Каса де лас Монхас — «Женский монастырь»
Если пойти от здания Акаб-Циб в западном направлении и выйти за каменный забор асьенды, то можно увидеть огромное здание, известное под названием «Женский монастырь», — одно из главных зданий Чичен-Ицы. Это здание хорошо сохранилось и отличается богатством и красотой своих орнаментов.
Совсем близко от «Женского монастыря», справа, находится «Иглесия» (церковь). Фасад ее украшен двумя карнизами сложного и красивого рисунка. Над дверью расположено двадцать иероглифов в четырех рядах, по пяти в каждом. И тут же, на этой стене,— своеобразное украшение, часто встречающееся в архитектуре Ушмаля,— шесть выдающихся вперед крючков, похожих на хобот слона[61]. Над дверью, в полукруглой нише, находится барельеф, на котором можно различить сидящую фигуру в головном уборе из перьев. Остальные орнаменты тоже характерны для архитектуры древних майя — такого стиля не встретишь ни у одного из других народов.
Вьющиеся тропические растения и кусты росли на крыше церкви, свешивались поверх карниза и еще больше подчеркивали прелесть изящного фасада этого древнего здания.
* * *
Здание «Женского монастыря» состоит из двух построек, различных по характеру архитектуры. Одна из них представляет как бы крыло основного здания. Общая длина всего здания по фасаду равна семидесяти шести метрам. Но только в здании-крыле находятся комнаты — их девять, и все они на первом этаже.
Крыло "Дома Монахинь" и "Иглесия"-церковь, Чичен-Ица. Рис. Казервуда.
Основное здание «Женского монастыря», к которому примыкает крыло, представляет собой сплошную громаду, сложенную из камней, скрепленных известковым раствором и предназначенную только для того, чтобы служить основанием для двух построек, венчающих монастырь. Грандиозная лестница — девятнадцать метров шириной, самая широкая из всех, которые Стефенс и Казервуд видели в этой стране,— поднимается на одиннадцать метров, до самого верха здания. Она подходит к надстройке, расположенной в центре огромной платформы. Ширина этой платформы со стороны фасада — пять метров. Она вся заросла травой и была приятным местом для прогулок — посетителю открывался великолепный вид на окружающую территорию.
С тыльной стороны платформы поднимается другая лестница и доходит до крыши верхнего здания; эта крыша служит площадкой для здания, возвышающегося над ним. Последнее, по словам Стефенса, было сильно разрушено. «Архитектура «Женского монастыря»,— пишет Стефенс,— характерна для архитектуры древних майя. Их зодчие никогда не строили верхнего здания на крыше нижнего, но всегда — отступя, позади. Основанием служил высокий фундамент из сплошного камня. Крыша нижнего здания была лишь площадкой для прогулки перед верхним зданием.
"Дом монахинь". Чичен-Ица. Рис. Казервуда.
Казалось, что все это громоздкое сооружение было задумано лишь для того, чтобы принять на себя тяжесть верхнего здания, состоящего из нескольких апартаментов, где мастерство и талант зодчих были щедро представлены».
Речь идет о хорошо сохранившемся верхнем переднем здании.
На том и другом конце этой надстройки находятся комнаты с тремя нишами. На стене, обращенной к югу, три двери, соответствующие трем нишам на северной стороне. Двери открывались в большой зал. На задней стене зала девять ниш.
«Все стены — от пола и до верхнего изгиба арки,— пишет Стефенс,— были покрыты цветным рисунком, теперь сильно стертым, но все еще носящим следы живых, ярких красок. Всматриваясь внимательно, мы различали отдельные фрагменты росписи: то голову с плюмажем из перьев, то руку, сжимающую щит или копье. Но все попытки Казервуда скопировать остатки этой росписи кончились неудачей».
Но вот исследователи спустились вниз и остановились за углом крыла «Женского монастыря», у здания «Иглесия», о котором была уже речь.
Фасад "Иглесии". Чичен-Ица. Рис. Казервуда.
Сравнительно большая высота подчеркивает приятные пропорции красивого здания. На передней стене — три карниза, сложный скульптурный орнамент расположен между ними. Этот скульптурный барельеф довольно грубо выполнен, но общее впечатление величественное. Главное украшение сосредоточено над притолоками дверей, а по ту и другую сторону от двери расположен барельеф с фигурами сидящих людей, к сожалению очень сильно выветренный. Та часть орнамента, которая находится под вторым карнизом, своим рисунком напоминает стены древних городов Лабны и Сайиля.
Само здание «Иглесия» хорошо сохранилось. Внутреннее помещение представляет собой одну большую комнату, когда-то оштукатуренную. Наверху стены, под самой аркой, видны следы медальонов лепной работы, в которых были заключены иероглифы.
Индейцы не боятся бывать на развалинах Чичен-Ицы, и только это здание вызывает у них суеверный страх; они рассказывают, что по страстным пятницам там раздается таинственная музыка. Исследователи устроили в этом здании лабораторию, принесли туда дагерротип (предшественник фотоаппарата) и работали весь день в страстную пятницу, но никакой музыки не слышали. Внутреннее помещение хорошо подходило для этой работы: свет проходил через единственную дверь, и затемнение легко устраивалось. Не нужно было также каждый раз после работы все складывать и уносить.
[61] В представлении индейцев (предположительно) это носы бога дождя. (Примеч. В. И. Гуляева.)