Хозяйство и материальная культура. Часть 9.
9
Строительное мастерство древних майя показывает, что их архитекторы обладали значительными инженерными познаниями, прежде всего по механике и сопротивлению материалов. Замечательные памятники архитектуры, сохранившиеся до нашего времени, показывают это с полной наглядностью. Для проектировки и создания их несомненно требовались и довольно большие математические знания. К сожалению, не только в майяских источниках, но и в источниках других народов Месоамерики не сохранилось сведений о работе архитекторов и строителей. Поэтому все данные исследователи вынуждены черпать только из анализа самих построек.
Жилища рядовых членов общества в доиспанский период удивительно близки по планам и технике строительства к хижинам современного индейского населения на Юкатане и в горной Гватемале. Они возводились на невысоких основаниях из сбитой глины или щебня, которым при помощи штука придавалась прямоугольная форма. Планы зданий обычно прямоугольные, квадратные или овальные (Wauchope, 1934, 1938, 1940); чаще всего хижина состояла из одной комнаты. Каркас делался из легких балок и шестов, связанных побегами ивы, лианами или веревками. Стены возводились из прутьев и тростника, покрывавшихся затем глиняной обмазкой; на высоко поднятые жерди крыши укладывались плотным слоем в качестве покрова стебли кукурузы, листья сабаля и других пальм. На росписях Храма воинов и Храма ягуаров в Чич'ен-Ице и барельефах Ушмаля нередки изображения этих простых жилищ (Tozzer, 1957, v. II, fig. 60—62). Вполне понятно, что от таких построек для археологов оставались только лишь фундаменты.
Тольтек и майя у хижины. Деталь фрески в здании 2D-1 (Верхний храм ягуаров). Чич'ен-Ица.
В «Сообщениях из Юкатана» говорится: «Дома делаются из дерева и покрываются листьями пальмы, которая на их языке называется „шаан"; это очень хорошее покрытие и сохраняется пять-шесть лет без порчи; если подпорки и другие деревянные части сделаны из прочной древесины, они сохраняются десять-двенадцать лет. Бревна и перекрытие с западной стороны доходят до земли, а дверь в этих домах всегда делается с восточной стороны, и эта сторона более высокая, хотя не настолько, чтобы не нагибаться немного при входе в дом» (RY, t. 2, р. 113). Ланда добавляет, что весь дом разделяла срединная стена, параллельная фасаду (1955, стр. 139). В. этой стене имелось несколько дверей, которые вели в заднюю комнату, служившую спальней. Передняя комната использовалась как приемная и помещение для гостей; она была выбелена, а у знатных лиц покрыта росписями.
Все памятники монументальной архитектуры у майя возводились не на поверхности земли, а на искусственных возвышениях, или стилобатах, значительно отличавшихся друг от друга как по форме, так и по высоте в зависимости от назначения поддерживаемого ими здания, замысла архитектора, роли постройки в общем ансамбле и др. Иногда для этой цели использовались и выступы природной скалы. В таком случае они искусственно сглаживались, а каменотесы придавали им желаемую форму. Чаще всего, однако, естественные возвышения полностью игнорировались и стилобаты сооружались рядом с ними на ровном месте; так поступали архитекторы Копана. В других случаях, когда рельеф местности был неизбежным фактором в планировке города (например, в долине Усумасинты), склоны холмов выравнивались или им придавался вид террас, на которых и воздвигались затем стилобаты. Таким образом, ясно, что эти базисы были в глазах майяских строителей неотъемлемой частью здания и архитектурно важной чертой.
С конструктивной точки зрения стилобаты представляют собой огромные насыпи из различных материалов. Более ранние образцы в горной Гватемале состоят из земли, перемешанной с хозяйственными отбросами, главным образом керамики, или адобов (необожженных глиняных кирпичей), помещенных в толстый слой глины; глиняной обмазкой же облицовывалась и поверхность стилобата.
В классический и послеклассический периоды основу составляла смесь булыжника, земли и каменного щебня в соединении с известкой. Облицовка производилась крупными известняковыми плитами или просто массивным слоем штука. Об использовании старых зданий в качестве стилобатов и перестройке их будет сказано ниже.
Все эти подножия зданий могут быть разделены на две большие группы: первая — платформы, вторая — пирамиды. Под платформами принято понимать сравнительно невысокие (по сравнению с пирамидами), но имеющие большую несущую поверхность стилобаты. Форма их чрезвычайно разнообразна: от вытянутого прямоугольника до неправильного многоугольника, служащего основанием для ряда зданий. Иногда они имеют несколько уровней, соединенных лестницами. У пирамид же высота неизменно преобладает над длиной и шириной; основание их обычно прямоугольное (хотя встречаются и закругленные углы), а тело членится на ряд ступеней (или уступов), уменьшающихся кверху. Так как верхний уступ у пирамид плоский и служит местом постройки самого здания, то иногда в научной литературе их называют усеченными пирамидами. Высота их колеблется в довольно значительных пределах: от
Стены майяских зданий обычно представляли собой грубую смесь каменного щебня и земли, сцементированную известкой. Последняя добывалась из известняка или (реже) устричных раковин при помощи обжига. Эта основа облицовывалась затем или тесаным камнем, или штуком. Стены, сложенные сплошь из тесаного камня, встречаются очень редко. Особенно хорошо выполнены стены построек Чихолома, Панцака, Сеакаля (Альта-Вера-Пас) и Копана; облицовочные камни в форме прямоугольных блоков приблизительно равной величины уложены в строгом порядке. Соединения в первом ряду перекрыты блоками во втором и т. д.; угловые камни образуют простейшую замковую систему. Однако в Ко-пане стены не сложены целиком из камня; их основа и сердцевина состоят из утрамбованной земли или глины, смешанной со щебнем и галькой. Таким образом, каменная кладка служила здесь чем-то вроде подпорных стен для земляной насыпи, что, конечно, снижало долговечность сооружения. В том же Копане можно видеть стены, обрушившиеся после того, как дожди вымыли постепенно земляную основу. Стены построек в Тик'але, Йашчилане, Паленке и других городах представляют собой сочетание известняковых, неправильной формы плит, помещенных в толстый слой известки. Выступавшие части камней скалывались, а затем все покрывалось штуком, закрывавшим выступы и углубления стены. В северной области штук использовался в меньшей степени. Как правило, здесь стены заканчиваются хорошо отесанными камнями, аккуратно прилаженными друг к другу. Внешняя поверхность каждой глыбы прямоугольна, в то время как внутренняя оформлена в виде шипа, внедренного в основу. Однако это дает лишь чисто декоративный эффект и не имеет конструктивной ценности.
Уникальным явлением в области майя, да, пожалуй, и во всей Мееоамерике является большой город Комалькалько, построенный целиком из обожженного кирпича; адобы применялись в горной части достаточно широко, но об обжиге их здесь неизвестно. Объясняется это, конечно, тем, что аллювиальная равнина Табаско совершенно не имеет камня. Обитатели Комалькалько обжигали большие плоские кирпичи (25X19X4 см) в открытых печах; черная полоса внутри указывает на неполное обжигание. Этими кирпичами затем облицовывалась земляная основа (Blom and
Недавно при" археологическом исследовании Алтар-де-Сакрифисьоса "обнаружен еще один, пока остающийся уникальным, способ возведения стен. Несколько зданий доклассического периода были сложены из больших двустворчатых раковин (нераскрытых), помещенных рядами в толстый слой глиняной обмазки. Пока трудно найти объяснение этому явлению, так как типичный строительный материал (известняк) в окрестностях городища имеется.
Наряду с обычным для Месоамерики типом перекрытий зданий — балками — майя изобрели и свой, получивший в научной литературе название майяского, или ложного, свода. Часто указывается на его несовершенство и сравнительную непрочность в отличие от истинной, или замковой, арки. Но надо иметь в виду, что замковый свод даже в архитектуре Старого Света был сравнительно поздним изобретением; до этого использовались более простые системы перекрытий. Поэтому майяский свод являлся для того времени и для данной культурно-исторической общности несомненно большим шагом вперед.
При этом типе свода верхние части кладки у противоположных стен сближались постепенно до тех пор, пока между ними не оставалось такое узкое пространство (обычно 12—15 см), что его можно было прикрыть одной каменной плитой (так называемый чепец). Таким образом, давление здесь распределялось не горизонтально, как в замковом своде, а вертикально. Основной задачей майяских архитекторов при этом было стремление, чтобы центр тяжести свода лежал в пределах подпорной стены. Естественно, что это обусловливало острый угол свода, большую его высоту и чрезвычайную массивность стен, на которые данный свод опирался. Последнее приводило к тому, что внутренний, полезный объем зданий был очень небольшим по сравнению с внешним. Так, по вычислениям американского археолога У. X. Холмса внутренний объем Дворца правителя в Ушмале составляет одну сороковую часть общего объема всего здания, включая, впрочем, и массу платформы (Holmes, 1895, v. I, pp. 81—82, 90). Из-за ложного свода для древнемайяской архитектуры была характерна и небольшая ширина помещений (в среднем 5—6 м) по сравнению с их длиной. Иногда для увеличения внутренней площади помещение перегораживалось посредине продольной стеной, имевшей в центре один или несколько проемов. В таком случае здание перекрывалось уже двумя ложными сводами, опиравшимися одним концом на срединную, а другим — на внешнюю стену.
Разрез здания 5D-5 (храм V). Тик'аль.
Большинство исследователей выводит форму майяского свода из островерхих покрытий тростниковых хижин древних майя. Есть и другая точка зрения — он зародился якобы впервые в покрытиях могил, где под острым углом ставились две известняковые плиты, упиравшиеся вверху друг в друга. Существует несколько работ, посвященных майяскому своду (Е. Н. Thompson, 1911; L. Roys, 1933; A. L. Smith, 1940), но они все уже устарели. В настоящее время самым древним образцом свода (около III—I вв. до н. э.) является гробница в Алтар-де-Сакрифисьосе, сложенная из блоков красного песчаника. В перекрытии ее был использован принцип ступенчатого сближения (Willey, Smith, 1963, p. 88). Почти аналогичная гробница, датируемая рубежом нашей эры, была найдена и в Тик'але (Сое, McGinn, 1963).
Разрез пятиэтажного дворца. Тик'аль.
До сих пор еще ведутся споры, каким образом строители майя воздвигали подобные своды, ведь пока не отвердеет известка, свод без поддержки просто не может держаться. Считается, что или каждый новый слой камней укладывался лишь тогда, когда отвердевал предшествующий, или свод выполнялся в деревянной обрешетке, не позволявшей ни одному камню сдвинуться со своего места. Вероятно, определенную роль в этом играли и мощные балки, закладывавшиеся поперек свода; их назначением было противостоять стремлению частей свода упасть внутрь здания.
Интересно отметить, что у майя встречаются образцы и истинного свода. В постройках восточного побережья (здания 6 и 12 в Танкахе, здание 59 в Тулуме) использован принцип замковой арки. Однако это новшество не было оценено другими архитекторами (или, возможно, этому помешало последовавшее вскоре испанское завоевание) и не получило дальнейшего распространения.
Как уже говорилось выше, у майя существовал и другой, несомненно более архаический тип перекрытий. На стены настилались балки, покрывавшиеся сверху толстым слоем глины. Этот тип перекрытий встречается в Пьедрас-Неграсе, Цимин-К'аше, Вашактуне, Ц'ибильчальтуне, Чич'ен-Ице, Чак-Мооле, Майяпане, Шкарете, Тулуме и в некоторых других городах. Часто верхняя кровля настилалась из соломы и тростника на скрещенных жердях,
Для создания многоэтажных зданий майя разработали очень оригинальную систему, так как воздвигать один этаж непосредственно над другим, как это делалось в зодчестве Старого Света, было чрезвычайно трудно из-за малой несущей способности их сводов. Обычно впечатление многоэтажности достигалось путем постройки одно- или двухэтажных зданий, расположенных на склоне естественного или искусственного холма одно над другим так, что крыша здания первого этажа образовывала террасу или платформу второго и т. д. Хороший пример постройки такого рода представляет Пятиэтажный дворец (другие названия: здание 10, Жреческий дворец, здание 5D-50-52) в Тик'але. Он возвышается на краю широкого ущелья, причем непосредственно за ним расположен один из холмов. Подпорная стена, идущая со дна оврага, поддерживает два первых этажа, образуя перед ними широкую эспланаду. Эти два этажа фактически опираются на склон лежащего за ними холма, тогда как три верхних этажа, отступающих приблизительно на
Другой, более распространенный в позднеклассический период способ состоял в том, что первоначально воздвигался большой массив из сплошной каменной кладки, окруженный со всех сторон рядами помещений. На этом массиве воздвигался второй, поменьше, вокруг которого возводились помещения, опиравшиеся на нижний массив. На втором этаже каменного ядра располагался третий этаж. Таким образом, в данном случае все сводилось лишь к образованию искусственного каменного холма как центрального ядра, а основной принцип оставался тем же. Примером такой постройки может служить трехэтажный дворец в Санта-Роса-Штампак'е, который восхищенный Стивене назвал «самым величественным зданием, возносящим свою разрушенную главу над лесами Юкатана» (Stephens, 1843, v. II, p. 162). По четырем сторонам массива, имеющего в плане фигуру креста, расположены двойные ряды комнат (всего 29). Левое и правое крылья почти абсолютно симметричны. Второй этаж покрывает несколько большее пространство, чем верхняя площадь основания, т. е. фасадные стены помещений второго этажа опираются на срединные стены первого. Во втором этаже находятся 12 комнат и две небольшие внутренние лестницы, ведущие наверх. В нескольких помещениях «чепцовые камни» (всего 10) расписаны яркими фигурами божеств. На третьем этаже, состоящем всего из 6 отдельных комнат, помещена также самостоятельно стоящая арка, от которой расположенная по западному склону каменного массива величественная лестница ведет вниз.
Пол в монументальных постройках майя обычно делался из плотно уложенного слоя известки или штука; кладка каменными плитами встречается очень редко (например, в Храме надписей в Паленке); очевидно, она служила определенным целям (большей легкости проникновения при надобности внутрь пирамиды). Дверные проемы имели так называемую притолоку—большую каменную плиту или несколько отесанных стволов дерева-сапоте, уложенных на косяки. Их основной задачей было поддерживать вес отрезка стены, находившейся над дверным проемом. Как правило, притолоки украшались рельефами, хотя они располагались так, что рассмотреть их было нелегко. Использование свода над внешним входом было очень редким явлением; насколько нам известно, оно встречается только в Паленке (Maudslay, 1889—1902, v. IV, pi. 5). Дверей в постройках майя не было; в древности их роль выполняли занавесы или циновки. Окон в нашем понимании в майяских зданиях также не было; лишь изредка в отдельных зданиях встречаются небольшие отверстия прямоугольной или Т-образной формы. Исключение представляет Храм семи кукол (здание 1-sub) в Ц'ибильчальтуне, где имеются настоящие окна. В Паленке обнаружены, кроме того, небольшие круглые отверстия в срединных стенах, расположенные у основания сводов.
Как можно видеть из предыдущего, майя употребляли при своих постройках большое количество извести. Она изготовлялась путем пережигания известняка или устричных раковин. Судя по современным этнографическим параллелям (в маленьких селениях северного Юкатана известь до сих пор изготовляется таким способом), обжиг был трудоемким процессом, продолжавшимся около 36 ч; при этом уходит очень большое количество топлива. Готовую известь смешивали с песком и «белой землей» (выветренный и рассыпавшийся известняк), носившей название zah-cab (ю) или zac-uhu (к); образованная масса обладала достаточными связывающими качествами. Примерно таков был и процесс изготовления штука. Важно отметить, что химический состав этих материалов менялся как хронологически, так и территориально; проведенные химические и микроскопические анализы показывают, что в отдельных городах в штук добавлялись компоненты растительного или морского происхождения (Littmann, 1958, 1959, 1960, 1962, 1967).
Тягловых животных у майя, как известно, не было; все грузы переносились людьми. Кроме носилок в качестве средств передвижения и доставки грузов употреблялись лодки-долбленки, достигавшие иногда значительных размеров. В двух лодках, встреченных Колумбом во время его четвертого путешествия, находилось большое количество различных товаров, гребцы-рабы и торговцы. Однако основное движение происходило все же по суше. С этой целью майя строили дороги, называвшиеся у них zacbe (ю) — букв, «искусственная дорога». Основа их — это насыпь из каменного щебня и гальки, облицованная известняковыми плитами. Сверху дорога покрывалась толстым слоем грубого штука. Около селения Экаль на Юкатане был найден древний каменный каток, которым укатывали такие дороги; вес его 5 т. Высота сакбе колеблется от
[78] Г. Д. Поллок (Pollok, 1965, р. 407) считает, что дворец в Тик'але был четырехэтажным, а остатки пятого в действительности являются не чем иным, как кровельным гребнем. Никаких доказательств он, однако, не приводит.