Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Особенности одежды

Альберто Рус Луилье ::: Народ майя

В этой главе мы рассмотрим не только одежду и предметы украшения древних майя, но и те процедуры, которым они себя подвергали (раскраска, татуировка, деформация, ампутирование), чтобы дополнить свое убранство.

При сравнении информации хронистов XVI в. с детальными данными, которые нам дает иконография, убеждаешься одновременно и в правдивости этих сведений, и в их ограниченности, но среди исторических сообщений и археологических свидетельств есть многочисленные и пространные источники, позволяющие уточнить наши знания этой стороны жизни майя.

До четырех-пяти лет дети обоих полов ходили обнаженными, после этого возраста и начинались различия в одежде, так как мальчикам надевали "пояски, чтобы они прикрывали свой срам как отцы, а девочек начинали закрывать от пояса и ниже", как уточняет Ланда. Ланда упоминает также о "длинных и квадратных тканях... (которые) они привязывали к плечам", не поясняя, носили ли их господа или простые люди.

Социальные различия

Из хроник мы узнаем, что сеньоры и рядовые общинники одевались не одинаково. В "Сообщении из Вальядолида" подчеркивается, что "сеньоры надевали шикольи из хлопка и перьев, сотканных в форме разноцветного жилета; они носили также мастиль (маштлатль, то есть набедренную повязку) между ног, представлявшую собой длинную тканую ленту, опоясывавшую живот и закрывавшую половые органы, при этом два длинных конца, украшенных перьями, свисали спереди и сзади". Но то же самое "Сообщение" в противоположность сказанному выше утверждает, что многие индейцы ходили обнаженными или с узкой полоской ткани. Это было обычаем, общим во всех провинциях Вальядолида. Ланда, имея в виду простолюдинов, говорит, что дома строили обнаженные индейцы, "прикрытые длинными узкими полосками, которые они зовут эш". К такой же полоске сводилась одежда Херонимо де Агилара, когда он предстал перед Кортесом.

Это различие в одежде между лицами, относящимися к высшему классу, и людьми более низкого социального положения подтверждается и уточняется в иконографии майя. На фресках Бонампака пленники или павшие в бою, а также принесенные в жертву после сражения изображены обнаженными или только с набедренной повязкой, без головного убора и украшений. Однако на тех же фресках лица, которые, видимо, были слугами, судя по их действиям (одевают вождей, подают шкуры ягуара или украшения, стоят на коленях перед семьей халач-виника (Халач-виник - титул верховного правителя у древних майя на Юкатане), держат на руках ребенка), имеют украшенные набедренные повязки и головные уборы наподобие тюрбанов. Некоторые из них, возможно, были торговцами или, служа при дворе в Бонампаке, имели право или обязанность быть одетыми более изысканно, чем крестьяне и остальные трудящиеся.

Фрагмент фресок из Бонампака
Фрагмент фресок из Бонампака

В подобной одежде изображены музыканты. На них замысловатые головные уборы, иногда очень искусно сделанные, серьги из раковин и ожерелья из клыков животных. Из предполагаемых слуг некоторые имеют ушные украшения. Другие (кого по их расположению в художественной композиции и по тому, что они показывают ценные товары и держат в руке зонтик, мы считаем торговцами) тоже имеют тюрбаны, а один даже подвеску и ушное украшение из нефрита.

Воины, изображенные на тех же самых росписях, несомненно, также стоят на разных ступенях социальной лестницы. В сцене суда, пыток и жертвоприношения пленников группа воинов расположена на том же уровне, что и самые высокопоставленные лица, то есть в верхней части композиции, в то время как все остальные находятся на нижнем плане. Различия в одежде значительны: все "верхние" одеты в очень нарядные маленькие плащи, у "нижних" торс обнажен; набедренные повязки богаче у первых. Однако обе группы имеют обычные у воинов одинаковые шлемы со звериными головами, надевавшиеся для того, чтобы вызвать страх у противника.

Господа высокого ранга занимают верхнюю часть композиции, они выделяются и своей одеждой: богатые головные уборы, некоторые с перьями кецаля в форме плюмажа; диадемы из нефритовых бусин; ожерелья и браслеты из того же камня; широкие и длинные плащи из хлопка; ярко расшитые или разрисованные набедренные повязки, а также сандалии, хотя на копиях, сделанных с росписей, не всегда можно разобрать, есть сандалии или нет.

Среди господ выделяются три персонажа. Наверняка это важные сановники, батабы. В первой комнате они представлены дважды: вверху, где они готовятся к церемонии, в окружении нескольких слуг, возлагающих большие плюмажи на головы двух из них и раскрашивающих тело третьему; внизу те же лица, уже тщательно одетые, участвуют в церемонии вместе с музыкантами и танцорами. На батабах надеты огромные плюмажи из больших зеленых перьев; шкура ягуара свисает с пояса, она распахнута спереди и позволяет видеть богато расшитую набедренную повязку, на сановниках диадемы, ушные украшения, большие ожерелья из нескольких ниток бус, пекторали, браслеты на руках и ногах, все из нефрита. В центральной комнате они находятся в верхнем ряду возле главного персонажа, который судит пленников. Теперь они в шкурах ягуаров, накинутых как плащ; у двоих шлемы из голов ягуаров, а у третьего - из головы какого-то пресмыкающегося и лапы ягуара. В батальной сцене той же центральной комнаты нх можно узнать по коротким жилетам шикольи из шкуры ягуара.

Что касается главного действующего лица этих росписей, вероятного халач-виника Бонампака, то его значимость явствует из содержания картин, в особенности из сцены суда, пыток и жертвоприношения пленников, где он занимает как раз центральную часть верхнего плана композиции, а вокруг него группируются все действующие лица. На этом изображении он одет в жилет из шкуры ягуара, отделанный бахромой и большими перьями кецаля, и обут (все остальные персонажи разуты) в богатые сандалии тоже из шкуры ягуара; его копье также частично обшито шкурой ягуара. Он отличается от батабов не только центральным расположением в композиции и более пышным одеянием и сандалиями, но и более массивными нефритовыми украшениями.

Таким образом, социальные различия, выявляемые в этих картинах самой композицией, значением сцен и действиями их участников, отражены в одежде, которая изменяется от самого богатого убранства халач-виника до почти полной наготы приносимых в жертву пленников (на некоторых нет даже набедренной повязки). В композиции иерархия соблюдается сверху вниз: батабы, придворная знать, военные вожди, воины, торговцы и музыканты (в одной группе) и слуги. В этой иерархии в отношении одежды исключение представляют лишь танцоры, богатейшее убранство костюмов которых, видимо, связано со спецификой церемонии и не имеет какой-либо социальной значимости.

Маска божества из штука. 'Северный Акрополь', Тикаль, Гватемала
Маска божества из штука. 'Северный Акрополь', Тикаль, Гватемала

В скульптуре и в рельефах одежда также подчеркивала социальное положение изображаемого лица. Головной убор мог быть огромным роскошным шлемом (притолока из Тикаля), ансамблем наложенных одна на другую масок (Киригуа), тиарой из нефритовых дисков, завершающейся плюмажем (Паленке), шлемом в виде головы птицы с перьями кецаля (Паленке), тиарой с перьями спереди и сзади (Йашчилан) или сложнейшим набором масок и перьев (Копан).

На плечи набрасывалась короткая накидка, сделанная из пластин нефрита, с бахромой из перьев (Тикаль, Паленке); ниже пояса правители носили пышно расшитые по всей поверхности набедренные повязки или куски шкуры ягуара (Паленке), юбочки, украшенные ромбами из длинных трубковидных бусин, нашитых на ткань, обычно с бахромой из перьев (Копан, Паленке).

Как, правило, у них был также красивый пояс, украшенный тремя человеческими ликами, сделанными, возможно, из нефритовой мозаики, такой, какую мы нашли в могиле "Храма Надписей" в Паленке; к этим нефритовым маскам подвешивались по три длинных пластинки, лица представлены в профиль на концах пояса и в фас в его центре (Паленке, Йашчилан, Пьедрас Неграс, Копан, Наранхо).

Сандалии могут быть в виде одной подошвы из невыделанной кожи или из хенекена с кожаной полоской, которая проходит между пальцами и обвязывается вокруг щиколотки; они также могут иметь кожаный задник, закрывающий ногу выше пятки и красиво отделанный символическими мотивами или масками божеств (Копан, Коба, Наранхо, Тикаль, Калакмуль, Киригуа, Сейбаль). Самые богатые сандалии имеют на подъеме любопытный элемент - подобие кисточки, которая может дополняться перьями. В сценах, где изображены люди низшего социального положения (рабы, пленники), они разуты.

В Паленке и Бонампаке важные персонажи также изображены разутыми, если они сидят. От коленей до щиколоток ноги изображенных на скульптурах знатных майя обычно переплетены полосками, вероятно, из кожи, которые служили для крепления сандалий (Паленке); в некоторых случаях имелись подобия ноговиц, в которых ленты несколько раз перекрещиваются на ноге (Эцна, Йашчилан, Паленке, Сейбаль, Ошкинток) или образуют параллельные полосы, одна рядом с другой (Чичен-Ица).

Образец каменной скульптуры майя
Образец каменной скульптуры майя

На глиняных фигурках из Хайны самым значительным элементом одежды был, вероятнее всего, головной убор. Разнообразие форм, материалов и композиций бесконечно: тюрбаны, диадемы, тиары, скрученная или сплетенная полоса, плюмажи и широкополая шляпа. Даже когда тела почти обнажены, головной убор обычно богат и сложен. Многие фигурки представляют мужчин и женщин, у которых закрыта только нижняя часть тела (повязка или юбочка, в зависимости от пола); однако это не должны быть лица низкого социального положения, так как у них почти всегда есть ожерелье из толстых бус, часто браслеты из нескольких ниток бус, большая раковина, как пектораль, и пышный головной убор. Набедренная повязка обычно очень широкая и может быть раскрашена. Персоны, видимо, мужского рода имеют большие плащи, доходящие до пят. В некоторых случаях видно длинное платье с короткими рукавами.

Женский костюм

Относительно женщин Ланда сообщает, что "индеанки побережья провинций Бакалар и Кампече очень скромны в своем костюме, так как помимо покрывала, что носили от середины тела вниз, они покрывали груди свернутым полотном, подвязывая его под мышками; все остальные не носили другой одежды, кроме подобия длинного и широкого мешка, открытого с двух сторон, в который они залезали до бедер и который им был в обтяжку, и не было у них другой одежды, кроме накидки, в которой они всегда спят; когда они отправляются в дорогу, то обычно несут ее свернутой".

Традиционный праздничный костюм женщины майя
Традиционный праздничный костюм женщины майя

Однако, за некоторыми исключениями, одежда женщин на стенных росписях, рельефах и фигурках не соответствует описанию хрониста. Наиболее обычна длинная туника, достаточно похожая на современный уйпиль (Уйпиль (майяск.) - верхняя женская одежда в виде длинной рубахи или платья с глубоким вырезом для шеи и без рукавов (обычно из хлопчатобумажной ткани), с цветными вышивками по краю ворота), белая или с зеленой опушкой по краю (центральная и западная комнаты строения I Бонампака) или желтая (восточная комната того же здания).

Мы видим, что она богато расшита на рельефах из Пьедрас-Неграс, Йашчилана и Бонампака, причем она наброшена поверх длинной юбки, выглядывающей снизу и открывающей изящные сандалии. На рельефах Паленке женщина носит короткий плащик, украшенный трубчатыми нефритовыми бусами и бахромой из перьев, а также длинную юбку с украшениями из нефритовых бус. На фигурках из Хайны наиболее часто видны длинная юбка и кечкемитль - кофта из кружев.

Невозможно уточнить социальное положение большей части женщин, представленных на упомянутых фигурках из Хайны, так как кечкемитль не имеет украшений, а кроме того, им пользовались даже простые ткачихи. С другой стороны, почти все женщины носили ожерелья и ушные украшения. Только у некоторых видны юбки (старые женщины) и в одном случае - набедренная повязка (у слепой старухи).

Ручной поясной ткацкий станок
Ручной поясной ткацкий станок

Ювелирные изделия

Мужчины и женщины, имевшие высокий социальный статус, носили многочисленные ювелирные изделия, почти все из нефрита, хотя могли быть и из обсидиана, из раковины или кости.

Мужчины и женщины высокого ранга носили многочисленные украшения из нефрита
Мужчины и женщины высокого ранга носили многочисленные украшения из нефрита

Такие украшения включали:

  • диадемы из нанизанных или нашитых на полоску ткани дисков;
  • трубочки для локонов или цветы в волосах (Паленке);
  • ушные украшения - круглые, квадратные, сложные, образующие цветочные элементы (у лиц явно низшего ранга в мочку уха нередко продевалась просто лента из ткани);
  • носовые украшения - трубковидные, или в виде пуговиц с каждой стороны, или пластинка, свисающая с кончика носа; украшение для рта, составленное из четырех удлиненных пластин, образующих прямоугольник с небольшим диском в каждом углу, - весь ансамбль ограничивал рот (фигуры из штука в склепе гробницы "Храма Надписей" в Паленке, покойник, погребенный там же, и одна фигурка из Хайны);
  • ожерелья из одной нитки сферических бусин, с подвесками или без них (личины, медальоны);
  • ожерелья из нескольких концентрических ниток обычно трубчатых бусин;
  • пекторали;
  • браслеты из нескольких ниток бусин;
  • кольца и ножные браслеты, тоже из нескольких рядов.

Уход за телом и украшения

Относительно ухода за телом у нас есть ценная информация Ланды о майя Юкатана. Хронист удивлялся частым омовениям, совершаемым мужчинами и женщинами, холодной водой или паром в специально построенных домиках. Его поражало, что женщины мылись вместе с мужчинами "с малым стыдом, потому что случалось обнажаться догола у того колодца, куда они ходили за водой". Что касается паровых бань, он догадался, что принимали их скорее для здоровья, чем для чистоты.

Чтобы украсить себя (так как они считали это "очень нарядным"), говорит нам Ланда, они раскрашивали тело и лицо красной краской. Он утверждает также, что майя мазались черной краской до вступления в брак. Эррера уточняет, что они раскрашивали себя какой-то смолой цвета красной охры, защищавшей от комаров и предохранявшей от солнечных ожогов. Цвет был различный: черный в пост, синий - для жрецов и черный и красный - для воинов.

Женщины, как пишет Ланда, "натирались ярко-красной мазью, а те, которые имели возможность, опрыскивались каким-то составом, душистым и очень липким, который, я думаю, есть янтарное масло, называемое ими истах-те" (иц-тахте - смола сосны). Тот же хронист упоминает приверженность майя Юкатана к приятным запахам и использование ими для благовония "букетиков из душистых цветов и трав".

Татуировка

Татуировка царапаньем была важной частью украшения тела, о чем свидетельствуют хроники и что подтверждают многочисленные скульптуры и глиняные фигурки. Этот тип татуировки, в котором шрамы, нанесенные прорезанием предварительно раскрашенной кожи, образуют всякого рода геометрические и символические рисунки, был предметом гордости мужчин майя, ибо чем больше татуировки на теле, тем храбрее и доблестнее считался мужчина, так как эта процедура была очень болезненной. Тех, кто не татуировался, осмеивали.

Однако татуировка могла быть применена и как наказание ворам высокого социального ранга. В этом случае их лицо обрабатывалось "с двух сторон, от подбородка до лба". Женщины также обычно татуировали тело "от пояса вверх, кроме груди из-за кормления, узорами более изящными и красивыми, чем у мужчин". Юноши, пока не женились, не татуировались или делали легкую татуировку.

Волосы

Волосы носили длинными, как женщины, так и мужчины. Относительно первых Ланда уточняет, что "сверху выжигали часть волос как хорошую тонзуру и таким образом то, что ниже, росло сильно, а что на тонзуре, оставалось коротким; они заплетали косы и делали из них гирлянду вокруг головы, оставляя сзади хвостик, как кисточку". Можно понять, что кроме подобия тонзуры остальные волосы были очень длинными.

На рельефах из Паленке тонзура размещается на задней части головы. На том же памятнике и на многочисленных фигурках из Хайны видно, что волосы подрезались на лбу, образуя лесенку по обе стороны лица. В Паленке есть также то, что мы назвали "держателями локонов" - нефритовые трубочки, разделявшие волосы на пряди.

На рельефах у женщин волосы длиннее, чем у мужчин, зачесаны назад и без тонзуры. Ланда упоминает о женской прическе, разделявшей волосы на две части и образовывавшей "изящный головной убор"; волосы также сплетали в косы или в два или четыре рога. Говорят, что прическа незамужней женщины отличалась от прически замужней, но эти различия не уточнены.

Хронист из Юкатана сообщает, что майя "не отращивали бород и что матери прижигали горячими платками лица своих детей, чтобы она у них не росла. И что сейчас отращивают бороды, хотя и жесткие, как конский волос". Действительно, бороды и усы очень редки в иконографии майя, но иногда все же встречаются.

Кроме изображений, относящихся к периоду тольтекского господства в Чичен-Ице, нам известны бородатые мужчины на рельефах памятников центральной зоны, таких, как Копан, Киригуа, Сейбаль, особенно Паленке, и на фигурках из Хайны, которые датируются классическим периодом и не имеют отношения к чужеземным завоевателям. Есть сведения об использовании на Юкатане пинцетов, наверняка из меди и золота, для выщипывания волос; археологами были найдены некоторые их образцы. Возможно, хотя ни один исторический источник об этом не говорит, что ношение бороды (как некоторых украшений у ацтеков) зависело от каких-то иерархических правил.

Это объяснило бы, с одной стороны, ее наличие у высокопоставленных лиц на скульптурных изображениях и, с другой - обычай, описанный Ландой, возможно имевший отношение лишь к простым людям.

Деформация и намеренное калечение

Как признак красоты, трудно понятный для нас, Ланда упоминает также косоглазие, которое искусственно вызывали у детей, "прикрепляя им к волосам... небольшой пластырь, свисавший до середины бровей; и поскольку он у них там прыгал, они все время поднимали глаза и становились косыми". Вспомним, что бог Солнца изображается с большими, обычно косыми, глазами.

Бог 'G' - божество солнца (Дрезденский кодекс)
Бог 'G' - божество солнца (Дрезденский кодекс)

Упомянем еще прокалывание мочки уха для ушных украшений диаметром 2-3 см, прокалывание носовой перегородки или крыльев носа для подвешивания носовых украшений и прокалывание отверстия под губой для губного украшения.

Древние майя, как и остальные мезоамериканские народы и многие народы Американского континента, а также других частей света, практиковали искусственную деформацию черепа. Ланда описывает, как ребенку, лежащему в колыбельке из прутиков, накладывали на голову две досочки (одну спереди, другую сзади) и сильно их стягивали, "пока через несколько дней голова младенца не становилась плоской и такой формы, какую они все имели".

Кроме лобно-затылочного типа деформации делались и другие, о чем можно судить по черепам, найденным при археологических раскопках. Встречается деформация округлой формы (получаемая посредством очень тугой повязки вокруг головы), а также затылочная, лобная, лобно-вертикально-затылочная и т. д. Торкемада, упоминая об этой практике, отмечает, что, по рассказам майя, их предков этому якобы научили боги. Майя считают, что деформация черепа придает им благородный вид и, кроме того, головы такой формы лучше приспособлены для переноски тюков. Археологические раскопки подтверждают, что деформация черепов не была привилегией высшего класса, её практиковали все. Это совпадает с информацией Ланды.

Исторические источники упоминают о калечении зубов лишь среди женщин (считалось "изящным" иметь зубы, "как зубья пилы"). Ланда пишет, что эту операцию проводили старые женщины, "подпиливая их какими-то камнями и водой". Однако мы знаем по изучению многочисленных черепов из археологических раскопок, что мужчины тоже практиковали эту форму телесного "украшения". Источники не упоминают об инкрустации, делавшейся отдельно или в сочетании с подпиливанием зубов. Подпилы имели различную форму и наносились на верхние и нижние резцы и клыки, как правило, симметрично. На основании археологических данных из Хайны и Паленке можно заключить, что наиболее распространенным был тип В-2 (Ромеро): в форме боковой выемки на одном из нижних углов зуба; за ним шел тип С-6: с выемкой на каждой стороне зуба. Одни подпилы имели острые концы, другие - тупые.

Однако наиболее часто в зоне майя встречалась инкрустация округлой формы в середине передней плоскости верхних и нижних резцов и клыков. Материалом для инкрустации обычно служили нефрит, а также обсидиан, пирит или гематиты. Археологические находки показывают, что калечение зубов было распространено не только в высших классах общества, так как подпиливание можно обнаружить и на костных остатках из бедных захоронений.

Итак, можно сказать, что, в то время как одежда и украшения имели социальную значимость, иерархический или экономический характер которой мы не можем уточнить, деформация тела практиковалась во всех классах общества майя.