Смутное время в Центральной Америке
Со времени покорения Центральной Америки испанцами в первой половине XVI века населяющие ее народы в течение почти трехсот лет находились под иноземным владычеством. Независимость пришла в начале XIX века как результат многодетной освободительной борьбы против испанской короны в Южной Америке и Мексике, где армии колонизаторов были разгромлены. Это создало благоприятные условия для освобождения и Центральной Америки. Независимость была провозглашена здесь 15 сентября 1821 года. По первой конституции на перешейке между двумя океанами возникла Федеральная республика Центральной Америки, и состояла она из пяти государств — Гватемалы, Гондураса, Никарагуа, Коста-Рики и Сальвадора. Каждое из них объявлялось «свободным и независимым в вопросах своего внутреннего управления».
Фреска с изображением сановников майя в звериных шкурах. Бонампак, Гватемала.
Выход Центральной Америки из положения испанской колонии произошел без активной борьбы патриотических, революционных сил. Испания, силы которой были подорваны вооруженным подавлением освободительных восстаний в других районах Америки, просто оказалась неспособной и дальше осуществлять колониальную власть. Однако и патриотические силы были слабы. Поэтому случилось так, что первые хлопоты по управлению новой независимой федерацией взяли на себя бывшие королевские чиновники и офицеры; последний генерал-капитан стал первым политическим руководителем Центральной Америки (Габино Гаинса). Ясно, что в такой обстановке помещики-латифундисты и католическая церковь, скопившие в своих руках за счет угнетения индейского населения огромные богатства, употребили все силы, чтобы приспособиться к новым порядкам, а на деле удержать свое прежнее влияние. Эти мрачные силы сплотились вокруг образовавшейся партии консерваторов.
Но в эти годы в Центральной Америке начинали действовать и другие политические силы, выступавшие за подлинно прогрессивные преобразования, за ограничение засилья помещичьей знати и католической церкви. Эти силы во многом следовали передовым идеям, провозглашенным североамериканской и французской революциями XVIII века. Эти силы сгруппировались вокруг либеральной партии.
Не прошло и пяти лет со дня провозглашения независимости, как между либералами и консерваторами началась ожесточенная гражданская война, на долгие годы охватившая Центральную Америку. Именно в этот период на исторической арене появилась героическая фигура Франсиско Морасана, пламенного сторонника единства всех центральноамериканских народов, их независимого и свободного развития. И историки, и прогрессивные политические деятели сходятся на том, что Морасан — подлинный символ борьбы за единую, свободную и процветающую Центральную Америку. О нем говорили: «Исключите гений Морасана, и вы убьете душу Центральной Америки». В самом деле, имя его почитается до сих пор всеми Центральноамериканскими народами.
Франсиско Морасан родился в 1792 году в семье торговца, в нынешней столице Гондураса городе Тегусигальпа. Часто путешествуя вместе с отцом, молодой Франсиско видел, как тяжела жизнь простых крестьян-индейцев и трудового городского люда под игом королевской колониальной власти, креольских помещиков-латифундистов и католической церкви. Он сам рано научился читать и как мог доставал редкие тогда в его стране книги. Глубочайшее впечатление на него произвели сочинения великих просветителей XVIII века Монтескье, Руссо, Токвиля и других, нашедшиеся в библиотеке его родственника. Просветительские идеи справедливости, свободы, равенства и братства на всю жизнь овладели помыслами Морасана. В Гондурасе он и начал свою военную и политическую деятельность, долгое время возглавлял единое правительство Центральной Америки с резиденцией в Гватемале, затем руководил правительством Сальвадора. С оружием в руках он боролся за лучшее будущее своей родины на землях всех пяти составлявших ее стран. Многогранна была его прогрессивная деятельность: он проявлял большую заботу о школах, основал университет в городе Сан-Сальвадоре (Сальвадор) и в Леоне (Никарагуа), издал декрет об освобождении рабов, объявил свободу вероисповедания, при нем был введен суд присяжных. За торжество демократических идей ему приходилось почти непрерывно сражаться с оружием в руках. Морасан верил в силу передовых идей, в их способность повернуть ход исторических событий.
А между тем самые мрачные, реакционные силы Центральной Америки — помещики и католическое духовенство, объединенные под знаменами партии консерваторов,— старались расширить мятеж против прогрессивных преобразований правительства Морасана. Особую ярость вызвали у них конфискация имущества монашеских орденов, ссылка некоторых особенно жестоких священников и монахов. Католические попы призвали нищих и безграмотных крестьян-индейцев к открытому мятежу против правительства либералов.
Что мог противопоставить этим призывам Морасан? Что он мог предложить в то время широким массам народа? Не умевшие ни читать, ни писать, опутанные нескончаемыми долгами помещикам, находившиеся под сильнейшим влиянием священников, простые индейцы никак не могли увидеть перспективу светлого будущего, которую открывал для них Морасан. У него, по сути дела, не было средства общения со своим народом. Только очень немногие могли услышать его: читать прокламации и воззвания умели лишь грамотные, которых были считанные единицы. А в то же время любое послание выдворенного из страны епископа, любая клевета на Морасана сразу же сообщались тысячам прихожан-индейцев с церковных кафедр и папертей. И за спиной лживых проповедников как бы стоял непререкаемый авторитет бога, фанатичную веру в которого испанские колонизаторы внедряли здесь на протяжении трех столетий. Вот почему все прогрессивные начинания Морасана неизменно наталкивались на слепое и ожесточенное сопротивление индейских крестьянских масс, подстрекаемых католическими священниками видеть в каждом либерале слугу дьявола.
Мятеж против правительства либералов усилился в 1836 году с началом эпидемии холеры. Опустошительность этой эпидемии — за несколько месяцев умерло полторы тысячи человек — была тут же использована противниками Морасана. Церковники утверждали даже, что либералы отравляют колодцы и водоемы, чтобы извести людей, а их земли отдать «иностранцам». Когда же правительство запретило захоронения в церквах, чтобы предотвратить распространение заразы, это толковалось как «лишение усопших прав быть вместе с богом в его храме».
Скульптурный портрет древнемайяского правителя. Барельеф. Фрагмент стелы. Сейбаль, Гватемала. Конец I тыс.н.э.
Как это часто бывало в истории, нашелся и способный главарь мятежа, фанатично веривший в то, что он действует за правое дело «защиты истинной веры и добрых старых порядков», на благо простого народа. Таким главарем стал никому не известный дотоле 22-летний сержант Рафаэль Каррера, грубый и невежественный парень. Его необузданную смелость и прирожденный военный талант сумели подчинить себе католические священники и монахи. Каррера — «человек из народа», выступавший «во имя веры»,— необычайно быстро стал популярен среди самых широких масс фанатично религиозных крестьян-индейцев, сотнями и тысячами стекавшихся к нему. Мятеж разрастался. Отряды Карреры нападали на города и деревни, зверски умерщвляя правительственных чиновников и либералов.
К началу 1838 года Каррера решился напасть на город Гватемалу — столицу федерации. Современники писали, что это походило на нашествие варварских орд. Пьяные, едва одетые, люди Карреры громкими криками требовали восстановления привилегий духовенства и смерти «иностранцев». Многие шли с мешками, чтобы унести побольше награбленного. Сам же главарь мятежников появился в Гватемале в мундире испанского генерала. Вступление «армии» Карреры в город сопровождалось столь дикими насилиями и разнузданными оргиями, что даже развязавшие этот мятеж духовенство и верхушка консерваторов были ошеломлены происходившим и принимали все меры для умиротворения разбушевавшихся людей Карреры и удаления их из Гватемалы.
Главарь мятежников получил немалую награду от своих хозяев: 1000 песо для себя и 10 тысяч песо для своих людей. Ему преподнесли чин полковника и назначение губернатором в городок Мита — подальше от столицы. Забрав с собой награбленное, а также военные трофеи —2000 новых ружей и пушку, отряды Карреры ушли в горы.
Но скоро в Гватемалу пришло письмо на имя правительства за подписью Рафаэля Карреры. Индейский вождь писал, что до него дошел слух, будто бы в столице о нем распространяют дурную славу, и предупреждал, что, если это будет продолжаться, ему придется вернуться в Гватемалу и прекратить подобные разговоры. Такого рода напоминания о себе Каррера посылал неоднократно через странствующих индейцев.
Потом Гватемалу взволновала новая опасность. Стало известно, что в горах собираются индейцы, отколовшиеся от Карреры, что они намерены разгромить столицу, перебить всех белых, взять обратно землю, которая по праву принадлежит им, и установить республику «Свободных ягуаров».
Говорили также, что и Каррера вербует людей, чтобы опять пойти на Гватемалу.
Среди жителей снова началась паника. Сотни людей покидали столицу. По большой дороге двигались караваны лошадей, мулов, носильщиков-индейцев, нагруженных домашним скарбом.
Правительство прекратило выдачу паспортов и издало декрет, призывавший все население к оружию.
Стефенсу было трудно сразу разобраться в противоречивой политической обстановке и уяснить сложную ситуацию.
Помимо всего, Стефенс узнал, что в мае 1839 года, незадолго до его приезда, истек срок полномочий президента, сенаторов и депутатов федерального правительства, однако выборы не были назначены. Только у вице-президента не истек срок полномочий, так как он был избран позже и теперь оставался единственным официальным представителем правительства. Гватемала, Гондурас, Никарагуа, Коста-Рика объявили свою независимость, Сальвадор и провинция Кесальтенанго все еще поддерживали федерацию. Морасан, главнокомандующий федеральными войсками, занял Гондурас и оттуда пробовал управлять страной.
«Я пробыл всего три дня в Гватемале,— пишет Стефенс,— и уже было не по себе. Тучи, которые собрались на политическом горизонте, действовали угнетающе на население. Вечера я проводил дома, в одиночестве».
Когда Каррера снова занял Гватемалу, он всюду расставил патрули из индейцев. Это были наивные недисциплинированные парни, которым очень нравилось стрелять из мушкетов. Им было приказано спрашивать: «Кто идет?», «Какие люди?», «Какого полка?», а потом в зависимости от ответа стрелять. Пароль был: «Свободная родина», «Крестьянин» и «Мир».
Скоро прошел слух, что Каррера после отлучки вернулся в Гватемалу. Стефенсу захотелось увидеть индейского вождя. Он договорился с английским консулом, мистером Павоном, отправиться вместе на прием к «Индейскому Королю», как величали индейцы своего вождя.
Не теряя времени, они встретились на следующее утро у Стефенса на квартире. Английский консул посоветовал археологу надеть парадный дипломатический мундир с золотыми пуговицами: говорили, что Каррера любил внешний блеск. Стефенс воспользовался советом и достал из сундука свой залежавшийся мундир.