Источники и история изучения. Часть 3.
3
Археологические памятники северной области, пожалуй, были самыми первыми памятниками майя, ставшими известными европейцам, однако подлинное изучение их началось значительно позднее.
Уже во время завоевания испанские конкистадоры натыкались на п-ове Юкатан на древние развалины. Например, известно, что Франсиско Монтехо основал около развалин Чич'ен-Ицы укрепление Сьюдад-Реаль (Ланда, 1955, стр, 128—129; Cogolludo, 1867—1868, Lib. 2, Cap. IX; Saville, 1921a, p. 92; Chamberlain, 1936, pp. 178—198). Так как Чич'ен-Ица продолжала оставаться религиозным центром паломничества майя и занимала выгодное стратегическое положение, то это действие конкистадора легко понять. Однако Сьюдад-Реаль просуществовал недолго и из-за восстания индейского населения был оставлен испанцами. Первое описание развалин Чич'ен-Ицы принадлежит перу испанского епископа, интересовавшегося древней историей майя, Диэго де Ланды (1955, стр. 201—204). После его посещения этот город был надолго предан забвению.
Честь открытия развалин Чич'ен-Ицы для европейских ученых, как и многих других руин древнемайяских городов, принадлежит североамериканскому путешественнику Джону Л. Стивенсу (1805—1852 гг.). В
В
Следующий важный шаг в изучении Чич'ен-Ицы был сделан французским археологом Клодом Жозефом Дезире Шарне (1828—1915 гг.). Он совершил три экспедиции в Мексику (Charnay, 1863, 1864, 1885, 1887а). Во время первой, продолжавшейся с 1857 по
Помимо фотографирования памятников, изготовления с них слепков и беглых раскопок Шарне принадлежит бесспорная заслуга в сопоставлении памятников археологии майя и Мексиканского плоскогорья. Он впервые обратил внимание на связь между памятниками Чич'ен-Ицы и открытого им Толлана (Тулы). Правда, Шарне сделал из этого слишком широкий вывод, что вся майяская культура является дальнейшим развитием тольтекской, перенесенной в новые условия. Но его мысль о взаимозависимости Чич'ен-Ицы и тольтекского Толлана оказалась поистине пророческой.
Врач по профессии и любитель-археолог Огюст Ле-Плонжои (1828—1908 гг.), увлекшись культурой майя, в которой он. видел преемницу культуры Атлантиды и основу древнеегипетской цивилизации,[13] предпринял в 1874—1884 гг. исследования на Юкатане. Он обследовал о. Косумель, городища Майяпан, Ушмаль, производил интересные раскопки в Чич'ен-Ице, где, между прочим, нашел наиболее известную статую Чак-Мооля, находящуюся теперь в Мексиканском национальном музее археологии и этнографии. К сожалению, фантастические теории, выдвигавшиеся Ле-Плонжоном, сильно мешали ему правильно оценить найденные им памятники и вызывали негодование или пренебрежительную усмешку у специалистов. Так, например, интерпретируя рельефы и росписи Чич'ен-Ицы, он «создал» весьма трогательную историю о некоей майяской королеве Мо, у которой муж был убит так же, как Осирис (Le Plongeon, 1886, 1896). В ней он видел исторический прообраз египетской Исиды. Тем не менее фотографии и планы памятников Чич'ен-Ицы, выполненные им, принесли существенную помощь в дальнейших археологических исследованиях этого крупнейшего майяского городища.
Совершенно иной фигурой был англичанин Альфред Персивэл Моудсли (1850—1930 гг.), обратившийся к археологии майя в
Хотя основной интерес Моудсли сосредоточивался на городищах центральной области, он затронул в своих исследованиях как Юкатан, так и горный район. В 1888—1889 гг. Моудсли провел пять месяцев в Чич'ен-Ице, внимательно изучая памятники. По его инициативе английская художница А. Бретон (Breton, 1907, 1917) в течение нескольких лет копировала фрески в Храме ягуаров, цветные барельефы в Северном храме Большого стадиона для игры в мяч и другие фрагменты майяской живописи. Кроме Чич'ен-Ицы Моудсли обследовал в северной области и Ушмаль.
Большой вклад в изучение древних майя был сделан Теобертом Малером (1842—1917 гг.); достаточно упомянуть, что им было открыто свыше 30 дотоле неизвестных городищ, в том числе такие важные, как Коба, Алтар-де-Сакрифисьос, Пьедрас-Неграс, Наранхо и др. По своему характеру и жизненным обстоятельствам Малер был полной противоположностью Моудсли. Бывший офицер армии французских интервентов, попавший в Мексику совершенно случайно, он при первом знакомстве с развалинами Ушмаля в
Почти одновременно с Малером в
Хотя известный американист У. X. Холмс (1846—1933 гг.) провел в Чич'ен-Ице всего лишь семь дней, его работа в этом городище расценивается специалистами не менее важной, чем исследования Моудсли. Превосходно снятые планы зданий, тщательные измерения их, фотоснимки и рисунки служат надежной документацией до сих пор. Кроме Чич'ен-Ицы Холмс посетил также развалины Ушмаля, Ицамаля, Паленке, а также некоторые города Южной и Центральной Мексики (декабрь 1849—март
Много лет отдал изучению Чич'ен-Ицы американский консул в юкатанских городах Мериде и Прогресо Эдвард Герберт Томпсон (1860—1935 гг.). Заинтересовавшись древней историей майя (сначала как атлантолог), он купил асьенду, на территории которой находились развалины Чич'ен-Ицы, и вел там более 30 лет раскопки, правда, далеко не всегда с должной научной тщательностью (Morley, 1913b). Томпсон открыл и исследовал Могилу верховного жреца, а также несколько других зданий городища, но основной его целью было обследование дна Большого сенота. Доставив необходимое оборудование, он с 1904 по
Работами Томпсона заканчивается начальный период исследования Чич'ен-Ицы силами пионеров юкатанской археологии. С
За это время была составлена подробная карта развалин, изучены керамические, этнографические и лингвистические материалы, раскопаны и частично восстановлены наиболее важные архитектурные памятники. Некоторым из них были посвящены специальные исследования: Храму воинов с северо-западной, северной и западной колоннадами (Morris, 1931; Morris, Chariot, Morris, 1931), Храму стенных панелей (Ruppert, 1931), Караколю с его западной и южной пристройками (Ruppert, 1935), Меркадо (Ruppert, 1943), Женскому монастырю, Иглесии и ряду других зданий (Martin, 1928; Stromsvik, 1933; Bolles, 1932—1934; Pollock, 1936a; Ruppert, 1952).
Еще до американцев в Чич'ен-Ице начали работу и мексиканские ученые (вначале Дирекция археологии, затем Национальный институт антропологии и истории). В течение нескольких лет (с
Другой очень успешной реставрационной работой было восстановление комплекса Большого стадиона с относящимися к нему Северным храмом (Храм бородатого человека), Южным храмом и нижним Храмом ягуаров. Кроме того, были исследованы и реставрированы мавзолеи около Кастильо, Храм орлов (Могила Чак-Мооля), Цомпантли и другие постройки (Fernandez, 1925а, 1925b; Marquina, 1928; Mariscal, 1928; Reygadas Vertiz, 1928, 1932; Palacios, 1935; Erosa Peniche, 1946, 1947; Acosta, 1954).
В последние годы мексиканские археологи предприняли новую атаку на Священный колодец Чич'ен-Ицы. Используя землесосную установку, им удалось поднять со дна довольно много ценного археологического материала, в том числе золотые и медные изделия, фрагменты керамики, вотивные приношения в виде зверей и птиц из каучука, кранеологический материал и т. д. — всего несколько тысяч различных предметов. Была составлена первая карта дна сенота. Можно надеяться, что эти работы будут продолжены (Davalos Hurtado, 1961; Гуляев, 1963; Folan, 1968).
Развалины Ушмаля были известны также издавна. Первое описание памятников этого города принадлежит монаху Антонио де Сьюдад-Реалю, посетившему его в
Долгое время считалось, что Юкатан был заселен майя только в начале классического периода. Эта точка зрения, выдвинутая и горячо отстаиваемая крупнейшим специалистом по древней истории майя С. Г. Морли, воспринималась почти как аксиома во всех работах по древним майя.[16] Разрушил ее археолог Д. В. Брэйнерд. Проведенные им в 50-х годах обследования керамики Юкатана из различных городищ (Мани, Тельчакильо, Санта-Роса-Штампак', Ц'ибильнокак, Йашуна, Холактун, Чич'ен-Ица, Аканкех, Ц'ибильчальтун, Майяпан, К'абах, Сайиль, Шпухиль), открытие новых развалин (Пуч, Лагуна-де-Сох и др.) неопровержимо доказали, что на этом полуострове имелись поселения более ранних периодов (Brainerd, 1940-1942, 1951, 1958; Pollock, 1967). Помимо полной перестройки истории северных майя работа Брэйнерда косвенным образом повлияла на исследование одного из крупнейших и древнейших городов Юкатана — Ц'ибильчальтуна.
Эти развалины, расположенные всего в
Раскопки Ц'ибильчальтуна показали, как много неожиданностей еще может принести археологическое исследование Юкатана. В этой связи уместно вспомнить одну давнюю находку Малера. В свое время он охотно рассказывал о ней, но боясь соперников по ремеслу, никогда не называл точного местоположения. Путешествуя по Юкатану, Малер как-то обнаружил неизвестный дотоле храм с замечательными стенными росписями. На одной из них, по его словам, которые он сопровождал бегло сделанным на месте рисунком, были изображены берег моря или большого озера, вулкан, изрыгающий пламя и дым, здания, обрушивающиеся в воду, и тонущие люди. На переднем плане была помещена фигура воина в лодке, гребущего прочь от места катастрофы.
Уходя, Малер замаскировал подземный вход в найденный храм растительностью. Больше он там никогда не был. Вместе с его смертью ушла и тайна местонахождения этого безусловно интересного памятника, который не обнаружен до сих пор.
Северо-западная часть Юкатана была до последнего времени обследована совершенно недостаточно (Charnay, 1887a; Norman, 1843, pp. 214—218). Большую роль в исследовании этого района сыграли мексиканские ученые, а также сотрудники Института Карнеги (Pavon Abreu, 1942, 1945; Ruppert and Denison, 1943; Ruz Lhuillier, 1945). Значительные результаты были достигнуты в результате систематических раскопок о. Хайна с его богатым некрополем (Fernandez, 1946; Moedano Koer, 1946; Pina Chan, 1948, 1968a; Cook de Leonard, 1959; Aveleyra Arroyo de Anda, 1964).
Интересные развалины Аке в северной части полуострова не привлекли особого внимания археологов. Первые сведения о них' исходят от Стивенса (Stephens, 1843, v. II, pp. 440—443) и Шарне (Charnay, 1887b, pp. 288—302). В 1951—1953 гг. городище было обследовано Л. Ройсом и Э. Шуком (Roys and Shook, 1966). Была найдена стела, обнаружены остатки 125 строений, определены хронологические вехи существования (с раннеклас-сического периода до времени Пуук). От Аке отходят 8 сакбе (майяских дорог), из них одна, идущая к Ицамалю, достигает
Большая работа по исследованию и реставрации майяских городищ Юкатана была проделана в последние годы Мексиканским национальным институтом антропологии и истории. Среди них Ц'ибильчальтун, Ушмаль, К'абах, Сайиль, Лабна, Эц'на, Муль-Чик, где были открыты замечательные фрески (Pina Chan, 1962, 1963, 1964а). Исследования мексиканских археологов продолжаются.
[11] Следует предостеречь читателя от русской книжки, вышедшей под фамилией этого автора (Дж. Стефенс. Иллюстрированные записки о любопытной экспедиции в Центральную Америку... СПб., 1866), в действительности являющейся рекламой цирковых артистов.
[12] О жизни Стивенса и Казервуда см.: Hagen, 1948, 1950, 1969.
[13] О жизни и взглядах О. Ле-Плонжона см.: Уокоп, 1966, гл. 1. 20
[14] Сам Томпсон опубликовал о Чич'ен-Ице сравнительно мало (E.H.Thompson, 1892, 1905, 1932; Willard, 1926). Основные исследования по материалам городища вышли из печати уже после его смерти (Е. Н. Thompson, 1938; Lothrop, 1952, металлические изделия, найденные в сеноте; Hooton, 1940, и др.).
[15] Историографический очерк о работе Института Карнеги по изучению древних майя дан в статье Д. Э. Томпсона (J. E. S. Thompson, 1964b).
[16] Наиболее четко это выражено в обобщающей его работе (Morley, 1947). См. также: Morley, 1938b.