Битва под Копаном
Когда испанцы подошли к городу, именуемому Копан, они нашли там несметные полчища индейцев. Место засады с юга и с севера защищали высокие горы, а с запада — глубокий ров, который наполнялся водой из реки Копан. А позади рва для защиты своего города касик[14] Калель велел выстроить частокол из тяжелых бревен и в них проделать отверстия для метания стрел.
Испанцы не ожидали встретить такого сильного противника.
Испанский полководец Эрнандо де Чавес собрал отряд кавалеристов и подошел к линии противника, чтобы начать переговоры. Через своих переводчиков Чавес предложил храброму вождю индейцев — Калелю покориться испанскому королю и признать христианского бога. Индейский вождь выслушал спокойно увещевания Чавеса. А потом объявил с превеликим гневом, что ни он, ни его народ не признают чужеземного ига. После этих слов Калель выстрелил из лука, а его воины стали метать копья. Чавес вынужден был отступить.
В ту ночь Эрнандо де Чавес созвал совет из военачальников и решил на заре двинуть войска в наступление против Калеля.
Не успел Эрнандо де Чавес выступить со своим авангардом, как на противоположной стороне рва появились индейцы с яркими перьями на голове, со щитами из шкур тапира в руках. Они были вооружены луками, пращами и копьями. Началась жестокая битва между испанцами и копанеками. Она длилась почти весь день, и много было убитых и с той и с другой стороны. Никто не хотел сдаваться. Индейцам пришлось очень худо под огнем испанских аркебузов. Но ничто не могло сломить отважных копанеков — они защищались отчаянно и заставили Чавеса отступить с тяжелыми потерями.
Но вот однажды ночью в лагерь испанцев прокрался индейский касик, враждовавший с храбрым Калелем. Он выдал Чавесу военную тайну — рассказал, что ров вырыт не везде на одинаковую глубину, и указал место, где его можно перейти вброд.
Эрнандо де Чавес на следующее же утро повел свое войско к индейским укреплениям. Он нашел там большой гарнизон индейцев, вооруженных копьями с острием из вулканического стекла обсидиана. При виде испанцев индейцы подняли неистовый крик и стали бить в барабаны и дуть в трубы, сделанные из морских раковин.
Чавес повел в наступление пехоту, за ней следовали другие части.
Копанеки выдержали атаку с большой стойкостью. Испанский полководец прислал подкрепление своим силам. Началась горячая битва, такая, какой не было раньше. Копанеки ринулись в жестокую атаку, а испанцы стояли посреди рва, как «неподвижная гора». Инд«йцы не пускали противника вперед. Но завоеватель тоже решил не отступать.
Тем временем Калель обходил посты и убеждал своих людей защищаться до последней капли крови.
Много раз испанцы пытались прорваться сквозь индейские укрепления: в железных латах, со стальными мечами и неведомым оружием в руках, они бросались на индейцев. Но все было напрасно. Ин
дейцы отбили все атаки.Но вот испанец Хуан Васко де Осуна, весь покрытый грязью и кровью, вскочил на своего коня и, как разъяренный тигр, бросился к крепости. За Васко де Осуна последовало двенадцать других всадников. Ужас и смятение охватили индейцев: они никогда не видели человека на лошади, и всадники казались им страшными чудовищами. Испанцы воспользовались замешательством и перебили огромное множество индейцев.
Касик Калель появлялся в местах самых жестоких схваток и старался поддержать в своих людях мужество. Когда же он увидел, что потери на стороне индейцев так велики, что бессмысленно продолжать сражение, он вынужден был отступить. С небольшим количеством отважных воинов он продолжал отбивать атаки из-за прикрытия. Однако испанцы одержали верх.
Луки и стрелы индейцев оказались бессильны перед огнестрельным оружием испанцев.
[14] Касик — индейский вождь.