Погибшие континенты Атлантида и Му
Вот уже несколько столетий волнует умы человечества легенда об Атлантиде— огромном сказочном острове, который исчез в океанской пучине в результате какой-то таинственной катастрофы. Число книг, посвященных этому острову, существование которого вообще еще не доказано, давно уже перевалило за 20 тысяч.
Об Атлантиде пишут в газетах и журналах. О ней спорят ученые и писатели-фантасты. И все же если говорить прямо, то миф об Атлантиде принес науке гораздо больше вреда, чем пользы. Греческий философ Платон, создавая в IV веке до н. э. эту красивую и безвредную легенду, вряд ли предполагал, как она будет использована впоследствии, много столетий спустя. Окутанный романтической дымкой, сказочный остров пытались использовать для решения многих загадок древней истории. А когда мечи испанских завоевателей приоткрыли перед изумленной Европой завесу неведомого, скрывавшую до тех пор Новый Свет, и все увидели богатства поверженных цивилизаций ацтеков, майя, кечуа, миф об Атлантиде тотчас же всплыл на поверхность. Атлантида была объявлена родиной всех цивилизаций древней Америки. И первым, кто приложил руку к пропаганде этой идеи, был испанский историк Фернандо де Овьедо (1535 год).
Почти в неизменном виде миф об Атлантиде сохранился до 1882 года, когда некий Игнатиус Донелли выпустил книгу под названием «Атлантида — допотопный мир». После этого невинная легенда греческого философа превратилась для многих в фанатичную религию. Целиком уверовав в реальность исчезнувшего острова, Донелли утверждал, что переход от варварства к цивилизации совершился именно на Атлантиде. А затем могущественный народ атлантов принес плоды высокой культуры во все уголки земного шара: на берега Мексиканского залива и в Скандинавию, в долину реки Миссисипи и в Средиземноморье. Книга Донелли, написанная в духе лучших «бестселлеров» того времени, была полна утверждений подобного рода, но, к сожалению, совершенно лишена доказательств.
В 1893 году американец Блэкет без тени улыбки на лице заявил, что храм гватемальских индейцев-киче в Утатлане и есть тот грандиозный храм атлантов, который был описан Платоном. Шестьдесят четыре года спустя археологическая экспедиция Туланского университета (США) начала в древней столице киче Утатлане широкие исследования. В процессе раскопок выявилась поразительная картина: и храм, на который ссылался Блэкет, и весь город в целом были построены в XV веке н. э., то есть 1 900 лет спустя после смерти Платона и десять тысяч лет спустя после предполагаемой гибели Атлантиды!
Логическим завершением многовековых дебатов о сказочном острове явились труды англичанина Льюиса Спенса «Атланты в Америке» (1924 год) и «Проблема Атлантиды» (1925 год). Шел XX век. Время фантастических небылиц давно уже прошло.
Поэтому Спенс не утверждал больше, что Атлантида — колыбель всех древних цивилизаций человечества. Вместо этого он вновь попытался доказать, что все крупнейшие изобретения американских индейцев, включая металлообработку, письменность и календарь, принесены пришельцами с Атлантиды. В поисках следов их пребывания в Новом Свете Спенс обратил внимание на импозантную фигуру мексиканского бога ветра — Кецалькоатля. В одной из древних рукописей имелось изображение этого божества в виде фигуры, поддерживающей руками небесный свод (рис. 6). Этого оказалось для Спенса вполне достаточно. Он тут же объявил, что Кецалькоатль — это мексиканский Атлас и что оба они были божествами атлантов.
Не успели утихнуть споры об Атлантиде, как из глубин Тихого океана по воле англичанина Джеймса Черчварда появился еще один мифический континент — Му. Этот континент существовал якобы в центральной части океана, между Америкой и Азией, и ныне остатками его являются острова Полинезии. Не утруждая себя доказательствами и ссылками на авторитеты, Черчвард заявил, что континент Му — родина всех древних цивилизаций. По его мнению, этот континент погиб в XII тысячелетии до н. э. в результате таинственной катастрофы, а жители его переселились в Мексику, где возникли многочисленные процветающие колонии. По иронии судьбы незадачливый открыватель новых континентов попал в данном случае в неловкое положение. В 20-е и 30-е годы нашего века, то есть в то время, когда он писал свою книгу, древнейшие памятники Мексики были науке почти неизвестны. Но уже в конце 40-х годов, после находок Де Терры, Авелейры, Лоренсо и других исследователей, стало ясно, что в XII тысячелетии до н. э. на территории Мексики обитали лишь первобытные охотники на мамонтов, царила культура каменного века. Хороши же были «цивилизованные» пришельцы с континента Му!