Кецалькоатль (Quetzalcoatl)
Древние корни Кецалькоатля.
Кецалькоатль - или как ещё произносят его имя, Кетцалькоатль - Пернатый Змей - сказочный гибрид райской птицы (кецаль) и змеи (коатль), символ соединения вековечной мудрости с красотой и светозарностью.
Он не был только ацтекским богом. Все индейские боги благополучно жили в умах у народов древних цивилизаций мексиканской земли на протяжении почти трех тысячелетий, и только в последние два столетия перед вторжением европейцев (испанцев) были приписаны ацтекам. Задолго до ацтекской, существовала другая цивилизация - ольмекская. О существовании цивилизации ольмеков учёные узнали совсем недавно. Она просуществовала около тысячи лет: ее следы обрываются в I столетии до нашей эры, когда, например, такой центр мексиканской цивилизации как Теотиуакан ещё только набирал силу. Если внимательно приглядеться, то в ольмекских рисунках-глифах можно увидеть первые противопоставленные друг другу изображения ягуара и змея - символов будущего "мирового" противостояния индейских богов Тецкатлипоки и Кецалькоатля. В качестве главного божества ольмеки, всё-таки считали, очевидно, человека-ягуара - оборотня, воплощающего могущество и безжалостность сил земли и ночи. Возможно, это они же и создали в своем воображении Кетцалькоатля как противопоставление человеку-ягуару.
Как Кецалькоатль стал только ацтекским богом.
Когда появились первые пирамиды, пантеон индейских богов был почти полностью "сформирован", и Кецалькоатль занимал в нем не последнее, а можно сказать - одно из ведущих мест. Среди всех пирамид, многие посвящены Кетцалькоатлю - он, полагали индейцы, изобрел для них календарь, и он, превратившись однажды в муравья, выкрал из подземных кладовых зерно маиса и дал его людям.
Все цивилизации имеют своё начало и конец. Чаще всего цивилизации покорялись другими народами, менее просвещёнными, но удивительно способными к ассимиляции. Как раз в то время к ослабевшим, потерявшим былое могущество городам шли племена кочевых охотников. Звали их "чичимеками" ("люди собачьего происхождения"). Некоторые из этих племен, сильно пораженные величием и былым могуществом встреченной ими культуры, пытались воспринять её достижения. К тем народам принадлежали и тольтеки. Однако и их цивилизация не долго просуществовала. И в начале второго тысячелетия тольтекские города пришли в упадок. Есть вероятность того, что они тоже не смогли противостоять натиску новых "чичимеков" - так или иначе, но к приходу ацтеков сами тольтеки уже успели превратиться в легенду.
Будучи обычными "чичимеками", ацтеки нанялись в услужение к колуа - потомкам тольтеков, и восприняли классический индейский пантеон как свой собственный, а потом и сами понемногу занялись дальнейшим мифотворчеством, которое шло в каноническом русле. По представлениям ацтеков, миром правили четыре Тецкатлипоки в соответствии с четырьмя сторонами света. Каждый Тецкатлипока имел и свой цвет. Главный - Черный Тецкатлипока - распоряжался рождением и смертью людей, знал все о каждом и внушал ацтекам священный ужас. Это был бог звездного неба и ночного ветра, и его земным воплощением был ягуар. Ему противостоял Белый Тецкатлипока - тот самый Кецалькоатль, Пернатый Змей, бог добра и света, защитник и благодетель людей. Красный Тецкатлипока был богом Весны, и Голубым Тецкатлипокой был не кто иной, как зловещий Уицилопочтли, воинствующий бог Солнца, чьи указания ацтеки выполняли беспрекословно. Освоив и приукрасив своими мифами индейских богов, ацтеки стали сильно тяготиться своей родословной. Впоследствии с помощью археологических подтасовок (ацтеки усердно раскапывали города тольтеков и собирали найденные там предметы искусства) им удалось убедить всех окружающих, и, прежде всего, самих себя, что они - прямые потомки строителей древних пирамид.
Теотиуакан - ступень между ольмекской и ацтекской цивилизацией?
Ацтеки полагали, что человек жил в пяти эпохах. После того, как свет Четвертого Солнца исчез с небес, закончилась предпоследняя эпоха. Боги собрались здесь, в Теотиуакане и начали спорить, кому быть пятым Солнцем. В результате этого произошло самосожжение двух богов. Первый бог, Текусистекатль, был трусливым и надменным, он прыгнул в пепел, в результате чего стал Луной. Другой бог, Нанауацин, сгорел сразу и стал Солнцем.
Затем пришли тольтеки и построили свою столицу Тулу, одним из правителей которой был Топильцин Се Акатль Кецалькоатль. Он был очень миролюбивым. Затыкал уши, когда к нему обращались по военным вопросам. Тольтекский бог научил людей пользоваться огнем для приготовления пищи. Он строил дома, учил мужчин и женщин жить как муж и жена. Пернатый Змей создал законы, открыл людям медицину и кукурузу, добыв ее с Горы Обеспечения. Он дал календарь, по которому установлена точная дата конца Пятого Солнца, 23 декабря 2012 г. И всё же, конец века Кецалькоатля положил Тецкатлипока, по одной из версий он был верховным жрецом, по другой - богом. По легенде, его подручные дали Кецалькоатлю зеркало, чтобы он посмотрел на свое дряхлеющее тело. Охватившая его печаль использовалась колдунами, которые предложили ему лекарство от старости. Кецалькоатля напоили пульке, после чего он вступил в связь со своей сестрой, нарушив тем самым все принципы, которые сам же и прививал тольтекам. Тецкатлипока же требовал приносить в жертву людей, что очень нравилось воинственным тольтекам, а затем и ацтекам. По их представлениям, обильные кровоизлияния на алтаре богов помогали отдалить конец Пятого Солнца. Они считали, что боги и люди заключили негласное соглашение о взаимной поддержке - боги дали жизнь людям, люди приносили жертвы богам, подпитывая их энергией, которая представлялась индейцам в виде газа. Считалось, что его можно добыть из головы, сердца и печени.
Самые массовые жертвоприношения начались уже при ацтеках. Практиковалось обезглавливание, сжигание, сбрасывание с большой высоты, удушение, умерщвление с помощью стрел. Ацтеки совершали крупные жертвоприношения пленных и рабов ежемесячно в центре своей столицы, Теночтитлане, на Горе Змея. Здесь поклонялись двум божествам: Тлалоку, богу Дождя и Уицилопочтли, богу войны. Но они никогда не забывали легенду о Кецалькоатле, который, уплыв на плоту из змей в 999 г. на Юкатан, обещал вернуться в год "Се Акатль", год тростникового прута, который соответствовал 1519 году. И когда появились испанцы (Кортес приплыл на континент в 1519 году), они без раздумья приняли его за Кецалькоатля.
Дальше все знают, что произошло...
статья Брэнта Гарднера "Отцы Кецалькоатля".
На этой странице использованы материалы журнала