ОТ АСТЛАНА ДО «ТРОЙСТВЕННОЙ ЛИГИ»
События, предшествовавшие рождению ацтекского государства в долине Мехико, поразительно напоминают те «смутные века» мезоамериканской истории, которые последовали вслед за гибелью Теотиуакана. В X в. на руинах теотиуаканской цивилизации в Центральной Мексике возникла могущественная держава тольтеков со столицей в Туле-Толлане (современный мексиканский штат Идальго). В XII в. в силу внутренних неурядиц и натиска северных варваров - чичимеков тольтекское государство гибнет, а долина Мехико подвергается на долгие десятилетия нашествию этих варварских племен с севера. Уцелевшие группы тольтеков постепенно смешались с кочевниками чичимеками. Этот причудливый сплав различных этнических общин и разных культурных традиций и послужил той основой, на которой сформировалась позднее огромная ацтекская «империя».
Однако следует помнить, что под термином «чичимеки» объединялись различные группы пришельцев: здесь были не только дикие кочевники, жившие в пещерах и шалашах, одевавшиеся в звериные шкуры и добывавшие себе пищу с помощью охоты и собирательства (собственно чичимеки), но и полуоседлые земледельцы с определенным уровнем культуры. Среди них находились и ацтеки.
После падения Тулы – Толлана в XII в. беженцы из столицы тольтеков обосновались в южной части долины Мехико в городах Колуакан и Шико, которые превратились в последние островки древней цивилизации среди беспокойного мира воинственных варваров чичимеков. Особенно важным культурным центром был Колуакан, правители которого претендовали на прямую преемственность с царскими династиями тольтеков. Название «Кулуа», или «Колуа», происходит от слова языка науа «колли» - дед, предок. Перевод этого названия означает буквально «Место (селение) тех, кто имеет дедов (предков)». Среди первых волн чичимеков, пришедших в долину Мехико, особой известностью пользовалось племя, возглавляемое вождем Шолотлем. Оно в 1244 г. обосновалось в районе Тенайюки. Племя отоми осело около 1250 г. в Шальтокане. А воинственные тепанеки захватили в 1230 г. древний город Аскапоцалько, основанный еще во времена расцвета Теотиуакана (I тыс. н.э.), и сделали его столицей своего быстрорастущего государства. Все они, кроме отоми, говорили на языке науа, являющемся до сих пор главным индейским языком в Центральной Мексике. Со временем, смешавшись с потомками тольтеков и восприняв многие достижения их высокой цивилизации, пришельцы образовали в долине Мехико ряд небольших городов-государств, которые постоянно воевали друг с другом из-за спорных земель и боролись за гегемонию в регионе. В этой напряженной политической ситуации в середине XIII в. в долине появляется еще одна группа варваров с севера – ацтеки. Это слово происходит от названия легендарной прародины ацтеков Астлана («Место цапель», или «Место журавлей»), откуда они начали свои долгие странствия. Точное местонахождение Астлана не известно и до сих пор служит предметом горячих споров. Одни ученые помещают его на юго-западе США, другие всего лишь в 100 км к северу от г. Мехико. Однако большинство исследователей предпочитают искать Астлан где-то к северо-западу от долины Мехико, вплоть до современного мексиканского штата Найярит. Собственно говоря, термин – «ацтеки» (точнее «астеки») – сравнительно недавнего происхождения. Сами ацтеки называли себя мешиками: от слова «мецтли» - луна или, как считает испанский летописец Саагун, от слов «метл» - магей, кактус и «ситли» - заяц.
Историю ацтеков можно разделить на три основных этапа: 1) этап странствий, который закончился основанием Теночтитлана в 1325 г. (или 1345 г.); 2) этап упрочения и накопления сил ацтеками, находящимися еще под контролем соседних государств (примерно 1325/1345 – 1428 гг.); 3) этап независимости, экспансии и завоеваний, когда ацтеки вместе с союзниками подчинили себе большую часть Мексики (1428 – 1519 гг.).
О первом этапе мы почти не имеем твердо установленных фактов, поскольку главным источником информации для нас служат мифы и предания, часто противоречивые по содержанию и записанные много веков спустя после происшедших событий. Во всяком случае, известно, что ацтеки отправились в путь со своей прародины в районе озера Астлан в начале XII в. Странствия их продолжались в общей сложности около 200 лет. Хотя сами они причисляли себя не без гордости к группе воинственных чичимеков, по уровню своей культуры ацтеки были скорее цивилизованным народом. Уже в начале своего похода они, как отмечают источники, знали земледелие и методы ирригации, умели строить каменные здания (в том числе храмы и святилища), носили одежду, сшитую из ткани (ткань изготовляли из волокон кактуса), были знакомы с ритуальной игрой в мяч и священным 52-летним календарем. Таким образом, перед нами скорее окраинный вариант мезоамериканской культурной традиции, нежели охотничье-собирательские кочевые группы диких жителей пещер – чичимеков. Переселение ацтеков официально проходило под руководством их племенного божества – бога войны Уицилопочтли. Его статую несли на плечах четыре должностных лица, или вождя. Они же растолковывали соплеменникам указания и пророчества божества. И хотя во многих современных работах этих людей называют жрецами, а форму правления, существовавшую тогда у ацтеков,- теократией, мне представляется, что это не совсем верно. По-видимому, вожди были главами четырех подразделений племени ацтеков и выполняли, помимо гражданских и военных, ряд религиозных функций.
Из Астлана, судя по преданиям, ацтеки прибыли в другое легендарное место – Чикомосток («Семь Пещер»), через которое прошли ранее и другие группы северных варваров: шочимильки, чальки, кулуа, тепанеки. Затем пришельцы обосновались на какое-то время в районе Тулы-Толлана. Не исключено, что они вместе с другими группами чичимеков приняли непосредственное участие в захвате и разрушении столицы тольтеков в XII в.
Постоянные тяготы странствий закалили ацтеков, а кровавый культ их верховного бога Уицилопочтли – олицетворения милитаризма и войны, требовавшего постоянных жертвоприношений в виде человеческих сердец, превратил ацтеков в свирепых и бесстрашных воинов. Появление новых многочисленных поселенцев в сравнительно небольшой долине Мехико не вызвало особых восторгов у ранее обосновавшихся там групп смешанного тольтекско-чичимекского происхождения. Он с полным основанием опасались за целостность своих владений, ожидая экспансионистских поползновений со стороны воинственного и полуварварского племени. Пустых земель в долине больше не осталось, и получить там «место под солнцем», можно было лишь в жестокой борьбе с конкурентами. Положение усугублялось и тем, что у пришельцев, как у каждого бродячего племени, было мало женщин, и поэтому ацтеки стали совершать частые набеги на своих соседей для добывания невест.
Однако ацтеки не могли пока сравниться по своей военной мощи с главными городами-государствами долины Мехико – Аскапоцалько и Кулуаканом. Поэтому с 1250 по 1298 г. они попали в зависимость и стали вассалами тепанеков. Затем свирепых ацтекских воинов переманили к себе на службу правители Кулуакана. Ацтеки не раз отличались в битвах с соперниками своего нового господина, и в 1323 г. их удостоили высокой чести: правитель Кулуакана отдал вождю ацтеков в жены свою дочь-принцессу из тольтекского царского дома. Но по наущению ацтекских жрецов бедную девушку тут же принесли в жертву богам. Возмущенный жестокостью и неблагодарностью наемников, правитель Кулуакана силой изгнал их из своих владений.
Ацтеки вынуждены были бежать в болота и тростниковые заросли за западную окраину мелководного озера Тескоко. Согласно легенде, Уицилопочтли повелел им заложить город в том месте, где они увидят орла, сидящего на кактусе и держащего в клюве змею. Ацтекские вожди незамедлительно отыскали такое место на двух низких болотистых островках, где в 1325 г. (или 1345 г.) и было основано первое постоянное селение ацтеков – Теночтитлан. Название происходит от имени ацтекского вождя – Теноча (Теночтитлан в переводе с языка науа «Место плодов кактуса»). В старых индейских преданиях говорится по этому поводу следующее:
В год 2 – «дом» (1325 г. – В.Г.)
прибыли мешики
в гущу тростниковых зарослей,
в гущу камышей,
пришли большими трудами
заработать себе землю.
В этот упомянутый год 2 – «дом»
пришли они в Теночтитлан,
туда, где рос на камнях кактус-нопаль,
на вершине которого восседал орел
и поедал змею.
Но помимо «божественной воли» у ацтеков были и более веские практические причины для выбора места своей будущей столицы: обилие птицы и рыбы в этой части озера, идеальные условия для чинампового земледелия и, наконец, удобство транспортных перевозок на лодках через каналы, озеро Тескоко и цепь связанных с ним других озер (напомним, что в доколумбовой Мезоамерике не было вьючных и тягловых животных, колесного транспорта). Однако самое главное – Теночтитлан стал городом–убежищем, городом-крепостью, надежно защищенным самой природой от любых врагов. Правда, были и проблемы – отсутствие многих важных материалов – дерева, камня, металла, хорошей питьевой воды.
В конце концов, когда ацтеки построили целую сеть чинамп, провели каналы и осушили болота, два островка заметно выросли в своих размерах и слились в одно целое. К середине XIV в. там вполне отчетливо просматривались контуры двух городов-государств: на севере отделившаяся от ацтеков часть племени – тлателольки основали город Тлателолько, а на юге постепенно набирал силы город теночков – Теночтитлан. Это были тесно связанные территориально, а также культурным и этническим родством политико-административные единицы, представлявшие собой практически два города-государства. Однако в 1473 г. Тлателолько был силой захвачен его более могущественным соседом и включен в состав ацтекской столицы. Тот факт, что оба города возникли и развивались как две самостоятельные политические единицы, недвусмысленно проявляется в дублировании внутренней структуры и планировки Теночтитлана и Тлателолько: наличие двух «священных участков» с главными храмами и дворцами правителей (текпан), двух центральных рынков и т.д. Таким образом, у истоков будущей ацтекской «империи» стоит простой «ном» - город-государство, почти лишенный сельской округи.