Имущественная диференциация
Имущественная диференциация. К моменту прихода белых на северо-западное побережье среди индейцев, населявших его, уже существовала сильная имущественная диференциация. Она была неразрывно связана с наличием наследственного рабства, которое бытовало на побережье, вероятно, с IX—X вв. до конца XIX столетия, и наличием торговли и частной собственности на движимое имущество (меха, лодки, рабы).
Имея в виду этот процесс диференциации, американские исследователи писали о наличии классового деления общества на северо-западном побережье. Boas в отношении квакиютль сообщает, что род у них состоит из аристократии, простолюдинов и рабов.[1] То же он пишет и в отношении цимшиян, нутка,[2] селиш.[3] В отношении тлинкит мы имеем свидетельство Krause: „внутри рода отдельные семьи занимают более высокое положение; они образуют своего рода дворянство, которое своими привилегиями было обязано менее происхождению, чем унаследованному богатству".[4] О племенах юга района данные приводит Gunther. „В группе свободных,—сообщает она,—различались два класса, но между ними не существовало большой разницы. Высший класс, к которому принадлежали вожди и их семьи, имел больше имущества и носил более почетные имена, чем средние люди".[5] На основе подобных свидетельств этнографов, непосредственно изучавших племена побережья, в американской науке утвердился взгляд, что на северо-западном побережье существовало классовое общество. Материал этого района, таким образом, как бы подтверждал теорию об изначальном естественном существовании классов, которые якобы существовали уже в роде. На самом же деле классового деления среди индейцев этого побережья еще не было. Их общественное устройство еще не достигло той ступени развития, которая связана с более высоким уровнем развития производительных сил. Здесь существовали лишь зародыши двух классов—рабов и рабовладельцев, и наметилось выделение почетных семей, на что указывает и Krause в приведенной нами выдержке, но говорить о дворянстве феодального типа еще рано.
Только теперь некоторые молодые этнографы начали пересмотр этих выводов. Так, напр., Drücker посвятил специальную статью, опровергающую наличие классового деления среди свободного населения на северо-западном побережье. Он говорит, что здесь было только два класса: класс рабов и класс свободных.[6]