Гондурас. Лемпира
За власть в Гондурасе спорили два конкистадора: Монтехо и Альварадо. Овьедо упоминает о том, что между ними были разногласия, но они уладили их с помощью договора.
Действия конкистадоров в Гондурасе вызвали протест коренного населения. Борьбу возглавил Лемпира, правитель Сьерра-де-лас-Неблинас [Пираэра], поддержанный двумя тысячами касиков, решивших остановить продвижение завоевателей. Назначенный предводителем войск, в рядах которых сражалось все население провинции Каркин, этот герой в течение полугода вел бои с испанцами, не давая им покоя ни днем, ни ночью.
Укрепившись на высоком утесе, Лемпира руководил оттуда боевыми действиями. На все призывы к миру он неизменно отвечал «словами, исполненными гордости». Убедившись, что в честном бою его не одолеть, испанский командир Алонсо де Касерес пустился на постыдную хитрость, благодаря которой его имя приобрело печальную известность и было упомянуто в Истории» Овьедо: «...Он приказал, чтобы один солдат подскакал к [Лемпире] верхом на расстояние выстрела и заговорил с ним, убеждая принять предложенную дружбу, и чтобы другой солдат, сидя позади первого на крупе коня, выстрелил бы в него из аркебузы. И вот, получив такой приказ, солдат завел разговор с касиком, принялся давать ему советы и уговаривать, а касик ему на это отвечал: «Солдаты не должны бояться войны, и пусть в ней победит тот, кто того более достоин»...Тем временем второй солдат, что сидел сзади, изловчился и выстрелил прямо в лоб касику... Лемпира упал и покатился по склону горы... После гибели Лемпиры в лагере индейцев началось смятение, многие бросились бежать и нашли смерть в пропасти, а другие сдались»116.
В результате этой позорной акции против патриота, который «не желал другого господина, другого закона и других обычаев, кроме тех, какие искони имел», страна была «умиротворена».
Что касается различных районов Мексики, то и там конкистадоры повсюду наталкивались на сопротивление. Так было в Пануко, где борьба приобрела какой размах, что Сандоваль отправил на костер четыреста касиков, удостоившись за это похвалы Кортеса.
Так было в Теуантепеке, где поборы алькальда переполнили чашу терпения местных жителей и они подняли бунт, к которому присоединились торговцы с рыночной площади. Бунтовщики убили алчного алькальда и сожгли его дом. Восстание распространилось на значительную часть нынешнего штата Оахака, вызвав большое беспокойство властей Новой Испании. Они собирались послать против бунтовщиков армию, но епископу Оахаки удалось успокоить восставших и уговорить их разойтись по домам. Конец мог бы быть иным, если бы дело дошло до оружия.
Так было и в Новой Галисии, где Нуньо де Гусман сеял смерть и разрушение и где погиб Альварадо, отправившийся усмирять одно из многочисленных восстаний.
Так было и на севере страны, где восстания индейцев вспыхивали и после того, как Мексика стала независимой.