Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Источники и история изучения. Часть 3.

Кинжалов Ростислав Васильевич ::: Культура древних майя

3

Археологические памятники северной области, пожалуй, были самыми первыми памятниками майя, ставшими известными европейцам, однако подлинное изучение их началось значительно позднее.

Уже во время завоевания испанские конкистадоры натыкались на п-ове Юкатан на древние развалины. Например, известно, что Франсиско Монтехо основал около развалин Чич'ен-Ицы укреп­ление Сьюдад-Реаль (Ланда, 1955, стр, 128—129; Cogolludo, 1867—1868, Lib. 2, Cap. IX; Saville, 1921a, p. 92; Chamberlain, 1936, pp. 178—198). Так как Чич'ен-Ица продолжала оставаться религиозным центром паломничества майя и занимала выгод­ное стратегическое положение, то это действие конкистадора легко понять. Однако Сьюдад-Реаль просуществовал недолго и из-за восстания индейского населения был оставлен испанцами. Первое описание развалин Чич'ен-Ицы принадлежит перу испанского епископа, интересовавшегося древней историей майя, Диэго де Ланды (1955, стр. 201—204). После его посещения этот город был надолго предан забвению.

Честь открытия развалин Чич'ен-Ицы для европейских уче­ных, как и многих других руин древнемайяских городов, принад­лежит североамериканскому путешественнику Джону Л. Стивенсу (1805—1852 гг.). В 1839 г., после путешествий в Грецию, Польшу, Египет, на Синайский полуостров, посещений загадочного города Аравии Петры и Баальбека, он заинтересовался древними раз­валинами на территории Центральной Америки. Случайность — скоропостижная смерть посланника США в странах Центральной Америки и знакомство с тогдашним президентом Соединенных Штатов М. Ван-Бюреном — помогла Стивенсу. Он получил долж­ность посла США в этих странах и смог отправиться туда под прикрытием официального поста. О какой-либо серьезной ди­пломатической работе думать не приходилось: в республиках Центральной Америки бушевала гражданская война. Да и сам Стивенс, как показывают его записки, не очень серьезно отно­сился к своему официальному званию, его влекло совершенно дру­гое. Об этом красноречиво говорят оставленные им две книги о древних городах майя (Stephens, 1841, 1843).[11]

В 1839 г. Стивене вместе со своим постоянным спутником — ан­глийским художником Фредериком Казервудом (1799—1854 гг.) — посетил северный Юкатан и дал описание Ушмаля как типичного древнего города этого района.[12] Когда известия о волнующих на­ходках Стивенса достигли Нью-Йорка, североамериканский пи­сатель Бенджамин Мур Норман, пользовавшийся тогда большим успехом, решил опередить Стивенса. Он слышал о каких-то зна­чительных развалинах, называвшихся Чич'ен, и поспешно выехал на Юкатан в ноябре 1841 г. Действительно, Норману удалось опе­редить Стивенса на один месяц (он был в Чич'ен-Ице 10—14 фев­раля 1842 г.), но его крайне небрежное описание развалин (кроме Чич'ен-Ицы он посетил Сайиль, Ушмаль и К'абах) и грубые и неаккуратные рисунки не вызвали того впечатления, на которое он рассчитывал (Norman, 1843, pp. 10—128). Наоборот, описание Стивенса и рисунки Казервуда (Stephens, 1843, v. I, p. 280; v. II, pp. 290—324) до сих пор сохраняют ценность как первая деталь­ная фиксация этого важнейшего городища, а влияние их на совре­менников и дальнейшее изучение не может быть переоценено.

Следующий важный шаг в изучении Чич'ен-Ицы был сделан французским археологом Клодом Жозефом Дезире Шарне (1828—1915 гг.). Он совершил три экспедиции в Мексику (Charnay, 1863, 1864, 1885, 1887а). Во время первой, продолжав­шейся с 1857 по 1860 г., он обследовал Чич'ен-Ицу и другие юкатанские городища (Ушмаль, Ицамаль), а также сделал много фотографических снимков развалин и пейзажей. Возможно, что Шарне одновременно выполнял ' и разведывательные зада­ния для подготовлявшейся французской интервенции в Мексику. Вторая его экспедиция состоялась в 1880—1882 гг.; тогда были обследованы археологические памятники не только северной об­ласти (Аке, Ицамаль, Чич'ен-Ица, где пытался исследовать сенот), но и центрального Петена и Мексиканского плоскогорья. При третьем посещении страны Шарне в Чич'ен-Ице не был. Попутно, может быть, следует отметить, что он не открыл ни одного нового города майя, а исследовал лишь известные к тому времени городища.

Помимо фотографирования памятников, изготовления с них слепков и беглых раскопок Шарне принадлежит бесспорная за­слуга в сопоставлении памятников археологии майя и Мексикан­ского плоскогорья. Он впервые обратил внимание на связь между памятниками Чич'ен-Ицы и открытого им Толлана (Тулы). Правда, Шарне сделал из этого слишком широкий вывод, что вся майяская культура является дальнейшим развитием тольтекской, перенесенной в новые условия. Но его мысль о взаимозависимости Чич'ен-Ицы и тольтекского Толлана оказалась поистине пророче­ской.

Врач по профессии и любитель-археолог Огюст Ле-Плонжои (1828—1908 гг.), увлекшись культурой майя, в которой он. видел преемницу культуры Атлантиды и основу древнеегипетской ци­вилизации,[13] предпринял в 1874—1884 гг. исследования на Юка­тане. Он обследовал о. Косумель, городища Майяпан, Ушмаль, производил интересные раскопки в Чич'ен-Ице, где, между про­чим, нашел наиболее известную статую Чак-Мооля, находя­щуюся теперь в Мексиканском национальном музее археологии и этнографии. К сожалению, фантастические теории, выдвигав­шиеся Ле-Плонжоном, сильно мешали ему правильно оценить найденные им памятники и вызывали негодование или пренебре­жительную усмешку у специалистов. Так, например, интерпре­тируя рельефы и росписи Чич'ен-Ицы, он «создал» весьма тро­гательную историю о некоей майяской королеве Мо, у которой муж был убит так же, как Осирис (Le Plongeon, 1886, 1896). В ней он видел исторический прообраз египетской Исиды. Тем не менее фотографии и планы памятников Чич'ен-Ицы, выполнен­ные им, принесли существенную помощь в дальнейших археологи­ческих исследованиях этого крупнейшего майяского городища.

Совершенно иной фигурой был англичанин Альфред Персивэл Моудсли (1850—1930 гг.), обратившийся к археологии майя в 1881 г. после знакомства с книгой Стивенса. Хотя он начал свою деятельность как любитель, его описания, планы, рисунки и фотографии памятников остаются до сих пор самыми точными, детальными и наиболее тщательно выполненными документами в майяской археологии. С 1881 по 1894 г. он предпринял семь экспедиций, проводя иногда по нескольку месяцев в руинах среди джунглей, в самых трудных условиях. Результатом этой работы был монументальный археологический раздел издания «Централь­ноамериканская биология», являющийся и в наше время на­стольной книгой любого исследователя в области древней исто­рии культуры майя (Maudslay, 1889—1902).

Хотя основной интерес Моудсли сосредоточивался на горо­дищах центральной области, он затронул в своих исследованиях как Юкатан, так и горный район. В 1888—1889 гг. Моудсли про­вел пять месяцев в Чич'ен-Ице, внимательно изучая памятники. По его инициативе английская художница А. Бретон (Breton, 1907, 1917) в течение нескольких лет копировала фрески в Храме ягуаров, цветные барельефы в Северном храме Большого ста­диона для игры в мяч и другие фрагменты майяской живописи. Кроме Чич'ен-Ицы Моудсли обследовал в северной области и Ушмаль.

Большой вклад в изучение древних майя был сделан Теобертом Малером (1842—1917 гг.); достаточно упомянуть, что им было открыто свыше 30 дотоле неизвестных городищ, в том числе такие важные, как Коба, Алтар-де-Сакрифисьос, Пьедрас-Неграс, Наранхо и др. По своему характеру и жизненным об­стоятельствам Малер был полной противоположностью Моудсли. Бывший офицер армии французских интервентов, попавший в Мексику совершенно случайно, он при первом знакомстве с раз­валинами Ушмаля в 1865 г. неожиданно почувствовал в своей груди «душу майя». После разгрома французского экспедицион­ного корпуса и расстрела Максимилиана Малер остался в Мек­сике, которая стала его второй родиной, и занялся археологиче­скими исследованиями. Долгое время он работал по поручению Музея Пибоди при Гарвардском университете, посылая туда инте­ресные описания памятников и великолепные фотографии. Кроме изучения городов в бассейне р. Усумасинты и центральном Петене (Maler, 1901—1903, 1908а, 1908b, 1910, 1911) он также описал ряд развалин в штате Кампече, особенно в местности Пуук. В Чич'ен-Ице Малер проводил исследования несколько раз начиная с 1891 (Maler, 1895, 1897, 1902). Его материалы до сих пор сохраняют свое научное значение, тем более что во многих городищах после него ни один исследователь не был. В ознаме­нование научных заслуг в г. Мериде (штат Юкатан) Малеру воздвигнут около Археологического музея памятник.

Почти одновременно с Малером в 1892 г. северный район майя посетил русский этнограф С. К. Патканов, оставивший крат­кое, но интересное описание виденных им археологических памят­ников Юкатана и ценные заметки по этнографии Мексики (Пат­канов, 1896).

Хотя известный американист У. X. Холмс (1846—1933 гг.) провел в Чич'ен-Ице всего лишь семь дней, его работа в этом го­родище расценивается специалистами не менее важной, чем иссле­дования Моудсли. Превосходно снятые планы зданий, тщательные измерения их, фотоснимки и рисунки служат надежной докумен­тацией до сих пор. Кроме Чич'ен-Ицы Холмс посетил также раз­валины Ушмаля, Ицамаля, Паленке, а также некоторые города Южной и Центральной Мексики (декабрь 1849—март 1895 г.; Holmes, 1895—1897).

Много лет отдал изучению Чич'ен-Ицы американский консул в юкатанских городах Мериде и Прогресо Эдвард Герберт Томп­сон (1860—1935 гг.). Заинтересовавшись древней историей майя (сначала как атлантолог), он купил асьенду, на территории кото­рой находились развалины Чич'ен-Ицы, и вел там более 30 лет раскопки, правда, далеко не всегда с должной научной тщатель­ностью (Morley, 1913b). Томпсон открыл и исследовал Могилу верховного жреца, а также несколько других зданий городища, но основной его целью было обследование дна Большого сенота. Доставив необходимое оборудование, он с 1904 по 1910 г. систе­матически обследовал дно Священного колодца сперва при по­мощи землечерпалок, а затем и водолазов. Результат превзошел все ожидания; было найдено большое количество каменных (глав­ным образом нефритовых) изделий, керамики, деревянных и ме­таллических (в том числе и много золотых) предметов, остатков тканей, антропологического материала.[14] Томпсон передал всю найденную коллекцию в североамериканский Музей Пибоди в Кембридже. Мексиканское правительство справедливо оспо­рило это решение, обвинило его в расхищении национальных сокровищ и потребовало возвращения найденных древностей в Мексику. Спор этот продолжался более 20 лет, только недавно (в 1960 г.) небольшая часть коллекции была возвращена в Мексиканский национальный музей (Rosado Ojeda, 1945, pp. 164—167).

Работами Томпсона заканчивается начальный период исследо­вания Чич'ен-Ицы силами пионеров юкатанской археологии. С 1924 г. городище стало объектом долголетнего изучения, про­водимого Отделом исторических исследований (позднее переименованного в Департамент археологии) Института Карнеги в Вашингтоне.[15] Первоначальное соглашение между мексиканским правительством и институтом предусматривало десятилетний срок работ, но затем он несколько раз продлевался. Раскопки были закончены только в 1936 г., а официальное закрытие «проекта Чич'ен-Ицы» последовало в 1940 г.

За это время была составлена подробная карта развалин, изучены керамические, этнографические и лингвистические мате­риалы, раскопаны и частично восстановлены наиболее важные архитектурные памятники. Некоторым из них были посвящены специальные исследования: Храму воинов с северо-западной, се­верной и западной колоннадами (Morris, 1931; Morris, Chariot, Morris, 1931), Храму стенных панелей (Ruppert, 1931), Караколю с его западной и южной пристройками (Ruppert, 1935), Меркадо (Ruppert, 1943), Женскому монастырю, Иглесии и ряду других зданий (Martin, 1928; Stromsvik, 1933; Bolles, 1932—1934; Pol­lock, 1936a; Ruppert, 1952).

Еще до американцев в Чич'ен-Ице начали работу и мексикан­ские ученые (вначале Дирекция археологии, затем Национальный институт антропологии и истории). В течение нескольких лет (с 1906 г.) они тщательно изучили наиболее внушительный па­мятник зодчества тольтекского периода, так называемый храм К'ук'улькана или Кастильо. В 1930 г. внутри его была обнару­жена более старая постройка, получившая название Скрытого храма, или Храма ягуара, из-за трона в виде ягуара, открытого в святилище. Северная и восточная стороны Кастильо и две лестницы, ведущие к храму, были укреплены и восстановлены.

Другой очень успешной реставрационной работой было восстановление комплекса Большого стадиона с относящимися к нему Северным храмом (Храм бородатого человека), Южным храмом и нижним Храмом ягуаров. Кроме того, были исследо­ваны и реставрированы мавзолеи около Кастильо, Храм орлов (Могила Чак-Мооля), Цомпантли и другие постройки (Fernan­dez, 1925а, 1925b; Marquina, 1928; Mariscal, 1928; Reygadas Vertiz, 1928, 1932; Palacios, 1935; Erosa Peniche, 1946, 1947; Acosta, 1954).

В последние годы мексиканские археологи предприняли но­вую атаку на Священный колодец Чич'ен-Ицы. Используя зем­лесосную установку, им удалось поднять со дна довольно много ценного археологического материала, в том числе золотые и мед­ные изделия, фрагменты керамики, вотивные приношения в виде зверей и птиц из каучука, кранеологический материал и т. д. — всего несколько тысяч различных предметов. Была составлена первая карта дна сенота. Можно надеяться, что эти работы будут продолжены (Davalos Hurtado, 1961; Гуляев, 1963; Folan, 1968).

Развалины Ушмаля были известны также издавна. Первое описание памятников этого города принадлежит монаху Антонио де Сьюдад-Реалю, посетившему его в 1588 г. (Termer, 1961a). В XIX в. Ушмаль посещали Д. Стивене, Ф. Вальдек, Брассер де Бурбур, Д. Шарне, У. Холмс, Э. Зелер и другие исследователи (Stephens, 1843, v. I, pp. 163—186, 226-232, 253-256, 297—325; Waldeck, 1838; Holmes, 1895, v. I, pp. 80—96; Morley, 1910; Seler, 1917; Saville, 1921b). В 1926 г. в Ушмале были К. Рупперт, Д. Вайян, Ж. Шарло, Г. Спинден, Д. Э. Томпсон. В 1933 г. Тулэйнский университет направил туда экспедицию, которая в те­чение нескольких месяцев произвела разведочные раскопки, изме­рения зданий, сняла слепки со скульптур и т. д. Эта же экспеди­ция ознакомилась и с другими городищами майя: Йиба, Нохпат, К'абах, Мулуч-Секаль. После работ в Чич'ен-Ице мексиканские археологи занялись изучением и реставрацией Ушмаля. Ими были восстановлены такие важные постройки города, как комплекс Женского монастыря, пирамидальный Храм волшебника, Дворец губернатора, Дом черепахи и др. Работы продолжались долгое время и закончились лишь совсем недавно (Bolles, 1932—1934; Erosa Peniche, 1949; Saenz, 1952; Ruz Lhuillier, 1955b, 1955c, 1956, 1958a; Acosta, 1958; Foncerrada de Molina, 1965, 1969). Важный для понимания поздней истории майя город Майяпан вначале не привлекал особого внимания, хотя он чрезвычайно часто упоминается в индейских и испанских письменных источ­никах. В 1841 г. его посетил все тот же неутомимый Стивене (Stephens, 1843, v. I, pp. 131 — 141), в 1865 г. — Брассер де Бурбур (Brausseur de Bourbourg, 1866), а затем, в 1881 г., там произвел небольшое обследование Ле-Плонжон. Только в 1950 г. в Майяпане экспедиция Института Карнеги начала серьезные археологи­ческие раскопки. Результаты их были опубликованы в капиталь­ной монографии (Pollock, Roys, Proskouriakoff, Smith, 1962).

Долгое время считалось, что Юкатан был заселен майя только в начале классического периода. Эта точка зрения, выдвинутая и горячо отстаиваемая крупнейшим специалистом по древней истории майя С. Г. Морли, воспринималась почти как ак­сиома во всех работах по древним майя.[16] Разрушил ее археолог Д. В. Брэйнерд. Проведенные им в 50-х годах обследования ке­рамики Юкатана из различных городищ (Мани, Тельчакильо, Санта-Роса-Штампак', Ц'ибильнокак, Йашуна, Холактун, Чич'ен-Ица, Аканкех, Ц'ибильчальтун, Майяпан, К'абах, Сайиль, Шпухиль), открытие новых развалин (Пуч, Лагуна-де-Сох и др.) неопровержимо доказали, что на этом полуострове имелись поселения более ранних периодов (Brainerd, 1940-1942, 1951, 1958; Pollock, 1967). Помимо полной перестройки истории северных майя работа Брэйнерда косвенным образом повлияла на исследо­вание одного из крупнейших и древнейших городов Юкатана — Ц'ибильчальтуна.

Эти развалины, расположенные всего в 14 км к северу от Мериды, были известны довольно давно, но их считали следами весьма небольшого селения. С. Г. Морли помещал Ц'ибильчаль­тун в четвертую категорию, т. е. расценивал его как поселок (Morley, 1947, р. 318). Предварительные обследования, проведен­ные Брэйнердом и Э. В. Эндрьюсом, показали, что городище за­нимало значительно большую площадь и существовало еще в доклассический период. Поэтому с 1956 г. там начала работать объединенная археологическая экспедиция Тулэйнского универси­тета, Национального географического общества США и Мекси­канского национального института антропологии и истории. В течение нескольких полевых сезонов (1956—1964) было выяс­нено, что Ц'ибильчальтун, занимавший площадь около 50 кв. км, существовал с X в. до н. э. и по период испанского завоевания, т. е. более двух с половиной тысячелетий. Таким образом, этот город является своего рода единственным образцом среди всех поселений древних майя. Научная обработка материалов из Ц'ибильчальтуна еще продолжается (Andrews, 1959, 1960, 1961, 1962, 1965а, 1966, 1968).

Раскопки Ц'ибильчальтуна показали, как много неожиданно­стей еще может принести археологическое исследование Юкатана. В этой связи уместно вспомнить одну давнюю находку Малера. В свое время он охотно рассказывал о ней, но боясь соперников по ремеслу, никогда не называл точного местоположения. Путе­шествуя по Юкатану, Малер как-то обнаружил неизвестный до­толе храм с замечательными стенными росписями. На одной из них, по его словам, которые он сопровождал бегло сделанным на месте рисунком, были изображены берег моря или большого озера, вулкан, изрыгающий пламя и дым, здания, обрушивающиеся в воду, и тонущие люди. На переднем плане была помещена фигура воина в лодке, гребущего прочь от места катастрофы.

Уходя, Малер замаскировал подземный вход в найденный храм растительностью. Больше он там никогда не был. Вместе с его смертью ушла и тайна местонахождения этого безусловно интересного памятника, который не обнаружен до сих пор.

Северо-западная часть Юкатана была до последнего времени обследована совершенно недостаточно (Charnay, 1887a; Norman, 1843, pp. 214—218). Большую роль в исследовании этого района сыграли мексиканские ученые, а также сотрудники Института Карнеги (Pavon Abreu, 1942, 1945; Ruppert and Denison, 1943; Ruz Lhuillier, 1945). Значительные результаты были достигнуты в результате систематических раскопок о. Хайна с его богатым некрополем (Fernandez, 1946; Moedano Koer, 1946; Pina Chan, 1948, 1968a; Cook de Leonard, 1959; Aveleyra Arroyo de Anda, 1964).

Интересные развалины Аке в северной части полуострова не привлекли особого внимания археологов. Первые сведения о них' исходят от Стивенса (Stephens, 1843, v. II, pp. 440—443) и Шарне (Charnay, 1887b, pp. 288—302). В 1951—1953 гг. горо­дище было обследовано Л. Ройсом и Э. Шуком (Roys and Shook, 1966). Была найдена стела, обнаружены остатки 125 строений, определены хронологические вехи существования (с раннеклас-сического периода до времени Пуук). От Аке отходят 8 сакбе (майяских дорог), из них одна, идущая к Ицамалю, достигает 32 км. Городище безусловно заслуживает тщательного изучения, но Аке, как и другой интересный соседний центр — Аканкех (Seler, 1915; Fernandez, 1947; Andrews, 1965a, pp. 296—300), еще не дождались своих исследователей.

Большая работа по исследованию и реставрации майяских городищ Юкатана была проделана в последние годы Мексикан­ским национальным институтом антропологии и истории. Среди них Ц'ибильчальтун, Ушмаль, К'абах, Сайиль, Лабна, Эц'на, Муль-Чик, где были открыты замечательные фрески (Pina Chan, 1962, 1963, 1964а). Исследования мексиканских археологов про­должаются.


[11] Следует предостеречь читателя от русской книжки, вышедшей под фа­милией этого автора (Дж. Стефенс. Иллюстрированные записки о любо­пытной экспедиции в Центральную Америку... СПб., 1866), в действительности являющейся рекламой цирковых артистов.

 

[12] О жизни Стивенса и Казервуда см.: Hagen, 1948, 1950, 1969.

[13] О жизни и взглядах О. Ле-Плонжона см.: Уокоп, 1966, гл. 1. 20

[14] Сам Томпсон опубликовал о Чич'ен-Ице сравнительно мало (E.H.Thomp­son, 1892, 1905, 1932; Willard, 1926). Основные исследования по материалам городища вышли из печати уже после его смерти (Е. Н. Thompson, 1938; Lothrop, 1952, металлические изделия, найденные в сеноте; Hooton, 1940, и др.).

[15] Историографический очерк о работе Института Карнеги по изучению древних майя дан в статье Д. Э. Томпсона (J. E. S. Thompson, 1964b).

[16] Наиболее четко это выражено в обобщающей его работе (Morley, 1947). См. также: Morley, 1938b.