Скульптура. Часть 5.
5
Замечательна и мелкая пластика классического периода. В маленьких терракотовых статуэтках, изображающих божества, людей и животных, в изделиях из нефрита34 и других самоцветов и поделочных камней скульпторы майя достигли высокой степени совершенства. Эти произведения во многих случаях значительно более правдивы и жизненны, чем памятники монументальной пластики. Причины этого ясны: в некоторых видах мелкой пластики майяские скульпторы могли свободнее выражать свое реалистическое восприятие мира, так как не были стеснены условностями канонов религиозной и официальной скульптуры.
«Лейденская табличка». Прорисовка
В маленьких статуэтках и табличках из нефрита и других камней влияние этих канонов, разумеется, было более чувствительно, так как многие из них служили амулетами или знаками достоинства знатных лиц. Древнейшим датированным памятником этого вида считается знаменитая «Лейденская табличка», найденная в
Еще более древним произведением мелкой пластики майя, вероятно, является нефритовая статуэтка мужчины, сидящего скрестив ноги (высота
Большинство произведений мелкой пластики классического периода состоит из различной формы табличек или дощечек с рельефными изображениями человеческих фигур — чаще всего богов, героев и правителей — или с краткими иероглифическими текстами и из небольших статуэток людей и животных, маленьких масок (по всей видимости, нашивавшихся на одежду), а также различных подвесок. Многие из них имеют дырочки по краям, что указывает, как их носили. Очень часты бусины и губные и ушные вставки из нефрита, также покрытые надписями. Особую разновидность составляют мозаичные маски из кусочков нефрита, помещавшиеся на лицо покойника при погребении. Такова, например, маска из двухсот кусков нефрита, найденная в саркофаге «Храма надписей» в Паленке. Она поражает своей реалистичностью. Перед нами — великолепный портрет покойного правителя, в котором переданы не только внешнее сходство и приметы возраста, но и характер: суровый, беспощадный и властный. Маска сильно контрастирует с идеализированным изображением лица правителя на крышке саркофага, там оно почти юношеское.
Хорошим образцом майяской нефритовой таблички является хранящийся в Британском музее миниатюрный рельеф (приблизительно 10X10 см) из голубовато-зеленоватого нефрита, изображающий сидящего на троне правителя, отдающего приказание коленопреклоненному подчиненному (около
Очень разнообразны по форме нефритовые подвески, начиная с небольших плоских кусочков камня, на которых довольно грубыми штрихами нанесены изображения человеческих лиц, и кончая тщательно выполненными объемными скульптурами миниатюрного размера в виде голов божеств и людей. Во многих музейных (например, Национальный музей археологии в Мексике) и частных коллекциях хранятся большие собрания подобных произведений.
Бог водяной лилии. Жезл. Хайна
Керамические изделия сопутствовали майя почти на всех этапах их многовековой истории. Помимо утилитарной бытозой керамики, являющейся неоценимым сокровищем для археологов, но не относящейся к области искусства, существовали культовые сосуды самых различных форм, причем некоторые из них покрывались росписями, а также небольшие статуэтки. Фигурные сосуды, имевшие такое большое распространение среди других народностей древней Америки, мастера майя делали сравнительно редко. Из них следует прежде всего назвать оригинальный сосуд — сидящий горбатый жрец с экспрессивным лицом (около
«Горбун». Сосуд. Каминальхуйу
Значительно чаще керамисты майя изготовляли сосуды простые по форме, но с богатым рельефным или горельефным орнаментом. Характерна, например, группа высоких, трубообразных культовых сосудов из Паленке, украшенных горельефными масками бога солнца. Назначение их неизвестно, но, по всей видимости, они служили подставками для храмовых курильниц. На позднем этапе классического периода очень часто встречаются также сосуды с врезанным рельефом, обычно это изображения божеств, парадно одетых правителей и воинов или мифических животных.
Задумавшийся юноша. Хайна
Высокохудожественные произведения мелкой пластики из терракоты у майя не имели такого повсеместного распространения, как у других народов Месоамерики. Места их изготовления были сравнительно немногочисленны. Примечательно, что они в большинстве случаев не совпадают с отмеченными выше центрами монументальной скульптуры. Так, например, лучшие образцы терракот классического периода происходят с острова Хайна (мексиканский штат Кампече), совсем не выдающегося своими памятниками крупной пластики.37 Другие керамисты, очевидно, жили и работали в городах по нижнему течению реки Усумасинты и в долине реки Чишой, если судить по найденным памятникам. Многие из этих терракотовых статуэток имеют отверстия и служили свистульками, другие — погремушками; этим, возможно, объясняется их независимость от норм и канонов памятников культового искусства.
Сосуд. Паленке
На острове Хайна было найдено большое число статуэток, отличающихся очень тонкой моделировкой, удивительной простотой и ясностью образа, наделенного жизненностью и грацией. Глядя на них, невольно вспоминаешь прославленные терракоты из Танагры. Статуэтки с Хайны вряд ли в чем морут уступить им. Многие из них раскрашены красками, напоминающими пастель, большинство этих замечательных памятников пластики изображает женщин в различных, очень живо переданных позах, воинов со щитами или штандартами в руках, игроков в мяч, танцоров, сановников. Интересны длинные жезлы, заканчивющиеся в верхней части цветком водяной лилии, из которого выглядывает юное божество. Запоминаются и пророчествующий жрец, и сидящий, углубленный в раздумье человек, и правитель или жрец с топором в правой руке. Привлекает внимание довольно игривая по содержанию (разумеется, с точки зрения современного исследователя) композиция — знатный уродливый старик, нежно ласкающий юную полуобнаженную девушку. Не менее реалистичны и многие другие, например молодая мать, на коленях которой спокойно спит малыш, толстый правитель с надменным и брюзгливым лицом, сидящий на носилках, суровый воин, убивающий пленного. А некоторые статуэтки имеют явно натуралистический характер: толстый мужчина в момент дефекации, беременная женщина, испуганно сжавшаяся старуха, огромный ягуар, пожирающий человека. Часто в лицах даны прекрасные индивидуальные характеристики персонажей — черта, встречающаяся в искусстве древней Америки еще только в фигурной керамике мочика (Перу).
«Дама с собачкой». Шупа
Не менее своеобразны и статуэтки, найденные вблизи Паленке и в долине реки Чишой. Среди них очень часты изображения молодых женщин, обычно в сидячей позе, то полуобнаженных (статуэтка из Паленке около
«Беременная женщина». Погремушка. Хайна
Керамика майя, украшенная росписью, настолько тесно примыкает к живописи, что уместнее рассмотреть ее в разделе, посвященном этому виду искусства.
34 Майя высоко ценили не только нефрит, но и близкие к нему (но с несколько иным химическим составом) жадеит и хлоромеланит. В публикациях памятников иногда два последних камня неправильно называются нефритом. Широко распространенное представление о том, что в Центральной Америке не имелось собственных месторождений нефрита и древние индейцы пользовались азиатским нефритом опровергнуто теперь результатами спектроскопического анализа, показавшего качественные различия в составах азиатской (Китай, Бирма) и американской разновидностей этого минерала. Раскопки экспедиции института Карнеги в Каминальхуйу обнаружили большую глыбу необработанного нефрита весом боле
35 Frances R. Morley and S. G. Моr1eу. The Age and Provenance of the Leyde Plate. CAAH, т. V, № 24,
36 J. Nunez Chinchilla. Placas de jad de las ruinas mayas de
37 H. Moedano Кroer. Jaina; un cementerio maya. RMEA,