Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Юкатекские майя о хранителях маисового поля (Алушей)

Короткие и небольшие легенды об Алушах
:::
Легенды и сказки
:::
юкатекские майя

Содержание: 

  • Алуш
  • Алуш из пещеры Бакалыпун
  • Сеньор Дуто и алуши
  • Алуш из Усилы
  • Рассказ об алуше

    Алуш


    Алушем называли глиняного человечка, который охранял индейское поле с посевами, отпугивал воров и к тому же подшучивал над прохожими. Как-то раз один крестьянин решил соорудить алуша для охраны своих посевов. Размешав мокрую глину с медом, индеец вылепил небольшого человечка. Из остатков сделали пращу и собаку, Потом крестьянин тринадцать раз делал подношение богам в виде напитка сака. Так в алуша вдохнули жизнь.

    Затем алуша принесли в самую середину поля и прикрыли камнем. Потом индеец долго втирал по девять капель своей крови в рот алуша и в мордочку его собаки.

    Он делал это для того, чтобы они могли охранять его урожай.

    Надо сказать, что алуш и его собака исправно несли охрану крестьянских посевов. Когда кто-то пытался забраться на поле и поворовать, то в него тут же летел град камней. Кроме того, еще слышался лай собаки на поле, хотя ее и не было видно. Понятно, что от страха воришка буквально терял разум и бежал со всех ног.

    После того как урожай собирали, алуша нужно было убить, разбив его о камень. Иначе этот участок с алушем начинал оскудевать. Просто алуш пугал или закидывал камнями всякого, кто мог бы причинить ему вред: разбить, отрубить руку или ногу.

    А еще полагалось подносить алушу напиток сака, чтобы задобрить его. Делать это надо было несколько раз, чтобы он смог вдоволь насладиться этим напитком.

    Если же крестьянин решал окончательно освободиться от своего защитника посевов, то ему нужно было найти то место, где прячется алуш, и разбить его глиняную фигурку. Но это следовало делать только в полдень, пока алуш спал.

    ...В настоящее время немногие крестьяне используют алушей для охраны своих мильп. Большинство из них даже не знает, кто такой алуш и как его использовать на поле. Говорят, что об этом должны помнить старики, это знание им передали ах-мены. У молодых этих знаний нет. Старики умирают, и все меньше и меньше крестьян, которые используют алуша на своих полях.

    В нынешние времена ax-мены уже не могут как следует научить крестьян обращению с алушем, поскольку и сами не обладают теми знаниями, что были у древних жрецов майя. Если бы люди знали побольше, то не считали бы, что алуши умеют только пугать и приносить болезни тем, кто с ними встретится.

    Мы часто слышим рассказы о том, как алуши пугают людей своими выходками и творят прочие пакости, но ведь не это главное его занятие, а то, что он охраняет урожай. Ведь всякий, кто забирается на чужой участок, охраняемый алушем, бывает напуган так, что стремглав убегает и больше не покушается на соседское добро.

    Говорят также, что увидевший алуша может заболеть, если немедленно не запоет. Пение не нравится алушу и раздражает его.

    А посему, если кто-то встретит в доме или в лесу алуша, пусть не спешит рассказывать об этом первому встречному. Лучше подождать несколько дней и тогда можно делать это безо всякой опаски. В противном случае - обязательно будешь наказан страшной болезнью.

    Алуш из пещеры Бакалыпун


    Однажды в четверг два индейца майя отправились в лес. Уже к полудню у них не осталось питьевой воды, а работы еще было более чем достаточно. Поскольку они находились далеко от селения, то решили поискать воду в соседней пещере.

    Чем дальше они продвигались в глубь пещеры, тем темнее становилось вокруг. Так и шли они в темноте, рискуя заблудиться в пещерном лабиринте. Вдруг один из них споткнулся обо что-то твердое и, наклонившись, нащупал какой-то непонятный предмет.

    Тщательно ощупав его, индеец предположил, что у него есть ножки и он напоминает маленького человечка. Потом они решили положить предмет на край тропинки, а на обратном пути забрать с собой: ведь им было очень любопытно узнать, что же это такое им попалось под ноги.

    Набрав воды, индейцы вернулись к месту, где оставили этот странный предмет. Но сколько они ни ощупывали землю вокруг, но так ничего и не нашли. «Получается, что эта фигурка была живой, раз ее уже нет здесь», - подумал один из них.

    С такими мыслями они как можно быстрее покинули пещеру и что есть мочи бросились бежать в селение.

    ...На следующий день один из них рассказал об этом странном происшествии знатоку обычаев ах-мену, который, выслушав, со страхом и почтением сказал:
    - То, что вы нашли в пещере, был алуш. Не стоит тебе возвращаться в то место, потому что с тобой может что-нибудь случиться. Думаю, что вы столкнулись с ним потому, что там находится его жилище. Кроме того, не ходи туда больше за водой, потому что тебе следует знать, что девственные воды пещеры употребляются лишь для церемонии. Неужели ты не знаешь, что все места имеют своих хранителей?

    От слов ax-мена индейца майя охватил страх. И он никогда в жизни не возвращался больше в ту пещеру.

    Сеньор Дуто и алуши


    Как-то раз двое знакомых отправились на охоту. Причем сеньор Дуто - так звали одного из них - пригласил своего приятеля пойти с ним за компанию, поскольку он страшно боялся алушей, которые кидаются камнями и дурачат людей.

    Когда они приблизились к тому месту, где в прошлый раз упустили оленя, уже вечерело, но охотники все же приготовились, держа наготове пращи.

    Только около десяти вечера до них донесся свист, причем это был не простой свист, поскольку он раздавался с трех сторон света. Как только раздался этот странный свист, один из охотников затрясся от страха.

    Затем в них полетело несколько камней. Но в темноте было очень трудно понять: откуда они летят и тем более кто их кидает. Теперь перепугался и второй, более смелый, охотник. И у него от страха задрожали ноги и заколотилось сердце.

    В конце концов, изрядно напуганные, они бросили охотиться, развели костер, поели и устроились на ночлег.

    ...Огонь, который они разожгли рядом с гамаками, отбрасывал красные языки пламени, а возле дров один из охотников увидел трех похожих на детей человечков, которые грелись у огня. Неподалеку валялась одна из охотничьих сандалий, и когда один из охотников поднялся, чтобы забрать ее, малыши исчезли.

    Принеся сандалию на место, человек положил ее вместе с другой под гамак, а сам улегся и, похоже, опять заснул.

    Открыв глаза в следующий раз, он обнаружил, что его сандалия снова находится рядом с тремя алушами, гревшими руки у огня.

    И снова пошел он за своей сандалией, принес ее, положил ее под голову и опять заснул.

    Какое-то время спустя человек вновь проснулся, - а его сандалия и в этот раз лежала у костра. Правда, теперь рядом с ней не было алушей, вероятно, из-за того, что уже начинало светать.

    Так сеньору Дуто пришлось поверить в существование алушей леса, которые днем спят, а по ночам исполняют свои обязанности по защите лесов и полей. Эти человечки сделаны из глины, они толстенькие, голенькие и очень симпатичные».

    Алуш из Усилы


    Однажды, как всегда работая в поле вблизи селения Усила, индеец услышал звук трех ударов по дереву. Он не придал этому большого значения и, закончив земледельческие работы, пошел туда, где обычно охотился. Но на этот раз охота была неудачной. К тому же он так устал, что, прислонившись к стволу, неожиданно задремал. Проснувшись, он увидел перед собой огромную лису. Все попытки догнать ее и тем более схватить, оказались тщетными.

    Казалось, все на этом закончилось, но индеец вдруг почувствовал, что его левая щека сильно онемела. Вернувшись домой, охотник уже забыл обо всем случившемся и только через несколько дней решил посоветоваться со знахарем (ах-меном) селения по поводу его щеки, которая начала его беспокоить.

    Внимательно выслушав своего пациента, ax-мен сказал, что все то, что с ним случилось, было вызвано ветром алушей, живущих в горах. Напоследок знахарь пообещал лечить его так, что он и не заметит.

    ...Оставшись в одиночестве, охотник стал перебирать в памяти все, что произошло с ним в тот день. Постепенно ему удалось вспомнить, что кроме появления лисы еще было слышно три удара по дереву, как будто бы в него бросали камнем. Охотник догадался, что в облике лисы перед ним явился алуш, который дал понять, что ему не нравится присутствие постороннего в его владениях.

    Некоторое время спустя вернулся ax-мен с листьями растения сипче для совершения обряда и сказал:
    - Для того, чтобы быстро тебя излечить, необходима твоя помощь. Надо сделать девять подношений напитка сака на твоей мильпе, а также в том месте, где тебя застал злой ветер.

    Выполнив все указания ax-мена, индеец почувствовал, что стал совсем здоров.
    - С тех пор я предпочитаю обходить те места стороной, потому что мне боязно вновь встретиться с хранителями горы, - закончил свой рассказ дон Кастуло.

    Рассказ об алуше


    Однажды два человека (один из них - немой) работали в поле. Они так увлеклись, что не заметили, как стемнело, а путь до селения был неблизкий, и они решили заночевать в поле.

    Ночь выдалась очень холодной. Поэтому они повесили свои гамаки поближе к огню.

    Спустя некоторое время один из них увидел, как на поле вышел совершенно голый человечек маленького роста (не более двух ладоней в высоту). В тишине он подошел к костру и стал греть ладони.

    Потом он подошел проверить, спят ли люди. Удостоверившись в этом, человечек вернулся к костерку и быстро вытащил горячие головешки, которые положил под гамаки. Затем он опять вернулся к костру греть руки.

    Так продолжалось до тех пор, пока охотник не заснул. Проснулся он уже на рассвете. Кругом стояла чудесная погода, а человечек исчез.

    ...Вернувшись домой, тот, который все видел, поведал о случившемся одному мудрому старику. И тот объяснил, что это был алуш - сторож мильпы, где они работали. Но увидеть его можно только ночью, потому что днем он спит или превращается в камень.


    Использованы материалы книг "Мифы Центральной и Южной Америки", Я. Нерсесов, М., Астрель Аст, 2004. и "Легенды, мифы и сказки индейцев майя", ред. и сост. Г.Г. Ершова, М., Изд-во РГГУ, 2002.