I. В поисках земли обетованной
Первой королевской четой, являвшейся вместе с тем братом и сестрой, в Тауантинсуйу были первый Инка, Манко Капак, и его жена Мама Окльо. Некоторые исследователи полагали (и я думаю, они во многом правы), что упомянутые выше первый «сын Солнца», Манко Капак, и его жена были легендарными персонажами. Познакомимся же, однако, поближе с этой важной легендой индейцев о происхождении инков и попытаемся найти в ней ответ на вопрос: с чего же, собственно говоря, все началось? То есть как, когда и где «родилась» империя инков, как, когда и где начинается история «сыновей Солнца»?
О происхождении инков рассказывается не только в хронике – об этом повествуют две легенды. И в той и в другой главную роль играет первый Инка – Манко. В обеих легендах говорится о том, что Инка будто бы прибыл в Куско с юга и что право новых владык Куско зиждется на «всемирности» их неземного происхождения.
Согласно первой из двух легенд о происхождении инков, первый «сын Солнца» начал свой длинный путь в Куско из района, прилегающего к озеру Титикака, священному водоему индейцев Анд. Здесь – и это уже не легенда, а достоверный факт, – на высоте почти четырех тысяч метров над уровнем моря, и возникло, судя по всему, самое значительное южноамериканское государство доинкской эпохи – Тиауанако. Вероятно, в Тиауанако поклонялись богу и творцу мира Виракоче, почитаемому во всех Андах. Здесь, у озера Титикака, уже в доинкскую эпоху существовали могущественные государства.
Согласно легенде, история инков начинается у серых вод озера Титикака, окруженного горами, у каменных крепостных стен к тому времени уже погибшего Тиауанако. А поскольку речь идет об истории «сыновей Солнца», то, опять‑таки согласно легенде, у истоков их истории, то есть в начале долгого странствования, стояло, вполне естественно, божественное Солнце.
Оно с грустью наблюдало, как люди, живущие на земле, страдают от нищеты, но прежде всего от невежества. Именно поэтому Солнце и послало своих детей, сына Манко Капака и дочь Мама Окльо, чтобы они принесли человеческому роду, живущему во тьме, свет. Несомненно, божественные брат и сестра были супружеской четой.
Солнце следующим образом напутствовало Манко Капака и Мама Окльо: «Спуститесь на землю и правьте там. Пусть это будет не власть силы и подчинения, а, напротив, власть дружбы, взаимопонимания, власть знания и света. Вы должны также научить несведущих возделывать поля и разводить животных. А ты, дочь моя, научи их ткать ткани, поддерживать семейный очаг и заниматься всяким другим ремеслом. Несите, сын мой и дочь моя, людям свет истинного знания. Научите их истинной вере. Дайте им также законы, наведите порядок, потому что без закона и без порядка нет жизни на земле».
Солнце не только напутствовало детей перед долгой дорогой указаниями и добрым советом, но и дало им с собой волшебный золотой жезл. Этот жезл должен был указать им, где следует завершить странствие, остановиться и образовать земное царство. Таким образом, золотой жезл должен был помочь первым инкам найти их обетованную землю. В том месте, где он сам вонзится в землю, – там божественным брату и сестре следовало остаться и основать свою империю.
Манко Капак и Мама Окльо странствовали день за днем, месяц за месяцем, все дальше уходя от берегов озера Титикака. Повсюду пытались они воткнуть в землю золотой жезл в пол‑локтя длиной и два дюйма толщиной. Однако нигде не находили они дружеского участия и вынуждены были все дальше и дальше идти на север, через страну уру, страну колья и аймара. Люди, жившие на север от священного озера, с недоверием отнеслись к странным детям бога. Поэтому, согласно некоторым преданиям, первый Инка и его жена должны были путешествовать под землей, а точнее, по подземным переходам, которые будто бы вели от озера Титикака к Куско. По другим версиям, супруги – брат и сестра – скрывались днем в пещерах и двигались только ночью. От одной из таких пещер, Тамботоко – от места, получившего название Пакаритамбо, Место Утренней Зари или же Место Происхождения, – начался последний участок пути Манко Капака и Мама Окльо – дорога в Куско. Здесь, в Тамботоко, развертывается действие второй легенды о происхождении инков. Легенда приписывает Манко Капаку и его сестре главную роль в завоевании Куско и основании империи инков.
От Пакаритамбо, из пещеры Тамботоко, Манко Капак и Мама Окльо, как говорится во второй легенде, в сопровождении шести братьев и сестер начали путь в Куско. Четверо мужчин, братьев, называли друг друга «айяр», как обычно индейцы называют разновидность дикой лебеды – на перуанском языке это «киноа». Сестры присоединяли к своему имени слово «мама», что означает «жена». Всех четырех братьев связывали супружеские узы со своими четырьмя сестрами. В состав «экспедиции», помимо Айяр Манко (впоследствии Инка) и Мама Окльо, входили также сильный Айяр Качи (что означает «соль») и его вздорная жена Мама Гуако, далее Айяр Учу («чилийский перец») с женой Мама Рагуа, а также Айяр Аука (то есть «борец, воин») и Мама Кора.
Предводителем этой процессии братьев и сестер был Айяр Манко, несший с собой в клетке в качестве доказательства своего знатного происхождения золотого сокола, никогда доселе не виданного в Андах и которого они называли «Инти», что значит «Солнце». Четверо братьев и их четыре жены были одеты в великолепные одежды и украшены драгоценностями, например большими золотыми кольцами в ушах. На пути от Пакаритамбо их сначала сопровождал маленький кортеж родственников, позже в него влились представители ряда индейских племен, живших в этой местности, например мара, санок, сутик, тарпунтай, уакаитаки, куикуса, а также воины племени, носившего в Перу доинкской эпохи славное имя «чавин».
Воины племени чавин находились под началом героического Айяра Качи, который странным образом подчинялся своей жене, вздорной Мама Гуако. По ее желанию Манко попросил своего брата возвратиться к Месту Утренней Зари, в пещеру Тамботоко, чтобы достать семена одного растения, спрятанные ими в золотом сосуде. Эти семена Манко и его спутники должны были по приказанию отца‑Солнца посеять в обетованной земле.
Качи отказался покинуть кортеж айяров и возвратиться в пещеру. Когда же Мама Гуако обвинила мужа в трусости и лени, ему не оставалось ничего другого, как отправиться в обратный путь в сопровождении верного «оруженосца» из свиты Манко, старого Тамбо Качая.
Тамбо Качай был таким же сильным, как и Айяр Качи. Но последний обладал очень вспыльчивым да к тому же неуживчивым характером, и Тамбо Качай решил от него избавиться. Воспользовавшись благоприятным случаем, когда сильнейший из айяров спустился в родную пещеру, «оруженосец» подкатил ко входу в нее огромный валун и навалился на него всей своей тяжестью. Попытки Качи сдвинуть камень оказались безуспешными, и он обрушил на голову Тамбо Качая из глубины пещеры страшные проклятия. Проклятый Качи верный слуга Манко превратился в камень, который здешние индейцы еще и сегодня показывают посетителям Пакаритамбо. Однако самому Качи так и не удалось выбраться из пещеры.
Манко же со своей свитой без всяких помех продолжал путь по Гуайнакакачо и Тамбокиро, где Мама Окльо родила ему наследника, сына Синчи Рока. Вскоре путешественники достигли Куско. В течение долгого времени они жили на склоне Уанакаури, где в ту пору находилась вырубленная на вершине скалы статуя коршуна Анд. Айяры не сомневались в том, что это – священное место; горные индейцы и поныне называют его «уака». Манко поручил брату Учу, у которого чудесным образом выросли крылья, взлететь и рассмотреть поближе каменную птицу. Айяр Учу действительно поднялся в воздух и приблизился к каменному телу священной статуи. Однако стоило ему до нее дотронуться, как он тут же превратился в камень.
Таким образом, из четырех айяров остались в живых лишь два брата – первородный сын Солнца Манко и Айяр Аука. Оба долго советовались: не лучше ли им после трагической смерти брата Учу вернуться к Месту Утренней Зари. В конце концов все же решили не прекращать поиски земли обетованной и двинулись со своей свитой по избранному пути дальше. Некоторое время спустя они поселились в Матагуе. Именно здесь будущий Инка впервые ввел несколько своих позднее столь типичных ритуалов: церемонию уаричика, во время которой были проколоты мочки ушей у наследника Манко – Синчи Рока, церемонию рутучику, при которой детям 'подстригали волосы, и церемонию кисучика по поводу первой менструации (менархе) у девочек.
Из Матагуе Манко повел свиту прямо в долину Куско. Как и ранее, на каждом привале «сыновья Солнца» пытались воткнуть в землю свой золотой жезл, однако безуспешно. В местности под названием Уайнапата, между речками Уатанай и Тульюмайо, земля впервые приняла солнечный золотой жезл. Судьба была решена. Это и была та страна, которую Манко и Мама Окльо со своей свитой столь долго искали, – земля обетованная «сыновей Солнца». Тут со временем они воздвигнут свои дворцы и храмы, отсюда будут править миром.
Впрочем, долина близ Куско оказалась не безлюдной. Здесь жили различные племена и народности. И отнюдь не все встретили «незваных гостей» с распростертыми объятиями. Окрестности Куско ко времени прибытия «сыновей Солнца» населяло племя гуалья. Однако после первого же столкновения с айярами это племя сразу покинуло район Куско. Страшная весть о злодеянии вздорной Мама Гуако, вдовы Качи, а ныне любимой наложницы Манко, распространилась среди гуалья и согнала их с насиженных мест. В ходе сражения Мама Гуако убила воина гуалья и вырезала у него из груди каменным ножом (туми) сердце и легкие. Потом она надула легкие, как воздушный шарик, и, высоко подняв над головой, стала размахивать ими, словно факелом, в знак того, что так случится с каждым, кто осмелится встать на пути у айяров. Ужасный, совсем не женский поступок Мама Гуако возымел на противника свое действие: охваченные страхом гуалья бежали из окрестностей Куско и прилегающей долины, отступив перед натиском Манко, Айяр Аука и их спутников.
Аука, последний из оставшихся в живых братьев легендарного Манко, скончался в Куско. Он тоже превратился в камень. Единственным вождем айяров оставался теперь Манко. Отныне он сожительствовал не только с законной койей, Мама Окльо, но и с остальными тремя сестрами, вдовами своих умерших братьев, и прежде всего с Мама Гуако, которая откровенно радовалась особому расположению к ней первого Инки.
На том самом месте, где золотой жезл вошел в землю, то есть недалеко от слияния двух рек, протекавших через долину Куско, Инка построил свой первый дворец, часть которого должна была стать святыней божественного отца инков, золотого Солнца. Именно поэтому этот древнейший замок Куско получил название «Интиканча», или же «Двор Солнца». На месте этой святыни преемники Манко воздвигли позже самое прославленное сооружение во всей империи – Храм Солнца, Кориканча.
Золотым жезлом Инка Манко взрыхлил поле рядом с Двором Солнца и посадил здесь семена маиса, принесенного из их пещеры. «Сыновья Солнца» впоследствии из года в год напоминали об этом событии своим подданным, соблюдая следующий ритуал: Инка первым постукивал ростком растения о комья земли на кукурузном поле, находившемся в Куско около Храма Солнца, это символизировало начало полевых работ во всей империи.
Таким образом, первый Инка‑Манко – научил жителей долины Куско возделывать маис. Вместе со своей главной женой, Мама Окльо, как говорится в легенде, ему следовало выполнить «порученную» отцом, то есть Солнцем, миссию привнесения цивилизации. Так, помимо выращивания растений, он разъяснял жителям долины, какое удовольствие доставляет жевать листья коки. Манко создал правопорядок, дал жителям долины первые законы, научил их различать добро и зло. Строго карал он самые отвратительные (в глазах индейцев) преступления: убийство, воровство.
По легенде, Мама Окльо также выполнила свою миссию. Она научила женщин ткать красивые ткани, шить неизвестную до того времени одежду, лучше ухаживать за своими детьми, научила она их и многим другим вещам.
Таким образом, странствование золотого жезла от берегов священного озера Титикака завершилось у берегов двух перуанских горных рек, Уатанай и Тульюмайо.