«Город мертвых» в перуанской пустыне
В 1927 году X. С. Тельо нашел на полуострове Паракас, близ бутылевидных могил, под высоким наносом песка другое место захоронения, с еще большими погребальными камерами, «вестибюлями», длинными коридорами и внутренними двориками. Толщина стен подземных помещений достигает 30–40 сантиметров. Они сложены из камней, китовых костей и других подобных материалов. Обнаруженные Тельо погребальные сооружения напоминали остатки жилого комплекса и потому первооткрыватель назвал его Некрополис (по-гречески «город мертвых»). Паракас Некрополис был построен в более поздний период существования древнеперуанской цивилизации Паракас. Под таким названием он и вошел в историю.
Паракасский «город мертвых», «населенный» десятками мумий, отличается от паракасских «каверн». Здесь хоронили не всякого. Это место захоронения лишь для «благородных», тех, кто был побогаче, нечто вроде «посмертного клуба» для избранных.
Поражает богатство одежды умерших. Это не простые саваны или рубахи. Каждая мумия была завернута в один или несколько прекрасных плащей. Именно погребальный плащ являлся свидетельством привилегированного общественного положения покойного. Чем больше плащей, тем знатнее человек. В Паракас Некрополис были найдены мумии, «одетые» в пять и более плащей. Хлопчатобумажные ткани, из которых они были вытканы, украшены искусно вышитыми узорами. Искусство мумификации в поздний период цивилизации Паракас достигло больших высот. Хорошо сохранившиеся тела, завернутые в хлопчатобумажные полотнища, порой достигающие 20 метров, по прошествии двух тысяч лет свидетельствуют о высокой квалификации здешних мастеров мумификации.
Мумификаторы из «города мертвых» следовали точно разработанной методике. Сначала они отделяли голову от тела, затем из головы через носовую полость вынимали мозги, а также удаляли у покойника глаза. Тело вскрывали дважды: сначала, чтобы извлечь легкие, желудок, сердце и другие внутренности, а затем, разрезав прямую кишку, вынимали кишечник. Труп после извлечения из него внутренностей старательно бальзамировали. Вслед за этим его сушили над огнем или на палящем солнце. Постепенно тело полностью высыхало, как бы уменьшаясь в своих размерах. Отделенная от тела голова возвращалась на место. И наконец набальзамированные останки заворачивались в широкие куски ткани. Теперь же ученые разматывают эти рулоны ткани, чтобы через две тысячи лет взглянуть в лицо некогда живших людей из удивительного «города мертвых».
Некоторые паракасские мумии преподнесли своим открывателям неожиданные сюрпризы: так, в одном из рулонов, который был размотан ассистентом и ближайшим сотрудником Тельо, Торибьо Мехия Ксеспе, был обнаружен мужчина с длинными пышными усами и бородой. Следует сказать, что у индейцев борода и усы почти не растут. Дальнейшие находки помогли датировать возраст «города мертвых». Посредством радиоактивного углерода С14 удалось, например, определить дату мумификации одного из «мужчин в плащах» — 304 год до н. э. (разумеется, с допустимыми отклонениями). В одном из районов культуры Паракас Некрополис было сделано, как считают, одно поразительное открытие: знаменитый перуанский палеопатолог Оскар Уртеага Бальон якобы посадил после особой обработки зернышки кукурузы, найденные в одном из могильников, и те — еще раз скажем «якобы» — дали ростки.
Собственно, это прекрасный символ: из земли давно погибшей цивилизации родилась новая жизнь!
Но как бы ни обстояло дело с зернами кукурузы из могильника Паракас Некрополис, совершенно очевидно, что из культуры Паракас взошла новая высокая культура — культура Наска.