Игры и праздники
Чичен-Ица. Юкатан. Возбужденная толпа наблюдает за игрой в мяч на самой большой в Америке, семидесятиметровой, игровой площадке. Две команды сражаются за увесистый каучуковый мяч, который надо забросить в вертикальное кольцо.
«Тлачтли», игра в мяч, по всей видимости, зародилась у древних ольмеков, в стране каучука. Для нее была нужна просторная площадка в виде удлиненной буквы «Н»; игроки соперничающих команд должны были забросить тяжелый каучуковый мяч в два вертикальных каменных кольца, находящихся на высоте трех метров над землей. Это напоминало баскетбол, но только с вертикальными корзинами. Игрокам разрешалось касаться мяча лишь локтями, коленями и бедрами. Со временем «тлачтли» получила религиозное значение: движение мяча символизировало перемещение Солнца по небу, а прохождение мяча сквозь кольцо — прохождение светила через зенит.
Недавно раскрытые в бонампакском храме фрески дают возможность составить себе представление о пышных церемониях майя... Эти три герольда возвещают начало шествия жрецов, играя на своих длинных трубах медленную волнующую мелодию.
Матчи собирали огромные толпы. В таких крупных городах, как Чичен-Ица, Тахин, Узмаль, Тикаль и Копан, имелось по нескольку площадок различной величины, использовавшихся в зависимости от религиозного значения предстоявшей игры. Азартные люди заключали пари, ставя на кон одежду, перья... или рабов. Что касается игроков, то их ставка была ужасной: смерть проигравших!
Нарисованный на земле крест поделен прямыми линиями на пятьдесят два квадратика по количеству лет, имеющихся в ацтекском календаре. То, во что играют эти дети, напоминает нашу игру в «классы», но вместо камушка или баночки они используют фасолины, и их игра называется «патолли».
Танец «воладор» (буквально «летающий») — характерный танец веракруссцев, населяющих берега Мексиканского залива. Необходимым приспособлением для него является высокая мачта, на самом верху которой восседает ведущий, играя на бамбуковой флейте-«чиримайе» и барабане-«туне». Ниже вращаются в пустом пространстве четыре танцора-«птицы», привязанные веревкой
Игра «володар», практикующаяся у народностей, обретающихся в окрестностях Вера-Круса, вполне мирная, но все же несет на себе некую символическую печать, будучи связанной с культом Солнца. На смену статической фазы этого представления, состоящей из пения, музыки и танца на вершине тридцатиметровой мачты, приходит действо, напоминающее полет. Наряженные птицами, покрытые перьями четыре танцора бросаются в пустоту, предварительно привязавшись длинными веревками, тщательно смотанными и сложенными наподобие парашютных строп. Вращаясь вниз головой вокруг мачты, они делают все более и более широкие и медленные круги и, наконец, ловко подтянувшись на канате, встают на землю.
Звуки ксилофона, то медленные и глухие, то быстрые и звонкие, отбивают ритм танца этих патагонских воинов, вооруженных копьями. Музыкант ударяет небольшими клюшками из прочного дерева по дощечкам, звуки которых, передаваясь большим и маленьким калебасам, приобретают различные тона.
«Посмотрите, как я умею!» — говорит папаша-эскимос своей восторженной дочери и завидующему его ловкости сыну. Вот уже не один десяток раз он сумел набросить костяной шар на острый колышек. Эта одна из древнейших игр называется «бильбокетом»