Искусство плетения
Искусство плетения достигло такого развития, что, пожалуй, превзошло подобное ремесло, имевшее место в другом первобытном мире.
Немногие народы, даже более развитые в культурном отношении, чем мапуче, могли продемонстрировать искусство плетения, равное их искусству. Мапуче были и по сей день остаются, без сомнения, большими мастерами не только по качеству исполнения, но и по многообразию форм и их изяществу. Лес на юге Чили щедр на всякую растительность, превосходно подходящую для плетения. Индейцы умели извлекать из нее именно то, что было надо. Плели из растительных волокон, камыша, соломы, листьев, изготавливая из них всевозможные изделия: от необычайно изящных и тонких до грубых поделок, предназначенных для практических целей. Даже хижина была похожа на плетенную из соломы корзину.
Индейцы применяли способ спирального переплетения. Для циновок, настилов, ковров и т. д. использовали плетение косичками, а для лассо, веревок — от длинных и толстых до тончайших — применяли кручение. Из веревок делали разнообразные сети, в том числе рыболовные, и сумки для переноски различных предметов среднего размера и не слишком тяжелых, а также маленькие корзиночки — подлинные произведения искусства из тончайшей фибры — и многие другие необходимые в домашнем хозяйстве предметы, как, например, сито, решето и т. д. Такой расцвет этого ручного ремесла — плетения — может быть объяснен только недостаточным умением мапуче обрабатывать дерево. Действительно, деревообработка не была развита широко из-за отсутствия обрабатывающих инструментов из железа. Каменньш топором было невозможно изготовление ровных и гладких досок или других деталей, необходимых для производства изделий из дерева.
Необходимость сохранения продуктов питания побудила к поискам соответствующих форм. Лукошко, наипростейший образец такого ремесла, было, видимо, первым предметом, предназначенным для хранения, сбора, транспортировки почти всего, с чем мапуче соприкасались в быту.
Круглые лукошки «кэлко» были необыкновенно удобны и прочны. Из тростника делали как остов, так и основную часть предмета. Для этого разделяли стебли, вынимали сердцевину и скребли их до тех пор, пока не получали длинную в сантиметр шириной ленту. Чтобы остов; был крепче, оставляли для него стебли с частью мякоти. Техника была проста. Она заключалась в том, чтобы протянуть ленту через верх и низ остова. Полусферическая форма лукошек достигалась путем сгибания стеблей и стягивания их лентой, которая удерживала нужный размер окружности. Через определенное число поворотов добавлялись новые стебли, укреплявшие остов лукошка. Стебли отделялись один от другого по мере продвижения работы. Кэлко были очень удобны для хранения одежды, съестного, переноски зерна и т. п. Их также употребляли7 для мытья мелкой рыбешки. Размеры кэлко были разнообразны.
«Чиуэ» представляет собой большой слегка вогнутый, почти плоский, круглый поднос. Им пользовались при сборе плодов и овощей. «Чаиуэ» представлял собой небольшое кэлко неплотного плетения. Использовалось для сбора ракушек. Делали также нечто вроде кошеля — «пилуэ» — для тех же целей.
«Льепу» и «балай» — это тоже утварь, сделанная из тростникового стержня, скрученного в спираль и оплетенного косой из растительных лент. Они были круглые, слегка вогнутые, иногда с приподнятыми краями. Их тоже использовали при сборе урожая для просушивания зерна, фасоли, а также дома при чистке маиса. «Лонго» и «пагил» — это названия плетеных предметов того же способа изготовления, но цилиндрической формы и с крышкой. Они были небольшого размера и предназначались для хранения предметов личного пользования.
Из того же материала, но уже не в форме сетки плелись «пилуа» и «петриуэ», различавшиеся по форме. Одна была круглая, другая—удлиненная. В них хранили плоды, картофель и разные домашние предметы. Циновки «чалма» плелись из соломы, камыша или жонкиля, употреблялись для сидения и изготовлялись с большим искусством. Некоторые из них («трипил») достигали 10 см толщины. Они предназначались в качестве подстилки для спанья или просто для лежания.
Для изготовления лассо употребляли главным образом жонкиль, плетенный косой разной толщины и длины, которые зависели от того, какую эластичность хотел придать плетельщик своему изделию. Их употребляли для перевязывания и укрепления перекрещивающихся конструкций. Хижину и площадку возле дома подметали метлами «лепиуэ». Для целей туалета употреблялась кисточка или метелочка «рена», которой причесывали волосы.
«Льолье» (корчага) плелась как удлиненный конус, открытый с обеих сторон. Ее подвешивали и опускали в озеро или реку для рыбной ловли широким концом вниз наподобие перевернутой воронки, заключенной в четырехугольную плетеную сетку.
На побережье и на Чилоэ плели сети для рыбной ловли. К нижней части сети подвешивали камни-грузила, а к .верхней — поплавки из легкого дерева. Такая сеть была длиной в 20 метров и шириной в 2 метра. К обеим ее концам приделывали шесты— «калон». На один из них скручивали сеть после рыбной ловли. Рыбу ловили два человека. Оба входили в воду, развертывая сеть по кругу и делая загон.
«Пакеиль» — прелестные круглые, усеченной конической формы корзинки с крышкой. Употреблялись для храпения мелких предметов. «Пилуа» — это хорошенькие, сферической формы сеточки в виде ромбов для переноски легких предметов. Сетки «петриуэ», напоминающие гамак, только намного меньшего размера, использовались как сито для просеивания пищевых продуктов или для выжимания сока.
Из «копиуэ», имеющей длинные эластичные стебли, ¿изготовляли мешки-кошели различных размеров в зависимости от назначения, особенно для переноски плодов. Из них делали изящные цилиндрические корзинки, употреблявшиеся для фильтрования чичи и для хранения мелких предметов. Эти два вида стеблей очень широко используются для производства плетеных тканей.
Из разных видов тростника и вьющихся растений изготовлялись плетенные «косичкой» ковры, настилы, циновки и т. д. разных размеров и толщины, отличающиеся друг от друга структурой плетения — плотные или редкие. Способ плетения избирался в соответствии с назначением изделий, которые порой были так плотны, что не пропускали воду.
Здесь упомянуты лишь некоторые виды плетеных изделий. В действительности же существует громадное их разнообразие в размерах и формах. Эти изделия являются прекрасной демонстрацией незаурядного таланта индейских мастеров, настоящих художников в ремесле плетения.