Под глазом, через всю щеку проходит полоса. Рот оскален, но без клыков. По другому трактованы глаза на стелах F и F1 и отдельных головах. Это линза с кружком внутри. Закрытые глаза обычно изображаются в виде опущенной вниз дуги.
Так же трактованы закрытые глаза у одной из двух раскрашенных глиняных личин в нише стены третьей платформы пирамиды Мохеке[887]. У личины в соседней нише[888] они сделаны по той же схеме, что и глаза у воинов Серро Сечин. От них вниз по щекам спускаются две полосы.
Всего в Мохеке открыто шесть ниш, в четырех из которых находятся поясные статуи, а в двух — упомянутые личины. Статуи поднимались, вероятно, на высоту около
По технике исполнения с этими фигурами сходна глиняная статуя кошачьего хищника в Пункури[891]. В круглой скульптуре она повторяет все детали этого образа второй стилистической группы из Чавин де Уантар[892]. Особенно характерны глаза в виде кружка с примыкающими к нему двумя треугольниками и огромные когтистые лапы, переданные мягкими округлыми линиями.
Так же трактованы лапы и глаз на большой фигуре кошачьего хищника, нарисованной краской на стене здания в Серро Сечин[893]. Интересно, что ту же форму имеют глаз и лапы хищника на обломке костяной лопаточки, найденной в Палька[894].
Керамика. Д. Е. Томпсон сообщает о том, что керамика, возможно связанная с описанными сооружениями Серро Сечин, относится к тому виду, который Д. Колье назвал Патаска. Она найдена на верхней платформе Мохеке и на некоторых других памятниках долины[895]. Это посуда со стенками средней толщины и следами заглаживания на них. Важнейшие формы — горшки с суженным горлом, с прямым, слегка утолщенным венчиком и меньшие сосуды с шейкой или горлышком. Часто они орнаментированы спускающимися по плечикам треугольниками, заполненными наколами.
Вместе с этой керамикой были встречены черепки черной посуды чавиноидного облика и красной лощеной керамики с орнаментом (полосы, треугольники), нанесенным белой краской.
Периодизация. Разработанной периодизации памятников, которые я отношу к культуре Сечин, нет, но Тельо, опираясь на два строительных горизонта в Пункури и Серро Бланко, говорил о двух последовательных этапах их существования [896]. Ларко Ойле тоже выделял здесь два периода. К первому он относил Пункури, Серро Сечин и Мохеке, а ко второму — Серро Бланко [897]. Но эта периодизация слишком тесно связана с его общей концепцией возникновения культуры Чавин на побережье и имеет слишком слабую аргументацию, чтобы с ней можно было согласиться.
Культура Сечин принадлежала оседлому населению, о повседневной жизни и хозяйстве которого пока ничего не известно. О степени общественного развития говорит только наличие больших построек скорее всего религиозного характера и развитой скульптуры.
В этой связи очень важен Серро Сечин. То, что большинству из скульптур одного крыла его фасада соответствуют однотипные изображения на другом крыле, говорит о неслучайном расположении камней в стене. Если принять во внимание, что рисунки «глаза», «позвонки», «колонки голов» (монолиты С, D, D1, F, F1, І, I1) явно не имеют изобразительного значения, а скорее всего могут рассматриваться как знаки, то, по-видимому, можно предположить, что вся композиция стены Серро Сечин представляет собой попытку «записать» средствами монументального искусства память о каком-то событии.
Почти на всех меньших монолитах у человеческих голов закрыты глаза. Закрыты они и у поясной фигуры на монолитах G и G1. У воинов же глаза широко открыты. Если предположить, что меньшие монолиты изображают отрезанные головы врагов — обычай, в древности распространенный в Центральных Андах, то нельзя ли рассматривать всю композицию как изображение победителей и их трофеев и считать, что храм Серро Сечин был воздвигнут в честь какой-то военной победы? Несколько менее вероятно, что эта «запись» отражает какую-то религиозную церемонию. Но каков бы ни был сюжет этой композиции, сама попытка мемориальной «записи» говорит о том, что здесь, возможно, самое начало пути к письменности.
Такая интерпретация монолитов Серро Сечин вместе с существованием храмов и монументальной скульптуры с четко выработанными стилистическими особенностями позволяет предположить, что носители культуры Сечин находились уже на рубеже классового общества.
[863] Д. Колье дает только предварительное описание керамики Кауакучо, так же как и сменившей ее керамики Гуаляньо (D. Collier, 1962а, стр. 412, 413).
[864] Там же, стр. 413.
[865] D. Е. Thompson, 1964а, стр. 206.
[866] J. С. Tello, 1943; Он же, 1956.
[867] R. Larco Hoyle, 1941, стр. 9, 10.
[868] J. С. Tello, 1956, рис. 40; табл. VIII, D.
[869] В публикации X. С. Тельо даны два варианта ориентировки Сечин Альто (Там же, рис. 2 и 41). Я пользуюсь данными рис. 2, так как здесь это сооружение показано в связи с другими памятниками долины, ориентировка которых здесь не расходится с данными их отдельных планов (например, рис. 2 и 25).
[870] J. С. Tello, 1956, рис. 42; табл. VIII, I, К.
[871] Там же, рис. 109; табл. XXVII, F.
[872] J. С. Tello, 1956, рис. 25; табл. IV, А, В, С, Е.
[873] Там же, табл. IV, Я.
[874] Там же, рис. 26.
[875] К сожалению, материалы о памятниках долины Непенья остались для меня недоступными, и я пользовался только предварительной информацией X. С. Тельо (J. С. Tello, 1943, стр. 136—139).
[876] J. С. Tello, 1956, стр. 32—46.
[877] Хотя X. С. Тельо и говорит об их смешанном характере, ни на одном из них нет таких специфических черт кошачьего хищника, как, например, клыки.
[878] J. С. Tello, 1956, рис. 54, 57, 60, 63, 72, 74, 77, 79.
[879] Там же, рис. 59, 62, 76, 78.
[880] Там же, рис. 56, 73.
[881] Там же, рис. 64—69, 80, 81, 83—87, 89—94.
[882] Там же, рис. 58, 75.
[883] Там же, рис. 55, 61.
[884] Там же, рис. 53, 71.
[885] J. С. Tello, 1943, табл. XVIII.
[886] Там же, стр. 145, 146.
[887] J. С. Tello, 1956, рис. 27, VI.
[888] Там же, рис. 27, V; 31.
[889] Там же, рис. 27, III, IV; 29; 30; табл. V, В, Е; J. С. Tello, 1943, табл. XIII, b.
[890] J. С. Tello, 1956, рис. 28.
[891] R. Larco Hoyle, 1941, рис. 7, 207.
[892] W. С. Bennett, 1942, рис. 30.
[893] J. С. Tello, 1956, рис. 109; табл. XXVII, F.
[894] J. С. Tello, 1943, табл. XXIV, а; Он же, 1956, рис. 22.
[895] D. Е. Thompson, 1964а, стр. 208; D. Collier, 1962а., стр. 413, 414. Связь между этой керамикой и описанными архитектурными сооружениями не доказана и базируется только на находках в Мохеке. Нельзя исключить возможность того, что они не связаны и керамика относится к несколько более позднему времени.
J. С. Tello, 1943, стр. 138.
R. Larco Hoyle, 1941, стр. 9.