Кальес
Вступая на пост президента, Кальес был одержим подлинной страстью к социальным реформам и решимостью провести в жизнь те статьи конституции, которыми Обрегон предпочел пренебречь. Он намеревался управлять, как хозяин, а если нужно, — и как диктатор. Четыре года его правления были безусловным прогрессом в осуществлении обещаний революции. Эти годы были также отмечены неуклонной концентрацией власти в руках правящей клики. Участились случаи расстрела офицерами лиц, обвиненных в подрывной деятельности. К традиционному мексиканскому «лей фуга» прибавился, в качестве нового способа избавляться от неудобных заключенных, «лей де суисидио»[1].
Кальес был типичным представителем мексиканского революционного движения. Когда-то он был учителем начальной школы в Соноре, но его едва ли можно было назвать образованным человеком. Он был скорее военным главарем, чем интеллигентом. Кальес называл себя социалистом, но это не помешало ему сделаться богатым землевладельцем и давать своим коллегам возможность превращаться в капиталистов. В правление Кальеса быстро рос туземный мексиканский капитализм, сосредоточенный в строительстве и легкой промышлености. Главными его представителями были члены кабинета и друзья президента, которые могли рассчитывать на поддержку правительства. Превращение «кальистов» в группу богачей, вроде сиентификос Диаса, может служить новым примером той легкости, с какой путаные идеалы мексиканской революции превращались в сознательное своекорыстие. Через шесть лет после того, как он сделался президентом, Кальес был все еще диктатором, но утратил свое былое рвение к реформам.
Бюджет государства редко превышал 300 млн. песо, а четверть этой суммы попрежнему поглощалась армией. Период диктатуры Кальеса был периодом процветания торговли, и правительство имело в своем распоряжении в то время больше денег, чем любое правительство в прошлом. Кальес энергично проводил программу просвещения, начатую Васконселосом, затевал камлании по внедрению санитарии и гигиены, предпринимал обширные ирригационные работы и прокладывал современные дороги, начинавшие нарушать первобытное уединение сельской Мексики. До своего избрания президентом он посетил Куаутлу и объявил себя наследником Сапаты. Аграрная реформа, хотя сам Сапата высмеял бы ее, осуществлялась при Кальесе значительно быстрее, чем при Обрегоне. За четыре года было распределено 8 млн. акров земли между 1500 деревень. Чтобы воспрепятствовать тирании деревенских политиканов, эхидос сразу делились на индивидуальные участки, а для разрешения проблемы кредита был создан ряд сельскохозяйственных банков. Впрочем, банки оказались для политиканов слишком большим искушением. Четыре пятых их средств давались в виде ссуд не крестьянам, а богатым землевладельцам, обладавшим политическим влиянием.
Тем временем Моронес и главари КРОМ шли по тому же пути, что и кальисты, но быстрее и более откровенно.
Моронес занял в правительстве пост министра промышленности и несколько лет фактически играл в мексиканском рабочем движении роль диктатора. «Группа действия» продолжала проводить программу разрушения независимых профсоюзов и намеревалась завербовать всех мексиканцев, работавших по найму, в ряды КРОМ. Она завладела увеселительными предприятиями, добившись того, что все театральные представления, в которых не были заняты актеры — члены профсоюзов, освистывались, и, контролируя печатников, сумела осуществлять неофициальную цензуру над мексиканской прессой. Все же при Кальесе на долю рабочих выпадали некоторые подачки. Заработная плата продолжала расти, предприниматели были вынуждены платить возмещение рабочим, потерпевшим увечье или уволенным без уважительной причины. Но гораздо заметнее были преимущества, получаемые «группой действия». Члены ее построили себе в Тлалпаме великолепную усадьбу с бассейнами для плавания и площадкой для игры в мяч, приобретали гостиницы и через посредников даже фабрики. Моронес носил дорогие бриллиантовые кольца. Критикам он объяснял, что хранит драгоценности в качестве резервного фонда, который рабочий класс сможет использовать в час нужды. На вершине своей власти КРОМ, по ее данным, имела 1,5 млн. членов, но только 13 тыс. из них платили членские взносы[2]. Значительная часть богатства КРОМ была приобретена у капиталистов посредством шантажа. Моронес пришел к заключению, что выгоднее вести с предпринимателями переговоры, чем прибегать к классовой войне. Пока он был министром промышленности, количество стачек значительно сократилось. Продолжая называть себя социалистом и произнося речи о своей солидарности с хеймаркетскими жертвами, он начал доказывать, что принципы социализма вполне совместимы с политикой сотрудничества между рабочими и капиталистами.
Самая серьезная оппозиция режиму Кальеса исходила от духовенства. Мексиканская церковь была еще тесно связана с той системой обскурантизма и классового угнетения, которая развилась в колониальный период. Ее последователи попрежнему совершали паломничества, чтобы поклониться святой деве из Гвадалупе, а ее фанатики по-прежнему занимались самобичеванием, прижимали к головам венцы из кактусовых колючек и увешивали себе ноги тяжелыми железными гирями. Вся программа революции была духовенству антипатична. То обстоятельство, что духовенство, по его словам, имело свою программу реформ, не нарушало его союза с привилегированными классами. В 1913 г. католический конгресс рекомендовал реформы в области труда, аналогичные реформам статьи 123, а в 1921 г. священники начали организовывать профсоюзы, объявив принадлежность к союзу, входящему в КРОМ, смертным грехом. Но церковь ничего не дала для осуществления своей программы. Фабриканты должны были принимать ее предложения по доброй воле. Рабочим говорили, что повиновение хозяевам и примирение со своей бедностью является их религиозным долгом. Ни один католический профсоюз ни разу не объявил ни одной забастовки.
В 1926 г. возник конфликт, который, казалось, готов был превратиться в войну не на жизнь, а на смерть между церковью и революцией. Первым выстрелом было вторичное опубликование в мексиканской печати протеста против конституции, заявленного духовенством в 1917 г. Рассерженный этим внезапным враждебным актом, Кальес стал проводить в жизнь игнорировавшиеся до тех пор антиклерикальные статьи конституции. Выслали двести человек иностранных священников и монахинь, закрыли клерикальные начальные школы, священникам было приказано зарегистрироваться у гражданских властей. Епископы ответили, что регистрация даст правительству возможность отбирать священнослужителей по своему усмотрению и что они предпочтут регистрации стачку.
Вечером 31 июля 1926 г. священники оставили церкви» и на следующий день, впервые со дня высадки Кортеса, в Мексике не было католической службы. По распоряжению правительства церкви перешли в ведение комитетов граждан, которым было поручено следить за тем, чтобы они оставались открытыми.
Стачка, продолжавшаяся три, года, оказалась бесплодной. Индейское крестьянство было очень набожно, но вера его и через 400 лет была более языческой, чем христианской. Пока церкви оставались открытыми, пока индейцы могли жечь свечи, исполнять пляски и праздновать фиесты в честь своих местных святых, они могли обойтись без услуг священников. На защиту духовенства встали не индейцы, а креолы, и хотя их деятельность принесла церкви мало чести, она все же причинила правительству некоторое беспокойство. В западных штатах — Халиско, Колиме и Мичоакане—мятежники, известные под названием «кристерос», чьим лозунгом было «Кристо рей» [3] ушли в горы и стали поджигать государственные школы и совершать акты бандитизма. Духовенство сняло с себя ответственность за этот мятеж, но, повидимому, не сделало ничего, чтобы его ликвидировать. В апреле 1927 г. кристерос взорвали поезд, шедший из Мехико в Гвадалахару, причем было убито и сгорело 100 пассажиров. Было признано, что при этом террористическом акте присутствовали священники, но епископы пытались оправдать их, объясняя, что они служили кристерос только капелланами. В ответ Кальес выслал шестерых епископов за границу в Техас. Феррейра, командовавший войсками в Гвадалахаре и прославившийся тем, что позволял своим офицерам похищать школьных учителей в подвластном ему районе, не собирался ликвидировать мятеж слишком быстро. Он приказал опустошить район площадью в 6 тыс. квадратных миль в Северном Халиско. 60 тыс. ни в чем не повинных крестьян вытащили из их домов и загнали в концентрационные лагери, а затем отряды Феррейры обобрали все ценное, что было на этой территории, а остальное сожгли.
Одновременно с мятежом кристерос зимой 1925-1926 гг. возник новый конфликт с Соединенными Штатами. Кальес приступил к осуществлению отдельных пунктов статьи 27, направленной против иностранцев, и в частности предложил владельцам нефтяных промыслов обменять свои владельческие права на право аренды продолжительностью в 50 лет, считая с момента приобретения участка. Соединенные Штаты нашли этот декрет противоречащим тем заверениям, которые дал Обрегон в 1923 г., и утверждали, что, хотя эти заверения не были оформлены договором, они все же налагают на Кальеса известные моральные обязательства. Многие нефтяные магнаты, чье положение осложнялось тем обстоятельством, что вследствие путаницы в правах на землю в Мексике, а также насилия и плутовства, которыми отличался ранний период развития промышленности, мало кто из них имел безусловное право собственности на разрабатываемые ими поля, отказались приобрести право аренды. Мексиканское правительство возбудило против них судебные процессы.
В течение всего 1926 и начала 1927 г. между обоими правительствами происходил оживленный обмен нотами. Американские дельцы, имевшие капиталовложения в Мексике, стали требовать интервенции, а американские католики метали громы и молнии против религиозных преследований в Мексике. Кое-какие круги втайне добивались разрыва, ибо нападения мексиканских бандитов на американских граждан подозрительно участились, а изготовление фальшивых документов приняло масштабы крупной отрасли промышленности. Кульминационным пунктом явилось утверждение херстовской прессы, что четыре либеральных лидера в сенате Соединенных Штатов получили от мексиканского правительства взятку, превышающую миллион долларов. Эти явно смехотворные обвинения пали в конце концов на голову тех, кто их изобрел. Более того, двое самых шумливых сторонников интервенции, Олберт Б. Фолл и Эдуард Л. Дохини, были главными героями нефтяных скандалов при Гардинге. В 1927 г. американское общественное мнение решительно высказывалось за мир, и американское правительство решило изменить тактику. Весной посол Шеффилд был отозван из Мексики, а на смену ему назначен Дуайт Морроу.
Результаты приезда Морроу не замедлили сказаться. До сих пор американские дипломаты привыкли обращаться с мексиканцами, как с людьми низшей расы. Они недостаточно уважали права Мексики, как суверенной державы. Но Морроу начал не грозить, а льстить. Он завоевал доверие Кальеса, проявив большой интерес к его школам и ирригационным проектам. В результате через два месяца после приезда Морроу мексиканский верховный суд заявил, что законы о нефти противоречат конституции. Иностранцы, получившие права на недра до 1917 г., должны получить их в собственность [4]. В течение трех лет пребывания Морроу на посту посла его дружеские заверения и чарующие манеры имели и более серьезные последствия.
Приближались очередные президентские выборы, а с ними очередной военный мятеж. Кальес решил вернуть пост президента Обрегону, а для этой цели потребовалось внести соответствующее изменение в конституцию, причем в то же время срок, на который избирался президент, был продлен до шести лет. Угроза постоянного чередования Обрегона и Кальеса явилась достаточным поводом для пронунсиаменто, и генералы стали готовиться к войне. Но Кальес действовал быстро. В октябре 1927 г. был схвачен и расстрелян по обвинению в подготовке заговора в Мехико Франсиско Серрано. В Вера Крус поднял восстание Арнульфо Гомес, но его быстро загнали в горы, а через месяц и он был расстрелян. Единственным кандидатом остался теперь Обрегон, но причиной этого была скорее политика застращивания, чем популярность Обрегона. Между Обрегоном и Кальесом не было личной вражды. С 1924 г. Обрегон стоял в стороне от политики и наживал состояние, выращивая турецкий горошек. Оба вождя остались верны друг другу — случай весьма редкий в мексиканской истории. Тем не менее, политические деятели стали называть себя обрегонистами или кальистами. Обрегон издавна враждебно относился к КРОМ, и вокруг него сплотилась партия аграристов, все еще возглавляемая Сото-и-Гамой, а также все те, кто ненавидел и боялся Моронеса. КРОМ же выступала против его переизбрания и предполагала выставить кандидатуру Моронеса. Поняв, наконец, что избрание Обрегона неминуемо, она решила сохранить нейтралитет. Обрегон сразу заявил, что не нуждается в ее поддержке, и многозначительно добавил, что без труда заполнит вакансии в правительстве и без нее. Летом 1928 г. он был избран. Но через три недели (17 июля) Обрегон был убит католиком Хосе де Леоном Торалем.
Убийство Обрегона грозило вовлечь Мексику в самый серьезный политический кризис со времени раскола между Каррансой и Вильей. Сторонники Обрегона, рассчитывавшие заполнить места в новом кабинете, требовали, чтобы виновником убийства был признан тот, кто получил от него наибольшую выгоду, иными словами, «группа действия». Ходили даже слухи, что в убийстве каким-то образом замешан Кальес. В действительности Тораль был просто фанатиком и действовал совершенно независимо от кого бы то ни было. Даже на католиков нельзя было возложить ответственность за его поступок. Тем не менее любая попытка со стороны Кальеса завладеть властью расценивалась бы, как подтверждение выдвигавшихся против него обвинений.
В этом кризисе Кальес проявил редкую государственную мудрость; в сентябре, когда собрался конгресс, он созвал в столицу всех губернаторов штатов и генералов. Перед этим небывалым сборищем деятелей Мексики, и с одобрения посла США Морроу, нарушившего правила дипломатического этикета публичными аплодисментами, Кальес прочел заявление, в котором говорилось, что Обрегон был последним каудильо. Отныне ни сам он, ни любой другой вождь не будет править как диктатор. Настала пора заменить правление лиц правлением законов и создать такие учреждения, которые будут служить надлежащей основой для демократии.
Право выбрать временного президента было предоставлено конгрессу. Нужно было назначить человека, который принадлежал бы к группе обрегонистов и в то же время был приемлем для кальистов. Подходящей кандидатурой оказался Эмилио Портес Хиль, адвокат и бывший губернатор Тамаулипаса.
[1] Ley de suicidio (исп.) — закон о самоубийстве
[2] Всего в промышленности, горном деле и транспорте было занято около 850 тыс. чел. КРОМ претендовала на руководство некоторыми крестьянскими союзами, но фактически его не осуществляла
[3] Cristo rey (исп.) Христос — царь.
[4] Было, однако, достигнуто соглашение, что землевладельцы не будут считаться собственниками недр, если ими не было осуществлено никаких мероприятий, которые служили бы доказательством их намерения вести разработки.