Эк’-Балам при преемниках Укит Кан Леека
Тем временем в Эк’-Баламе воцарение первого из известных преемников основателя новой талольской династии, K’ан Боб Ток’а, произошло при не вполне ординарных обстоятельствах. В своей надписи, помещенной прямо под записью о «призвании» Укит Кан Леека в 770 г., Кан Боб Ток’ сообщает, что в январе 814 г. он пришёл в некое селение вместе с ещё одним бац’амом Чак Хутуув Кан Эк’а, впрочем, носящим другое имя, чем эк’-баламский гость сорокачетырёхлетней давности. Учитывая, что связь между жалователями и носителями титулов у классических майя имела персональный характер и сохранялась и после смерти жалователей, вполне вероятно, что новый бац’ам получил своё звание задолго до события, а самого Чак Хутуув Эк’а к тому времени уже не было в живых. В любом случае, необходимость вмешательства северного калоомте в назначение талольского владыки указывает на какие-то сложности, имевшиеся у К’ан Боб Ток’а. Памятники нового правителя немногочисленны. В частности, он построил помещения перед фасадом «Белого Чертога Почитания», образовавшие внутренний дворик перед зданием с усыпальницей предшественника. Возможно, что при нём была произведена засыпка корпуса Сак Шок Наах камнем и известью и сооружена закрывшая их внешняя стена (обычно такие действия производились, чтобы возвести на образовавшейся платформе новое строение), однако, полной уверенности в этом нет. В любом случае, царствование К’ан Боб Ток’а не было долгим, так как надпись о его приходе оказалась незаконченной, она обрывается буквально на полуслове, что заставляет подозревать не вполне обычные обстоятельства не только для начала, но и для конца его владычества.
«Фреска С» из «Комнаты 29-sub» «Акрополя» Эк’-Балама. Прорисовка В. Талаха
От следующего Талольского владыки, Укит Холь Ахкуля надписей сохранилось ещё меньше. Он построил помещения в восточной части «Акрополя», закрывшие фасад здания, в котором находятся надписи о «призвании» Укит Кан Леека и «приходе» К’ан Боб Ток’а, а также поставил в «юбилей» 10.0.0.0.0 (март 830 г.) во внутреннем дворике перед чертогом с могилой Укит Кан Леека стелу с основанием в виде черепахи (символа земной тверди, из панцыря которой является воскресающий Бог Маиса), имевшую название Усак Ахк Бальтуун Укит Кан Леек – «Белая каменная черепаха Укит Кан Леека» (так называемая «Колонна 1»). Возможно, что Укит Холь Ахкуль также изображен играющим в мяч на резной «Панели 2» из Ичмуль-де-Морли, датированной тем же 830 годом[1]. Его правление тоже было не очень продолжительным и закончилось, по всей видимости, трагически –«юбилейная» «Колонна 1» оказалась разбитой, а её обломки были использованы для засыпки внутреннего дворика перед погребением Укит Кан Леека[2]. Произошло это, по всей видимости, до 840 г., когда «юбилейную» Стелу 1 поставил правитель по имени Калоомте’ К’инич Хуун Пик Ток’ К’ух …наль[3].
Панель 2 из Ичмуль-де-Морли. Прорисовка Д. Гранья-Беренса
Подозрительные обстоятельства, при которых закончилось правление двух Талольских владык, находят параллели в сведениях колониальных «Сообщений из Юкатана». В частности, составленное в 1579 г. «Расширенное и обобщенное сообщение из области Вальядолид и селения Тик’ибалон» указывает следующее: «Назвали столицу Тик’инбалон [tiquinbalon] по имени великого владыки, который звался Эк’-Балам [Ekbalam], что означает «Чёрный Ягуар» [tigres negro], и его также звали Кочкаль Балам [cochcal valan], что означает «владыка над всеми»; он построил одно из пяти сооружений, главное и самое роскошное, и четыре были построены другими владыками и полководцами. Они признавали Кочкаль Балама владыкой, и у них поддерживали справедливость эти владыки и военачальники, о которых так сказано. И считается среди туземцев совершенно достоверным, что эти владыки и военачальники пришли с востока с большим числом людей, которые были доблестными, и ловкими, и что были целомудренными [castos]. Этот владыка, после того как построил и заселил [столицу], и правил более сорока лет, когда увидел себя могущественным и владыкой многих людей, стал надменным и сделался враждебным, потому что стал презирать и мало во что ставить своих подданных, и налагать на них чрезмерные подати, и в ином плохо обращаться с ними, что стало причиной его смерти, потому что простой народ стал испытывать великую ненависть к нему и к его военачальникам, так как те тоже сделались жестокими, и они составили между собой заговор и в один день убили их всех, и вследствие его смерти были многие падения и смерти, потому что многая часть их людей сожалела о них. Говорят об этом владыке и его военачальниках, что в начале его [селения] основания они были хорошими и не совершали злоупотреблений, и что Кочкаль Балам был колдуном»[4]. Очевидно, что, как всякая устная традиция, это предание исказило факты, в частности, в лице Кочкаль Балама совмещены Укит Кан Леек Ток’ с его сорокатрёхлетним правленим, и один из его преемников, свергнутый и убитый в результате заговора. При этом остаётся открытым вопрос: кто именно из талольских владык послужил прототипом сообщения о жертве заговорщиков: К’ан Боб Ток’ с его незаконченной надписью, или Укит Холь Ахкуль с его разбитой стелой, или оба.
К’инич Хуун Пик Ток’ подчеркивал свои связи с династией Укит Кан Леека, последний представлен на Стеле 1 в образе обожествленного предка. В первые годы его правления важную роль в Эк’-Баламе играл некий Ц’ибам Туун, создавший в 841 г. постройки в районе площадки для игры в мяч. Однако, в дальнейшем строительная активность в городе резко сокращается, даже над засыпанной могилой основателя царского рода не было добавлено никаких сооружений. Надписи из Чичеен-Ица сообщают, что Талольский владыка К’инич Хуун Пик Ток’ в 870 и 872 годах посещал этот город и близлежащие селения и участвовал там в обрядах. Скорее всего, это тот же правитель, чьё царствование оказалось долгим. Впрочем, обстоятельство, что в самом Эк’-Баламе памятников уже не создавалось, кажется, указывает на упадок города во второй половине IX века.
Стела 1 из Эк’-Балама. Фото Д. Керра
[1] Grube, Nikolai, Lacadena, Alfonso, and Simon Martin. Chichen Itza and Ek Balam: Terminal Classic Inscriptions from Yucatan ... P. II-30.
[2] Ibidem. P.II-29.
[3] В надписи на Стеле 1 из Эк’-Балама сохранились только начальная и заключительная части его имени KAL-ma-TE’ … K’UH-…-NAL. Полная запись имени читается в надписях из Халакаля и Чичен-Ица.
[4] Relaciones de Yucatán // Collección de documentos inéditos ... Tomo núm. 13. Madrid: 1900. P. 160.