Как зажглись и погасли костры Огненной Земли
Чарлз Дарвин писал когда-то об огнеземельцах: «Глядя на них, невольно задаешь себе вопрос, откуда они пришли? Что могло их привлечь? Или какая перемена заставила целое племя людей покинуть прекрасные северные области, спуститься вниз по Кордильерам — этому позвоночному столбу Америки, изобрести и построить челноки, не употребляемые племенами, населяющими Чили, Перу и Бразилию, и, наконец, вступить в одну из самых негостеприимных стран на всем Земном шаре».
Почему Дарвин с такой уверенностью говорил, что предки огнеземельцев явились именно с севера? При взгляде на карту Огненной Земли такой вывод напрашивается сам собой: ведь от материка Южной Америки с севера архипелаг отделен лишь узким Магеллановым проливом, в то время как с востока и запада острова омывают воды двух беспредельных океанов.
Правда, с южной стороны лежит скованная льдами Антарктида. Французский ученый П. Риве, основываясь на этой относительной близости ледяного материка, высказал предположение, что предки огнеземельцев могли заселить Огненную Землю, пройдя из Австралии по краю Антарктиды. В качестве доказательства этой точки зрения Риве приводил исключительную способность огнеземельцев переносить холод, а также некоторое сходство языка она с языками туземцев Австралии.
Однако как ни стойко переносили холод племена Огненной Земли, нужно учитывать, что для человеческого организма существует все же предельная температура, ниже которой ни одно человеческое существо не может остаться в живых без специальной одежды.
В Антарктиде же, как известно, зимой температура опускается очень низко. Если предположить, что предки огнеземельцев проделали огромный переход по краю Антарктиды, приходится признать, что они обязательно должны были бы зимовать, (и не раз) на территории этого материка. Такой огромный путь, конечно, не мог быть проделан ими в течение одного лета. К тому же языковые связи Огненной Земли и Австралии также сомнительны. Следовательно, с подобной гипотезой вряд ли можно согласиться.
Может быть, разрешить эту загадку нам поможет внешний облик людей, их наружность? Часто именно физический тип позволяет науке установить пути переселения народов. Находя сходные типы людей на разных территориях, можно часто проследить историю изучаемого народа.
Как же отвечает антропология — наука, дающая сведения о физическом типе человека всех стран и всех времен, на вопрос о том, кто же были предки .племен Огненной Земли? Оказывается, что огнеземельцы по своей внешности мало сходны с аборигенами Австралии, что противоречит выводам Риве.
Комплекс черт, свойственный огнеземельцам, можно встретить только у индейских племен американского материка, что окончательно подтверждает правильность взгляда на обитателей Огненной Земли, как на пришельцев с севера. В дебрях Южной Америки сохранились племена, особенно близко родственные огнеземельцам. Под давлением более культурных или более воинственных племен эти племена были когда-то оттеснены в глухие дебри, в горы и наконец частично к югу, в Патагонию. Эти люди, оттесненные сюда, на крайний юг Южной Америки, были предками двух племен Огненной Земли — алакалуф и ямана (яган). Трудно сказать, долго ли они оставались в Патагонии, во всяком случае известно, что в конце концов они были вынуждены перебраться на острова Огненной Земли. Первыми пришли, вероятно, предки алакалуфов, за ними — ямана.
Впоследствии на Огненную Землю стали переселяться передовые отряды новых пришельцев с севера — селькнам (она). Алакалуфы и ямана были оттеснены на крайний юг и запад, где создали своеобразную культуру «водных кочевников», а она расселились на востоке Большого острова, сохранив много общего (физический тип. язык, культура) с родственными племенами Патагонии обитающими по другую сторону Магелланова пролива.
Образ жизни и культура этих племен описаны нами выше. Так жили эти народы не одно столетие, пока появление «белых» пришельцев не нарушило мирного течения их жизни...
Первыми европейцами, которые столкнулись с жителями Огненной Земли, были участники экспедиции Фин-Роя в 1832 году. Колонизация Огненной Земли началась, однако, еще позже. Объясняется это тем, что архипелаг представлял собой довольно бесплодную, бедную землю, удаленную от всего «цивилизованного» мира, на первый взгляд мало что могущую дать пришельцам.
Как всегда, начало колонизации положили миссионеры. Впервые идея обращения индейцев ямана в христианство возникла у английского морского капитана Аллена Гардинера, который в 1848 году обосновался на острове Эстадос, взяв с собой миссионера, врача и четырех моряков.
В 1851 году вся группа погибла от голода и болезней на южном побережье Большого острова.
Только в шестидесятых годах попытка основать миссию на самой Огненной Земле увенчалась успехом.
В 1869 году Стирлинг основал миссионерскую станцию Ушуайа, построив там первый деревянный дом. Преемником Стирлинга в Ушуайа был Томас Бриджес, перу которого принадлежит подробное описание культуры и быта яганов.
В 1881 г. архипелаг Огненная Земля был разделен между Аргентиной и Чили. Восточная часть его отошла к Аргентине, западная была признана владением Чили.
Самое южное на Земном шаре постоянное поселение — поселок Пуэрто-Вильямс на Огненной Земле (снимок сделан в 1959 г.)
Миссионеры открыли дорогу всякого рода авантюристам, приток которых усилился, когда на Огненной Земле было обнаружено золото.
Золотоискатели обходились с аборигенами крайне жестоко. Индейцы пробовали сопротивляться, но что могли сделать их жалкие луки и стрелы против огнестрельного оружия?
Огнеземельцы мстили золотоискателям, угоняя их лошадей, за что многие из аборигенов поплатились жизнью. За каждую угнанную лошадь убивали пять аборигенов.
За первыми золотоискателями вскоре явились колонисты, основавшие два поселения Хенте Гранде и Пор- венир.
Земли Большого острова оказались весьма удобными для овцеводства, быстро здесь распространившегося. Под пастбища стали занимать все лучшие земли, оттесняя аборигенов в пустынные районы.
Индейцы, не знавшие скотоводства, стали охотиться на овец как на дичь, находящуюся на их земле и законно им принадлежащую.
Тогда колонизаторы начали настоящую планомерную травлю местного населения. Чтобы «очистить» землю от индейцев, хозяева ферм платили по фунту стерлингов за пару ушей убитого индейца. Не останавливались и перед употреблением стрихнина для уничтожения целых групп индейцев.
Многие из колонистов нашли даже способ наживать барыши, продавая черепа огнеземельцев Лондонскому музею и получая за каждый по четыре фунта стерлингов.
К 1893 году колонизация распространилась уже до области Баина Инутиль. Вся удобная земля стала использоваться под пастбища для овец, поголовье которых быстро увеличивалось.
Индейцы были оттеснены в горные и лесные районы, почти лишены возможности добывать себе пищу и обречены на вымирание.
Число индейцев катастрофически быстро сокращалось. Так, к середине прошлого века насчитывалось 10— 12 тысяч огнеземельцев, к 1900 году их осталось: она — около 800 человек, яганов — около 200, алакалуфов — около 1000 человек (Зиберт).
К началу двадцатых годов нашего века индейцев- яганов оставалось лишь 70 человек, алакалуфов — 250, она — 265 (Гузинде).
Некоторые буржуазные ученые пытались скрыть истинную причину вымирания индейских племен, приписывая основную роль в этом различным болезням. Однако, как известно, организм индейцев хорошо приспособился к местному климату, и если болезни сыграли какую-то роль в их вымирании, то это были болезни, опять-таки занесенные европейцами.
Так, в 1884 году среди яганов произвела большое опустошение эпидемия кори; в конце двадцатых годов нашего века эпидемия оспы уничтожила последние остатки племени она.
В настоящее время племя она вымерло полностью, яганов сохранилось несколько человек, алакалуфов к 1948 году было около 80 человек (Зиберт). Однако и эти немногочисленные оставшиеся в живых представители огнеземельских племен почти полностью утеряли свою прежнюю культуру, живут случайным заработком, милостыней и только иногда выходят на охоту и рыбную ловлю подобно предкам.
В наши дни пассажиры судов, проходящих по Магелланову проливу, не увидят больше на берегу костров, по которым эта земля была некогда названа Огненной. «Страной погасших огней» скорее следовало бы назвать теперь архипелаг. А прежде огни хижин индейцев можно было видеть по всем долинам этого района от Магелланова пролива до канала Бигль. «Мужчина, смелый и сильный, сопровождаемый своей семьей, проходил по острову легкой походкой свободного человека, сознавая себя хозяином земли, которую попирала его нога. Но что же случилось? Где эти сильные мужчины, стройные и красивые женщины, веселая молодежь? Где девочки, собиравшие ракушки на берегу, и мальчики, упражнявшиеся в стрельбе из лука? Где охотники и их семьи? Погибли, уничтожены! И в этом повинны не чума, не война, а жадность и жестокость колонизаторов» (Гузинде).
* * *
Самый южный огород в мире (Огненная Земля, поселок Пуэрто- Вильямс, 55° ю. ш.). Грядки салата и картофеля прикрыты здесь высокими щитами от сильных ветров (снимок 1959 г.)
Когда были дописаны эти строки, к нам прилетела еще одна весть об Огненной Земле. Ее принес журнал «Курьер Юнеско».
Перед нами прекрасные фотографии, сделанные недавно на островах Огненной Земли. Остров Наварино... Дерево, изогнувшееся почти под прямым углом от вечных ураганных ветров... Самый южный на Земном шаре огород, где овощи растут под прикрытием щитов, оберегающих растения от жестоких ураганов... Самые южные цветы — подснежники на острове близ мыса Горн, дальше уже простираются льды Антарктики.
А вот и люди Огненной Земли. Мальчик в жалкой, рваной одежде, на плече — тяжелое бревно... На другом снимке — целая группа коренных огнеземельцев около примитивного шалаша; их бедная одежда европейского типа... Немного в их внешнем облике от предков.
Читаем о людях Огненной Земли скупые строки: «Самое южное на Земном шаре постоянное поселение- пункт Пуэрто-Вильямс, расположенный на острове Наварино. Вокруг этого поселения находятся еще несколько животноводческих станций и небольшая резервация, в которой живут два десятка последних огнеземельцев — яганов».
Есть еще снимок, который изображает индейца. Он сидит обнаженный, положив на колени огромный лук. Прямые волосы падают на глаза, пристально смотрящие вдаль... Кажется, он ждет врага и приготовился к защите своей родины... Это бронзовая фигура на памятнике, установленном в честь открытия Фернандо Магелланом Огненной Земли. Но одновременно это памятник павшим в неравной борьбе племенам Огненной Земли!