Игуальский план
Идальго и Морелос потерпели неудачу потому, что поставили перед собой слишком большие задачи. Они сражались не только за изгнание гачупинов, но также за равенство рас, за отмену привилегий духовенства и офицерства и за возвращение индейцам земли. Результатом этого была разрушительная гражданская война, которая не только не принесла Мексике независимости, но, может быть, даже замедлила ее завоевание.
Духовенство и армия, священники, землевладельцы и мелкие чиновники — фактически все, кроме 80 тыс. гачупинов, хотели независимости, но без войны и при условии, что она не принесет преимуществ метисам и индейцам. Под влиянием выступления Идальго и Морелоса, а также событий в Южной Америке, они задумались над вопросом о возможности завоевания независимости и без труда сумели оценить связанные с нею выгоды. Им больше не придется посылать в Испанию подати и деньги, собранные посредством принудительных займов. Их больше не будут эксплоатировать купцы-гачупины. Они смогут занимать государственные должности и получать жалованье из государственной казны. Богатые креолы ожидали от независимости таких выгод, которые иногда были прямо противоположны идеалам повстанцев. Ибо если Морелос намеревался разделить асиенды, то креольские землевладельцы желали отмены испанских законов о защите индейцев, чтобы иметь возможность беспрепятственно угнетать последних и присваивать их земли.
В 1812 г. это почти всеобщее стремление к независимости получило на короткий срок возможность открытого выражения. Испанская хунта организовала выборы в кортесы. В качестве испанского органа она желала сохранить господство Испании над колониями, но в качестре органа либерального была вынуждена согласиться с тем, что колонисты также должны иметь какие-то права. Таким образом, американские городские советы получили приглашение избрать делегатов в кортесы. Мексике было дано семь мест, и самым выдающимся из ее представителей был Мигель Рамос Ариспе — говорливый, воинственный и самоуверенный священник из провинции Нуэво-Леон, любивший называть себя индейцем из племени команчей. В 1812 г. кортесы разработали конституцию, согласно которой создавались выборные городские советы и провинциальные собрания, колонии получали в испанских кортесах равное представительство с самой Испанией, инквизиция и другие специальные религиозные и военные суды уничтожались и вводилась свобода печати. Поскольку большую часть Испании занимали французы, конституция там почти не проводилась в жизнь, но Венегесу было приказано осуществить ее в Мексике.
В то время, когда повелителем всей Южной Мексики был Морелос, внезапное дарование свободных учреждений могло быть только губительным для испанских интересов. Тем не менее, ошеломленному вице-королю, получившему власть от кортесов, оставалось лишь (повиноваться. 28 сентября конституция была прочитана гражданам, собравшимся у дворца, и все они должны были присягнуть ей. Народ встретил объявление конституции с восторгом, который быстро вышел за рамки всякого контроля со стороны властей. Стреляли из пушек, звонили в церковные колокола. Площадь Пласа Реаль была переименована в Пласа де ла Конститусьон, и граждане отпраздновали это событие, разрушив виселицу, которая до тех пор украшала эту площадь.
Опасения вице-короля вскоре оправдались. Когда состоялись выборы в городские муниципалитеты, то победили на них везде креолы, известные, как сторонники независимости. После выборов победителей торжественно вели в церкви, где служили благодарственные мессы; колокольный звон продолжался почти до утра и был прекращен лишь по особой просьбе вице-короля. Появились газеты, выражавшие народную ненависть к гачупинам и к испанскому владычеству. 5 декабря Венегас решил положить всему этому конец. Действие конституции было приостановлено до конца гражданской войны, и всякий, кто без разрешения звонил в церковный колокол, присуждался к 10 годам каторги. Так как виселица была предметом народной ненависти, то уголовные преступники должны были отныне подвергаться казни удушением. В других же отношениях старый режим был восстановлен полностью. Несмотря на протесты Рамоса Ариспе, это решение было одобрено испанскими кортесами. Дарование конституции, а затем приостановка ее действия, естественно, только усилили стремление к свободе. Как писал Морелос Району, все мексиканцы убедились теперь в лицемерии Испании.
В 1815 г. Наполеон был свергнут, а Фердинанд VII освобожден из французского плена. Испанскому народу, который пять лет сражался за возвращение Фердинанда на престол предков, не довелось блаженствовать под его скипетром. Воспользовавшись восторгом, вызванным его возвращением, Фердинанд смог без труда отменить конституцию, восстановить деспотическое правление и посадить либеральных лидеров в тюрьму. Кальеху известили об этой перемене, и в августе граждане Мехико были снова созваны на площадь — на этот раз, чтобы услышать об отмене отсроченной конституции. Это событие было приказано отпраздновать, но все усилия вице-короля вызвать восторг были встречены холодно.
Пять лет реакция торжествовала в Испании и во всей Европе. Права королей гарантировал Священный Союз, в котором господствовал Меттерних. Но в Южной Америке Боливар и Сан-Мартин одерживали победы. Мексика ждала. «После того как в нынешнем столетии был начат спор о независимости Америки, — писал несколько лет спустя современный наблюдатель[1], — я думаю, что его уже не задушить ни насильственными, ни мирными способами». В народных массах стремление сохранить национальный характер своей страны было инстинктом, чувством, которое нельзя было объяснить никакими теориями, а для тех, кто обладал некоторым образованием, оно являлось правом, вопросом национальной чести, а поэтому обязанностью. В 1819 г. не было мексиканца, который не был бы убежден в том, что Мексика должна стать независимой.
В 1820 г. в Испании произошло восстание, начатое солдатами, которых отправляли в Южную Америку. Конституция 1812 г. была восстановлена, и Фердинанд спас свою корону тем, что принес присягу конституции. Но он собирался нарушить эту присягу при первой возможности. Когда, наконец, ему представилась такая возможность, он при помощи иностранной интервенции открыл кампанию террора против либералов. Но тут ему показалось, что его мексиканские подданные будут сговорчивее испанцев. Он стал помышлять о том, чтобы сделаться монархом Мексики. Тогда реакционная Мексика стала бы независимой от либеральной Испании.
Аподака провозгласил конституцию в 1820 г. с теми же результатами, что и прежде. Ка выборах победили креолы, а газеты стали нападать на гачупинов. Однако любопытно одно обстоятельство. Победа либерализма в Испании напугала мексиканских реакционеров, в особенности духовенство. Свобода печати, отмена фуэрос духовенства и офицерства, уничтожение инквизиции, конфискация церковных имуществ, распространение учений философов-рационалистов — вот чего следовало ожидать, пока Мексикой будет править Испания. Реакционеры стали стремиться изолировать Мексику от «либеральной заразы». Некоторые из них надеялись на приезд короля Фердинанда. Другие считали, что Мексика должна объявить себя независимой, а потом предложить престол Фердинанду. Тем временем креольские либералы приветствовали конституцию, но не переставали требовать изгнания гачупинов. Сплеталась сложная сеть противоречивых планов и интриг. Но в Мексике был один человек, который знал, чего он хочет, и сумел использовать все различные группы с их противоречивыми интересами, чтобы самому захватить власть. Это был Агустин де Итурбиде.
В 1816 г. расправе Итурбиде с повстанцами внезапно был положен конец. Получив приказание снабжать охраной проходившие через повстанческую территорию поезда с серебром, он положил за правило взимать определенный процент серебра для себя. Владельцы рудников, отказавшиеся подкупать его, должны были сами заботиться о своей защите. Об этом шантаже известили Аподаку, и он заставил Итурбиде вернуться к частной жизни. Тогда Итурбиде вознамерился реабилитировать себя, войдя в милость у церкви. Он проявил большое влечение к благочестивой жизни и ушел в монастырь Ла Професа. Этот монастырь часто посещали видные церковные деятели и государственные чиновники, в частности, глава уничтоженной инквизиции Маттиас Монтеагудо, принимавший участие в мятеже против Итурригарая. В 1820 г. эти люди стали обсуждать вопрос о независимости Мексики. Красивый, привлекательный и способный Итурбиде, верный сын церкви и враг либерализма, завоевал их расположение и объявил себя готовым поддержать их планы.
Аподака готовил военную экспедицию против Герреро, и духовенство убедило его поручить командование этой экспедицией Итурбиде. В декабре 1820 г. Итурбиде отправился из Мехико на юг. Его покровители — клерикалы полагали, вероятно, что он завоюет престиж, сокрушив Герреро, и после этого они смогут сделать его вице-королем вместо Аподаки. Но у Итурбиде были свои замыслы. Он намеревался стать освободителем Мексики, быть может, даже ее Бонапартом. Такой проект ослепил друзей, которым он его открыл, а одному из них, беседовавшему с Итурбиде ночью, во время прогулки по залитым лунным светом улицам столицы, проект показался почти сверхъестественным. Потерпев поражение, Итурбиде решил примкнуть к повстанцам. Он вступил в переговоры с Герреро и захватил в свое распоряжение шедший в Акапулько поезд с серебром стоимостью в полмиллиона песо. В феврале он опубликовал в городе Игуале план завоевания независимости и убедил свои войска поклясться ему в верности. Согласно этому плану, Мексика должна была стать независимой монархией, управляемой королем Фердинандом или каким-нибудь другим европейским принцем. Римско-католическая церковь сохраняла свои привилегии, а креолы уравнивались в правах с гачупинами. Эти пункты получили известность под названием трех гарантий. До прибытия короля власть должна была принадлежать хунте, которой надлежало подготовить выборы в конгресс. Конгрессу предстояло выработать конституцию. Конфискация имуществ запрещалась. После долгих колебаний Герреро, наконец, поверил искренности Итурбиде и решил, что план стоит поддержать. В Телолоапане оба лидера встретились и обнялись.
Игуальский план с его гарантией существующих имущественных отношений не предусматривал почти ничего из того, за что боролся Морелос. Этот проект соответствовал первоначальным намерениям заговорщиков из Керетаро, возникшим прежде, чем призыв Идальго к массам изменил весь характер движения за независимость, и давал программу, к которой могли примкнуть как либералы, так и реакционеры. Они могли объединиться для борьбы за независимость Мексики и временно оставить свои раздоры. В течение нескольких недель исход борьбы висел на волоске. Солдаты Итурбиде начали дезертировать, а Аподака готовился послать против него армию. Недавно организованные в Мексике масонские ложи, среди членов которых было немало гачупинов, противодействовали борцам за независимость. Но в апреле весы начали склоняться на сторону Игуальского плана. К Итурбиде стали примыкать как либералы, так и роялисты, а к лету движение приобрело массовый характер. Итурбиде вступил в Гуанахуато, где к нему примкнул креольский генерал Анастасио Бустаманте, присоединивший к армии трех гарантий 6 тыс. солдат. В мае Итурбиде занял Вальядолид. В следующем месяце за Игуальский план высказалась Гвадалахара, и ее примеру последовала вся Северная Мексика. На Юге силами сторонников независимости руководил Герреро, и старые повстанческие главари присоединились к своим прежним товарищам. К Игуальскому плану примкнули Осорио и Николас Браво. Друзья Гвадалупе Виктория, которого считали погибшим, отправились в горы и вывели его из мест, где он прятался. Офицеров-роялистов привлекали обещанием чинов. Военных действий почти не было, и когда в августе Итурбиде, сопровождаемый Брава и Гвадалупе Виктория, въехал в Пуэблу, испанский флаг развевался только над городами Мехико, Вера Крус, Пероте и Акапулько.
В конце июля в Вера Крус высадился новый вице-король, Хуан О'Доноху, назначенный либеральным испанским правительством на смену Аподаке. О'Доноху был осажден в Вера Крус, и его спутники и члены его семьи начали умирать от желтой лихорадки. Он решил принять, как единственный выход из невыносимого положения, Игуальский план. В августе О'Доноху встретился с Итурбиде в Кордобе и согласился поддержать его. Итурбиде, уверенный теперь в успехе, существенно изменил свой первоначальный план. Мексика должна была стать монархией, но выбор монарха более не ограничивался царственными домами Европы. О’Доноху поехал в Мехико и вступил в должность, а войска гачупинов вышли из города. 27 сентября Итурбиде верхом на черном коне, во главе армии трех гарантий, вступил в столицу. Через Акапоцалько и Такубу он проехал к Аламеде. Затем, наподобие странствующего рыцаря феодальных времен, он повел свою армию к югу, в Платерос, чтобы прекраснейшая дама города могла быть свидетельницей его триумфа, а потом проследовал в монастырь святого Франциска, где аютамиенто поднесло ему на серебряном блюде золотые ключи города Мехико. После этого О’Доноху принял его во дворце, а архиепископ отслужил в соборе благодарственную мессу. Юкатан, почти незатронутый волнениями последних одиннадцати лет, уже высказался за Игуальский план. В октябре сдались Вера Крус, Акапулько и Пероте, и последняя испанская армия ушла в островную крепость Сан-Хуан-де-Улоа. Теперь вся материковая часть Мексики стала независимой.
Была готова арена для захвата власти Итурбиде и для следующего тура борьбы между либерализмом и реакцией.