Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Этнографические данные

Гуляев Валерий Иванович ::: Города-государства майя. (Структура и функции города в раннеклассовом обществе)

Система «мильпа» (swidden, shift agriculture; roza y quema)

Индейский термин «мильпа» (milpa) означает «кукурузное поле», или расчищенный участок в лесу, вырубленный и сожженный перед посевом маиса. «Мильпа» — ацтекское слово и производится, согласно словарю Робело, от «мильи» — «сажать, сеять» и «на» — «в». Этот термин применяется в настоящее время только для посевов маиса[210]. У юкатанских майя для обозначения маисового поля есть и свой специальный термин — «коль» (col).

Не приходится сомневаться в том, что в древности система «мильпа» имела широкое распространение в ряде областей майя, составляя основу экономики раннеклассовых городов-государств. Нельзя возражать и против того, что подсечно-огневое земледелие — в том виде, как его практикуют современные индейцы-майя, — во многом сохраняет еще традиции и навыки доиспанских времен. Суть мильпового земледелия состоит в вырубке, сжигании и засевании участка тропического леса. Из-за быстрого истощения почвы через 2–3 года участок надо бросать и искать новый. Таким образом, это типично экстенсивная система земледелия, традиционно считающаяся низкопродуктивной и вредной для природного окружения (уничтожение лесов и кустарников, разрушение плодородного слоя почвы и т.д.)[211].

Ниже приводятся сведения о мильповом земледелии для двух крупных областей майя — полуострова Юкатан и Петена. Юкатанские данные основаны на наблюдениях этнографа из США Мориса Стеггерды в 30-х годах в индейском селении Писте, расположенном близ трех карстовых колодцев-сенотов, всего в 2,5 км от знаменитого города древних майя — Чичен-Ицы. В селении имелось 94 жилых дома с 397 обитателями (т.е. число жителей на 1 дом составляло 4,22 человека)[212].

Первый шаг в обработке мильпы — поиски подходящего участка для будущего поля. Земледелец, работавший в одиночку, тратил на это не менее целого дня, тщательно изучив характер почвы и величину кустарника. Высокий кустарник свидетельствует о хорошей, плодородной почве, низкий — о плохой. Важное значение в выборе участка играла также близость к источникам воды, т.е. к природным карстовым колодцам (сенотам). Выбрав место, «мильперо» делит все поле на отдельные прямоугольные участки — «мекатес» (20×20 м), обозначая их по углам кучами камней.

После измерения и разметки поля вырубали кустарник с помощью мачете и топоров. За день обычно удавалось срубить растительность на участке в 2 «мекатес» (800 кв. м). Высокий кустарник и деревья вырубались обычно в разгар сезона дождей, когда их легче рубить и они имели густую листву, которая после высыхания хорошо горела. Первоначально земледелец вырубал все низкие деревца, кустарник и лианы, затем высокие деревья. В среднем для расчистки обычного участка в 50 «мекатес» (2 га) требовалось около 25 человеко-дней. В течение марта и апреля (сухой сезон) производилось выжигание участков с тем, чтобы очистить их от сухой растительности, травы, древесных корней и удобрить землю золой и пеплом. Для этого каждый земледелец выбирал шест в 1,5–2 м длиной, сделанный из дерева catzim (Acacia gaumeri), поджигал его конец, и шест горел медленно и долго. Поджоги производились обычно во многих местах, но, как правило, с подветренной стороны.


'Хозяйственные мотивы' в искусстве майя: изображения сельскохозяйственных работ и ремесел в иероглифических рукописях XII–XV вв. н.э.

 «Хозяйственные мотивы» в искусстве майя: изображения сельскохозяйственных работ и ремесел в иероглифических рукописях XII–XV вв. н.э.

Ограду вокруг участка иногда делали, а иногда и нет. Близ селений, где скот и домашняя птица могли нанести вред посевам, вокруг полей возводилась ограда из тех же деревьев и колючих кустарников.

С началом сезона дождей, в мае, производился сев (paakalcol). Участок в 50 мекатес (2 га) засевали обычно за 5–6 дней. Обычное количество семян 560 кг на 1 га. Маис сажали в ямки, сделанные заостренным шестом (с металлическим или обожженным концом). В каждую ямку, примерно 10 см глубиной, бросали от 3 до 6 зерен, а затем засыпали землей, сдвигая ее ногой.

В первые недели после посева земледельцы производили 1–2 прополки (раас) участка. Незадолго до жатвы, в период созревания початков, надламывали и сгибали верхнюю часть стебля растения для ускорения созревания и защиты от насекомых и птиц. Срок уборки урожая зависел от сорта кукурузы (скороспелые сорта созревали через 2,5 месяца после посева, другие — через 4–6 месяцев). Индейцы собирали початки в корзины, очищая их от шелухи деревянной или костяной шпилькой[213].

Средние размеры земельных участков в районе Чичен-Ицы составляли около 100 мекатес (4 га). Обычно урожай кукурузы с 1 мекате (400 кв. м) — 30–40 кг. Значит, в целом ежегодный урожай с одного участка (4 га) составлял 3–4 т зерна[214]. В течение 5 лет (с 1933 по 1937 г.) селение Писте располагало 5039 мекатес (201,56 га) обрабатываемой земли. Если с каждого мекате получали обычно 30–40 кг зерна, то в год это давало 5039 «вьюков» (cargas) (до 201 560 кг). Это составляло в среднем 13,12 вьюка (cargas) кукурузы на душу населения (т.е. 524,8 кг зерна)[215].

Общее время, необходимое для всего цикла полевых работ на кукурузном поле в 50 мекатес, равнялось 102 восьмичасовым рабочим дням[216]. Оно исчислено на основе данных, полученных от пяти надежных информаторов из числа жителей Писте. Подсчеты, сделанные М.Стегтердой для селений майя в районе Чичен-Ицы, показывают, что при ежегодном производстве зерна в 168 «бушелей» (примерно 100 вьюков, или около 4 т) каждое домохозяйство (с семьей в среднем из пяти человек) тратило в год лишь 64 бушеля (1513,2 кг) зерна, что давало довольно значительные излишки продукции[217].

Современный юкатанский земледелец получает это количество зерна примерно за 102 дня, оставляя две трети года для других дел — охоты, строительства, досуга и т.д.[218]

Исходя из количества маиса, производимого и потребляемого ежедневно одним индивидуумом, М.Стеггерда установил, что в древности имевшиеся на Юкатане возделываемые земли позволяли обеспечить пищей население, которое в 8 раз превышало современное[219], т.е. более 2 млн. человек (сейчас на Юкатане — около 300 тыс. жителей).

По современным этнографическим данным средняя плотность населения Юкатана, основным занятием которого служит до сих пор мильповое земледелие, составляет 23–25 человек на 1 кв. км[220].

В 1959 г. полевые агроботанические исследования в Петене (Северная Гватемала), в районе озера Петен-Ица, осуществила американский агроном У.М.Каугилл. Она побывала в 8 пунктах и осмотрела поля 40 местных крестьян, которые применяют до сих пор подсечно-огневую систему земледелия. Техника и методы его такие же, как и на Юкатане. Главное отличие состоит в гораздо более коротком периоде восстановления плодородия почвы на выжженном участке: в Петене для этого требуется 2–4 года (после снятия одного урожая) или 6–8 лет (после двух урожаев)[221].

Все опрошенные крестьяне заявили, что первый урожай с участка дает здесь в среднем 1425 кг зерна маиса с 1 га, второй — 1010 кг, а третий — 415 кг[222]. Ежедневное потребление маиса для одного местного жителя в среднем составляет 700–800 г. Таким образом, за год один человек потребляет в среднем чистого зерна маиса 256–292 кг.

Для обеспечения одного человека продуктами питания в течение года в Петене требуется 1,2–1,6 га. Однако обычно каждый земледелец обрабатывает сейчас с помощью жены и детей участок в 5,2 га. Этого достаточно, чтобы прокормить (только маисом) в течение года 12,6 человека, и, поскольку в среднем семья одного домовладения состоит здесь из 5,78 человека, полученный урожай вдвое превышает непосредственные ее потребности.

Исходя из этих данных, У.Каугилл предположила, что в древности подсечно-огневое земледелие могло в условиях Петена обеспечить население в 40–80 человек на 1 кв. км[223].


[210] Cook O.F., 1921, p. 308.

[211] Childe V.G., 1956, p. 64.

[212] Steggerda M., 1941, p. 21, table 1.

[213] Ibid., p. 93–108.

[214] Ibid., p. 113.

[215] Ibid., p. 124. 24.

[216] Ibid., p. 126.

[217] Ibid., p. 127–130.

[218] Ibid., p. 149.

[219] Ibid., p. 149.

[220] Cowgill U.M., 1962, p. 276. 277.

[221] Cowgill U.M., 1966, p. 107, 108.

[222] Ibid., p. 108, 109.

[223] Ibid., p. 109.