Глава 17
Дие́го Вела́скес Консуэ́ло де Куэ́льяр подплывал к острову Куба. Это был красивый и статный мужчина, хотя уже и в летах. Он приехал во время второго путешествия Христофора Колумба в 1493, прожил на Эспаньоле 17 лет и был любимцем почти всех испанцев.
Фото. «Диего Веласкес» 1991 г. UNC . Куба. 1 песо «Диего Веласкес» 1991 г. UNC в Москве на poiskmonet.com
Он стоял на носу корабля и его обуревали разные мысли.
«Счастлив ли я? – спрашивал он себя и тут же отвечал. – Да, я счастлив. Я, а не кто-то другой смог получить разрешение на освоение этого острова … Куба…. Как его еще называют?»
- Эй, Кортес! – обратился он к своему помощнику и казначею экспедиции - Кортесу. - Как называют индейцы таино и араваки этот остров?
Молодой Кортес подошел к начальнику экспедиции Веласкесу. (Тогда Кортес не знал свою судьбу, что именно он, Кортес, изменит МИР и завоюет великую цивилизацию ацтеков!!! А в 1514 году Веласкес стал еще и крестным отцом дочери Кортеса, рожденной от индианки из племени таино!).
Фото. Пираты и мореплаватели на монетах и банкнотах мира - Форум сайта ...xn----7sbabhdb4dzambwbm4n.xn--p1ai Hernan Cortes — испанский конкистадор, завоевавший Мексику и уничтоживший государственность ацтеков. Король Карл V пожаловал ему титул Marques del Valle de
- Почему этот остров называют Куба? - переспросил Кортес. - Да как только не называют этот остров… Христофор Колумб назвал его остров Хуан, потом – Альфа и Омега. А индейцы таино называют его Колба. Его происхождение от слова Кубао, что на языке индейцев таино может означать : «где имеется в изобилии плодородная земля». ( Позже, король Фердинанд де Арагон продиктовал королевский указ о названии Кубы собственным именем - островом Фердинанда – примечание К.А).
- Для нас с тобой и для Короля Фердинанда плодородная земля – это земля, где есть золото! – рассмеялся Веласкес.
Кортес только улыбнулся и отошел.
Веласкес продолжал смотреть вдаль и мысли его потекли снова…
«Когда я сюда приехал? 493 (год в то время писали всегда 493, считая новый отсчет с 1000 года – прим. К А)? Да! Это второе путешествие Колумба, когда на остров Эспаньола прибыл вместе со мной и брат Колумба - Бартоломей и Хуан Понсе де Леон… а потом было ВЫЖИВАНИЕ… через что только мы прошли!!! Я и сейчас могу питаться как индейцы… сколько я вытерпел голодных месяцев?! И сколько я видел губернаторов? Что было затем? Ах, да! Король Фердинанд и Королева Изабелла направили сюда, в Новый Свет, Франсиско Бобадилью (es: Francisco de Bobadilla). Тот взял в свои руки всю власть на острове, арестовал Христофора Колумба вместе с братьями, заковал их в кандалы и отправил в Испанию. А семейство Колумбов сменил губернатор 1502 года Николас Охеда и мы – я и Понсе де Леон, бились вместе, когда один за одним стали возникать восстания индейцев на Эспаньоле ….
И я, признаться себе, всегда чуточку завидовал Понсе де Леону, когда тот стал губернатором острова Сан-Хуан… а теперь уже и завидовать нечему – Понсе уже находится в немилости у нового Губернатора Эспаньолы – сына Христофора Колумба - Диего… а я… еду на эту Новую Землю…. Еду… и, судя по всему, эта будет МОЯ ЗЕМЛЯ и МОЕ Губернаторство….»
- Кортес! – снова окликнул он своего помощника. – Собери Совет из капитана корабля и командиров отрядов – надо поговорить.
Капитан одного из трех кораблей и четыре командира отрядов быстро оказались рядом с Веласкесом.
Веласкес распределил по трем кораблям свои триста с небольшим человек, приплывших с ним. По 100 человек на каждом. По 20 человек насчитывала каждая команда. Остальные – солдаты.
Когда все собрались, то Веласкес вышел и, осмотрев всех собравшихся, заулыбался.
Он улыбался искренне. Вокруг него стояли те, кого он ХОТЕЛ видеть и те, кому он больше всего доверял.
- Друзья! – сказал Веласкес и обвел всех взглядом. – Буду говорить, что думаю, и пусть никто на меня не обижается. Многие из вас были позавчера, когда люди идальго Лукаса поймали индейца из племени таино, который должен был поехать на Кубу, чтобы донести до нашего давнего врага – касика Атуэя весть о том, что мы отправляемся для заселения на этот остров, принадлежащий испанской короне.
Вот уже несколько месяцев мы готовимся к отплытию, а индейцы племени Атуэя готовятся к тому, чтобы не дать нам ступить на землю, которую Христофор Колумб объявил владением испанской короны. Крест, который кастильцы там установили еще стоит и будет нам освящать путь.
- Напоминаю, - продолжал Диего Веласкес де Куэльяр, - что при пытках, кои пришлось применить, индеец сказал, что при высадке нас ожидают тучи стрел и тысячи копий. Против нас выступит не только Атуэй и его недобитые разбойники, но воины Кубы, которых он привел от других касиков. И мы должны выстоять и опрокинуть врага.
Он продолжал говорить и улыбался, что вызывало улыбку и веру в его сподвижниках.
- Мы тысячи раз делали это на острове Эспаньола и поэтому мы должны понимать – пленных не брать. Строй держать. Дисциплина – превыше всего. Никаких героев мне не надо. Индейцы могут победить многих из нас поодиночке, но никогда этого не сделают, если мы в строю. Строй - это наше спасение и залог нашей победы!
Он сделался сосредоточенным и продолжил:
- Сделаем так. Мы подплывем к бухте Баракоа на расстояние, с которого могут стрелять наши пушки, и начнем рассеивать индейцев. Мы будем подплывать медленно и все время вести огонь с кораблей.
Две лодки с каждого корабля будут спущены на воду. В нее сядут лучшие солдаты для ближнего боя – те, кто владеет мечом лучше всех. И все возьмут с собой большие щиты. Вместе с ними отплывут арбалетчики и аркебузники. Их задача проста: мы будем палить из пушек и с бортов кораблей, а Вы, когда слышите, что ядра полетели с корабля в индейцев, то открываете щиты и стреляете из арбалетов и аркебуз. Затем снова ждете, пока полетят ядра, а до этого момента защищаете тех, кто гребет. В лодку посадим по три собаки. Берегите их и не позволяйте, чтобы их ранили пока вы не подойдете вплотную к индейцам. Затем, у самого берега, образуйте полукруг из щитов и выходите из воды уже строем. В середине строя будут арбалетчики и аркебузники. Как только вы выйдете из воды, то из лодки выпустят собак. Индейцы подбегут к вам. Но тут из воды выскочат собаки и врежутся в наступающих индейцев. Это всегда срабатывает, а, значит, сработает и сейчас!
Пока собаки будут разрывать индейцев на куски, вы должны будете воспользоваться их паникой, открыться из-под щитов, и как следует поработать мечами. Индейцы побегут.
Он перевел взгляд на всех стоявших рядом с ним. Тут он поднял палец вверх, привлекая всеобщее внимание…
- Тут и будет главный момент. Вы не будете преследовать отступающих аборигенов. Индейцы, когда загнаны в угол, готовы на все и будут защищаться до последнего. А когда даешь им шанс убежать, то они бегут всегда как можно дальше – чаще к себе в дома и прячутся потом вместе с семьями в горах или в мангровых зарослях. Задача проста - вы должны просто занять бухту… В бухте мы обоснуемся - это наша главная задача.
Он резко повернулся спиной и, подумав, сказал:
- Если нас опрокинут в воду или в первой битве индейцы победят нас – это будет позор и означает, что они поверят, что нас можно победить. У нас с вами нет права на позор и ошибку. Или мы достойно сойдем на этот остров или с позором вернемся обратно.
- Лучше смерть, чем позор! – зашумели все члены Совета.
В этот момент Веласкес засмеялся.
- Друзья! Лучше не смерть и не позор. Что могут сделать даже разозлившиеся мухи с коровой? Так и голопузые индейцы со своими стрелами и копьями из камня ничего не сделают нашим солдатам, не раз бывавших в разных передрягах и войнах. На этом острове живут такие же индейцы, как и на Эспаньоле. Против нас выступит касик Атуэй, который бежал от нас! Поверьте... раз он уже бегал от нас, то и тут он тоже побежит! Выше голову и помните, что Святая Дева на нашей стороне!!!
Все тоже радостно заулыбались и закивали головами.
- Кто хочет высказаться?
Все стали смотреть друг на друга.
- Ну и хорошо. Раз все всё поняли - идите к своим солдатам и матросам и все объясните как следует.