Мексиканское общество
Мексике было суждено стать в конце концов родиной ноеой нации, возникшей из соединения двух рас с различными характерами и традициями. В течение колониального периода, под беспечной и деспотической властью вице-королей, испанец и индеец медленно сближались. Индейские привычки и влияние мексиканского окружения смягчали первоначальную угрюмость и суровость креолов. Испанские обычаи и верования сливались с традициями индейских деревень. Новая смешанная раса — метисы — становилась все многочисленнее.
Мексиканское население делилось на четыое различных касты: гачупинов, креолов, метисов и индейцев. Аристократическая страсть к тончайшим различиям привела к тому, что категория метисов была подразделена на 16 групп, представлявших различные комбинации испанского, индейского и негритянского происхождения.
Рост мексиканской нации и борьба метисов за власть будут процессом медленным и болезненным — процессом, испещренным периодами анархии и диктатуры, революциями и гражданскими войнами. Однако уже в колониальный период сказывались качества, свойственные новой национальности. Мексиканское общество приобрело свой индивидуальный характер, который нельзя было назвать ни индейским, ни испанским, а только мексиканским. Вся страна была проникнута старой мексиканской любовью к музыке, краскам и цветам. На улицах городов певцы играли на маримбас (род примитивного ксилофона) и распевали песни (корридос) в честь популярных героев. По вечерам в деревнях собирались необразованные ранчерос и пастухи (вакерос) и импровизировали стихи, подбирая к ним мелодии на гитаре. Художники изображали на стенах кабачков (пулькериас) бои быков или эпизоды из жизни святых и продавали изображения чудесных спасений от несчастных случаев или исцелений от болезней. Раскинувшиеся под тропическим солнцем, под сними небом, на фоне бесконечной перспективы голубых гор, мексиканские города с их широкими, прямыми улицами, белыми или красными домами, с их внутренними дворами (патио), украшенными розами и апельсиновыми деревьями, башнями церквей и монастырей, с индейскими рынками и крикливо раскрашенными кабачками, представляли прекрасную картину, равной которой не было во всей Америке.
Город Мехико, резиденция вице-королей и главный центр роскоши и изящества креолов, был до XIX в. большим и красивым городом Западного полушария. В XVIII в. он уже не был островом. Рубка леса уменьшила количество воды в долине, а вице-короли построили для предотвращения наводнений канал в горах, который осушил часть озер, отведя из них воду в долину Тула и реку Пануко. В центре города была большая площадь, некогда храмовая территория ацтеков, окаймленная теперь собором, дворцом вице-королей и ратушей. К западу, мимо монастыря святого Франциска, шла главная улица делового квартала Калье де Платерос [1] (улица серебряных дел мастеров), ведшая к тополям, фонтанам и мощеным дорожкам Аламеды, за которыми простиралась обсаженная ивами проезжая дорога Пасео.
Не менее великолепны были сами аристократы — креолы и гачу пины, составлявшие важнейшую часть населения Мехико. Каждый вечер в пять часов по улице Пасео двигались кареты богатых дам, одетых в китайские шелка; их окружали всадники, чьи лошади были украшены уздечками и ссд\ами, тяжелыми от серебра, и кожаными попонами, с которых свисали серебряные колокольчики. На кавалерах были широкие шляпы «сомбрерос», шелковые камзолы с золотым шитьем, зеленые или синие панталоны, открытые на коленях и украшенные серебряными пуговицами, и огромные серебряные шпоры. Вечером, сменив весь костюм, дамы и их кавалеры встречались в театре или танцовали на маскараде, куда дамы являлись в пурпурных или желтых платьях и в зеленых или розовых туфлях. Летом креольские семьи уезжали в загородные дома, утопающие среди фруктовых садов Сан-Анхела. А в августе, в день святого Августина, все население города собиралось в Тлалпаме, где богатые дамы сидели рядом с нищими и ворами и проводили дни, ставя на карту кучи серебра или наслаждаясь петушиными боями, а вечера — в танцах. Состояния в Новой Испании наживались главным образом на рудниках; поэтому в креольском обществе всегда было что-то от беспечности и варварской хвастливости жителей горняцкого поселка.
К концу XVIII в. в Мексике было около миллиона человек, претендовавших на принадлежность к креолам, хотя в жилах многих из них текла индейская кровь. Во времена конкистадоров смешанные браки заключались часто. Отстранение креолов от власти оправдывалось тем соображением, что они «низшая раса». Предполагалось, что американская среда ведет к вырождению. В этой теории было зерно истины. Креолы были великодушны, любезны и иногда культурны, хотя им была также свойственна склонность к лени, распущенности и легкомыслию. Разумеется, причиной их вырождения был не климат, а то обстоятельство, что обладание рудниками и асиендами или оплачиваемыми должностями в церкви и государственном аппарате давало им возможность жить в роскоши, а вследствие политики испанского правительства им не доверяли никаких ответственных дел. Их излюбленными занятиями были игра в карты и любовные похождения, а развлечениями — посещение боя быков и петушиных боев. Вместо того чтобы восставать против гачупинов, они рабски подражали их привычкам. Многие креолы добивались второстепенных должностей в административном аппарате, и вице-короли весьма охотно удовлетворяли их страсть к чинам, продавая им должности. Города Новой Испании кишели мелкими чиновниками, не имевшими власти и обязанностей, но наслаждавшимися престижем, который им давала принадлежность к бюрократии. Ближе к концу XVIII в. для них открылась новая сфера деятельности: организовалась армия для защиты Новой Испании от возможного английского вторжения. Рядовыми солдатами этой армии были метисы или мулаты, а офицерами — креолы. Блиставшие своими синими с белым мундирами офицеры, пользовавшиеся, подобно духовенству, фуэро (привилегией) судиться только в военных судах, вскоре привыкли считать себя независимой и привилегированной кастой.
За пределами городов долины Центральной и Южной Мексики были усеяны огромными белыми домами, где в одиноком великолепии жили помёщики-креолы. Они владели поместьями, простиравшимися на сотни квадратных
миль гор и лесов, где паслись стада быков, иногда в несколько сотен тысяч голов. Помещики проводили свое время на коне, в охоте, стрельбе и надзоре за пеонами, работавшими на полях пшеницы или на плантациях сахарного тростника. Путешественника, нарушавшего их одиночество, принимали с кастильской любезностью и развлекали боем быков, пикником с музыкой или демонстрацией ловкости пастухов-вакерос, ловивших быков хозяина. Только на дальнем севере, в степях Дуранго, Соноры и Чигуагуа, столь отдаленных от Мехико и столь недоступных, что о них почти ничего не знали, возникло более демократическое общество. Это был край энергичных и трудолюбивых креольских и метисских ранчерос, обрабатывавших собственные земли и пасших на холмах стада овец и коз.
Три или четыре миллиона индейцев жили почти так же, как их предки до завоевания. На плодородных землях долин центральных провинций многие из индейцев сделались пеонами на асиендах. Некоторые отдаленные горные деревни сохранили общинные земли (эхидос). В пустынях севера кочевали дикие племена, совершавшие набеги на испанские поселения. Пеоны, как и самостоятельные крестьяне, почти не поддались влиянию испанской культуры. Правда, в их пище и одежде, орудиях и утвари время от времени проявлялись испанские влияния. Религия индейцев превратилась в смесь язычества и католицизма. Но в главных своих чертах жизненный уклад индейцев не изменился. Они продолжали питаться лепешками, перцем и бобами. Оки попрежнему строили для себя хижины из дерева, глины или необтесанного камня и расстилали свои соломенные цыновки на голой земле. Они не употребляли в пищу говядины, баранины, пшеничного хлеба, не пили вина, не носили шерстяных или шелковых тканей. Они попрежнему сажали маис остроконечными палками, пекли его на угольях, подчинялись своим касикам и говорили на старых племенных языках.
Испанское завоевание нанесло большой ущерб индейской культуре. Но при испанском владычестве индейцам в деревнях зачастую было бесполезно проявлять трудолюбие и ум. Каждая деревня, производившая больше, чем нужно для скудного существования, могла соблазнить жадного коррехидора. В Мексике имелись доказательства талантов, присущих индейским народам. Но Паленко и Чичен-Ица были похоронены в непроходимых лесах, пирамиды Теотиуакана превратились в покрытые травой холмы, место храма Кецалкоатла можно было узнать лишь по нескольким курганам странной формы, а развалины Теночтитлана были скрыты под собором и площадью испанского города.
Лучшие произведения индейской культуры были уничтожены. Храмы были разрушены, пирамиды снесены, идолы сожжены, коллегии жрецов распущены. Сожжение индейских рукописей, приписываемое преданием Сумарраге, повидимому, не имело места [2],— напротив, некоторые наиболее просвещенные духовные лица пытались сохранить индейские пиктографические письмена, но вскоре не оказалось индейцев, способных прочесть их. Наука Мексики до испанского завоевания стала закрытой книгой. Но хотя надстройка старого общества исчезла, его базис — экономическая и социальная организация — сохранился. Под испанским игом индейское общество было придавлено, но не убито. В XX в. индейцы встретятся с креолами на равных началах — не как низшая раса, а как наследники майя и ацтеков.
В течение колониального периода промежуточная раса, метисы, находилась почти в столь же тяжелом положении, как и индейцы. В XVI в. к смешению рас относились терпимо, но впоследствии, когда расовые предрассудки креолов возросли, метисы были лишены привилегий расы победителей, и в то же время им было даже запрещено жить в индейских деревнях, чтобы они не подстрекали жителей к восстаниям. Некоторые семьи метисов стали фактически индейскими. Другие метисы становились погонщиками мулов, ранчерос или же находили работу на рудниках и в промышленности, а в XVI!I в. начали проникать в ряды низшего духовенства. Но метис, рожденный вне брака, мог выбирать только между нищенством или разбоем. В испанских городах постепенно появилось огромное население босяков (леперос). В одном лишь городе Мехико их было 15—20 тыс. Бездомные и полунагие, они толпились на улицах и площадях. Днем они просили милостыни, а под покровом ночи были способны на грабеж и убийство.
Выпросив или украв несколько реалов, они могли удовлетворить свою жажду пульке, и каждую ночь город объезжали повозки, подбиравшие пьяных и увозившие их в тюрьму. Наиболее энергичные из этих париев организовывали в горах разбойничьи банды. Столетиями главные торговые пути кишели бандитами, которые отличались в ей присущей их профессии жестокостью, но иногда становились легендарными героями индейских деревень — о них ра сказывалось, что они крадут у богачей, чтобы щедро одаривать бедняков. В XVIII в. была организована особая полиция — «акордада» — с правом совершать смертную казнь. Кто попадал в ее когти, того немедленно распинали, и разлагающиеся трупы распятых украшали дороги в назидание всем проходящим.
Тем не менее, именно метисам предстояло в будущем создать мексиканскую нацию. Человек сомнительного происхождения, с неопределенными связями, метис обладал вулканической энергией, весьма отличной от медлительности креола, а также от пассвности индейца. Возмущаясь против претензии испанцев на превосходство, он унаследовал достаточно испанского индивидуализма, чтобы бороться с ними. Метисы были революционной силой, которой предстояло играть руководящую роль в борьбе против испанского правительства и испанских учреждений. К концу XVIII в. эта категория составляла 2 млн. чел. и продолжала расти, так что представлялось вероятным, что она поглотит и чистокровного креола и чистокровного индейца[3].
[1] Теперь часть умшы Франсиско Мадеро.
[2] Однако на Юкатане епископ Ланда сжег рукописи племени майя.
[3] Метисы Мексики представляли собой скорее социальную, чем этническую категорию. Во всяком случае особенности метисского населения Мексики XVIII в. были обусловлены именно его неполноправным социальным положением, а не каким-то «расовым характером» (Прим. ред.)