Кэскис
Кэскис, полководец из числа министров Атауальпы, дал бой конкистадорам. После нескольких часов сражения он отступил в горы, имитировав бегство. Всадники преследовали его до полного изнеможения. Кэскис только этого и ждал. Контратаковав противника, он одержал значительную победу. Мосты из плетеных лиан после отхода были сожжены победителями во избежание преследования. Кэскису удалось соединиться с Титу Атаучи и вместе с ним направиться в Кахамарку. Здесь они детально изучили все, что произошло с Атауальпой в последние дни его жизни. Писарь Куэльяр «за дерзость и непочтительность» при вынесении смертного приговора Атауальпе был приговорен к смерти. Других пленных, которые были против казни Инки, простили и предоставили им возможность соединиться с остальными испанцами. Им было поручено представить Писарро «мирные предложения», на основе которых местные вожди надеялись сосуществовать с захватчиками. Они просили не препятствовать назначению Манко Капака законным Инкой, как сына Уайны, нерушимо соблюдать законы прежних инков, принятые на благо их вассалов. Одновременно вожди обязались не чинить препятствий распространению христианского учения, которое они принимают. Среди других пунктов предлагалось отправить эти мирные предложения в Испанию на утверждение короля. Инкские вожди обязались не нападать на испанцев, рассматривая их пребывание в стране как неизбежное бедствие, ниспосланное богами. Они также брали на себя обязательство поставлять завоевателям продовольствие и служить им, но не в качестве рабов. После этого Титу Атаучи и Кэскис, доверчивые и верящие в законность, стали ждать ответа.
Тем временем Писарро продолжал свой путь. Ему удалось взять в плен Каликучиму, «великого военачальника Атауальпы», обвиняемого в убийстве Уаскара по приказу пленного Инки.
Он возил пленника повсюду с собой, потому что считал выгодным иметь столь авторитетного и важного заложника. Однако он изменил свое решение, увидев удовлетворение на лице пленника в момент нападения на их отряд воинов Кэскиса. Он понял, что «храбрый воин не упустит возможности уничтожить своих врагов и добыть свободу для своей родины». Конкистадор считал, что Каликучима будет главным препятствием в осуществлении его планов, и решил убрать его со своего пути. Он приказал его сжечь, что многим показалось «слишком суровой мерой»218.
Коварный Альмагро и жаждущий реванша Альварадо направлялись в Куско, чтобы встретиться с Писарро. Осведомленные о том, что Кэскис находится поблизости, они ускорили марш, чтобы ночью застать противника врасплох. Застигнутый неприятелем касик прежде всего позаботился о спасении беззащитного населения, направив его в горы. В то же время он поручил Уаипальке организовать отпор. Последний со своими воинами начал сбрасывать с высоты крутых склонов вниз на захватчиков крупные камни. Эти камни, захватывая по пути другие, падали на испанцев и их лошадей. На самого Альмагро упал большой камень, который «чуть не убил его, поразив коня».
День за днем продолжались бои, заканчивавшиеся победой инков. Испанцы потеряли на крутых горных склонах около сотни человек и тридцать четыре лошади. В руки победителей попало много дорогой одежды, золота и серебра, брошенных при отступлении.
При виде катастрофического бегства испанцев храбрый и дерзкий Кэскис еще более утвердился в своей решимости бороться с ними до полного изгнания из страны. Другие его соратники, несмотря на одержанную победу, были настроены более пессимистично и хотели скрыться в горах. Разногласия достигли наивысшего накала, копье Уаипальки оборвало жизнь героя.