Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Послесловие

Макарова Алла Юльевна ::: Путешествие в страну майя ::: Мерин Б.

Книга А. Ю. Макаровой посвящена индейцам майя — народу, который вписал блестящую страницу в мировую цивилизацию. «Еще до нашествия испанцев,— писал великий художник-монументалист Диего Ривера,— мексиканские художники-индейцы проявили великую силу и великий талант. Как всякое истинно высокое искусство, их творчество имело ярко выражен­ный национальный характер: оно было связано с землей, с природой, с живот­ными, с различными божествами, с красками окружающего их мира. Искусст­во определялось в первую очередь чувствами людей. Оно выражало их надеж­ды и страхи, предрассудки и радости, страдания и идеалы».

Создав неповторимые памятники культуры, майя и соседние индейские народы вынуждены были на протяжении почти всей истории вести борьбу как против уничтожения своей самобытной культуры, так и против угрозы полного физического истребления со стороны чужеземных конкистадоров.

В 1523 году испанские завоеватели во главе с Педро де Альварадо вторг­лись в Центральную Америку. В 1560 году на территории, которую в основном населяли индейцы майя, было образовано генерал-капитанство Гватемала, в состав которого вошли Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Сальвадор, Никарагуа и часть нынешней Мексики. Коренное население, большинство которого состав­ляли индейцы майя, было закрепощено испанскими конкистадорами. Наряду с феодальными формами эксплуатации существовало и рабство.

Экономику генерал-капитанства определяло сельское хозяйство: возделывались маис, какао, индиго, позднее — кофе и сахарный тростник. Промышлен­ности, за исключением небольших кустарных мастерских, в городах не было. Колониальное господство сковывало развитие производительных сил. Корен­ное население, создавшее на рубеже нашей эры впервые в Америке письмен­ность, оставалось почти сплошь неграмотным.

Начавшуюся в 1810 году на континенте войну за независимость широко поддержали народы Центральной Америки, которые испытывали на себе тяжелый гнет метрополии. Развитию освободительного движения способствова­ло завоевание независимости Мексикой и другими испанскими колониями в Америке.

15 сентября 1821 года[64] собрание представителей населения города Гватема­лы приняло декларацию, провозгласившую независимость провинций, состав­лявших генерал-капитанство Гватемалы. Гнет колониальной Испании, продол­жавшийся 300 лет, был ликвидирован. После непродолжительной унии с Мек­сикой бывшие пять провинций генерал-капитанства Гватемалы объединились в самостоятельное государство — Соединенные провинции Центральной Амери­ки, которое осуществило ряд прогрессивных для того времени мероприятий. Был создан выборный двухпалатный законодательный орган, отменено рабство, беглым рабам предоставлялась свобода, упразднялись феодальные титулы, ограничивалось церковное землевладение.

Вскоре в федерации началась борьба между консерваторами и либера­лами, которая переросла в междоусобную войну. В 1829 году к власти пришли либералы во главе с гондурасцем Ф. Морасаном. Просветитель и та­лантливый полководец, он много сделал для укрепления Соединенных про­винций. Избранный президентом федерации, Морасан провел конфискацию церковных земель, провозгласил свободу вероисповедания, способствовал строительству школ.

Однако междоусобная борьба в странах Центральной Америки не прекра­щалась. На политической арене действовали самые разнообразные силы. В 1833 году сепаратисты, возглавляемые гватемальцем Р. Каррерой, разбили войско Морасана. В 1839 году Каррера объявил о расторжении пакта о феде­рации, и в Центральной Америке образовались самостоятельные государства: Гватемала, Гондурас, Сальвадор, Никарагуа и Коста-Рика. После получения независимости эти страны стали объектом экспансии капиталистических госу­дарств. В середине XIX века наиболее прочные позиции здесь занимал англий­ский капитал; со второй половины века его начал серьезно теснить американ­ский.

Для достижения своих колонизаторских целей правящие круги Соединен­ных Штатов использовали флибустьеров, усиленно поощряли различного рода авантюристов, пытавшихся утвердить флаг США в этом районе. Особенно «прославился» флибустьер из Калифорнии, расист У. Уокер. Он отстранил от власти президента Никарагуа Ривасаи назначил на этот пост себя. Посол Соединенных Штатов в Никарагуа поспешил признать новое «правительство». Первым мероприятием Уокера было насаждение в стране рабства по примеру южных штатов США. Он открыто проповедовал «культ белого человека», считая, что индейцам и другим цветным уготована самой судьбой роль рабов. Он стремился распространить власть на всю территорию Центральной Америки. Его поддерживали рабовладельцы Соединенных Штатов: снабжали деньгами, вербовали наемников.

На борьбу с бандами Уокера поднялись все центральноамериканские на­роды. Решающую роль сыграла костариканская армия под командованием вид­ного политического деятеля Центральной Америки президента Коста-Рики Хуана Мора. Состоявшая в основном из крестьян, плохо вооруженная, она нанесла сокрушительные удары по отборным бандам. Уокер бежал в Соединен­ные Штаты. После очередной попытки высадиться в Центральной Америке он был схвачен и расстрелян.

Закабаление Центральной Америки североамериканским капиталом глав­ным образом связано с «Юнайтед фрут компани». Она начала свою деятель­ность в этом районе в конце XIX века.

Агрессивная политика североамериканского империализма прикрывалась теорией «предначертания судьбы», согласно которой Западное полушарие должно быть сырьевым придатком США.

Острая внутриполитическая борьбы, экономическая отсталость, продаж­ность местной олигархии также облегчали проникновение североамериканского империализма в этот район. Огромное значение придавали правящие круги Соединенных Штатов и стратегическому положению центральноамериканских стран.

«Юнайтед фрут» захватила огромные участки земли в Центральной Аме­рике. Ей принадлежали многочисленные предприятия, железные дороги, паро­ходные линии. Она имела собственную полицию. «Эта могущественная компа­ния,— отмечали авторы книги «Банановая империя» Д. Кепнер и Д. Сузхилл,— уничтожала своих конкурентов, распоряжалась правительствами, завла­дела железными дорогами, разорила плантаторов, поработила рабочих». Капи­тал «Юнайтед фрут» в первой половине XX века превысил бюджет всех центральноамериканских республик, вместе взятых. Не случайно эту компа­нию называли «государством в государстве», а Кейта, президента ее, «коро­лем Центральной Америки». «Юнайтед фрут компани» получала баснословные доходы. Достаточно сказать, что в Гватемале ее чистая годовая прибыль в несколько раз превышала бюджет этой страны. В то же время ежегод­но на плантациях, принадлежавших компании, умирали от голода и бо­лезней тысячи трудящихся. «Юнайтед фрут» нарушала свои же соглаше­ния, подписанные с правительствами центральноамериканских стран, для того чтобы еще больше увеличить прибыли; она действовала бесконтрольно, попи­рая законы и конституции этих стран.

Народы центральноамериканских стран вели мужественную борьбу с импе­риализмом Соединенных Штатов за экономическую и политическую самостоя­тельность. Наиболее значительные события в истории этой борьбы связаны с вооруженным сопротивлением никарагуанского народа под руководством Сан­дино и гватемальской революцией 1944—1954 годов.

Сандино — выходец из бедной индейской семьи. Он писал о себе: «Высшей честью для меня является то, что я вышел из числа угнетенных. Я плоть от плоти нашего народа». Шесть лет (с 1927 по 1933) армия Сандино, состояв­шая из 2 тыс. рабочих, крестьян, студентов, наносила одно поражение за другим превосходящим силам Соединенных Штатов, на вооружении которых находи­лись артиллерия, авиация, эсминцы и крейсеры. Американские самолеты стерли с лица земли десятки никарагуанских селений, но сломить сопротивление армии Сандино, пользовавшейся поддержкой народа и всех прогрессивных сил Латинской Америки, захватчики не смогли. К «генералу свободных людей», как называли Сандино, стекались сотни добровольцев из стран Западного полушария.

В январе 1933 года экспедиционный корпус США, не сумев сломить сопро­тивление армии Сандино, вынужден был покинуть Никарагуа. Но в стране оставалась национальная гвардия, созданная на деньги США и обученная американскими инструкторами. То, что не смог сделать экспедиционный корпус Соединенных Штатов, совершили национальные гвардейцы во главе с Анастасио Сомосой, которому президент США Ф. Рузвельт дал следующую характе­ристику: «Сомоса — сукин сын, но это наш сукин сын». Вероломно заманив Сандино в западню, они зверски с ним расправились. Такая же участь постигла и большинство других героев освободительного движения из армии Сандино. В результате в стране надолго утвердилась династия ставленника США — Сомосы, превратившая Никарагуа в вотчину североамериканского капитала. Развитие мощного демократического движения в мире, окрепшего под влия­нием побед Советского Союза во второй мировой войне над силами фашизма, оказало глубокое воздействие на народы Центральной Америки. Наиболее яркое воплощение этот подъем освободительного движения нашел в гватемаль­ской революции октября 1944 года.

Мировой экономический кризис 1929—1933 годов тяжело отразился на экономике Гватемалы, которая была деформирована американским империализ­мом и носила монокультурный характер. В 1931 году в результате переворота в стране установилась реакционная диктатура генерала Хорхе Убико. При нем были ликвидированы все буржуазно-демократические свободы, прогрессивные организации подверглись преследованию, прекратила существование компартия Гватемалы. «Наша страна,— цинично заявлял Убико,— индейская страна, а для индейцев есть лишь один закон — кнут».

В 1934 году правительство Убико приняло так называемый «Закон о бро­дягах» с целью обеспечения даровой рабочей силой монополий США и местных латифундистов. Убико отдал страну на разграбление американским монополиям, захватившим основные отрасли национальной экономики. Американские моно­полии имели в стране свои концентрационные лагеря. Рабочие-индейцы масса­ ми гибли на ее плантациях. Они получали мизерную заработную плату, как правило выдаваемую не в национальных денежных единицах, а в бонах, которые принимались только лавками, принадлежавшими «Юнайтед фрут компани». На ее плантациях широко эксплуатировался детский труд. Двадцать процен­тов рабочих составляли дети до 14 лет.

В результате развернувшегося в стране народного движения в июне 1944 го­да диктатура Убико была свергнута. Вскоре в столице произошло вооружен­ное восстание, явившееся началом антиимпериалистической, антиолигархической революции. В начале 1945 года к власти пришло правительство X. Аревало, поддерживаемое всеми демократическими силами Гватемалы. Была принята буржуазно-демократическая конституция, взявшая курс на развитие нацио­нальной экономики и предоставившая конгрессу право запрещать или ограни­чивать деятельность иностранных монополий. В 1945 году правительство Аре­вало установило дипломатические отношения с СССР. С 1949 года важную роль стала играть вновь созданная Коммунистическая партия Гватемалы.

За время пребывания X. Аревало у власти американские монополии органи­зовали многочисленные заговоры, направленные против народа. Однако, не­смотря на это, на новых президентских выборах 1950 года ставленники импе­риализма Соединенных Штатов потерпели поражение. Подавляющим боль­шинством был избран видный прогрессивный деятель Гватемалы полковник Хакобо Арбенс. Правительство Арбенса осуществило мероприятия, направлен­ные на дальнейшую демократизацию политической жизни страны, на создание независимой экономики.

Напуганные демократическими преобразованиями в Гватемале и их влияни­ем на освободительное движение в Латинской Америке, империалисты США, опираясь на силы гватемальской реакции, осуществили с территории Гондураса в июне 1954 года вооруженную интервенцию в Гватемалу. В стране была уста­новлена диктатура ставленника американского империализма Кастильо Армаса (1954—1957).

Несмотря на свирепые расправы с патриотами, в центральноамериканских странах ширится и крепнет освободительное движение. 19 июля 1979 года рух­нула диктатура Сомосы в Никарагуа. Многолетняя и трудная борьба патриотов этой многострадальной страны завершилась победой. Это выдающееся событие подтвердило, что народы Центральной Америки не смирятся с гнетом своей и чужеземной реакции, которая на протяжении многих десятков лет хочет пора­ботить славных потомков индейцев майя и других индейских племен.

В последние годы в государствах Центральной Америки растет стремление к установлению и расширению отношений с СССР и другими социалистически­ми странами. Так, Советский Союз подписал с Коста-Рикой целый ряд торго­вых, культурных и других соглашений. Установлены дипломатические отно­шения с Никарагуа. Большой вклад в укрепление мексикано-советских отношений внес визит в нашу страну в 1978 году президента Мексики Хосе Лопеса Портильо — страны, где бережно хранят и развивают лучшие традиции свободолюбивого и талантливого народа майя.

Б. Мерин, доктор исторических наук


[64] Эта дата отмечается в странах Центральной Америки как День незави­симости.