Послесловие
Книга А. Ю. Макаровой посвящена индейцам майя — народу, который вписал блестящую страницу в мировую цивилизацию. «Еще до нашествия испанцев,— писал великий художник-монументалист Диего Ривера,— мексиканские художники-индейцы проявили великую силу и великий талант. Как всякое истинно высокое искусство, их творчество имело ярко выраженный национальный характер: оно было связано с землей, с природой, с животными, с различными божествами, с красками окружающего их мира. Искусство определялось в первую очередь чувствами людей. Оно выражало их надежды и страхи, предрассудки и радости, страдания и идеалы».
Создав неповторимые памятники культуры, майя и соседние индейские народы вынуждены были на протяжении почти всей истории вести борьбу как против уничтожения своей самобытной культуры, так и против угрозы полного физического истребления со стороны чужеземных конкистадоров.
В 1523 году испанские завоеватели во главе с Педро де Альварадо вторглись в Центральную Америку. В 1560 году на территории, которую в основном населяли индейцы майя, было образовано генерал-капитанство Гватемала, в состав которого вошли Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Сальвадор, Никарагуа и часть нынешней Мексики. Коренное население, большинство которого составляли индейцы майя, было закрепощено испанскими конкистадорами. Наряду с феодальными формами эксплуатации существовало и рабство.
Экономику генерал-капитанства определяло сельское хозяйство: возделывались маис, какао, индиго, позднее — кофе и сахарный тростник. Промышленности, за исключением небольших кустарных мастерских, в городах не было. Колониальное господство сковывало развитие производительных сил. Коренное население, создавшее на рубеже нашей эры впервые в Америке письменность, оставалось почти сплошь неграмотным.
Начавшуюся в 1810 году на континенте войну за независимость широко поддержали народы Центральной Америки, которые испытывали на себе тяжелый гнет метрополии. Развитию освободительного движения способствовало завоевание независимости Мексикой и другими испанскими колониями в Америке.
15 сентября 1821 года[64] собрание представителей населения города Гватемалы приняло декларацию, провозгласившую независимость провинций, составлявших генерал-капитанство Гватемалы. Гнет колониальной Испании, продолжавшийся 300 лет, был ликвидирован. После непродолжительной унии с Мексикой бывшие пять провинций генерал-капитанства Гватемалы объединились в самостоятельное государство — Соединенные провинции Центральной Америки, которое осуществило ряд прогрессивных для того времени мероприятий. Был создан выборный двухпалатный законодательный орган, отменено рабство, беглым рабам предоставлялась свобода, упразднялись феодальные титулы, ограничивалось церковное землевладение.
Вскоре в федерации началась борьба между консерваторами и либералами, которая переросла в междоусобную войну. В 1829 году к власти пришли либералы во главе с гондурасцем Ф. Морасаном. Просветитель и талантливый полководец, он много сделал для укрепления Соединенных провинций. Избранный президентом федерации, Морасан провел конфискацию церковных земель, провозгласил свободу вероисповедания, способствовал строительству школ.
Однако междоусобная борьба в странах Центральной Америки не прекращалась. На политической арене действовали самые разнообразные силы. В 1833 году сепаратисты, возглавляемые гватемальцем Р. Каррерой, разбили войско Морасана. В 1839 году Каррера объявил о расторжении пакта о федерации, и в Центральной Америке образовались самостоятельные государства: Гватемала, Гондурас, Сальвадор, Никарагуа и Коста-Рика. После получения независимости эти страны стали объектом экспансии капиталистических государств. В середине XIX века наиболее прочные позиции здесь занимал английский капитал; со второй половины века его начал серьезно теснить американский.
Для достижения своих колонизаторских целей правящие круги Соединенных Штатов использовали флибустьеров, усиленно поощряли различного рода авантюристов, пытавшихся утвердить флаг США в этом районе. Особенно «прославился» флибустьер из Калифорнии, расист У. Уокер. Он отстранил от власти президента Никарагуа Ривасаи назначил на этот пост себя. Посол Соединенных Штатов в Никарагуа поспешил признать новое «правительство». Первым мероприятием Уокера было насаждение в стране рабства по примеру южных штатов США. Он открыто проповедовал «культ белого человека», считая, что индейцам и другим цветным уготована самой судьбой роль рабов. Он стремился распространить власть на всю территорию Центральной Америки. Его поддерживали рабовладельцы Соединенных Штатов: снабжали деньгами, вербовали наемников.
На борьбу с бандами Уокера поднялись все центральноамериканские народы. Решающую роль сыграла костариканская армия под командованием видного политического деятеля Центральной Америки президента Коста-Рики Хуана Мора. Состоявшая в основном из крестьян, плохо вооруженная, она нанесла сокрушительные удары по отборным бандам. Уокер бежал в Соединенные Штаты. После очередной попытки высадиться в Центральной Америке он был схвачен и расстрелян.
Закабаление Центральной Америки североамериканским капиталом главным образом связано с «Юнайтед фрут компани». Она начала свою деятельность в этом районе в конце XIX века.
Агрессивная политика североамериканского империализма прикрывалась теорией «предначертания судьбы», согласно которой Западное полушарие должно быть сырьевым придатком США.
Острая внутриполитическая борьбы, экономическая отсталость, продажность местной олигархии также облегчали проникновение североамериканского империализма в этот район. Огромное значение придавали правящие круги Соединенных Штатов и стратегическому положению центральноамериканских стран.
«Юнайтед фрут» захватила огромные участки земли в Центральной Америке. Ей принадлежали многочисленные предприятия, железные дороги, пароходные линии. Она имела собственную полицию. «Эта могущественная компания,— отмечали авторы книги «Банановая империя» Д. Кепнер и Д. Сузхилл,— уничтожала своих конкурентов, распоряжалась правительствами, завладела железными дорогами, разорила плантаторов, поработила рабочих». Капитал «Юнайтед фрут» в первой половине XX века превысил бюджет всех центральноамериканских республик, вместе взятых. Не случайно эту компанию называли «государством в государстве», а Кейта, президента ее, «королем Центральной Америки». «Юнайтед фрут компани» получала баснословные доходы. Достаточно сказать, что в Гватемале ее чистая годовая прибыль в несколько раз превышала бюджет этой страны. В то же время ежегодно на плантациях, принадлежавших компании, умирали от голода и болезней тысячи трудящихся. «Юнайтед фрут» нарушала свои же соглашения, подписанные с правительствами центральноамериканских стран, для того чтобы еще больше увеличить прибыли; она действовала бесконтрольно, попирая законы и конституции этих стран.
Народы центральноамериканских стран вели мужественную борьбу с империализмом Соединенных Штатов за экономическую и политическую самостоятельность. Наиболее значительные события в истории этой борьбы связаны с вооруженным сопротивлением никарагуанского народа под руководством Сандино и гватемальской революцией 1944—1954 годов.
Сандино — выходец из бедной индейской семьи. Он писал о себе: «Высшей честью для меня является то, что я вышел из числа угнетенных. Я плоть от плоти нашего народа». Шесть лет (с 1927 по 1933) армия Сандино, состоявшая из 2 тыс. рабочих, крестьян, студентов, наносила одно поражение за другим превосходящим силам Соединенных Штатов, на вооружении которых находились артиллерия, авиация, эсминцы и крейсеры. Американские самолеты стерли с лица земли десятки никарагуанских селений, но сломить сопротивление армии Сандино, пользовавшейся поддержкой народа и всех прогрессивных сил Латинской Америки, захватчики не смогли. К «генералу свободных людей», как называли Сандино, стекались сотни добровольцев из стран Западного полушария.
В январе 1933 года экспедиционный корпус США, не сумев сломить сопротивление армии Сандино, вынужден был покинуть Никарагуа. Но в стране оставалась национальная гвардия, созданная на деньги США и обученная американскими инструкторами. То, что не смог сделать экспедиционный корпус Соединенных Штатов, совершили национальные гвардейцы во главе с Анастасио Сомосой, которому президент США Ф. Рузвельт дал следующую характеристику: «Сомоса — сукин сын, но это наш сукин сын». Вероломно заманив Сандино в западню, они зверски с ним расправились. Такая же участь постигла и большинство других героев освободительного движения из армии Сандино. В результате в стране надолго утвердилась династия ставленника США — Сомосы, превратившая Никарагуа в вотчину североамериканского капитала. Развитие мощного демократического движения в мире, окрепшего под влиянием побед Советского Союза во второй мировой войне над силами фашизма, оказало глубокое воздействие на народы Центральной Америки. Наиболее яркое воплощение этот подъем освободительного движения нашел в гватемальской революции октября 1944 года.
Мировой экономический кризис 1929—1933 годов тяжело отразился на экономике Гватемалы, которая была деформирована американским империализмом и носила монокультурный характер. В 1931 году в результате переворота в стране установилась реакционная диктатура генерала Хорхе Убико. При нем были ликвидированы все буржуазно-демократические свободы, прогрессивные организации подверглись преследованию, прекратила существование компартия Гватемалы. «Наша страна,— цинично заявлял Убико,— индейская страна, а для индейцев есть лишь один закон — кнут».
В 1934 году правительство Убико приняло так называемый «Закон о бродягах» с целью обеспечения даровой рабочей силой монополий США и местных латифундистов. Убико отдал страну на разграбление американским монополиям, захватившим основные отрасли национальной экономики. Американские монополии имели в стране свои концентрационные лагеря. Рабочие-индейцы масса ми гибли на ее плантациях. Они получали мизерную заработную плату, как правило выдаваемую не в национальных денежных единицах, а в бонах, которые принимались только лавками, принадлежавшими «Юнайтед фрут компани». На ее плантациях широко эксплуатировался детский труд. Двадцать процентов рабочих составляли дети до 14 лет.
В результате развернувшегося в стране народного движения в июне 1944 года диктатура Убико была свергнута. Вскоре в столице произошло вооруженное восстание, явившееся началом антиимпериалистической, антиолигархической революции. В начале 1945 года к власти пришло правительство X. Аревало, поддерживаемое всеми демократическими силами Гватемалы. Была принята буржуазно-демократическая конституция, взявшая курс на развитие национальной экономики и предоставившая конгрессу право запрещать или ограничивать деятельность иностранных монополий. В 1945 году правительство Аревало установило дипломатические отношения с СССР. С 1949 года важную роль стала играть вновь созданная Коммунистическая партия Гватемалы.
За время пребывания X. Аревало у власти американские монополии организовали многочисленные заговоры, направленные против народа. Однако, несмотря на это, на новых президентских выборах 1950 года ставленники империализма Соединенных Штатов потерпели поражение. Подавляющим большинством был избран видный прогрессивный деятель Гватемалы полковник Хакобо Арбенс. Правительство Арбенса осуществило мероприятия, направленные на дальнейшую демократизацию политической жизни страны, на создание независимой экономики.
Напуганные демократическими преобразованиями в Гватемале и их влиянием на освободительное движение в Латинской Америке, империалисты США, опираясь на силы гватемальской реакции, осуществили с территории Гондураса в июне 1954 года вооруженную интервенцию в Гватемалу. В стране была установлена диктатура ставленника американского империализма Кастильо Армаса (1954—1957).
Несмотря на свирепые расправы с патриотами, в центральноамериканских странах ширится и крепнет освободительное движение. 19 июля 1979 года рухнула диктатура Сомосы в Никарагуа. Многолетняя и трудная борьба патриотов этой многострадальной страны завершилась победой. Это выдающееся событие подтвердило, что народы Центральной Америки не смирятся с гнетом своей и чужеземной реакции, которая на протяжении многих десятков лет хочет поработить славных потомков индейцев майя и других индейских племен.
В последние годы в государствах Центральной Америки растет стремление к установлению и расширению отношений с СССР и другими социалистическими странами. Так, Советский Союз подписал с Коста-Рикой целый ряд торговых, культурных и других соглашений. Установлены дипломатические отношения с Никарагуа. Большой вклад в укрепление мексикано-советских отношений внес визит в нашу страну в 1978 году президента Мексики Хосе Лопеса Портильо — страны, где бережно хранят и развивают лучшие традиции свободолюбивого и талантливого народа майя.
Б. Мерин, доктор исторических наук
[64] Эта дата отмечается в странах Центральной Америки как День независимости.