Индейцы, метисы, креолы. Жизнь в горах и на равнинах
Население Боливии в этническом и расовом отношениях очень неоднородно. Около 2/3 населения страны составляют крупные индейские народы кечуа и аймара, живyщие в основном на плоскогорье Альтиплано. Кроме того, на равнинах Ориенте обитают племена «лесных индейцев» численностью около 100 тыс. человек. Они принадлежат к языковым семьям тупи-гуарани, араваков, матеко-матагуайо и др. В городах и на равнинах преобладают испаноязычные метисы («чоло»), составляющие свыше 1/4 всего населения, и белые боливийцы — в основном испанские креолы (5% населения). Прослойка негров и самбо (потомков негров и индианок) в Боливии незначительна. Большинство боливийцев говорят на двух языках — испанском и одном из индейских языков (кечуа, аймара или гуарани). Из-за обилия индейских слов и оборотов испанский язык в этой стране заметно отличается от испанского языка других стран Латинской Америки.
Численность населения Боливии растет в основном благодаря естественному приросту; иммиграция в страну очень незначительна, что объясняется в первую очередь слабым развитием ее экономики, тяжелыми природными условиями высокогорья и тропической равнины, а также часто меняющимся внутриполитическим положением. Эмиграция из страны незначительна. В 1900 г. в Боливии (в современных границах) проживало 1,7 млн. человек, в 1950 г. — 3 млн., в 1973 г. — 5,3 млн. В 1963—1973 гг. среднегодовые темпы прироста населения страны составили 2,6%.
По сравнению с большинством других латиноамериканских стран естественный прирост населения Боливии имеет некоторые особенности. В стране по существу сохранился колониальный тип воспроизводства населения, который был характерен для стран Латинской Америки в XIX в. При высокой рождаемости (42 человека на тысячу жителей) в Боливии сохраняется высокая смертность (17 человек на тысячу жителей). Из-за тяжелых жилищно-бытовых условий, недостаточного питания и крайне плохого медицинского обслуживания у боливийцев по- прежнему велика детская смертность (140 человек на 1000 родившихся живыми детей). Средняя продолжительность жизни в Боливии составляет всего 47 лет. Поэтому население растет медленными темпами.
Плотность населения в Боливии низка — в среднем всего 4,9 человека на 1 км2. По территории страны население размещено очень неравномерно. 86% боливийцев живет на плоскогорье Альтиплано и в восточных горных долинах. Средняя плотность населения в этих районах превышает 7 человек на 1 км2, достигая максимума в департаменте Кочабамба (14,8 человека на 1 км2) и в районе, прилегающем к озеру Титикака. Равнины Ориенте (особенно на севере) населены очень редко: здесь на 1 км2 территории приходится в среднем 1 человек.
Городское население растет довольно быстро и составляет в настоящее время 35%. К числу крупных городов с населением свыше 100 тыс. жителей каждый относятся Ла-Пас, Кочабамба, Санта-Крус и Оруро. Однако в целом для Боливии все еще типичны маленькие города с числом жителей менее 10 тыс. человек, возникшие либо как центры сельскохозяйственных зон в той или иной долине (особенно на восточных склонах Анд и на севере Альтиплано), либо как центры небольших горнорудных районов на востоке и юге плоскогорья.
За последнее десятилетие несколько крупных городов стали центрами притяжения растущих миграционных потоков (в основном крестьян). Сельскому населению становится все труднее прокормиться в условиях малопродуктивного потребительского хозяйства Альтиплано. Крестьяне переселяются в «поясы нищеты», расположенные вокруг наиболее крупных городов, в хижины, сколоченные из жести, картона, ящиков. Другими центрами притяжения мигрантов в последние годы становятся развивающиеся районы плантационного хозяйства около городов Санта-Крус, Кочабамба и в долине реки Пилько- майо.
Несмотря на отток сельского населения в города, в сельском хозяйстве страны занято 66% экономически активного населения (численность его в 1970 г. составила 1,5 млн. человек, в том числе 1 млн. человек в сельском хозяйстве). По доле крестьян в общей численности экономически активного населения Боливия превосходит всех своих соседей. В промышленности в 1970 г. было занято 166 тыс. человек (11% всех занятых), в сфере услуг — 181 тыс. человек (12%) и т. д. По своему положению к фабрично-заводскому и горнопромышленному пролетариату примыкают довольно многочисленные кустари- надомники. Их численность составляет около 130 тыс. человек. Для Боливии характерна значительная и устойчивая безработица. Число безработных составляет почти 1/3 общей численности рабочей силы.
Самый многочисленный индейский народ Боливии (и крупнейший в Южной Америке) — кечуа (1,8 млн. человек). Кроме Боливии, кечуа живут в Перу и Эквадоре, где составляют около половины всего населения, а также на севере Аргентины и в Чили. По антропологическим и этническим особенностям боливийские кечуа почти не отличаются от своих соплеменников в названных странах.
Для языка кечуа характерно значительное развитие суффиксации. В современном литературном языке этого народа используется латинский алфавит. Из языка кечуа в европейские языки пришли такие слова, как «лама», «хина», «пума», «вигонь» и др.
Второй по численности индейский народ страны — аймара (1,2 млн. человек). Аймара помимо Боливии проживают в Перу и Чили, однако боливийские аймара составляют около 70% численности этого народа в Южной Америке.
Расселение основных народов Боливии сложилось следующим образом. Большая часть кечуа живут в центральной и южной частях плоскогорья Альтиплано — в департаментах Оруро, Потоси, Кочабамба и на севере департамента Чукисака. Основная же этническая территория аймара — районы, прилегающие к озеру Титикака, а также высокогорные районы в департаментах Ла- Пас, Оруро и Потоси. Не много можно назвать еще на земле народов, которые жили бы на такой высоте над уровнем моря.
Кечуа и особенно аймара слабо участвуют в заселении Ориенте. С древних времен горные индейцы, выходя на склоны Восточной Кордильеры и их предгорья, с опасением смотрели на находящуюся внизу пропитанную влагой сельву. Попытки принудительного переселения индейцев в сельву обычно заканчивались плачевно.
Большинство их не смогли привыкнуть к влажному, жаркому климату и заболевали. За длительный период жизни многих поколений аймара и кечуа хорошо приспособились к условиям обитания на высокогорном плато. Медицинские обследования индейцев показали, что в их крови содержится больше красных кровяных телец, чем у жителей низменности. Это способствует лучшему усвоению кислорода из разреженной атмосферы Альтиплано.
Основную часть населения Ориенте составляют чоло и креолы. Они преобладают в департаментах Санта-Крус, Тариха, Пандо, Бени и южной части департамента Чукисака. Иностранная колония в Боливии немногочисленна и насчитывает около 30 тыс. человек (1970 г.). Наиболее значительна группа немцев (около 10 тыс. человек); довольно много их появилось в Боливии после второй мировой войны. Немецкая община играет заметную экономическую и политическую роль в самом большом департаменте Боливии — Санта-Крус, расположенном в Ориенте. Из остальных национальностей наиболее многочисленны перуанцы, испанцы, итальянцы и аргентинцы. Все эти национальные группы проживают, как правило, в крупных городах. Некоторые национальности живут небольшими колониями. Так, перед второй мировой войной возникла колония еврейских переселенцев из Европы, затем переселенцев с острова Окинава и т. д.
Занятия отдельных групп населения Боливии, их образ жизни, одежда, пища и т. п. характеризуется немалыми различиями,
Индейцы занимаются в основном земледелием и скотоводством, развиты у них также некоторые ремесла. Часть аймара и кечуа трудятся в горнорудной промышленности, выполняя обычно неквалифицированную работу.
Выращивают индейцы главным образом картофель, киноа, кукурузу, ячмень, бобовые и некоторые овощи, которые лучше всего вызревают у озера Титикака. Огромное значение в жизни кечуа и аймара имеет разведение лам, альпак и овец. Ламы для них — это и вьючное животное, и пища, и шерсть, и кожа. В хозяйстве жителей побережья и островов озера Титикака значительным подспорьем является рыболовство.
В питании индейцев главное место занимает картофель. Из картофеля кечуа и аймара изготовляют чуньо — крахмалистый продукт, по составу близкий картофельной муке, который может храниться много лет.
Одно из главных ремесел индейцев Альтиплано, особенно кечуа, — изготовление одежды и других изделий из шерсти лам и овец. У индианок, идущих за караваном лам или на рудник, за спиною нередко находится ребенок, привязанный цветастым платком агуайо, а впереди за поясом почти всегда торчит рогулька с шерстью или с хлопком, из которых скручивается нить. Пряжа окрашивается до изготовления ткани. Ткани с красивыми и яркими сочетаниями цветов ткутся у индейцев вручную на примитивных горизонтальных станках. Они производятся для собственного потребления и на продажу (втом числе на экспорт). Из других ремесел у кечуа и аймара развито изготовление керамической посуды без гончарного круга и плетение из тростника и соломы корзин, циновок, сетей и т. д.
Несмотря на кустарное изготовление тканей, одежда аймара и кечуа в основном фабричного производства. Мужчины носят рубашку, жилет и брюки, фетровые шляпы и кожаные сандалии. Женщины-аймара носят широкие юбки и кофты, поверх которых набрасывают шаль, на голове у них неизменные шляпы-котелки. В отличие от мужчин они реже носят обувь. Женщины-кечуа надевают поверх рубашки несколько широких длинных юбок, одна короче другой, так что яркая кайма нижней юбки видна из-под надетой сверху. От холодных ветров Альтиплано особенно хорошо защищают домотканые плотные пончо из шерсти и вязаные шапочки-шлемы: горро — у аймара, чульо — у кечуа.
В густонаселенных районах, примыкающих к озеру Титикака, селения индейцев встречаются двух типов: деревни и небольшие хутора посреди обрабатываемых участков. Небольшие индейские дома из адобы (сырцовый кирпич), камня, а иногда из дерновых блоков или тростниковых циновок имеют прямоугольную или квадратную форму, реже — цилиндрическую. Крыши покрываются тростником (около озера Титикака) или сухой травой — ичу. Окна в них отсутствуют, пол земляной, очаг топится по-черному. В этих домах обычно нет самой примитивной мебели, ее заменяют в основном шкуры лам и альпак. В прошлом они освещались плошками с ламьим жиром и фитилем из шерсти ламы, а сейчас используются примитивные керосиновые светильники. В тех случаях, когда дома не побелены, они малоразличимы на сероватом фоне ландшафта Альтиплано. На севере Альтиплано дома, как правило, несколько фундаментальней и благоустроенней жилищ в центральной и южной частях плоскогорья.
Как уже отмечалось, земли здесь плодородней и осадков больше, чем на юге, люди живут более обеспеченно.
Кроме кечуа и аймара на Альтиплано сохранилось несколько очень небольших по численности индейских племен. Наиболее интересно из них по образу жизни племя урус. Спасаясь от завоевателей, оно переселилось на острова озер Титикака и Поопо. На озере Титикака один из поселков этого племени расположен на искусственном острове, сплетенном из тростника. Из него же построены хижины и лодки.
Индейцы Альтиплано — наиболее неимущая и бесправная часть населения Боливии. В более бедственном положении находятся лишь «лесные индейцы» Ориенте. При заготовке леса и расчистке площадей под плантации их обычно сгоняют с земли, оттесняя в глубь лесов.
Большинство испаноязычных метисов (чоло) стремятся избавиться от индейских обычаев, нравов и внешнего облика, усвоить европейские обычаи, манеры и одежду. Так же как и испанские колонисты, они предпочитали селиться в основном в городах. Обычно чоло живут зажиточней индейцев. Они заняты в торговле, промышленности, на плантациях и в сфере услуг. Численность метисов в Боливии продолжает расти. Это самая динамичная часть боливийского народа.
Наиболее высокое положение в боливийском обществе принадлежит белым боливийцам (в основном испанским креолам), занимающим, как правило, руководящие посты.
Как и во всех латиноамериканских странах, идущих по капиталистическому пути, в Боливии очень велики социальные контрасты. На долю эксплуататорских классов, составляющих лишь несколько процентов населения, приходится более трети национального дохода страны. Подавляющая масса населения — трудящиеся — живет в большой нищете. Среднегодовой доход у 2/3 населения — один из самых низких в Латинской Америке. Рабочие в обрабатывающей промышленности Боливии трудятся по 60—70 часов в неделю.
Особенно низко оплачивается труд сельскохозяйственных батраков. Бичом трудящихся является безработица. По данным ООН, рацион питания боливийца (1860 калорий в день) составляет лишь 70% физиологической нормы, необходимой для нормального существования организма. Цены на продукты питания в Боливии очень высоки, поэтому многие боливийцы почти не потребляют мяса, масла, молока и сахара, ограничиваясь картофелем, кукурузой и овощами.
Особенно плохо питается индейская часть населения. Чтобы заглушить голод, снять усталость, индейцы употребляют сушеные листья кустарника кока. Их жуют, смешивая с золой или известью. Даже для успокоения кричащих от голода детей индианки дают им пососать разжеванные листья коки. Кока — каждодневный «хлеб» индейцев, хорошо известный еще в государстве инков. В Боливии этот наркотик доступен каждому бедняку, и редко можно встретить индейца, у которого одна щека не казалась бы опухшей из-за жвачки коки. Очень много коки потребляют индейцы, работающие на рудниках. Работа в глубоких, плохо оборудованных и проветриваемых шахтах в условиях значительной высоты и большой разреженности атмосферы чрезвычайно тяжела. Чтобы выдержать нечеловеческие условия труда, индейцы-шахтеры жуют листья коки. От тяжелого труда и постоянного употребления наркотика они уже в 30—35 лет становятся инвалидами, и мало кто из них доживает до 40 лет.
Массовое потребление коки — важная проблема здравоохранения. Немало жизней уносят также простудные и инфекционные заболевания: малярия (в Юнгасе и Ориенте), дизентерия и туберкулез. От них особенно страдает опять-таки индейское население, которое живет в антисанитарных условиях и постоянно недоедает. Медицинское обслуживание в стране развито очень слабо. В 1970 г. один врач приходился на 2400 жителей, причем 90% врачей проживали в семи крупнейших городах страны. До сих пор жителям многих сельских районов приходится пользоваться услугами знахарей. Стоимость лечения у врачей столь велика, что и в городах значительная часть жителей обращается к народной медицине, которая имеет в Боливии давние традиции. Так, одно из небольших племен группы колья (колья-уайа), живущее к северо-востоку от озера Титикака (в провинции Баутиста Сааведра) с древних времен завоевало славу знахарей. Передавая знания лечебных свойств трав из поколения в поколение, они до сих пор выполняют роль врачевателей, обслуживающих индейцев Боливии. В Ла-Пасе за старым собором Св. Франциско до сих пор существует целый квартал, где лечат колья-уайа,
Древние индейские цивилизации составили не только основу культуры современных кечуа и аймара, но и оказали большое влияние на всю боливийскую культуру. Хотя памятники доинкского периода сохранились плохо, но и сейчас можно восхищаться искусством древних ваятелей, создавших замечательные скульптуры Тиуанаку. Влияние древнего искусства заметно и в изделиях нынешних боливийских ремесленников — орнаментах тканей, резьбе по дереву и т. п.
Влияние испанской культуры в Боливии несколько меньше, чем в большинстве латиноамериканских стран. Два крупных индейских народа — кечуа и аймара во многом смогли сохранить свою самобытность. Испанская культура более всего заметна в городах — их архитектуре, языке и религии населения, характере праздников и увеселений. Как и в некоторых других странах Латинской Америки, в Боливии очень низок такой важнейший показатель культуры, как грамотность — более половины населения неграмотно, особенно много неграмотных среди индейцев. Школу посещают менее 60%- детей от 6 до 14 лет.
Официальная религия Боливии — католицизм. Однако у индейцев сохраняются пережитки дохристианских верований. Католический ритуал у основных народностей страны — аймара и кечуа сочетается с земледельческо-скотоводческим культом и рядом других особенностей. Другие религиозные группы немногочисленный представлены протестантами, адвентистами седьмого дня, баптистами, квакерами, меннонитами, методистами, пятидесятниками и др.
Особенно характерны для национальной культуры карнавалы, которые устраиваются в основном в наиболее крупных городах в первой половине года и отчасти восходят к древним индейским обрядам. Так, знаменит восьмидневный индейский карнавал в «столице олова» — Оруро, который проводится с XVII в. Карнавал — всенародное празднество. Участвуя в нем, боливийцы надевают свои самые яркие одежды. Гвоздем карнавала в Оруро являются «диабладас» — вокально-хореографические представления, изображающие борьбу сил добра и зла. Это — прямое продолжение древних ритуальных танцев индейцев, посвященных покровителю горняков Супаку. Страшные маски участников представления свидетельствуют о богатой фантазии их творцов. Стремясь удержать индейцев под своим влиянием, католическая церковь Боливии смотрит сквозь пальцы на удивительные сочетания христианских и языческих обрядов.