Дороги для людей и призраков
Обширная сеть дорог связывала Чако с многочисленными общинами, разбросанными по всему району Сан-Хуана. Хотя эти дороги служили торговыми путями, высокий уровень их технического исполнения не может не вызывать удивления. По чему анасази тратили несчетное количество человеко-часов на то, чтобы выровнять полотно дорог, достигавшее 9-метровой ширины? Ведь они не использовали ни тягловых животных, ни колеса. И почему они прокладывали их по прямой, невзирая на встречающиеся препятствия, а не выбирали более простых путей?
Дэбни Форд, археолог отделения Службы парков Соединенных Штатов в Чако-Каньоне, проводит параллели с миром современных индейцев пуэбло, в котором светская власть, ком мерция и теология — все сплелось в единый клубок. Она делает вывод, что анасази, как и их современные потомки, не могли использовать плоды таких грандиозных коллективных работ, какими являлись их дороги, только в качестве торговых путей.
Разумеется, дороги способствовали централизованному управлению общинами, разбросанными по большой территории и передвижению товаров в каньон и из него. Однако Форд считает, что они могли в той же мере предназначаться для перемещения бесплотных духов, что и живых людей и грузов.
Едва заметные углубления древней системы дорог Чако-Каньона. которые пересекает современная дорога, проложенная Службой парков, лучами расходятся от Пуэбло Альто. Этот Большой Дом занимал доминирующее положение на возвышенности в северной части каньона.
Паломники и торговцы анасаэи — или души умерших, если верить трактовке, предложенной Дэбни Форд, — направлялись из Пуэбло Альто на юг, к северному краю Чако-Каньона и Пуэбло Бонито, создавая на дороге оживленное движение. Там, где дорога натыкалась на крутой склон, были сделаны лестницы, подобные той, что изображена на фотографии слева. Они помогали простым смертным преодолеть препятствие.