Исторические реальности и мифы современности
Кандидат исторических наук Ю. ГАВРИКОВ.
Мне привелось посетить многие страны Латинской Америки, а в некоторых прожить не один год. Каждая имеет свою притягательную специфику, но, пожалуй, ни одна из них не хранит столько удивительных памятников истории и не преподносит столько археологических сюрпризов, как Перу. В древности здесь сложились высокоразвитые цивилизации, оставившие потомкам несравненные образцы искусства: ткани и керамика, произведения скульптуры, зодчества, свидетельства обширных и глубоких знаний в области медицины, астрономии, мелиорации, дорожного строительства и т. д.
Некоторые реликвии этих высокоразвитых культур буквально поражают человеческое воображение. Взять хотя бы загадочные рисунки, выполненные на почве в пустыне Наска. Гигантские размеры фигур людей, зверей, птиц, рыб, разбросанных на огромном плато протяженностью 50 километров с севера на юг и 10 километров от подножия Кордильер к западу. До сего времени ученые Перу и других стран продолжают спор о назначении этих гигантских изображений ("Наука и жизнь" № 7, 1973 и № 12, 1974). Перуанец X. Кабрера связывает рисунки Наски с "неандертальцами разумными" - они приручили летающих ящеров, сами летали на них, и полосы Наски служили им аэродромом.
На карте показаны древние центры цивилизации Перу, I тыс. н.э.
Путешествуя сегодня в Андах, вы можете пройтись по дорогам, построенным во времена инков. Специалисты считают, что эти мощеные тракты общей протяженностью свыше 15 тысяч километров по своему совершенству намного превосходят многие известные нам дороги древних в Старом Свете.
Подобные археологические памятники, встречающиеся буквально на каждом шагу в сочетании с преступно равнодушным отношением былых правителей к истории национальной культуры, создавали благоприятную почву для далеко не научной деятельности "уакерос" - копателей кладов и захоронений, мистификаторов и дельцов. В стране появилась своего рода "индустрия", способная отштамповать необходимым тиражом любую необыкновенную "археологическую находку". Может быть, поэтому в Перу мало кого удивляют довольно частые сенсационные опровержения, появляющиеся на страницах печати по поводу тех или иных в свое время нашумевших "открытий древности".
Немногие в Лиме говорили о публикации одной из столичных газет, которая в начале 1975 года подвергла сомнению подлинность "камнетеки" доктора Кабреры из города Ика. Тогда было опубликовано и интервью с двумя братьями - граверами по камню, которые утверждали, что это они изготовили по заказу и эскизам "одного сеньора из Ики" немало камней. Обращало на себя внимание то обстоятельство, что, помимо неточных сведений о "заказчике" и довольно сбивчивого рассказа в целом, братья не смогли дать вразумительного ответа на ряд довольно существенных вопросов. Например, сколько конкретных заказов они выполнили (не нужно забывать, что "камнетека" Кабреры насчитывает более 15 тысяч экземпляров!), каким инструментарием располагают (а он должен быть очень совершенным, чтобы наносить на твердую породу ажурную сетку рисунков!)...
"Пересадка сердца". Некоторые ученые полагают, что сюжет этих рисунков навеян операциями на сердце, проведенными в 60-е годы К. Бернардом.
Мне, так же как и Ю.А. Зубрицкому, довелось побывать в гостях у доктора Кабреры, рассматривать его коллекцию. Хавьер Кабрера производит впечатление человека, самозабвенно и искренне увлеченного камнями и своей гипотезой. Отношение перуанских историков и археологов, с которыми мне приходилось беседовать о "камнетеке" доктора Кабреры, их мнения, как правило, оказывались довольно противоречивыми. Ближе к истине стоят, вероятно, те, кто, не исключая подлинности отдельных экземпляров коллекции, полагает, что в целом ее владелец стал жертвой определенной мистификации (я даже не исключаю, что, используя его интерес, кто-то заказывал большую часть камней упомянутым или другим граверам, а затем доставлял их Кабрере под видом "подлинных").
Лимcкая газета "Экспресо" в номере от 24 декабря 1974 года посвятила X. Кабрере и его "камнетеке" обширный материал, в котором указывала со ссылкой на "Журнал регионального музея Ики", что подобные камни хранятся не только в упомянутом музее, но и в небольших частных коллекциях жителей этого города (перечислялись имена). В Перу, говорилось там, у людей имеется по нескольку экземпляров аналогичных камней с рисунками.
Все это, на мой взгляд, призывает проявить разумную критичность к выдвинутой гипотезе.